"Нетрадиционные формы работы с родителями"
методическая разработка
Конспект родительского собрания в логопедической группе.
Тема: «Путешествие в прошлое своей семьи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Нетрадиционные формы работы с родителями»
Чихачева Л.В.
Родительское собрание «Нетрадиционные формы работы с родителями»
Собрание на тему:
«Нетрадиционные формы работы с родителями».
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я, может быть, запомню.
Вовлеки меня, и я пойму».
Конфуций.
Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Родители доверили государству главное, что есть в нашей жизни это дети, наше прекрасное настоящее и будущее. Поэтому задача педагога научится правильно и грамотно взаимодействовать с семьей, для эффективного воспитания и обучения ребенка. Одной из таких возможностей взаимодействия являются «Родительские собрания». Первое собрание как общесадовое, так и отдельной группы носит организационный характер, в котором происходит общее знакомство работников ДОУ с родителями. Подводятся первые итоги диагностики уровня развития детей. Ставятся общие цели и задачи воспитательно - обучающего процесса на год. Родительские собрания дают возможность, сообща решать внутренние вопросы конкретной возрастной группы. Для более плодотворного сотрудничества проводится анкетирование, которое выявляет условия жизни ребенка, уровень компетентности родителей в обучении и воспитании детей. К тому же дает возможности педагогам увидеть желание и возможность взаимодействия родителей с дошкольным учреждением.
Последующие собрания проводят в течение года для подведения итогов в развитии и обучении ребенка
Цели:
1. Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.
Задачи:
1. Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
2. Создавать атмосферу общности интересов.
3. Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.
4. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
5. Развивать умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.
6. Способствовать овладению способами выражения своих эмоций – как положительных, так и отрицательных.
7. Активизировать коммуникации в семье.
Принципы:
1. Собрание проходит с равной активностью родителей и педагогов.
2. Участие родителей оговариваться, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними.
3. Тематика собрания одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем.
4. Решение, к которому приходит родительское собрание, - равноправный договор организаторов и родителей, в котором указывается, как родитель может проконтролировать выполнение педагогами своих обязательств.
5. Итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.
Виды:
1. Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей.
2. Установочные, на которых родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно-образовательном процессе.
3.Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, посещаемости.
4. Консультативные, где обсуждаются те или иные общие мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.
5. Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников.
6. Отчетные, имеющие целью показать воспитательно-образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.
Конструкт родительского собрания в логопедической группе.
Тема: «Путешествие в прошлое своей семьи».
Воспитатель: Хлебникова И.Ю. Учитель-логопед:Чихачева Л.В.
Цель: Формирование семейных традиций.
Задачи: 1. Заинтересовать родителей и детей изучением истории
происхождения своей семьи,
2. Прививать уважение к культурным традициям семьи,
способствовать становлению личности детей с помощью изучения
родословной и жизни своих предков.
Форма проведения: педагогическая гостиная.
Участники: родители, воспитатель, логопед
Предварительная работа:
1. Оформление фотоальбома «Семейные фотографии»,
2. Выставка фотографий воспитанников и родителей группы в младенчестве и раннем детстве.
3. Подготовка презентаций старинной семейной фотографии.
Материал:
- семейные фотоальбомы разных видов, фотографии воспитанников группы в раннем возрасте,
- альбом с пословицами и поговорками о семье,
- Наглядный материал, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «семья», настольно-печатные и дидактические игры,
- художественная литература для чтения детям по теме собрания,
- на мольберте написаны мудрые мысли, пословицы и поговорки о семье.
Ход собрания:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть Вас в педагогической гостиной.
И прежде чем начать наш разговор я предлагаю Вам сыграть в игру «Моя семья». Эта игра поможет нам узнать о вашей семье, о традициях, увлечениях в семьях.
(Приложение 1)
Воспитатель: У каждого человека есть дом. Это не просто крыша над головой, а место, где его понимают, любят и ждут.
