ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ «МИЛЫЕ БУКАШЕЧКИ» (НАСЕКОМЫЕ) для детей среднего и старшего дошкольного возраста
проект (средняя, старшая группа)

Л. В. Михайлова

В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. Поэтому взрослым необходимо создать условия, для того, чтобы сформировать  навыки правильного поведения детей в природе.  Чтобы дети не губили насекомых, варварски уничтожая их, необходимо помочь им понять своеобразие каждого насекомого его уникальность и ценность на земле. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всё хорошее в людях из детства!

Как стоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

                                                   Н. Луконин.

 

Вид проекта: познавательно — исследовательский.  

Продолжительность проекта: краткосрочный (неделя)

Участники проекта: дети 4 -5 лет, воспитатели, родители воспитанников.                                                                                              Идея проекта: формирование навыков правильного поведения детей в природе.                                                                                                                                          Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого его уникальность.

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи проекта: 

Общеобразовательные: 

- Расширить, обобщить  и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения, условиях  жизни.                                                                                                                       - Формировать  умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

Воспитательные: 

- Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.

Развивающие:                                                                                                                      - Развивать познавательный интерес к насекомым.

- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

- Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.

Актуальность проекта: В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. Поэтому взрослым необходимо создать условия, для того, чтобы сформировать  навыки правильного поведения детей в природе.  Чтобы дети не губили насекомых, варварски уничтожая их, необходимо помочь им понять своеобразие каждого насекомого его уникальность и ценность на земле.                                                                                                                                   Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное

реагирование.

 

Предполагаемый результат:

У детей появится ярко выраженный интерес к объектам природы,    насекомым.                                                                                                                            

Научатся уверенно различать, и называть насекомых, и их характерные признаки.

Будут знать о пользе или вреде, которую они приносят людям и растениям.       Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.                                                                                                                                

Будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым, бережно относиться к ним и к природе.

Появится  стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Сформируется представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

К проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Продукт проектной деятельности:

Подбор иллюстративного материала по теме, разработка занятий, картотека  дидактических  игр, подбор стихов и загадок о насекомых, рассказ детьми о каком-либо насекомом по схеме,  фотографии досугов, выставка детских работ «Милые букашки» («Божья коровка», «Бабочка – красавица»), коллаж: «Эти удивительные насекомые: бабочки, божьи коровки», викторина: «Что мы знаем о насекомых», консультации для родителей, фотоотчёт

Комплексно-тематическое планирование по теме: «Милые букашечки» (насекомые)

Игровая деятельность: Дидактические игры:

- «Собери насекомое из счётных палочек».

- «Четвёртый лишний».

- Игра «Один – много» (с мячом).

- «Назови ласково».

- «Подбери признак» бабочка какая? –, муравей какой? –, пчела какая? – …

- Игра на развитие мелкой моторики – шнуровка «Божья коровка».

-  Игры по ФЭМП «Пересчитай мух», «Каких жучков больше?».

- «Узнай, чьё крылышко»                                                  

- «Собери цветок и посади на него бабочку»

Познавательно-исследовательская деятельность: 

- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т. д.);

- Посещение центра «Полянка насекомых» и наблюдение за насекомыми на участке детского сада;  

- Подбор иллюстраций, картинок о насекомых из старых журналов, книг, из интернета;

- Рассматривание иллюстраций в познавательных книгах, детских энциклопедиях и альбомах.                                                                                                                      

Коммуникативная деятельность: 

- Словесные игры: «Пчелки и ласточки», «Медведь и пчелы», «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе), «Хорошо-плохо».

- Логоритмические упражнения: «Друзья помогли», «Насекомые над лугом».                                                         -  Пальчиковая гимнастика: «Паучок, «Пчела», «Божья коровка», «Мушка».

- Стихотворение «Трудолюбивая пчелка» (по методике расскажи стихи руками).

– Дыхательная гимнастика: «На лесной полянке».

- Беседы с детьми: «Какую пользу приносят людям пчелы?», «Правила безопасности при встрече с насекомыми».

-  Составление описательных загадок про насекомых.                                                                       - Составление рассказов про насекомых.

- Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга». Примерные вопросы: 1. Как вы думаете, что такое луг?

2. Чем насекомые отличаются от птиц? 3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка? 4. Как вы считаете, насекомые полезны? 5. Если бы ты был насекомым то, каким?

