План по самообразованию
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 34»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Индивидуальный план педагога по самообразованию на 5 лет
Тема: «Воспитание основ нравственности посредством произведений художественной литературы»
Составила: Колесникова Ю.Н.
Задача и цели профессионального развития:
продолжать развивать речь детей; обогащать словарь детей; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям; совершенствовать исполнительские навыки детей.
1. Изучение психолого-педагогической литературы
№ | Тема | Литература | Форма отчета |
1 | Воспитание ЗКР у детей младшего возраста | Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом» | В книге рассматриваются методы и приёмы по развитию фонематического слуха у детей. |
2 | Ознакомление детей с художественной литературой | Панков В.И. «Ваши помощники книги» | В пособии даётся материал для бесед воспитателя с родителями о чтении дошкольникам художественных произведений, даны советы, как формировать интерес к художественной литературе. |
3 | Воспитание нравственных чувств у дошкольников | Р.С. Буре «Воспитание нравственных чувств у дошкольников» | В книге изложена методика воспитания у детей гуманности, гражданственности, патриотизма. |
4 | Обучение детей рассказыванию | Э.П. Короткова «»Обучение детей рассказыванию» | Книга освещает содержание и методику работы по обучению рассказыванию. |
5 | Воспитание основ нравственности через ознакомление детей с художественной литературой | Л.А. Таллер «Здравствуй, книга» | Отражает многолетний опыт работы с детьми над художественным произведением. Раскрывает принципы и методы работы с художественным словом. |
2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
№ | Тема | Срок | Форма отчета |
1 | Освоение дидактических игр, упражнения по улучшению ЗКР, активизация словаря. | 2018-2019 | Внедрени ЗКР в ОД. Оснащение ОД дидактическими играми. |
Театрализованные игры-инсценировки. | 2018-2019 | Организованный показ для младших групп в ДОУ | |
2 | Оформление библиотеки в группе | 2019-2020 | Консультация для родителей о важности наличия библиотеки в группе. |
Знакомство с татарскими присателями | 2020-2021 | В рамках программы по УМК. Чтение произведений татарских писателей в кружке по чтению. | |
3 | Экскурсия к зданию библиотеки | 2021-2022 | Внедрение в ОД |
Изучение творчества А. Барто | 2021-2022 | Показ ОД в рамках недели творческих отчётов на базе МБДОУ №34 | |
4 | Беседы на тему « Кто и как изготавливает книги?» | 2022-2023 | Беседы с детьми. Рассказ воспитателя о важности профессии книгопечатника. |
Создание сюжетно-ролевой игры в группе | 2022-2023 | Участие в конкурсе на создание пространственной среды на базе МБДОУ №34. | |
5 | Знакомство с литературными жанрами. Изучение басен И.А. Крылова | 2023-2024 | Показ ОД на неделе творческих отчётов на базе МБДОУ №34. |
Создание краткосрочного проекта «Русские писатели» с элементами конструирования из нетрадиционных материалов | 2018-2019 | Участие в конкурсе проектов на базе МБДОУ №34. |
2018-2019 (вторая младшая группа)
Сроки | Тема | Содержание работы | Работа с родителями | Практические выходы |
Сентябрь | Знакомство с группой детей; выявление речевого уровня | Подбор и изучение литературы по теме; подбор дидактических упражнений. | Родительское собрание «Что читать детям?» | Консультация для родителей |
Октябрь | Освоение дидактических игр; упражнения на улучшение ЗКР; активизация словаря | Активизация и обогащение словаря; формирование чёткости произношения. | Беседа с родителями детей, имеющих проблемы в звукопроизношении | Внедрение ЗКР в ОД |
Ноябрь | Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковой гимнастики. | Поддерживание интереса детей к различным видам игр | Попросить родителей изготовить дид.игры из бросового материала | Практический показ на неделе творческих отчётов. |
Декабрь | Заучивание малых форм устного народного тв-ва | Раскрыть творческие способности детей; обратить внимание на эмоциональную направленность; обучать интонационной выразительности. | Консультация для родителей «Фольклор в жизни дошкольника» | Конкурс – занятие в рамках ОД. |
Январь - Февраль | Театрализованные игры - инсценировки | Воспитывать умение слушать сказки; выразительно читать наизусть небольшие стихотворения и потешки. | Попросить изготовить героев для кукольных театров | Организованный показ для младших групп ДОУ |
Март - Апрель | Знакомство с загадками | Расширять и активизировать словарь детей; закреплять признаки предметов и явлений. | Предложить обновить литературу по загадкам | Свободная деятельность; наблюдения на прогулке; исследования предметов. |
Май | Наш вернисаж (рассматривание сюжетных картин) | Учить детей отвечать на вопросы при рассматривании картин; готовить к обучению рассказыванию | Предложить родителям создать вместе с детьми сюжетные картинки для рассматривания и рассказывания | ОД на неделе творческих отчётов. |
2019-2020 (средний возраст)
Сроки | Тема | Содержание работы | Работа с родителями | Практические выходы |
Сентябрь | Сказка в жизни дошкольника | Подбор и изучение литературы; отбор сказок, соответствующих возрасту. | Род-е собрание: «Нравственное вос-е детей» | Внедрение в ОД |
Октябрь | Оформление библиотеки в группе | Рассказ о библиотеке; значимость библиотек. | Попросить родителей орг-ть экскурсию в библиотеку | Беседа с родителями о важности пополнения книгами библиотеки группы. |
