Повышение музыкальной эрудиции педагогов ДОУ с использованием программы « Я и музыка»
статья
Реализация программы взаимодействия с педагогами, направленная на повышение их музыкальной эрудиции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_muz_eruditsii_pedagogov.docx | 29.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Повышение музыкальной эрудиции
педагогов ДОУ с использованием программы « Я и музыка»
Анализ психолого-педагогической литературы и результатов констатирующего эксперимента позволил определить цель преобразующей части эксперимента, реализовать программу взаимодействия с педагогами, направленную на повышение их музыкальной эрудиции.
Задачи:
1. Описать программу для педагогов ДОУ “Я и музыка”.
- Проанализировать участие педагогов в освоении содержания предлагаемой программы.
- Выявить динамику изменений музыкальной эрудиции педагогов в результате освоения данной программы.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что музыкальная эрудиция педагогов соответствует низкому уровню, что непосредственно влияет на уровень музыкального развития детей.
В связи с этим появилась необходимость в разработке определенной программы взаимодействия с педагогами, которая повысила бы музыкальную эрудицию воспитателей. Таким образом, было определено содержание и формы его реализации в виде программы “Я и музыка”, включающей в себя несколько этапов.
Рассмотрим эти этапы и нацеленность каждого из них на реализацию определенного содержания по разработанной программе:
Этап 1 - Подготовительный – включает в себя 2 направления
- диагностику музыкальной эрудиции педагога;
- подготовку условий для реализации программы.
Этап 2 – Обучающий – связан с реализацией содержания программы и включает в себя 5 блоков:
1 “Мир музыки”
2 “Композиторы - детям”
3 “Играй маэстро!”
4 “За кулисами театра”
5 “Музыкальная олимпиада”
Каждый блок нацелен на совершенствование, углубление знаний педагогов в области музыкального искусства и реализуется в форме занятий, по 2 занятия в каждом блоке. Сами занятия предполагают использование следующих организационных форм взаимодействия с педагогами: дискуссии, систему заданий для самостоятельной проработки, деловые игры.
Блок № 1 “Мир музыки”
Занятие 1
- тематическая консультация “Музыка в жизни взрослого и ребенка”
- беседа, дискуссия по материалам консультации;
- домашнее задание для педагогов, частично определяющее содержание взаимодействия на следующем занятии.
Занятие 2
- деловая игра “Музыкальный кроссворд” по материалам домашнего задания;
Блок № 2 “Композиторы - детям”
Занятие 1
- знакомство с композиторами-классиками русскими и зарубежными, создававшими музыку для детей;
- беседа экспериментатора с педагогами, участие в беседе музыкального руководителя.
Занятие 2
- деловая игра “Музыкальная карусель”
Блок 3 “Играй маэстро!”
Нацелен на совершенствование знаний педагогов о детских музыкальных инструментах, овладением игрой на них, использовании в педагогическом процессе.
Занятие 1
- выступление эксперта с тематической консультацией о детских музыкальных инструментах с использованием наглядности (образцы детских музыкальных инструментов) и прослушивании звучания инструментов в оркестре и автономно с привлечением аудио- и видеозаписей;
- беседа с воспитателями о значении исполнительских навыков в музыкальном развитии детей, их возможностях;
- домашнее задание, заключающееся в создании вариативного музыкального инструмента на основании полученных знаний и представлений. Выполнение его возможно самостоятельно педагогом, а возможно совместно с детьми. Для создания звучащего инструмента педагог использует любые сподручные материалы.
Занятие 2
- представление музыкального инструмента, его использование автономно и в импровизированном оркестре. Обсуждение возможностей его использования в работе с детьми;
- знакомство с приемами игры на различных музыкальных инструментах;
- проведение дидактических музыкальных игр “Угадай что звучит”, “Человек-оркестр”
Блок № 4 “За кулисами театра”
Воспитатели получают представления об искусстве музыкального театра, совершенствуют умения сочинять сценарии детских театральных спектаклей с использованием музыки.
Занятие 1
- тематическая консультация “О роли музыкального театра в музыкальном развитии ребенка”;
- знакомство с различными видами детского музыкального театра: детская опера, театр детского танца, музыкальная пластика, кукольный театр, оперетта и др.
