Опыт работы
методическая разработка
Материал об опыте по экспериментальной деятельности на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность младших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt-raboty-moy.doc | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Материал об опыте
по экспериментальной деятельности
на тему: «Опытно – экспериментальная деятельность младших дошкольников»
Составлен
воспитателем:
Филоненко О.А.
.
с. Левокумское
2017– 2018учебный год.
1.Информационный лист
- сведения об авторе опыта: Филоненко Ольга Александровна, 15июля 1963 года рождения,
- образование - среднее специальное,
- квалификационная категория –первая, год присвоения-2017,
- адрес – село Левокумское, улица Гагарина 37, квартира11
- контактный телефон-8-918-764-60-47
материалы опыта находятся в средней группе «А» и методическом кабинете МКДОУ « ЦРР – детский сад №22»
2.Рецензия на опыт работы воспитателя Филоненко Ольги Александровны на тему «Опытно – экспериментальная деятельность младших дошкольников»
Тема опыта работы, несомненно, актуальна. Опыт работы
систематизирован, предполагает широкое оснащение, комплексный подход к проблеме, поставленные задачи достигаются различными методами и средствами.
В практической части опыта Ольги Александровны представлены группы опытов, позволяющие расширять знания дошкольников, закреплять их представления об окружающем мире.
Тщательно описываются современные методы работы с детьми, руководство опытно- экспериментальной деятельность в соответствии с возрастными особенностями детей.
Взаимодействие с семьями воспитанников выстроила с использованием
коллективных и индивидуальных форм работы, включающих как теоретическую, так и практическую направленность. Широко рекомендует родителям памятки, консультации, нацеливающие их на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности, вовлекает родителей в единое с дошкольным учреждением образовательное пространство
Большое внимание уделяется обогащению развивающей предметно-
пространственной среды , как средства познания окружающего мира в организованной образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей. Группа укомплектована разнообразным дидактическим материалом: дидактическими и настольно-печатными играми; предметными и сюжетными картинками; схемами для проведения экспериментальной деятельности); детскими энциклопедиями,
Таким образом, апробировав опыт работы «Опытно – экспериментальная деятельность младших дошкольников» ФилоненкоО.А.., можем
рекомендовать использовать практический материал данной работы в повседневной деятельности воспитателям, родителям, , так как опыт работы показывает, что экспериментирование доступно детям уже младшего возраста. Они с удовольствием обследуют воду и песок, превращают снег в воду, а воду в цветные льдинки, пускают мыльные пузыри, играют с ветерком и др.
Рецензенты:
Заведующий МКДОУ «ЦРР детский сад №22»
Старший воспитатель Т.А.Фоменко
Одобрен и рекомендован к использованию (протокол Педагического совета № 3 от 30.01.2018г
3.Аннотация. В опыте представлена работа с детьми младшего дошкольного возраста по организации экспериментально-исследовательской деятельности, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении, подчёркивается необходимость создания соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в образовательном пространстве группы. Что я слышу — забываю, Что я вижу — помню, Что я делаю — понимаю. Конфуций Ребёнок познаёт мир в процессе своей деятельности. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, настойчиво продвигаться к намеченной цели.. В работе особое внимание уделяется экспериментально — исследовательской деятельности дошкольников направленную на удовлетворение их любознательности (почему? зачем? как?), в установлении причинно-следственных, пространственных, временных связей между предметами и явлениями, что позволяет детям расширять, и упорядочивать представления о мире, развивать наблюдательность, пытливость ума, познавательные и творческие способности, умение изобретать, применять нестандартные решения; индивидуальной работе c детьми, основанной на игровом подходе к детям, в выборе оптимальных методов и приемов работы, что способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности ребенка.
4Экспертное заключение: опыт внесен в банк передового педагогического опыта МКДОУ «ЦРР детский сад №22» на основании решения педагогического совета № 3 от 30.01.2018г.
5.Последователи:
Воспитатели МКДОУ «ЦРР детский сад №22» Маркина Галина Ивановна и Макаренко Наталья Анатольевна решили изучить и внедрить в свою работу.
Использование системы специальных игровых заданий и упражнений позволит ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники упорядочивают представления о мире, развивают наблюдательность, пытливость ума, познавательные и творческие способности, умение изобретать, применять нестандартные решения.
6.Содержание.
1. Введение.
1.1Актуальность темы.
1.2Цель, задачи работы по организации детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития.
