Консультация для педагогов "Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста"
консультация
Цвет – это одно из наиболее ярких выразительных средств доступных детям.
Свойства цвета, его природа, влияние на человека и многое другое сформировали основы науки – цветоведение. Слово “цветоведение” кажущееся по началу сложнопроизносимым и непонятным становится ямным при его расшифровке. Ведать цветом. Ведать – значит знать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tsvetovospriyatiya_v.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов
Подготовила Мотылева Галина Алексеевна, воспитатель 1 квалификационной категории
Цвет – это одно из наиболее ярких выразительных средств доступных детям.
Свойства цвета, его природа, влияние на человека и многое другое сформировали основы науки – цветоведение. Слово “цветоведение” кажущееся по началу сложнопроизносимым и непонятным становится ямным при его расшифровке. Ведать цветом. Ведать – значит знать.
Известно, что основные новообразования в дошкольном возрасте-произвольные психические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Рисование играет роль одного из механизмов совершенствования организма и психики, а так же способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Поэтому снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитие ребенка в целом.
Задача развития у детей чувства цвета предусматривается программой воспитания и обучения в детском саду, но она сформирован в виде общих указаний. В большинстве случаев цвет рассматривается как признак предмета.
Интерес предлагаемой работы состоит в ознакомлении детей со свойствами и особенностями цвета, что практически не рассматривается в специальной литературе для дошкольников.
Условия развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста:
– Предоставление всем детям на занятии равных и реальных практических возможностей,
– Систематическая работа по наблюдению окружающей действительности.
–Использование дидактических игр и упражнений,
– Осуществление индивидуального подхода, в работе с детьми.
– Творческие задания.
Методы для развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста:
1. Игровые методы.
Игровые методы позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать детей. Способы вовлечения дошкольников в процесс воспитания и продуктивного творчества разнообразны, и доминирующей является сказочно-игровая форма. Она активизирует познавательные процессы и способствует лучшему усвоению эстетических знаний, умений и навыков, развивает фантазию и воображение. Поэтому ключевым моментом, который проходит через все занятия по цветовосприятию – это использование воображаемой ситуации, когда дети попадают в волшебную страну сказок, где встречаются с королевой – Радугой, которой злой волшебник Клякса испортил ее красивое и волшебное платье, поэтому в стране красок стало грустно, тускло и не красиво.
Дети с увлечением и трепетом выполняют все задания, чтобы помочь королеве – Радуге и поэтому каждое занятие получается как необыкновенное и занимательное путешествие, на котором дети не только играют, но и знакомятся с необыкновенным миром красок и учатся видеть и ощущать красоту вокруг себя.
Так же введение сказочных героев приносит свою увлекательность и разнообразие в процесс обучения – это такие герои как, волшебница, королева – Радуга, злой волшебник Клякса, гномы – краски и другие персонажи.
На своих занятиях мы используем ролевые действия, когда дети сами могут поучаствовать и стать волшебниками– фокусниками, чтобы при помощи эксперимента получить новую краску.
2. Наглядный метод.
Для того чтобы развивать у детей художественный и эстетический вкус на своих занятиях мы широко используем репродукции картин знаменитых художников, таких как; И.И.Левитан, Д.Сурин, М.Врубель, К.Юон, В.Суриков, И.И.Шишкин и т.д.
Также детям очень близки иллюстрации к сказкам и рассказам, которые мы просматриваем на занятиях и в совместной деятельности.
На занятиях по цветовосприятию я широко использую такой наглядный метод, как показ способов действий, т.к. этот метод наиболее позволяет повысить эффективность работы с детьми.
3. Словесные методы.
Обязательным методом в работе над цветовосприятием являются:
– художественное слово (используем стихи С. Маршака, И. Я. Акимова, И. Демьянова, Я. Акима, Э. Успенского и т.д.; загадки о цветах и их оттенках; используем в своей работе эстетические беседы, вопросы, рассказы и т.д.)
4. Практические методы.
Применяем различные виды упражнений, которые позволяют в процессе многократного системного выполнения сформировать навык:
а) Подражательно – исполнительный (выполнение задания в соответствии с образцом).
Для того чтобы ребенок мог творить, его начало нужно научить тому, как перенести на бумагу образы, возникшие в его воображении. Если этого не сделать, замечательные фантазии, которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленный рисунок, который вызовет у ребенка негодование или разочарование и может оттолкнуть от занятий изобразительной деятельностью. Чтобы научить ребенка разными способами выразить задуманное в рисунке или аппликации.
б) Творческие упражнения. Этот метод предполагает закрепление и совершенствование усвоенных навыков.
В ходе игр – занятий по цветовосприятию дети усваивают новые понятия и, сопоставляя увиденное со своим опытом воспроизводят полученные навыки в творческих заданиях и упражнениях. Для выполнения задания дети используют разную по цвету и фактуре бумагу, картон, гуашь, акварельные краски и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».
Знакомство со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;Умение сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в...
«Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».
Мастер-класс для воспитателей...
«Наблюдения в природе как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей...
Подборка дидактических игр на цветовосприятие для детей дошкольного возраста
Подобраны и разработаны дидактические игры на развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста. Материал можно использовать в занятийной, кружковой и индивидуальной работе с детьми....
Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста
1. Определение, характеристики, группы, свойства цветовосприятия2. Особенности развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста...
Особенности диагностических исследований цветовосприятия у детей дошкольного возраста
Цвет - это эмоционально - выраженная сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окр...
Консультация для педагоговРазвитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры.
Игра- ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая егодальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присущавоображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реа...
- Мне нравится (1)