- Разучивание  стихов и песенок о насекомых.                                                                                         - Отгадывание загадок.                                                                                                                                                      

- Викторина: «Что мы знаем о насекомых?».                                                                              

Чтение  художественной литературы:  -  К.Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище».

- В. Татарников «Зажжужала тут оса».

- П. Синявский «Страшная история».

- В. Митько «Я кузнечика ловил».

- Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».

- В. Бианки «Приключения муравьишки».

- К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».

- В. Песков «Лечебница под сосной».

- В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).

- В.Степанова «Стрекоза».

- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».

- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».

- Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

Социализация:                                                                                                                            

- драматизация отрывка  из сказки: «Муха Цокотуха»;                                                                       - просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом», «Дюймовочка».

Художественно-эстетическая деятельность:   

- Рисование: «Божья коровка».  

- Аппликация «Бабочка - красавица»,

- Свободная изодеятельность: раскраски: «Насекомые», трафареты,

- Коллаж: «Эти удивительные насекомые: бабочки, божьи коровки».                                                          

Двигательная деятельность: 

- Подвижные игры:  «Медведь и пчелы».

- «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).

- «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики».                                                                            - «Горячо – холодно».                                                                                                                  - «Паук».                                                                                                                                       - «Поймай комара».

-«Птицы и бабочки»                                                                                                    

Здоровье:                                                                                                                                                                                                                               - беседы - обсуждения: «Какую пользу людям приносят пчелы?»                                                                     - «Мухи – разносчики инфекций».                                                                  

Безопасность:                                                                                                                                   - беседы - обсуждения:  «Как вести себя на природе».                                                                                       - «Что надо делать, если укусила пчела или оса?».                                                  

Трудовая деятельность: Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых насекомых.

Музыкальная деятельность:

- прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полѐт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;

- пение песен «Добрый жук», «В траве сидел кузнечик».

Работа с родителями:                                                                                                            - Помощь родителей  в подборе картинок и иллюстраций для коллажа, энциклопедических книг для проекта.

- Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.

- Консультации для родителей: «Воспитание у детей любви к родной природе», «Первая помощь при укусах насекомых».

                   

Этапы реализации проекта.

1) Подготовительный этап: подбор иллюстративного материала, энциклопедических  книг и художественных произведений. Разучивание с детьми  стихотворений, загадок, пальчиковых игр, физ. минуток, подвижных игр по теме. Подбор музыкальных произведений. Изготовление настольных игр (разрезные картинки,  раскраски). Разработка занятий и бесед о насекомых.

2) Основной этап: работа с детьми: проведение бесед по теме «Насекомые». Чтение и разучивание стихотворений, песенок, пальчиковых игр, загадок. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений. Чтение книг о насекомых. Наблюдения на прогулке.  Рассматривание и беседы по теме. Создание условий для  изобразительной деятельности детей.  Изготовление поделок и творческих работ.

Работа с родителями:  привлечение родителей к  подбору иллюстративного материала для коллажа и энциклопедических книг вместе с детьми; наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок;

консультации на тему: «Воспитание у детей любви к родной природе», «Первая помощь при укусах насекомых».

3) Заключительный этап: оформление творческой выставки: «Милые букашечки» («Божья коровка», «Бабочка - красавица»), проведение викторины для детей: «Что мы знаем о насекомых?», коллаж: «Эти удивительные насекомые: бабочки, божьи коровки», фотоотчёт.

Анализ эффективности работы над проектом:                                                                        

В ходе проекта у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности.                                                                                                          Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе,  появилось желание получить больше информации о насекомых.

У детей сформировался интерес к особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия насекомых то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности  у детей развивалось  воображение, мышление, сформировались  навыки элементарной исследовательской деятельности.  

Дети познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и детских поделках.

Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.

Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:

• познавательный интерес детей о насекомых – расширился;

• дети готовы охранять и защищать насекомых;

• у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.

В заключение работы над экологическим проектом «Милые букашечки» (насекомые): следует сделать вывод:

• для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразные формы  и методы работы: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественно-эстетическую;

• работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности: игры, наблюдения, рассматривание и обсуждение, создание проблемных  ситуаций, продуктивная деятельность,  развлечения и др.