1.3 Новизна опыта
2. Основная часть
2.1. Практическое содержание разделов.
2.2. Сотрудничество с семьями воспитанников.
3.Заключение.
4.Библиография
5.Приложения
1. Введение.
1.1. Актуальность темы.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, рода- видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
1.2. Цель моей работы:
Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в опытно - экспериментальной деятельности, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
4. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи, учить умению делать выводы.
5. Формировать навыки комуникативности, самостоятельности, наблюдательности, выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
6. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
7. Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, развивать умение детей взаимодействовать с взрослым, выполняя общую коллективную работу.
1.3 Новизна опыта состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют использовать нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека. Систематичность и планомерность проведения поисковой деятельности прослеживается в последовательности, предложенной перспективным планом работы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира, поэтому взяла тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
2. Основная часть.
2.1. Практическое содержание разделов.
Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.)
Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего дошкольного возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется, как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера поддерживаю интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращаю их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. Побуждаю детей к самостоятельному формулированию выводов .
В группах младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.
Опыты можно проводить, как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке, как часть наблюдения. Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю, до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться, как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
2.2. Содержательно-технологический блок
Изучив методическую литературу по данному вопросу, я приступила к работе. На первом этапе мною была проведена диагностика на определение уровня познавательной активности у детей I младшей группы.
На втором этапе мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на 2015-2018 учебный год на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач (Приложение 1).Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов (Приложение 2).Согласно тематическому плану был разработан цикл совместной организованной деятельности «В гостях у профессора Зайки»(Приложение 3)
картотека опытов (Приложение 4). Игры по экспериментированию (Приложение 5 ).
Тема: «Вода»
Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса. В непосредственно образовательной деятельности дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной. С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Кати день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.
Тема: «Песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.
Тема: «Воздух»
С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.
Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.
Тема: «Камни»
На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
На организованной совместной деятельности «Галка» дети выяснил, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше. Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
Тема: «Бумага»
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
В течение этого периода создавала предметно - развивающую среду в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов.
Согласно тематическому плану был разработан цикл совместной организованной деятельности «Любознательные малыши» и картотека опытов, игры по экспериментированию.
Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков.
- Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения
- Совместная деятельность педагога и детей.
- Самостоятельная деятельность детей.
Непосредственно-образовательную деятельность строила на принципах развивающего обучения (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.
Проводила разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Организуя игры, детей побуждаю к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий. Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:- «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Малыш – следопыт», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».
Игры на развитие чувственного восприятия:
- «Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».
Игры способствующие формированию основ экологического самосознания:- «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».
Серия развивающих игр на магнитах:
- «Ферма», «В лесу», «Времена года – оденемся на прогулку».
Настольный материал:
- «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные».
Игровой материал развивающего характера, используемый в ходе работы, постоянно варьировался, усложнялся.
Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость,
удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
Игры, пособия, модели, книги которые использовала на занятии и в совместной деятельности доступны детям, и находятся в их свободном пользовании.
В своей работе использую следующие правила:
- не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре.
- не сдерживать двигательную активность детей.
- хвалить ребенка за успехи.
2.3. Сотрудничество с семьями воспитанников
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Объявила результаты диагностики уровня познавательной активности детей. Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира. Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок. Для родителей был проведен семинар-практикум на тему: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста» (Приложение 6).
В родительский уголок я поместила консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!» (Приложение 7).
Был создан фотоальбом детской экспериментаторской деятельности «Волшебный мир природы».
В конце учебного года было проведено итоговое родительское собрание, на котором родителям были представлены итоги работы с детьми (результаты мониторинга уровня познавательной активности на конец учебного года) (приложение 8).
Родители, в свою очередь, рассказали о своих впечатлениях.
2.4. Контрольно-оценочный блок
В мае была проведена повторная диагностика. Использовалась также методика оценки успешности экологического образования детей дошкольного возраста Л. А. Маненцовой.
Высказывания детей стали более точными, разнообразными, интересными.
У детей повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор познанием мира природы. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что такая система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их умственного развития в целом.
Анализ результатов диагностики показал, что у детей заметно повысился уровень познавательного интереса.
Итоги диагностических срезов представлены следующим образом.
Этапы работы | Уровень экологических знаний по группе % |
Сентябрь – 2016год | 37 % |
Май – 2017год | 72 % |
Сравнивая результатов выявленных в процессе работы срезов, можно судить о том, что познавательный интерес возрос, знания во многом расширились, углубились, систематизировались.
