ЛЕГО-ЦЕНТР КАК ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья
В рамках региональной инновационной площадки «Развитие конструктивной и исследовательской деятельности старших дошкольников в условиях учебно- игрового ЛЕГО - центра» в нашем дошкольном учреждении был создан учебно-игровой центр, где широко применяются в конструктивной деятельности наборы Lego Education и Lego DUPLO.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego-tsentr.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕГО-ЦЕНТР КАК ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ
КОНСТРУКТИВНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Никитина Н.А., старший воспитатель
Столбина О.А, учитель-логопед,
Дурова Л.С., педагог-психолог
МБДОУ д/с № 58 г. Белгорода
В век инновационных технологий появилась необходимость вывести познавательную деятельность дошкольников на новый современный уровень. Одной из таких технологий, которая помогает всесторонне развить ребенка через игру, стало образовательное решение LEGO Education. Конструктор LEGO позволяет не только научить ребенка собирать детали в определенной последовательности, согласно приложенным схемам, но и дает возможность провести обучение ребенка через все образовательные области, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ).
В рамках региональной инновационной площадки «Развитие конструктивной и исследовательской деятельности старших дошкольников в условиях учебно- игрового ЛЕГО - центра» ( научный руководитель Серых Лариса Викторовна, к.п.н., доцент, зав.кафедрой дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО БелИРО) в нашем дошкольном учреждении был создан учебно-игровой центр, где широко применяются в конструктивной деятельности наборы Lego Education и Lego DUPLO.
Основная цель Лего - центра заключается в создании условий и апробации целостной системы педагогической деятельности (образовательной деятельности, игр, упражнений, проектной деятельности) по развитию конструктивной и исследовательской деятельности старших дошкольников средствами ЛЕГО – конструирования.
На начальном этапе работы в Лего – центре, дети знакомятся с кубиками Lego DUPLO, с историей создания конструктора, с типом деталей (размером, формой и цветом). В игровой деятельности со стандартными кубиками, у ребенка развивается память, логическое мышление, дети учатся выполнять простые математические операции. Например, такая простая игра, как «Скажи, чего не стало!» помогает развивать внимательность и память ребенка. Задача ребенка – запомнить и назвать те детали конструктора, которые педагог впоследствии убрал. Игру можно усложнить, добавив больше кубиков или элементов конструктора, или изменить положение частей.
Далее дети начинают соединять детали поэтапно, следуя схеме или своей фантазии, тем самым развивая мелкую моторику рук, воображение. Дети учатся сопоставлять и сравнивать, планировать и анализировать ход своей работы. Например, игра «Построй башню», направленна на развитие первичных математических представлений. Ребенок строит башню по образцу или по памяти, соблюдая цветовую последовательность, количество и размер деталей. Игра «Лабиринт» нацелена на развитие пространственных ориентировок. Педагог учит детей передвигать кубики в пространстве, сохраняя и меняя направление: «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Затем, включая в игру готовые наборы Lego Education, дети в полной мере погружаются в мир образовательной игры, которая позволяет в легкой форме познакомить дошкольников с миром математики, науки, социальных взаимоотношений и языков.
С набором «Эмоциональное развитие ребёнка» дети в непринуждённой и увлекательной форме исследуют эмоциональное состояние людей, знакомятся с видами эмоций, их внешним проявлением. Дети в игровой форме с помощью различных персонажей сталкиваются с разнообразными жизненными ситуациями, которые могут встретиться на их пути в реальности, сообща ищут пути решения какой-либо проблемы. Например, игровая ситуация «Давай дружить!» развивает социальные навыки, формирует представления о дружбе. Собирая главных героев данного набора: Жанну, Зою, Шурика, Женю, Нину Оладьевну, дети знакомятся с эмоциональной особенностью каждого персонажа. Например, Жанна – любопытная, Нина Оладьевна – добрая, веселая, Шурик – озорной, Женя неуверенный в себе, а Зоя стремится всегда всем угодить. Далее педагог просит объединиться детей в пары и соорудить детский сад «Счастливые дни». Теперь задача детей обыграть ситуацию знакомства и подружить эмоционально разных персонажей друг с другом. Через игру дети учатся определять и выражать свои чувства. Работая в коллективе, дети начинают проявлять чувства уважения и сопереживания к окружающим их людям. Это образовательное решение активно использует в своей работе педагог-психолог. Игры способствуют эмоциональной разгрузке детей, решению назревающих конфликтных ситуаций внутри детского коллектива.