ВЫВОД: экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением целесообразно вести себя в природе. Дети накапливают нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт их деятельности гуманный характер.

 

Литература.

1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.

2. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания»

«Юный эколог» система работы с детьми 4-5, 5-6 лет.

3. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973

4. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.

5. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983

6. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.

7. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.

8. Интернет- ресурсы.

МАТЕРИАЛ  ДЛЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА:

Конспект беседы с детьми средней группы на тему:

«Правила безопасности при встрече с насекомыми».

 

Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Материал: предметные картинки с изображением  насекомых;

сюжетные картины с изображением  среды обитания этих насекомых.  

Ход: Вопросы к детям:

-Каких насекомых вы знаете?

Где они живут? Чем они отличаются от птиц? Что случится, если не будет насекомых? Чем могут быть опасны насекомые? Как себя вести  при встрече с ними?

Стих: Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?!»

Пчела в ответ: «А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужасно нужен:

Я берегла его на ужин!»

Воспитатель: Ребята в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.

- А сейчас запомните  основные правила вашей безопасности, чтобы встреча с насекомыми не стала для вас бедой:

Правила поведения при встрече с насекомыми:

1. Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить, куда попало.

2. Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.

3. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.  

4. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.

5. Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

 

                                 

 

 

Конспект беседы с детьми средней группы на тему: «Какую пользу приносят пчелы человеку?»

Цель: Расширить представления детей о пчелах.

Интегрированные области: познание, здоровье, физическая культура, коммуникация.

Задачи:

«Познание»: Познакомить детей с образом жизни и средой обитания пчёл, с продуктами пчеловодства. Сформировать у детей представление о взаимосвязи пчёл с растениями и человеком. Развивать у детей познавательный интерес к миру насекомых.

«Здоровье»: Сформировать у детей представление о пользе продуктов пчеловодства для человека. Воспитывать бережное и уважительное отношение к окружающей природе, к насекомым.

 «Коммуникация»: Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.  Развивать диалогическую речь.

«Физическая культура»: Совершенствовать умение легко бегать, используя всю площадку. Закрепить умение реагировать на сигнал.

Словарная работа: улей, трудолюбивая пчела, нектар, соты, пчеловод.

Оборудование: слайды по теме «Насекомые. Пчела», кусочки пчелиного воска на каждого ребенка.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, я хочу с вами побеседовать о пчелах. Когда мне было 5 лет, также как и вам, я любила бывать у дедушки в деревне. Дедушка всегда угощал меня мёдом.                                                                                                         - Вы знаете, что такое мёд? (его пчелы приносят)                                                                     - Где пчелы берут мёд? (достают из цветков)                                                                          - Вы хотите поесть мёда?                                                                                                                         - Давайте мы с вами наберем мёда из цветков?

Воспитатель раздаёт детям ложки, выставляет горшки с комнатными цветами. Выясняется, что меда там нет.

- А где же тогда берут мёд пчёлы? Вы правильно сказали, что мёд приносит пчела, вот и давайте отправимся к её дому и проследим за ней.

- Где живёт пчела? (Пчела живёт в улье)

Воспитатель показывает слайд с изображением пасеки

- Мы с вами оказались на пасеке. Пасека – это пчелиный город, где много пчелиных домиков (хором повторяют новое слово).                                                            - Как называются домики, в которых живут пчёлы? (ульи)                                                 - В каждом улье живёт пчелиная семья (слайд с изображением улья, на котором виден вход в улей).                                                                                                - Видите, возле входа стоят пчёлы, которые не заходят в улей и не улетают от него. Как вы думаете, что делают эти пчёлы? (это охранники, они охраняют вход в улей, чтобы чужая пчела, или оса, не смогла проникнуть в дом).                         - Смотрите, одна пчела выходит из домика и куда-то собирается улететь. Как вы думаете, куда? Давайте за ней проследим.                                                                       - Смотрите, как далеко она улетает от своего дома. Пчёлы могут очень далеко улетать от своего дома и никогда не заблудятся.                                                             - Почему? (Потому что перед тем, как вылететь, хорошо изучают территорию).   (Слайд с цветочной поляной).