Я уверенна, что знания, умения, навыки поисковой деятельности, полученные, нашими воспитанниками будут, полезны в дальнейшей жизни.
3. Ресурсный блок (условия).
- Кадровые: * пройти обучение на курсах повышения квалификации поданной проблеме (вариативный блок);
* изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Научно-методические:
* изучить современные программы и педагогические технологии по
экологическому воспитанию;
* приобрести комплект современной методической литературы по данной
проблеме;
* разработать перспективное планирование по реализации системы работы.
3.Материально-технические:
* модернизировать предметно-экспериментальную среду;
* провести мастер-класс поисково-познавательной деятельности для родителей «Малыши и мир вокруг»;
* приобрести комплект мультимедийного оборудования в группу или
детский сад;
4. Нормативно-правовые:
* изучить ФГОС дошкольного образования в рамках реализации системы работы по проблеме;
* изучить ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012г.
5. Информационные:
* консультативная помощь для родителей по проблеме;
Заключение.
Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения. Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, я отметила, что дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений. Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию, как средству познавательного развития младших дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
Библиография
- Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с.6.
- Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
- Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.
- Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»
- Материалы Интернет-сайтов
- «Мир Детства» Дошкольник, Л. Е. Журова, Педагогика, 1987г.
- «Окружающий мир дошкольников» Л. В. Артемова, М., Просвещение, 1992г.
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. /
- Л.А.Венгер «Роль метода наглядного
моделирования в развитии умственных способностей.
- Е.В.Марудова
« Ознакомление дошкольников с окружающим миром ».
- О.В.Дыбина « Неизведанное рядом».
- Е.А.Мартынова
«Организация Опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет »
Приложение 1
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Тема | Содержание | Цель | Форма организации |
Вода | Д/Упражнения: «Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки» и т.п. | Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. | Предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты. |
«Водичка, водичка» | Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать. | Режимные моменты | |
«Напоим кукол» | Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. | Часть занятия | |
«Чистые ручки» | Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. | Игра | |
«Помощники» | Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой. | Режимные моменты | |
«Найди пингвиненка» | Дать представление о том, что вода прозрачная. | Опыт | |
«Прятки» | Дать представление о том, что прозрачная вода может стать мутной. | Опыт | |
«Разноцветная водичка» | Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить. | Часть занятия | |
«Будем пить» | Дать представление о том, что вода не имеет вкуса. | Режимные моменты | |
«Что получиться?» | Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются. | Опыт | |
«Вкусная водичка» | Дать представление о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус. | Опыт | |
«Заморозим» | Дать представление о том, что вода может превращаться в лед. | Опыт | |
«Разогреем» | Дать представление о том, что лед может превращаться в воду. | Опыт | |
«Теплая, холодная» | Дать представление о том, что вода может быть теплой и холодной. | Часть занятия | |
«Куда делась вода?» | Выявить процесс испарения воды. | Опыт | |
«Откуда берётся вода?» | Познакомить с процессом конденсации. | Опыт | |
«Высушим» | Дать представление о том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени. | Часть развлечения | |
Песок | «Песочек» | Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый. | Игра |
«Посыпалки» | Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться. | Опыт | |
«Испечем угощение» | Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму. | Часть занятия | |
«Следы» | Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. | Игра | |
«Песчинки» | Дать представление о том, что песок – это множество песчинок. | Наблюдение на прогулке | |
Воздух
| «Поймаем воздух» | Дать представление о том, что воздух не виден. | Игра |
«Наберем воздух в стакан» | Дать представление о том, что воздух не пропускает воду. | Опыт | |
«Выпустим воздух из стакана» | Дать представление о том, что вода может выместить воздух. | Опыт | |
«Буря в стакане» | Дать представление о том, что воздух легче воды. | Игра | |
«Утопим игрушки» | Дать представление о том, что воздух легче воды. | Режимные моменты | |
«Мой веселый звонкий мяч» | Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. | Игра | |
«Лодочка плыви» | Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. | Часть занятия | |
«Сделаем ветерок» | Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха. | Наблюдение на прогулке | |
Камни
| «Помоем камешки» | Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. | Опыт |
«Легкий – тяжелый» | Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие. | Часть занятия | |
«Теплый – холодный» | Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми. | Опыт | |
«Какой формы камень?» | Дать представление о том, что камни имеют различную форму. | Часть занятия | |
«Помоем камешки» | Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. | Опыт | |
«Твердый – мягкий» | Дать представление о том, что камни твердые. | Опыт | |
Бумага | «Бумажные листочки» | Дать представление о том, что бумага легкая. | Опыт |
«Тонкая – толстая» | Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой. | Опыт | |
«Порвем бумагу» | Дать представление о том, что бумага может рваться. | Опыт |
Приложение 2
Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:
1. Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:
- Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
- Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
- Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
- Разные виды бумаги, пластилин;
- Красители пищевые и не пищевые;
- Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
- Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
- Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
- Детские фартуки;
- Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
- Схемы проведения опытов.