С помощью образовательного решения Lego Education «Моя первая история» педагоги ДОУ организуют интересные, оригинальные занятия по развитию речи. Погружаясь в вымышленный мир, дети начинают фантазировать, сочинять и рассказывать свои истории сверстникам или педагогам. Дети в ходе игры планируют последовательность событий, описывают действия, главных героев, ситуации. Например, создавая историю «Мой питомец», дети учатся описывать предметы и события, выражают свои мысли, идеи и мнения, общаясь со сверстниками. Педагог записывает придуманные детьми сюжеты в специальную тетрадь «ЛЕГО истории». В дальнейшем воспитатель может зачитать сюжет истории всем детям или родителям, мотивируя детей к созданию наиболее развернутых и красочных сюжетов. Объединив набор «Моя первая история» с любым другим набором серии DUPLO, возможно увеличение количества сюжетных линий, декораций, тем самым, игра становится увлекательней. Кроме этого, для героев можно сделать костюмы из природного или подручного материала, тем самым включая в занятие элементы продуктивной деятельности. Набор «Моя первая история» и другие решения широко применяет в своей работе учитель-логопед для коррекции общего недоразвития речи и фонетико-фонематического нарушения. Дети, работающие с Лего на занятиях, быстрей других детей осваивают звукобуквенный анализ и синтез слова, запоминают графический образ букв, закрепляют автоматизацию и дифференциацию звуков. ЛЕГО игры способствуют формированию пространственных ориентаций, грамматических составляющих речи, развитию словаря и связной речи. Например, игра «Кто что делает?» развивает глагольный словарь ребенка. Педагог предлагает сконструировать из кубиков домашних животных и птиц. В процессе игры со своими моделями, дети отвечают на вопрос «Что делает?», например, курица (что делает?) ходит, клюет, бегает, квохчет, кудахчет и т.д.
Наборы LEGO Education также направлены и на логико-математическое развитие детей в процессе игр со специальным решением «Математический поезд», Cafe+,«Детская площадка», «Кирпичики DUPLO для творческих занятий». Дети учатся экспериментировать, определять причинно-следственные связи, собирая и разбирая свои творения, позволяют на практике, увлекательным способом усвоить простые математические операции: сложение, вычитание; счет прямой и обратный, порядковый счет, изучить понятия «форма», «цвет» и его оттенки. Образовательные решения от LEGO открывают мир первых экономических отношений. Дети в процессе игры примеряют на себя роль продавца или покупателя, потребителя некоторых товаров и услуг, которые необходимо выбрать, оплатить, получить сдачу, рассчитать остаток средств.
Еще одним совершенно новым уникальным инновационным подходом к развитию детей старшего дошкольного возраста, реализуемого в нашем Лего – центре, является работа с конструкторами LEGO WEDO и LEGO WEDO 2.0., которые дают возможность постепенно внедрить детей в инженерию, программирование и робототехнику, через проектную деятельность. Например, проект «Сортировка отходов» позволяет понять принцип сортировки и переработки отходов. Любая проектная деятельность с Lego Education начинается с изучения и обсуждения проблемной ситуации. Дети совместно с педагогом просматривают видеоролик о необходимости переработки материалов, которая является одной из самых больших проблем XXI века. В процессе группового обсуждения, дети приходят к выводу, что вовлечение людей в переработку производимых ими отходов является сложной задачей, поэтому необходимо предложить более эффективные методы сортировки:
1. Люди должны научиться не выбрасывать все отходы в одно место.
2. Материалы, как правило, необходимо сортировать до начала процесса переработки.
3. Люди или машины могут разделить отходы по типу: бумагу, пластик, металл и стекло.
4. Для сортировки объектов должна применяться специальная машина.
Затем детям предлагается построить грузовик для переработки отходов с помощью предоставленных инструкций по сборке, запрограммировать модель, используя образец программы. В процессе конструирования, дети зарисовывают свои проекты, фиксируя, с какими проблемами они столкнулись при проектировании. В завершении педагог предлагает детям поделиться своим опытом моделирования различными способами.
Комплект Lego Education WeDo 2.0 составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который стимулирует интерес старших дошкольников к естественным наукам и инженерному искусству.
Используя решения Lego Education, дети учатся анализировать задачи и находить их решения, развивают навыки совместной работы и общения, учатся рассматривать неудачи как путь получения нового опыта, учатся понимать, как из частей складывается единая функционирующая система.
Программирование, конструирование, исследование, фиксирование результатов своей деятельности в индивидуальных тетрадях, выставка сконструированных моделей в специальной «выставочной зоне», а так же общение в процессе работы способствует разностороннему развитию дошкольников, не зря главный девиз компании: «Так много способов учиться!»
Список использованной литературы.
1. Речевые игры с лего: метод.пособие / Е. В. Мазанова. – Самара: Издательство Кузнецовой, 2019. – 52 с.
2. https://education.lego.com/ru-ru/support/preschool
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ориентировка в пространстве у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами"
Дипломная работа ВведениеДошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Ребенок многое может усвоить в эти годы жизни. Период дошко...
Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)
Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...
Игры для развития ориентировки в пространстве (для детей старшего дошкольного возраста)
Представлены игры для старших дошкольников по разным разделам "Ориентировки в пространстве"...
Презентация "Создание единого лечебно - образовательного пространства для оздоровления детей дошкольного возраста"
Презентация раскрывает цели, задачи, направления работы которые ставит перед собой ДОУ по созданию единого лечебно-образовательного пространства для детей как общеразвивающих так и к...
Игры по развитию ориентировки в пространстве для детей старшего дошкольного возраста
Материал был использован для выступления на педсовете...
"Развитие ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"
"Развитие ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения" ...
Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами игрового комплекта "Пертра"
Одним из основных показателей адаптации ребенка к школе является развитие у него пространственной ориентировки, что обеспечивает полноценное овладение учебным материалом. Формирование пространственных...