- В полете пчела с удивительной точностью замечает мелькающие внизу цветы.                                                                                                                                        - Как вы думаете, пчела видит так же как мы с вами, или как-то по-другому? Как?                                                                                                                                         - Синий, желтый, белый и черный цвета пчела различает. А вот, красный цвет ей кажется скучным, серым.                                                                                                     - Поэтому, пчела узнает цветы не только с помощью зрения, но и по запаху. Для этого у неё есть специальные усики (слайд).

- Наша пчела села на цветок. Она что-то собирает, а мы пока с вами поиграем на цветочной поляне.

Стихотворение «Трудолюбивая пчелка»(по методике расскажи стихи руками)

Пчёлка трудится весь день
(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)
И работать ей не лень.
(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)
Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосёт —
(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)
За день много соберёт.
(Раскрывают перед собой все пальцы.)
Унесёт нектар в тот улей
(Обрисовывают в воздухе треугольник.)
И назад вернётся пулей.
(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)
В сотах утрамбует мёд,
(Топают ногами.)
Скоро ведь зима придёт.
(Ёжатся.)
Будет пчёлкам чем питаться
(Имитируют движения ложкой.)
Летом надо им стараться.
(Имитируют накладывание мёда в соты.)

 

- Пока мы играли, пчела уже что-то собрала, посмотрите. Как вы думаете, что у неё в лапках? (рассуждения детей).

- Это нектар. Нектаром называют прозрачную густую жидкость, сладкую на вкус. Много ли в одном цветке нектара? (всего одна капелька).

- Нектар жидкий и пчёла смешивает его с сухой цветочной пыльцой. Пыльца у вас всегда остаётся на носу, когда вы нюхаете цветы. С помощью пыльцы нектар становится твёрдым, и пчела может взять его в лапки.

- Смотрите, наша пчела собрала нектар и летит обратно в улей (слайд).

Как вы думаете, пустят ли в улей пчелу? Отправимся за ней.

- Сколько тут пчёл? (много) Все эти пчёлы – большая семья. Как вы думаете, у них есть мама? (матка, самая длинная из всех пчёл) (слайд). Матка откладывает яйца, из которых затем появляются молодые пчёлки. Матка никогда не выходит из улья. Как вы думаете, почему? (Она может погибнуть от ветра или внезапного дождя и тогда вся огромная семья останется без мамы и тоже погибнет).

- Посмотрите, наша пчела закладывает нектар в ячейку. Кто знает, как называются эти ячейки? (соты) Почему они так называются? (их много, сотни) Как вы думаете, откуда пчёлы берут соты? (рассуждения детей)

- Соты делают сами пчёлы из воска. У пчел есть восковые железы, которые выделяют воск. У вас есть слёзные железы, и когда вам больно, то слёзы льются из глаз, потому что работают такие каналы в нашем организме, которые называются железами. У пчел тоже есть такие каналы, только они выделяют не капельки слёз, а капельки воска.

- Давайте посмотрим, что лежит на тарелочках? (соты, воск)

Дети садятся на места, у каждого на тарелочке лежит кусочек восковых сот.

- Какого цвета воск? (зелёный, коричневый).                                                                         – Чем пахнет воск? (мёдом).                                                                                                                      - Посмотрите на ячейки, какой они формы? (шестиугольной.)                                              - Попробуйте на вкус кусочек воска (не имеет вкуса).                                                          - Попробуйте смять кусочек воска. Какой он? (как пластилин, пластичный, мягкий).                                                                                                                                     - Как вы думаете, что делают из воска? (поделки, крем для обуви, свечи).                     - Благодаря своим свойствам, воск очень нужен не только пчёлам, но и человеку.                                                                                                                                         - Когда ячейка сот заполняется нектаром, то пчёлы запечатывают её воском. Что происходит дальше? И вот тут я вам открою один секрет: в запечатанной ячейке происходит превращение нектара в мёд.                                                             - А как же люди берут мёд у пчёл, ведь они кусаются? (предположения детей).

- Мёд у пчёл забирает специальный человек, который ухаживает за пчёлами и работает на пасеке. Как называется профессия этого человека? (пчеловод,

пасечник).                                                                                                                                - Для чего нам нужен мёд? (лакомство, лекарство, мед используют ухода за лицом, в кулинарии).                                                                                                              - Как вы думаете, легко ли получить мёд? Чтобы получилась ложка мёда, 200 пчёлам нужно целый день летать за нектаром на цветочную поляну.                                     - Как можно сказать про пчёл, какие они? (трудолюбивые). Есть такая поговорка: «Трудится как пчёлка!» О каком человеке так говорят?                                      - Вот сколько пользы пчёлы приносят человеку! А что мы можем сделать для пчёл полезного? (не срывать цветы, сажать больше цветов).