- музыкальное сопровождение в спектакле как одна из форм создания и передачи художественного образа ребенком в процессе драматизации. Музыкальное развитие ребенка в процессе взаимодействия с музыкой.
- домашнее задание, заключающееся в подборе музыкального сопровождения к игре-драматизации на выбор педагога.
Занятие 2
- представление домашнего задания, обсуждение, анализ.
- проведение игры “Музыкальные фантазии”
Блок № 5 “Музыкальная олимпиада”
Этот блок является завершающим в реализации данной программы и нацелен на подведение итогов проделанной работы. Олимпиада носит одновременно обучающий и состязательный характер, что вызывает интерес и активизирует педагогов к участию в ней. Предлагаемые в данном виде взаимодействия конкурсы включают использование педагогом всех знаний и умений, которые он приобрел, обогатил, усовершенствовал.
Педагоги делятся приобретенным опытом, дают друг другу рекомендации о возможных путях и способах повышения музыкальной эрудиции и использовании приобретенных знаний в процессе музыкального развития ребенка.
Примерные конкурсы музыкальной олимпиады :
- “Звучи моя музыка”
- “Приглашаю танцевать”
- “Играй маэстро!”
- “Сказка за сказкой”
Кроме того, в процессе освоения содержания предлагаемой программы воспитателям оказывалась педагогическая поддержка в форме сопроводительного документа “Страничка эрудита”. Данная форма предполагала заполнение разработанной странички педагогом после каждого занятия и в процессе участия в нем.
Страничка включает в себя следующие графы:
- узнал новое в процессе взаимодействия с экспертом;
- мои общие впечатления от каждой формы работы (тематической консультации, деловой игры, домашнего задания и др.), мои музыкальные впечатления (особо понравившееся музыкальное произведение для взрослых, для детей, яркое эмоциональное переживание музыки).
- хочу узнать (появившиеся музыкальные интересы, потребности в изучении какой-либо темы более подробно).
- рекомендации (заполняется экспертом по итогам индивидуальной работы с педагогом, подразумевает рекомендации педагогу по посещению музыкальных учреждений нашего города, чтению литературы по интересующим проблемам, выполнении дополнительных заданий).
Данная страничка также позволит определить, как изменилось отношение воспитателей к музыкальному искусству, насколько вырос их интерес к музыке, как они планируют свою дальнейшую деятельность в данном направлении.
Рассмотрим особенности взаимодействия с педагогами ДОУ в процессе освоения программы “Я и музыка”.
Полученные данные свидетельствуют, что музыкальная эрудиция педагогов изменилась еще в процессе работы по программе. В первую очередь появился интерес к музыке как виду искусства. Об этом ярко свидетельствуют вопросы, которые педагоги задавали во время занятий. Воспитатели принимали активное участие в беседах по содержанию тематических консультаций. Многих интересовали факты из жизни композиторов-классиков, история создания того или иного произведения. Например, был задан такой вопрос: “Почему произведение В. Моцарта “Реквием” называют бессмертным?”
Узнав историю создания этого шедевра, воспитатели прониклись искренне добрыми чувствами и к автору и к его музыке, захотели прослушать его в живом исполнении.
С удовольствием педагоги принимали участие в выполнении домашних заданий, где проявили свои часто скрываемые качества, такие как артистизм, находчивость, импровизация, творчество. Также с интересом воспитатели участвовали в изготовлении детских музыкальных инструментов из подручного материала, проявляя следующие качества – выдумку, сноровку, изобретательность. Каждый педагог представлял инструмент, сделанный своими руками с выраженным восторгом, интересом, желанием, особенно в игре “Человек-оркестр”, и как оказалось, сами педагоги были немало удивлены открывшимися возможностями в данной деятельности для себя как человека развивающегося и как педагога, работающего с детьми. Главным стало то, что воспитатели поняли смысл этой деятельности и ее полезность в педагогическом процессе (изготовление таких музыкальных инструментов в группе с детьми, их простота и доступность).