Таким домом можно назвать наши семьи, детский сад, село, страну, в которой мы живем.
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем» (В. Степанов)
Сегодня мы с вами поговорим о самом главном для каждого из нас – это о семье и о том, как сохранить историю семейного рода.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слеза, и смех,
Взлет и падение, радость и печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
На стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Семья – это маленькая вселенная. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Поскольку семья – Вселенная, пусть и маленькая, должны быть и загадки вселенной. И они действительно существуют. Но на каждую загадку есть своя отгадка.
Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет, и свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось разорвать круг. Человек уходит, а дети остаются. У детей рождаются свои дети, а у тех – свои. И если человек не совершал не каких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.
Кем был твой прадед,
Кем – твой дед?
О чем они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?
Каким был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызывало дружный смех
И как они женились?
Какие испытанья им
Достались на веку?
Как до Парижа дед пошел
В народном том полку?
И если все узнаешь ты,
Изучишь древний род, -
Полюбишь родину свою,
Полюбишь свой народ!
Логопед: Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом)»
А есть ли в вашем доме семейный альбом?
Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое.
Игра «Узнай кто это?»
Посмотрите внимательно на фотовыставку и попробуйте узнать кто это? (Фотографии родителей и детей в раннем и дошкольном возрасте)
Логопед: К 4-5 годам дети начинают понимать, что когда то они были другими – маленькими, а скоро снова изменятся, вырастут и станут – большими. Этот процесс называется осознанием личностного времени.
Малышам такие сложные абстракции, как понимание движение времени, рост и взросление, недоступны. Лишь развитие мышления и воображения дает четырехлеткам возможность осознать это.
Важно понять, что каждый возраст по своему ценен. Не нужно стремиться делать ребенка старше, чем он есть, или, наоборот относится к нему как крошке. Дети растут и это замечательно помочь ребенку правильно оценивать себя и оптимистично смотреть в будущее – задача взрослого.
В каждой семье раньше были большие альбомы с фотографиями. Там любой мог увидеть себя и своих близких маленькими, молодыми, пожилыми.
Семейный альбом – это огромное, пространство жизни с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное. Детей всегда привлекают такие альбомы. Они искренне удивляются, что их бабушки, дедушки, мамы и папы, когда-то были детьми. С интересом рассматривают они себя в младенчестве.
Скажите, рассматриваете ли Вы вместе с ребенком семейный альбом?
Жаль, что во многом эта традиция утрачивается. Однако восстановить её не так-то трудно, тем более что помимо фотографий у нас аудио- видеокассеты.
Отбор фотографий, оформлений страниц фотоальбома – это именно то общение, которое необходимо дошкольнику, и его совместной деятельности с родителями.
Конкретный образ на фотографии сопровождается рассказами из жизни членов семьи, это вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его память.
Посмотрите фотографии и обсудите с ребенком, чем отличаются взрослые от детей, как изменится он сам внешне и внутренне, каким он будет. В заключении нарисуйте лесенку из трех ступенек символизирующих прошлое, настоящее и будущее ребенка, каким он ведет себя на каждой ступеньке.
Логопед: Давайте обратимся к словарю и определим значением слов «альбом», «семья», «фотография».
(Родители делятся на три группы. Каждой группе дается лист с одним из слов, нужно написать значение данного слова и передать лист на проверку, родительской группе справа. Таким образом, каждая группа знакомится со всеми понятиями.)
Примерные записи родителей
Альбом:
- тетрадь или книга с чистыми листами для стихов, рисунков, фотографий, открыток.
- объединенное по теме собрание иллюстраций и рисунков, фотографий.
Семья:
- группа людей, состоящая из мужа, жена, детей, и других близких родственников живущих вместе.
Фотография:
- способ получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах, с помощью специального аппарата.
Семейный альбом:
Тематическое собрание фотографий близких родственников.