Рефлексия: Где мы с вами сегодня побывали? Что узнали нового? Что было бы, если бы не было пчёл?              

Пальчиковые игры на тему: «Насекомые»

«Божья коровушка».  

(пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)  

Полети на облачко.                                                                                                             Принеси нам к осени,                                                                                                              Мы тебя попросим:                                                                                                               В огород – бобы,

В лес – ягоды, грибы,                                                                                                                В родник – водицу,                                                                                                                      В поле – пшеницу.

(раскрывать пальцы, начиная с указательного)

 

«На ромашке  – две букашки».                                                                                                       На ромашке  – две букашки,                                                                                       (руки вместе, ладони раскрыты, поочередно    соединять пальцы рук);                                                                                                             А на лютике – жучок,                                                                                                                     В колокольчике  – кузнечик,                                                                                                    На гвоздике  – паучок.                                                                                                                  

А на маке-то – пчела,                                                                                                     (пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит),                                                                                                                        Собирает мед она.

«Паучок».                                                                                                                                У тропинки под рябиной              

(сжимают и разжимают пальцы)                                

Сеть раскинул паучок,                      

 (стучат пальцами по столу)                                

Нить прозрачной паутины              

(держат в пальцах воображаемую нить)

Намотал на кулачок.                

(наматывают воображаемую нить на кулак)

«Пчела».

Прилетела к нам вчера                  

Полосатая пчела.                                                                                                                      (машут ладошками).                                                

А за нею шмель-шмелек                     -

(на каждое название насекомого загибают один пальчик).                                                  И веселый мотылек,                              

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делают кружки из пальцев и подносят к глазам.                                       Пожужжали, полетали,

(машут ладошками).

От усталости упали.

(роняют ладони на стол).

«Мушка».

Вот кулак, а вот ладошка, (показ)                                                                                         На ладошку села мушка.                                                                                                      И пошла, она пошла,                                                                                    (указательный и средний палец идут вверх по руке)

И под мышечку пришла.

 

Словесные  игры и упражнения:

«Медведь и пчёлы».

Цель: закреплять в речи произношение звука « ж»; формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит отнимать его у маленьких пчёлок. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.

В ясный, солнечный денёк,                                                                                            Весело порхая,                                                                                                          Собирает мёд.                                                                                                           Пчёлка полевая.                                                                                                                     У пчелы полно забот:                                                                                                            Над цветком пчела кружит,                                                                                      Добывать ей надо мёд,                                                                                                          Про дела свои жужжит –                                                                                                        Жу-жу-жу-жу.                                                                                                                           Друг за другом полетели - «Пчёлки» летают.                                                                    ж-ж-ж,                                                                                                                        Дружно песенку запели –                                                                                                   ж-ж-ж:                                                                                                                                       - Я устали не знаю – ж-ж-ж,                                                                                                    Среди цветков летаю – ж-ж-ж,                                                                                И мёд там собираю – ж-ж-ж.                                                                                                - Осторожно, пчёлки!                    

Здесь медведь за ёлкой.                                                                                                     В улей улетайте,                                                                                                                            И свой мёд спасайте.                        

Пчёлки улетают.

«Пчёлки и ласточка».

Цель: закреплять умение проговаривать звук – «з» - в слогах.

«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)

Пчёлки летают,                                                                                                                     Медок собирают!                                                                                                                 Зум, зум, зум!                                                                                                                    Зум, зум, зум!

Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)

Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.  

Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»

От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
Ножку тонкую он поломал.
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
Травкой быстро ее обмотал,
В муравейник скорей побежал.
Ну а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох-ох!
Стало сразу так страшно, темно.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы! Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
Ритмично сгибают и разгибают ноги.
Бегут на месте.
Делают ритмичную пружинку.
Ритмично закрывают глаза ладонями.
Ритмично хлопают в ладоши.

Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»

Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.


— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:
— Я лечу издалека.
— Зу-зу-зу, — комар пищит.
— Уф-уф-уф, — как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами.
Ритмично хлопают в ладоши.

