развитие мелкой моторики у детей младшего возраста
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей до школьного возраста.
“Истоки способностей и дарование детей находится на кончиках пальцев.” В.А.Сухомлинский.
Игра для ребенка - важнейший способ познания мира. При помощи игрушек он познает мир, знакомится с цветом и формой. Развитие мелкой моторики у детей – это длительный , беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной системой организма. Развитие мелкой моторики способствует развитию речи и интеллекта. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем до школьном возрасте нужно выполнять простые упражнения сопровождающиеся стихотворным текстом , не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания : Застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. Почему так важно для детей развитие моторики ? Дело в том, что в мозге человека центр отвечающий за речь и движение пальцев рук взаимосвязаны. Стимулируя мелкую моторику мы активизируем и соседние зоны отвечающие за речь. Очень хороши пальчиковые гимнастики, гимны для пальчиков.
“Гномики – прачки.”
“ Помощники.”
“ Варим компот.”
“Здравствуй.”
Достоинством приведенных ниже игр является то, что для их проведения не требуются какие – то специальные игрушки или пособия. В играх используются подручные материалы. Важно проникнутся терпением и уважением к ребенку, который стоит на пороге овладения грамотной речи, помочь преодолеть ему необходимый барьер.
М.М. Кольцова в книге "Ребенок учится говорить" подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает закономерность . Автор также пишет: "говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук". Она также делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. В своей книге М.М. Кольцова подводит итог своих исследований: "связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей".
Многие современные исследователи придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М.Я. Аксенова, О.С. Бот, Л.С. Рузина, В. Кудрявцева, И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, А.К. Толбанова и др.).
После того, как ручки ребёнка разогрелись, можно приступить к выполнению следующих заданий на развитие мелкой моторики. Это могут быть опять же упражнения для пальчиков.
"ЗДРАВСТВУЙ"
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!
(пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончика ) Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Сенсомоторное развитие имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей раннего и дошкольного возраста, т. к. это время для развития и совершенствования деятельности органов чувств, накопления разнообразных представлений об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Составитель: Суязова В.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Даны рекомендации по провед...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук детей младшего возраста"
В последнее время игры – шнуровки (по идеям Марии Монтессори) стали пользоваться большой популярностью, как в детских учреждениях, так и в домашних играх. Несмотря на большую востребованность та...
презентация «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста».
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их п...
Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста"
Презентация может использоваться для показа на родительском собрании как консультация по данному вопросу и педагогами для работы....
Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."
Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...
Игры на развитие мелкой моторики для детей младшего возраста.
Игры на развитие мелкой моторики для детей младшего возраста....
Анкета для родителей "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста"
Анкетирование направлено на получение сведений о знаниях родителей про мелкую моторику детей, ее значении....