Ноябрь | Знакомство с татарскими писателями | Поддерживать интерес к национальной культуре | Попросить пополнить библиотеку произведениями татарских писателей | В рамках программы УМК |
Декабрь | Заучивание малых форм устного народного творчества | Раскрыть творческие способности детей; обратить внимание на эмоциональную направленность; обучать интонационной выразительности. | Принять участие в конкурсе выразительного чтения вместе с детьми | Конкурс среди детей в рамках ОД. |
Январь- февраль | Театрализованные игры - инсценировки | Воспитывать умение слушать сказки; выразительно читать наизусть небольшие сказки. | Попросить изготовить героев для кукольных театров | Организованный показ для младших групп ДОУ. |
Март | Знакомство с героями А. Барто | Закреплять знания детей о писателях; учить анализировать поступки героев. | Конс-я для родителей «А.Барто. С любовью к детству» | ОД на неделе творческих отчётов. |
Апрель - Май | Театрализованные игры | Учить навыкам выразительного чтения; подводить к драматизации. | Попросить подготовить костюмы для инсценирования литературных произведений | Внедрение в ОД |
2020- 2021 (старший возраст)
Сроки | Тема | Содержание работы | Работа с родителями | Практические выходы |
Сентябрь | Экскурсия к зданию библиотеки | Поз-ть детей со зданием библиотеки; дать представление о назначении библиотеки. | Попросить организовать экскурсию | Внедрение в ОД |
Октябрь | Создание сюжетно-ролевой игры в группе. | Изготовление атрибутов для игры: картотека, инструменты для ремонта книг, портреты писателей | Предложить родителям оснастить уголок книгами | Участие в конкурсе на создание пространственной среды в базе МБДОУ № 34. |
Ноябрь | Изучение творчества А. Барто. Заучивание и анализ стихотворений. | Поддерживание интереса детей к отечественной литературе | Написать консультацию «Творчество А. Барто» | Неделя творческих отчётов на базе |
Декабрь | Экскурсия в подготовительную группу в уголок книги. | Вос-ть дружеские отношения между детьми; | Консультация «Что и как читать детям» | Беседы с детьми старшей и подготовительной групп |
Январь- Февраль | Изготовление книжек-малюток с занесением любимых стихов детей для с-р игры «Библиотека» | Продолжать обучать детей способам изображения предметов; учить передавать в рисунке сюжеты из сказок, стихотворений | Беседа с родителями о любимых книгах детей | Выставка для родителей в группе |
Март | Знакомство с произведениями А. Алиша. Драматизация сказки. | Зак-ть знания детей о татарских писателях; раз-ть умение раз-ть сценки из знакомых сказок. | Предложить родителям оснастить уголок книгами татарских писателей | В рамках Недели татрской культуры |
Апрель -Май | Беседы на тему “Кто и как изготавливает книги” | Дать представление о профессии печатника; рассматривание станка для печатания книг. | «Книгопечатание на Руси» Консультациядля родителей. | Беседы с детьми. Внедрение в ОД |
2021- 2022 (подготовительная к школе группа)
Сроки | Тема | Содержание работы | Работа с родителями | Практические выходы |
Сентябрь | «Дарим книги малышам» | Учить детей делиться с младшими по возрасту | Консультация «Хочу быть добрым» | Чтение любимых стихов малышам |
Октябрь | «Золотая осень» в стихах русских поэтов | Воспитывать интерес к русской литературе | Родительское собрание «Чтение в кругу семьи» | Выступление на музыкальном празднике |
Ноябрь | Год Льва Толстого в России | Воспитывать интерес к отечественной литературе | «Литературные места России» Консультация для родителей | Оформление стенда в приёмной группы |
Декабрь | Подбор стихов о Новом годе русских писателей | Учить выразительно читать стихи; работать над интонационной выразительностью речи | Закрепление темы дома | Выступление на музыкальном празднике |
Январь-Февраль | Инсценирование произведений А. Барто | Развивать творческие способности детей | «Театр в жизни дошкольника» Консультация для родителей | Выступление на КМО на базе МБДОУ №34 |
Март | Изучение творчества Л. Толстого | Знакомить с творчеством великого писателя. | Написание стихов на основе рассказов для детей. | Выступление перед старшими группами МБДОУ №34 |
Апрель- Май | Заучивание стихов о весне | Воспитывать интерес к художественной литературе; вызвать чувство прекрасного от чтения стихотворений | Помочь детям подобрать стихи русских поэтов о весне | Выступление перед родителями на родительском собрании. |
План самообразования воспитателя ДОУ №34
Колесниковой Юлии Николаевны
по теме:
«Воспитание нравственности посредством произведений худож-й лит-ры»
Актуальность выбранной темы
Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку – труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной.
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер и не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя», - говорил К.Д. Ушинский.
Цель: формирование интереса к художественной литературе; воспитание любви к чтению и слушанию книг, стремления к совместному обсуждению произведений; воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям произведения.
Задачи: преобразовать предметно – развивающую среду с целью самореализации ребёнка; увеличить степень включённости родителей воспитанников в образовательный процесс группы, посредством литературного кружка «С книгой по жизни»; разработать конспекты совместной деятельности с детьми в области «Чтение художественной литературы» на основе принципов интеграции, целостности и завершённости; сделать подборку консультативных материалов для родителей и педагогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...