Дыхательная гимнастика: «На лесной полянке».

Цель: учить детей формировать правильное носовое дыхание.  

1. «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

2. «Летят пчелы».

Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)

3. «Подуй на бабочку»

А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.

«Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе). Например: - Муравей сидел около… . - Божья коровка полезла по … - Жук спрятался под… - Муха села на… - Гусеница сидела на… - Муха ползла по… Майский жук большой, а божья коровка…маленькая У майского жука крылья короткие, а у стрекозы… длинные У жука усы толстые, а у бабочки…тонкие У шмеля спина широкая, а у водомерки…узкая;

«Хорошо-плохо» Воспитатель: «Что произойдет с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?» Дети приходят к выводу о том, что, если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы: одни не могут существовать без других. Насекомые — это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять.

Цель: развивать творчество, внимание, мышление).

Дидактические игры:

«Отгадай насекомое».                                                                                                      Цель: Формировать умение описывать насекомое по внешним признакам. Развивать словарный запас детей, логическое умение.

«Игра «Один – много» (с мячом) 1 муха - много мух. 1 комар - много комаров. Бабочка, стрекоза, кузнечик, паук, шмель, пчела и др.

«Назови ласково»: Комар — комарик, жук – жучок, пчела – пчелка, усы – усики, лапы – лапки, голова – головка, муравей — муравьишка, муравейник – муравейничек, муха – мушка, стрекоза – стрекозка.

«Четвертый лишний». 1) Заяц, еж, лиса, шмель; 2) Трясогузка, паук, скворец, сорока; 3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5) Пчела, стрекоза, енот, пчела; 6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7) Таракан, муха, пчела, майский жук; 8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9) Лягушка, комар, жук, бабочка; 10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Цель: закреплять знания детей о насекомых, развивать внимание, быстроту мышления, сообразительность, речь детей.

 

«Узнай, чьё крылышко»                                                 

(бабочки, стрекозы, пчелы).

Цель: учить детей различать насекомые по их частям тела. Формировать умение использовать в речи существительные в родительном  падеже.

 

 

Подвижные игры:

«Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики».                                                                         Цель: Учить детей  изображать  определённое насекомое, не называя его. Развивать выразительность  движений, раскованность, групповую сплоченность  

Подвижная игра: «Поймай комара».

Цель: Упражнять детей в прыжках; развивать точность движений, ловкость.

Подвижная игра: «Горячо – холодно».

Цель: Формировать умение бегать в разных направлениях, используя всю площадку, ориентироваться в пространстве.

Дети должны найти игрушки Милы, Кузи, Пчеленка и Лунтика.

 

Подвижная игра: «День и ночь».                                                                       («Дневные и ночные бабочки»)

Цель: Учить детей передавать в движении разные способы передвижения бабочки. Развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры.

Подвижная игра: «Паук».

Цель: Развивать у детей физические качества, двигательную активность.

Дети выбирают считалкой паука, одевают ему шапочку, он встаёт в центре группы. Остальные дети – насекомые.

Паук говорит слова:

Паутину-сеть плету,                                                                                                 Насекомых всех ловлю:                                                                                             Мошек, бабочек, жуков,                                                                                                 Комаров и мотыльков.

Дети отвечают:

Ты паук нас не пугай,                                                                                              А, попробуй, запятнай!

Дети перебегают на другую сторону, паук пятнает детей. Игра проводится 23 раза со сменой ведущего.

Подвижная игра: «Птицы и бабочки».

Выбираются четыре игрока, взявшись за руки, они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками. На слова: «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки, пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные бабочки выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.  

Викторина: «Что мы знаем о насекомых?» (две команды).

 

Цель: Закрепить представления детей о насекомых. Развивать логическое мышление. Создать положительный эмоциональный настрой, доставить удовольствие.

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Музыка» «Физическая культура», «Социализация».

Предварительная работа: Чтение сказок К. Чуковского «Муха – Цокотуха», Н. Абрамцевой «Сказка о веселой пчеле», басни И. Крылова «Стрекоза и муравей», заучивание стихов В. Степанова «Стрекоза», « Пчелы», рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, рассказы воспитателя о насекомых.  

Материал: Предметные картинки по теме: «Насекомые», магнитная доска.