Воспитатель: Каждый человек старается упорядочить свои фотографии и создать альбом. Альбомы могут быть различных видов. Скажите, какими могут быть альбомы? (Свадебные, армейские, отражающий детство)
Глядя на фотографию, можно много узнать о том времени, когда она была сделана.
Воспитатель: А сейчас мы переходим к практической части нашего собрания. (Представляют жюри)
Жюри будет оценивать конкурсы по следующим критериям: оформление фотографий, представление, содержание.
Конкурсы.
1. Презентация семейной стариной фотографии.
2. Презентация семейного альбома.
3. Презентация «Моя родословная»
4. Презентация «Мой ребенок»
А теперь, пока жюри подводит итоги, мы с вами немножко отдохнем.
Вам нужно изобразить пантомиму следующих ситуаций:
• семейный отдых на природе
• ребенок играет
• ребенок обедает
• ребенок собирается в детский сад
• первые шаги ребенка
• день рождение ребенка
Жюри подводит итоги. Победители награждаются.
Воспитатель: Зачем же современному человеку знать историю своей семьи?
Вывод: Человек без этого знания, подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы, им очень легко управлять.
Воспитатель: Уважаемые родители! Дерево, у которого крепкие корни ветер не валит. Если мы будем знать историю своей страны, и своего города нам не страшны не какие невзгоды.
Вариант решения родительского собрания
1. Постепенно с взрослением детей рассказывать им о своих предках.
2. Поддерживать семейные традиции и создавать новые
3. Начать создавать семейный альбом, родословную своей семьи.
4. Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников»
Приложение:
Игра «Моя семья»
Играющие сидят по кругу. Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким то общим признаком, и называет этот признак. В тот момент, когда родители пересаживаются, воспитатель занимает один стул. Оставшийся без стула родитель становится ведущим и продолжает игру.
- Кто имеет в семье одного ребенка (более одного ребенка?
- Кто кого-то из детей назвал в честь бабушки (дедушки?
- Кто живет в отдельной квартире (с родственниками?
- У кого есть дети-школьники?
- Кто всей семьей трудится в огороде?
-Кто любит путешествовать?
- Чей ребенок любит рисовать (петь, танцевать?
- У кого в семье есть мама домохозяйка?
- Чья мама печет самые вкусные блинчики?
- Кто с сыном любит ходить на рыбалку?
- У кого в семье кто-либо имеет хобби?
- Для кого физкультура, любимое занятие?
- Кто самый умный, сильный и любимый папа?
- Кто каждый день своему ребенку читает книги на ночь?
Заключение
В завершении нашего разговора хочется выразить вам благодарность за участие в собрании, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу.
Пусть будут счастливыми и долгими годы вашей жизни, полной любви к вашим детям. Вы очень им нужны. Если ребенок провел свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любимыми его людьми – мамами, папами, бабушками и дедушками, это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок, увлекательных прогулок, радостей от исполнения желаний, мудрых наставлений.
Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными.
Список используемой литературы
1. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А.Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика – Синтез, 2007.
2. Куликова, Т. А.Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. ср. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
3. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду: Средняя группа/Авт. -сост. С. В. Чиркова. –М: ВАКО, 2010. – 256 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».
Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов». Нарушения речи – распрос...
ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...
Нетрадиционные формы работы с родителями в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (из опыта работы)
Проект по работе с родителями " Давайте будем дружить друг с другом": Внедрение в практику нетрадиционных форм и методов взаимодействия педагогов с семьей с целью повышения активности родителей ...
Нетрадиционные формы работы с родителями: «Командная работа»
То, как ребенок общается со своими родителями – определяет его поведение и взаимодействие с окружающим миром. Опыт и модель общение внутри семьи – формирует поведение ребёнка в реальном мире. Общение ...
Опыт работы по использованию нетрадиционных форм работы с родителями по формированию ЗОЖ
Использование "Дневничка-Здоровячка" в работе с родителями...
Нетрадиционные формы работы с родителями "Все работы хороши"
Конспекты и сценарии работы с родителями на тему "Все работы хороши"...