2. Перспективный план занятий на год по следующим разделам:
- Свойства воды;
- Воздух и его свойства;
- Твердое тело: камень; песок
- Свойства бумаги
Приложение 3
Конспекты совместной организованной деятельности по формированию целостной картины мира
«В гостях у профессора Зайки»
№1
Цель: Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: Халаты для воспитателя и детей, несколько емкостей с сухим песком, лейки с водой, формочки для песка, лист бумаги.
Словарная работа: песок, мокрый, сухой, грязные
Предварительная работа: игры с песком на прогулке; рассматривание сюжетных картин на тему: «Дети гуляют»; д/игры: «Больше-меньше», «Собери в корзинку»; наблюдения в природе
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с песком, практическая деятельность детей
Ход опыта - эксперимента:
Этапы | Содержание | Примечание |
Организационный момент 1. 2. Динами ческая пауза 3. Итоги | Ребята, профессор Зайка снова приглашает нас в гости в свою лабораторию. Пойдем? Давайте все наденем халаты, и профессор покажет нам много нового и интересного. Ребята, что у меня в стаканчике? Правильно. Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок? Вывод: Песок состоит из множества песчинок. А теперь давайте проведем эксперимент с песком. Что это? Суньте руки в песок. Достаньте ручки. Они мокрые? Значит и песок сухой. Он не намочил руки. Стряхните ручки. Стали руки чистыми? Это потому, что песок сухой, он легко стряхивается с рук. А теперь давайте польем песок. Суньте в него руки. Какой стал песок? А почему песок мокрый? Достаньте ручки. Какие стали ручки? Стряхните ручки. Стали руки чистыми? Это потому, что мокрый песок не стряхивается с рук. Что нужно сделать для того, чтобы руки стали чистыми? Вывод: Песок бывает сухой и мокрый, если его полить водой. Сухой песок легко стряхивается с рук, а мокрый – нет. А сейчас пойдемте мыть руки. Наше путешествие по лаборатории профессора Зайки продолжается. Перед вами два тазика с песком. Определите, где находится мокрый песок. Давайте испечем угощение для наших мам: скатаем колобки и сделаем «пирожные» с помощью формочек. Д/игра «Угощение для мамы» Какие красивые у вас получаются «пирожные»! Песок мокрый, поэтому из него легко лепить. Давайте попробуем слепить угощение из сухого песка. У вас получается? Почему? Почему песок не лепится? Вывод: Из мокрого песка можно лепить, а из сухого – нет. Нам пора возвращаться в группу. Что мы сегодня узнали? Давайте попрощаемся с профессором Зайкой. | Да Одеваются, проходят Песок насыпаю несколько горок песка разной величины. Ответы детей Песок Нет Да Дети поливают песок так, чтобы он стал влажным Мокрый Потому что его полили водой Грязные, мокрые Нет Помыть их водой Дети трогают песок в обеих емкостях, выполняя задание Дети выполняют задание. Нет Потому, что песок не лепится Потому, что он сухой Ответы детей До свидания |
№ 2
Цель: Познакомить детей с камнями и их свойствами: дать представление о том, что камни тяжелые и легкие; твердые; могут быть холодными и теплыми.
Продолжать учить детей группировать предметы по цвету.
Воспитывать желание помогать близким.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: Спецодежда; большие и маленькие камни; разноцветные мелкие камешки из аквариума и соответствующие по цвету ведерки; чудесный мешочек; поролон.