 Ход  игры – викторины:                                                                                                        

 

1. Конкурс «Знаешь ли ты?»                                                                                   Вопросы: - Назовите четырех насекомых, которые были на дне рождения у Мухи – Цокотухи из сказки К. Чуковского.                                                                            (комар, бабочка, муравей, блошки)

- Как вы думаете какие насекомые самые вредные и почему? (Мухи,  комары) - Какие насекомые самые дружные и трудолюбивые и почему?  (Муравьи).  

- Какое насекомое самое полезное и почему? (пчела).

- Назовите  самых красивых насекомых? (бабочки,  стрекозы).  

 2. Конкурс «Загадки».

Команды поочередно отгадывают загадки и выставляют на доске картинки – отгадки.  

1.Домов жёлтая хозяйка

Пролетает над лужайкой,  

Похлопочет над цветком

Он поделится медком. ( Пчела)  

2.Над цветком порхает, пляшет,  

Веерком узорным машет. (Бабочка)  

3.Восемь ног как восемь рук,

Вышивают шелком круг.  

Мастер в шелке знает толк,  

Покупайте, мухи, шелк. ( Паук)  

 4.Ходит ходок  

Через потолок,  

Всем надоедает,  

Над едой летает. ( Муха)  

5.Прыгает пружинка–  Зеленая спинка–  С травы на былинку,  С ветки на тропинку. (Кузнечик)  

 6.Не зверь, не птица

Нос, как спица.  

Летит – пищит,  

Сядет – молчит.  

Кто его убьет,  

Свою кровь прольет. (Комар)  

3. Задание-игра «Подбери рифму к слову».  

 

Есть одна игра для вас,  

Я прочту стихи сейчас.  

Я начну, а вы кончайте,  

Дружно хором отвечайте,  

Где отгадка – там конец,  

Кто подскажет молодец! (Команды поочередно отгадывают загадки – складки и выставляют на доске картинки – отгадки.)

 

На ромашку у ворот  

Опустился вертолет

Золотистые глаза,  

Кто же это?  (Стрекоза)  

 

Погасили в доме свет

Все равно покоя нет.  

Ру – чу- чу да ру-чу-чок  

Кто же это? Наш…  (Сверчок).

 

Он из веточек, из хвои  

Настоящий дом построит  

Без пилы и без гвоздей,  

Кто строитель? (Муравей).

 

Над цветочком он кружит.  

Над цветочком он жужжит.  

У него какая цель?  Мед цветочный любит… (Шмель)                                          

4. Конкурс: «Четвертый лишний».

Команды получают карточки с изображением представителей живого мира.  

На картинки посмотри,  

Предмет лишний назови  

И свой выбор объясни.

Карточки для 1 команды: Муха, муравей, грач, пчела. (Грач – перелетная птица)

Стрекоза, кошка, шмель, жук. (Кошка – домашнее животное)

Карточки для 2 команды: Комар, кузнечик, белка, бабочка. (Белка – дикое животное)

Божья коровка, петух, блоха, клоп. (Петух – домашняя птица)  

 Музыкальная минутка.

Песня «В траве сидел кузнечик» (Муз. В. Шаинского, слова Н.Носова).

5.  Игра: «Кто как голос подает?»

 Задания для 1 команды: Кто поет песенку «з-з-з» из насекомых?                                                                (Комар). Кто шелестит крылышками «ш-ш-ш?                                                                 (Бабочка). Задания для 2 команды: Кто из насекомых  стрекочет «ц-ц-ц»?                                                                  (Кузнечик) Кто из насекомых жужжит «ж-ж-ж»?                                                                         (Шмель, пчела).

 6. Подвижная игра: «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики».

 7. Конкурс: «Умники и умницы».

 Вопросы: 1. В какое время года мы можем увидеть насекомых в природе?

(В конце весны, летом, в начале осени) 2. Для чего нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц) 3. Чем, питаются большинство насекомых? (Растениями) 4. Где прячутся насекомые в начале осени? (Они прячутся в щелях коры деревьев в листве, под комками земли).                                                                         5. Какие жуки носят название того месяца, в котором они появляются?

(Майские жуки) 6. Кто, трижды родился прежде чем стать взрослым? (Бабочки: яичко – гусеница – куколка) 7. Что случится с пчелой после того как она ужалит? (Ужалив, пчела гибнет) 8. Стрекоза – вредное или полезное насекомое? (Стрекоза – полезное насекомое, она на лету схватывает мух, комаров и других насекомых).  