Занятия в четвертом блоке “За кулисами театра” следует отметить особо. С интересом были приняты такие задания как создание маленького спектакля или постановки танцевальной сюиты. Были сделаны выводы о важности этой музыкальной деятельности в коллективе детей, об участии в ней взрослых в т.ч. родителей воспитанников. Отмечена также необходимость поддержки руководства дошкольного учреждения.
С домашним заданием этого занятия справились практически все участники. Для его выполнения воспитатели объединились в подгруппы, что является положительным моментом в работе коллектива.
Завершающий этап программы “Музыкальная олимпиада” превратился во всеобщий праздник ДОУ.
В конкурсе “Звучи моя музыка” воспитатели называли большое количество музыкальных произведений, в том числе и детских, причем не только изученных по предложенной программе “Я и музыка”, а взятых из других источников.
В танцевальном конкурсе участвовали все сотрудники ДОУ и дети старших групп. Следует отметить, что воспитатели грамотно, точно, легко реагировали на характерные изменения танцевальной мелодии, темпа, ладовых интонаций.
Великолепным было выступление самодеятельного оркестра, состоящего из педагогов, которые с чувством передавали звучание своего инструмента в общем “хоре”, слышали друг друга, т.е. ансамбль звучал достаточно гармонично.
Доминантой праздника стало путешествие “Сказка за сказкой”. Педагоги проявили все свое мастерство и в исполнении своих ролей в сценах спектакля, и в изготовлении костюмов, атрибутов к спектаклю, декораций.
Практика показала, что требуется индивидуальный подход к решению поставленной задачи - повышению музыкальной эрудиции, посредством более частых встреч, активного общения с музыкальным руководителем, тщательного подбора учебно-методического материала и использовании творческих заданий с постепенным их усложнением, учитывая интересы и возможности молодых педагогов.
Общие выводы исследования.
Основной целью данного исследования было разработать и реализовать педагогические условия, при которых совершенствовалась музыкальная эрудиция педагогов как фактор музыкального развития дошкольника. К этим условиям относятся:
- организация самодиагностики педагогом особенностей музыкальной эрудиции;
- реализация программы, нацеленной на повышение музыкальной эрудиции педагогов с учетом выявленных особенностей;
В рамках выделенных условий, была разработана самодиагностика по изучению особенностей музыкальной эрудиции педагогами ДОУ.
Были определены задачи и содержание программы “Я и музыка”.
Программа “Я и музыка”, включала в себя пять основных блоков, каждый из которых нацелен на совершенствование знаний в таких видах музыкальной деятельности как: слушание и изучение классической музыки, музицирование, театрализованная деятельность.
Таким образом, такая форма работы как участие педагогов в программе “Я и музыка” может стать одним из средств развития их музыкальной эрудиции. Важным в реализации задач программы является целостность и последовательность их решения, участие педагогов в каждом блоке программы поэтапном освоении ее содержания. В результате проведенного исследования подтверждается предположение о том, что музыкально-эрудированный педагог готов к решению задач музыкального развития дошкольников, использование музыки в педагогическом процессе группы ДОУ.
В дальнейшем, можно осуществлять более сложный этап реализации программы “Я и музыка”, предполагающий не только повышение музыкальной эрудиции, но и повышение музыкальной культуры педагогов в целом.
Перечень и краткое описание игр,
используемых в процессе реализации
программы «Я и музыка».
«ЗВУЧИ МОЯ МУЗЫКА»
В игре-конкурсе используются фрагменты музыкальных произведений различных форм и жанров, написанные советскими и зарубежными композиторами 19, 20 веков в т.ч. детская музыка (композиторов-классиков и современных авторов).
Звучит отрывок музыкального произведения. Педагог должен определить, назвать произведение, назвать его автора и составить краткий, рассказ о творчестве данного композитора.
Критерием оценки данного конкурса является:
- правильность ответа
- краткость и содержательность составленного рассказа
«ПРИГЛАШАЮ ТАНЦЕВАТЬ»
В конкурсе педагогам предлагается прослушать несколько танцевальных мелодий разного характера. Затем каждый педагог выбирает одну из них и импровизируя, исполняет танец.
Оценивается умение четко определить характер музыки, ее темповую и динамическую окраску, а также образность и артистичность передачи своего восприятия музыки в танцевальных движениях.