Словарная работа: легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый
Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке; д/игры: «Собери в корзинку», «Чудесный мешочек»; «Какого цвета?»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с камнями, практическая деятельность детей
Ход опыта - эксперимента:
Этапы | Содержание | Примечание |
Организационный момент 1. 2. 3. 4. Итоги | Ребята, профессор Зайка снова приглашает нас к себе в лабораторию, где он проводит опыты, и просит помочь ему. Пойдем? Вот мы и в лаборатории у профессора Зайки. Посмотрите вот сюда Что это? Какие они? Возьмите самый маленький камень и скажите, какой он по тяжести? А теперь возьмите камень побольше и скажите, какой он по тяжести? Да, ребята камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины. А теперь мы их спрячем в этот чудесный мешочек и поиграем с ними. Игра « Чудесный мешочек». А теперь, ребята, проведем такой опыт: один камень положим на подоконник (зимой), а другой на батарею. А теперь потрогайте их и скажите, какими они стали? Почему этот камень стал холодным? А почему этот камень стал теплым? Молодцы, правильно! Камни бывают холодными и теплыми в зависимости от температуры. Пошел как-то профессор Зайка на речку и нашел на берегу красивые камешки. Нравятся они вам? Какого они цвета? Давайте поможем профессору Зайке собрать камешки. Д/И «Собери камешки». А сейчас возьмите комочек ваты и сожмите его в руке. Что произошло? Почему? А теперь возьмите камень и сожмите его в руке. Что произошло? Почему? Да правильно! Вот так мы узнали, что камни твердые.
Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями. Что вы сегодня узнали? Профессор Зайка говорит вам спасибо за помощь. До свидания, ребята, приходите еще. | Да Дети проходят к столу, где лежат камни. Камни; большие и маленькие. Легкий. Тяжелый. Предлагаю детям достать из мешочка камень и рассмотреть его, уточняя величину камней. Холодными и теплыми Он лежал в холодном месте. Он лежал на горячей батарее. Ответы детей Дети собирают камешки в ведерки, группируя их по цвету. Вата сжалась, потому что она мягкая Ничего, он не сжимается. Потому что он твердый Ответы детей До свидания |
№ 3
Цель: Познакомить детей со свойствами воды: вода может быть прозрачной, мутной; со свойствами бумаги: бумага бывает толстой, тонкой, рвется, мнется.
Дать представление о том, что воздух невидим.
Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление.
Обогащать словарь.
Вызвать положительные эмоции настроя.
Оборудование: телефон, очки, колпак, бегемотики, стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.
Словарная работа: прозрачная, мутная, легкая, толстая
Предварительная работа: рассматривание разных сортов бумаги; д/игра: «Спрячь игрушку»; дыхательное упражнение «Бабочки»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей
Ход опыта - эксперимента:
Этапы | Содержание | Примечание |
Организационный момент Сюрпризный момент 1. 2. 3. Итоги | Давайте покажем, какие мы дружные. Обнимите друг друга. Вот какие мы дружные! У меня зазвонил телефон. Алло! Здравствуйте, профессор Зайка! Хорошо, мы сейчас придем. Ребята, звонил Профессор Зайка и снова приглашает нас в гости. Пойдем? Проходите. А вот и я! Здравствуйте ребята! Я профессор Зайка сегодня расскажу и покажу вам много нового, интересного. А вы будете моими помощниками. Ну, что мои помощники готовы? Приглашаю вас в свою лабораторию. Проходите. Здесь у меня живут бегемотики. Они хотят поиграть с нами в прятки. Сейчас с нами поиграет вот этот бегемотик. Закрывайте глазки, а бегемотик спрячется. Открывайте глазки. Куда спрятался бегемотик? Мы его видим? А почему мы его видим? Вода прозрачная, поэтому сквозь нее можно видеть. А теперь добавим в воду немного муки. Размешиваем, вы мне помогайте. Размешали хорошо, положили ложки на блюдце. Возьмите бегемотиков, спрячьте в воду. Вы видите их? А почему? Вода мутная. В мутной воде ничего не видно. Теперь мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной. Покажите, где прозрачная вода? А где мутная? Ребята, а еще мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы поиграем с воздухом. Посмотрите, что это у меня? Потрогайте пакет. Что в нем? Сейчас я поймаю в него воздух. Поймала! Потрогайте. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Олечка, что в пакете? Теперь я выпускаю воздух из пакета. Пакет снова стал тоненьким. Почему? Попробуйте сами поймать воздух. Ты тут, а ты там. П/И «Поймай воздух» Молодцы! Теперь мы знаем, что воздух не видим, но он есть везде. Теперь мы поиграем с бумагой. Возьмите бумагу. Положите ее на ладошку, поднесите ко рту и подуйте сильно-сильно. Что произошло? Почему? Дыхательная гимнастика Поиграли с бумагой, а теперь проведем опыт. Возьмите в руки два листа бумаги, потрогайте. Один лист бумаги тонкий, а другой – толстый. Где тонкая бумага? А где толстая? Возьмите тонкую. Попробуйте смять. Покажите, что случилось с бумагой? Попробуйте оторвать кусочек. Бумага легко порвалась. Давайте порвем ее на маленькие кусочки. А теперь возьмите толстую бумагу и порвите ее. Не получается? Почему? Правильно, тонкая бумага легко мнется и рвется, а толстая не мнется и не рвется. Молодцы!! Вам понравилось у Профессора Зайки? Чем мы сегодня занимались? Мы обязательно придем за новыми знаниями. До свидания! | Обнимаю детей Звонок по телефону Разговор по телефону Да. Да. На столе стакан с водой, бегемотики (из киндер яйца) В стакан с водой Вода прозрачная Повторяют Дети кладут ложками в прозрачную миску муку и размешивают Нет. Вода стала мутной Повторяют Ответы детей
Пакет Он пустой Воздух (повторяют все) В нем нет воздуха Раздаю каждому пакетик Раздать кусочки бумаги Бумага слетела с ладони Потому что она легкая На столе толстая и тонкая бумага Ответы детей Легко смялась Дети выполняют задание Нет. Бумага толстая Да Ответы детей До свидания! |
Приложение 4
Картотека опытов
Эксперименты с водой
Тема: «Что получиться?»
Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.
Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.
