Методическая разработка "Роль дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников".
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кирьянова Елена Александровна

В материале подчеркивается актуальность данной темы на современном этапе образования. Рассматривается дидактическая игра как своеобразное средство обучения дошкольника, развития его основных психических процессов, в осбенности мышления. А также виды дидактических игр и их особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Роль дидактической игры в развитии логического мышления

                                                  дошкольников.

                                                           «Для ребят дошкольного возраста игры

                                                             имеют исключительное значение:

                                                             игра для них — учеба, игра для них — труд

                                                             игра для них — серьезная форма

                                                             воспитания. Игра для дошкольников -

                                                             способ познания окружающего».

                                                                                                          Н. К. Крупская.

 Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предмета.

    Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Слово помогает называть признак или свойство предмета. В речи формируется процесс рассуждения.

  Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операции, как анализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; сравнение, установления сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; синтез, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо свойствам. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, т. е. во внутреннем плане. Т. о. Развивается щьюспособность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях.

  Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию. Все это делает дидактическую  игру важным средством подготовки детей к школе.

    Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.  Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. Играя, ребенок активно стремится что-то узнать, ищет, проявляет усилия и находит, обогащается его духовный мир. А это все содействует умственному и общему развитию.

     Таким образом, в процессе многих игр развивается мышление. Кроме того, в процессе игры активизируется речь: при общении детей в игре, при решении спорных вопросов. Также в игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

    В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основные вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

     В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: реа упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку, что очень важно для развития логического мышления.

  Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. В процессе игр дети учатся подбирать картинки по парам, подбирать картинки по общему признаку, запоминают состав, количество и расположение картинок. При составлении разрезных картинок и кубиков дети учатся логически мыслить, из отдельных частей составлять целый предмет.

     Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях,  в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки  сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

    В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает  активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении  детей старшего дошкольного возраста, т. к. способствуют успешной подготовке детей к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, четко и точно формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Таким образом, дидактическая игра помогает воспитывать у детей желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы преодолевает легко, не замечая, что его учат.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры на развитие логического мышления"

Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в ...

Дидактический материал для развития логического мышления дошкольников.

Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя и танцуя....

Методические рекомендации по развитию логического мышления дошкольников в процессе обучения игре в шахматы

Шахматы– это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас – одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Мно...

Подборка дидактических игр на развитие логического мышления старших дошкольников по средствам логических блоков Дьенеша

Подборка дидактических игр на развитие логического мышления старших дошкольников по средствам логических блоков Дьенеша...

Дидактические игры в развитии логического мышления дошкольников

Логическое мышление — процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошко...

Консультация для воспитателей "Значение дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников"

Значение дидактических игр в развитии логического мышления дошкольников....