«ИГРАЙ МАЭСТРО!»
/Конкурс состоит из двух частей./
1 часть.
Педагогам предлагаются (на выбор) детские музыкальные инструменты. Звучит фрагмент музыки (классической, народной, поп музыки, детской песни). Воспитатель под звучание фонограммы исполняет соло на выбранном музыкальном инструменте.
Оценивается :
- точность исполнения
- чувство ритма
- гармоничность звучания
- оригинальность
2 часть
Проводится жеребьевка (разыгрываются музыкальные инструменты). Под звучание фонограммы, без предварительной подготовки, играют все оркестранты.
Оценивается:
- умение гармонично влиться в общий «хор» инструментов
- находчивость и оригинальность игры на музыкальном инструменте
«СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ»
Конкурс состоит из двух частей.
1 часть
По принципу «экзамена» воспитатели выбирают билет, в котором указано кого или что он должен изобразить (театр-мим).
Оценивается :
- точность передачи образа своего персонажа
- находчивость, решительность, выдумка, смелость, артистичность
- творческое исполнение
2 часть
Педагогам предлагается принять участие в постановке предложенного спектакля. Роли разыгрываются жеребьевкой.
Оценивается:
- умение быстро сориентироваться
- умение «включиться» в свою роль, передать ее более образно и точно
- находчивость решения в выборе костюма своего героя (из имеющихся в «гримерной» атрибутов)
- артистичность
«Музыкальные фантазии или сказка на новый лад»
Ведущий игры предлагает воспитателям одну из знакомых детских сказок (желательно с большим количеством разных персонажей). Каждому участнику достается роль, которую на свое усмотрение он может изменить (например злой волк становится слабым и трусливым, Кощей – добрым волшебником, а добрая Фея превращается в бабу Ягу и т.п.). В процессе игры-инсценировки меняется первоначальный сюжет сказки на противоположный. Каждый исполнитель (участник спектакля) самостоятельно готовится к исполнению своей роли, подбирая себе костюм, музыкальное сопровождение (из заранее подготовленной фонотеки), соответствующие своему «новому» герою.
Такое действие и предложенные условия игры требуют от педагога умение максимально использовать свои творческие способности и актерский талант, а также находчивость и фантазию.
«Музыкальная карусель»
Предлагаемая музыкальная игра состоит из двух частей:
теоретическая и практическая.
Задание 1: Рассказать о творчестве предлагаемого композитора, назвать как можно больше созданных им произведений в том числе детских.
- прослушать отрывок классического произведения.
Задание 2: Сделать зарисовку «Как я вижу эту музыку», защитить свою работу перед коллективом педагогов.
Задание 3 : Узнать по рисунку ребенка музыкальное произведение, назвать автора этого произведения и определить, что хотел передать ребенок в своем рисунке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» для детей дошкольного возраста от 1,5 до 8 лет
Рабочая программа музыкального руководителя разработана в сответствии с ФГОС, для проведения воспитательно - образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в образовательной области "Худож...
Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые формы методической работы»
Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые фо...
Использование программы «CrazyTalk Pro» для создания анимированных персонажей как эффективное средство повышения мотивации к познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
знакомство с программой «CrazyTalk Pro»...
Программа по слушанию музыки Музыкальные шедевры О.П. Радынова
Учебно-методический комплект к программе «Музыкальные шедевры» для детей дошкольного (и младшего школьного) возраста включает в себя программу, методические рекомендации, систему занятий д...
Конспект музыкального занятия с использованием инновационных технологий "Фея Музыки". Для старших групп.
quot;Фея Музыки" - музыкальное занятие с инновационными технологиями....
Использование программ внутриорганизационного персонифицированного повышения квалификации персонала образовательной организации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога
В представленном материале рассказывается о повышение квалификации персонала образовательной организации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога посредством использования пр...
ПОВЫШЕНИЕ ИКТ- КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММ INSHOT И CANVA ДЛЯ СОЗДАНИЯ БУКЛЕТОВ, ВИДЕОРОЛИКОВ О ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА, ПЛАКАТОВ, ОБРАБОТКИ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ И ДР.»
Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это - первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к ...