Ход: Предлагаю посмотреть детям, что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время осел на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее тоже самое проделываю с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не осел на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.
Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.
Эксперименты с песком
Тема: «Следы»
Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.
Ход: Предлагаю детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет). Смачиваю песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Да). Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок намочили).
Вывод: На мокром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.
Эксперименты с воздухом
Тема: «Утопим игрушки»
Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.
Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.
Ход: Показываю детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимаю на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух). Предлагаю детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает). Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.
Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.
Эксперименты с камнями
Тема: «Легкий – тяжелый»
Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.
Оборудование: Три камня резко контрастные по величине.
Ход: Предлагаю детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие). Затем прошу ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Обращаю внимание детей на то, что камень легкий. Далее предлагаю взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, обращаю внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый).
Вывод: Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.
Эксперименты с бумагой
Тема: «Бумажные листочки»
Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.
Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.
Ход: Показываю детям лист бумаги и предлагаю определить тяжелый он или легкий. Затем предлагаю проверить это. Кладут лист бумаги на ладонь ребенку и предлагаю подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони). Почему? (Потому что он легкий). Далее опускаю лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает). Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая).
Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.
Приложение 5
Опыты с воздухом.
Опыт 1.
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт 3.
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).
Опыт 4.
Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами).
Опыт 5.
После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Опыт 6.
Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.
Опыт 7.
Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт 8.
Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Опыт 9.
Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней - наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату - сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи "наклоняется" тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами). Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт "другой", холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер - это движение воздуха.
Опыт 10.
Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны. Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.
Опыт 11
Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).
Опыт 12.
Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).
Опыт 13.
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
В помощь воспитателю:
ПАМЯТКА
"Планирование работы с детьми по экспериментированию"
Младший дошкольный возраст
Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");
3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях ( снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне "1 минута".
6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Конспект родительского собрания
«Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста»
Составил воспитатель:
Филоненко О.А.
с. Левокумское
2015– 2016учебный год.
Тема: Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста
Форма проведения собрания: семинар-практикум
Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей младшего дошкольного возраста и ее значении.
Оборудование: Пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.
План собрания:
1. Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие исследователи».
2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.
Ход собрания:
1 часть.
«Маленькие исследователи»
Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»
Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении ребенка была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.
Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.
Почему ребенок решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте ребенка.
Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! ребенок произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства.
Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, ребенок уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти ребенка и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания.
Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.
Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.
Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой - самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.
2 часть.
Элементарные опыты:
«Разноцветная водичка»; «Песочек»; «Выпустим воздух из стакана»; «Помоем камешки»; «Тонкая – толстая»
Приложение 7
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Конспект консультации
для родителей
«Маленькими шагами в прекрасный мир!»
Составил воспитатель:
Филоненко О.А.
с. Левокумское
2016– 2017учебный год.
Младший дошкольный возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что ребенок:
- активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
- быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
- с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
- подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
- радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения с взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...