Подведение итогов.

Консультация для родителей по теме «Первая помощь при укусах насекомых»

С наступлением лета нас и наших детей подстерегают такие неприятности, как укусы насекомых.

Кусающие и жалящие насекомые подстерегают нас везде: в лесу, степи, лесопосадках, парках и скверах. Как правила, последствия их укусов не опасны и часто проходят без осложнений. Но это при условии оказания правильной первой помощи. Чтобы знать, что нужно предпринимать в таких случаях, следует познакомиться с рекомендациями специалистов неотложной медицинской помощи и специалистов в области энтомологии.  

Укус клеща.

Укус клеща происходит безболезненно, а потому незаметно. Он становится заметным, когда его тело раздувается от заполнения кровью. При обнаружении клеща на теле (если его тельце еще не изменило своего цвета, значит его проникновение в кожу было неглубоким) следует просто стряхнуть его с себя, а место укуса обработать мыльным раствором, а потом йодом. Клеща с красным тельцем нельзя ни отрывать ни выкручивать. При этом его головка отрывается и остаётся в коже, что приводит к воспалительным процессам. Следует смазать тело клеща растительным маслом, и он сам отпадёт. После этого его аккуратно снимают с кожи, обрабатывают место укуса и обращаются к врачу, чтобы исключить факт заражения энцефалитом.

Отправляясь на природу, нужно максимально закрывать одеждой поверхность тела (включая и головной убор). После возвращения домой следует тщательно осмотреть одежду на предмет нахождения клещей.  

Укус пчелы или осы

Укус пчелы или осы не остаётся незамеченным. При этом появляется острая боль и припухлость. А пчела ещё оставляет в коже жало.

Почувствовав укус, нужно, прежде всего, осмотреть ранку на предмет наличия в ней жала и если оно есть - извлечь его пинцетом или ногтями. К укушенному месту следует приложить раствор соды или смоченную спиртом ватку. Для уменьшения боли и отека прикладывают холод.

Не следует выдавливать жало пальцами, чтобы яд не распространялся под кожей. Ранку стоит смазать зелёнкой или йодом. Не лишним будет принять противоаллергические препараты.  

Если ребенка покусали комары

Промойте пораженное место водой с мылом, приложив лед, приложите лед или холодный компресс, чтобы снять боль и зуд. Можно смазать настойкой прополиса, если у ребенка нет аллергии к продуктам пчеловодства. Детям до года большинство химических средств против комаров противопоказаны, репелленты не рекомендуются лет до 5-6, а запах прополиса отталкивает насекомых.  

Первая помощь при укусах муравьев

С приходом весны пробуждается вся природа. Появляется молодая зеленая травка, первые весенние цветы - подснежники. В лесах и парках просыпаются многочисленные насекомые и, конечно же, муравьи.

Муравьи являются самым многочисленным семейством насекомых по количеству особей. В настоящее время их насчитывается около шести тысяч видов, и с каждым годом число их растет. Этих маленьких тружеников знают все, даже маленькие дети. Но далеко не всем известно, что некоторые из них могут быть опасны для человека, а особенно для ребенка.

Основное оружие муравьев - это муравьиная кислота, которую они выделяют при возникновении опасности. Имейте в виду, что потревоженный муравей может брызгать кислоту на довольно большие расстояния (до тридцати сантиметров). Она проникает в организм человека при укусах муравьев. Особенно опасно, если этот яд (а муравьиная кислота таковым является) попадает в глаза ребенку и на другие слизистые.

Укус одного муравья не опасен для человека. Он напоминает укол маленькой иголки. Но множественные укусы вызывают довольно неприятные и болезненные ощущения и способны нанести вред здоровью детей, особенно если они склонны к аллергическим реакциям. Симптомы укусов муравьев

На месте укусов муравьев появляются: покраснение кожи, припухлость или отек, возникают боль и зуд (иногда сильный).

Может возникнуть тошнота, головокружение, боль в груди, потливость.

У аллергиков может наблюдаться снижение кровяного давления, крапивница, отечность лица или горла, невнятная речь, реже шок или коматозное состояние.  

Что делать если покусали муравьи:

так как чаще всего укусам этих насекомых подвергаются конечности, то если возможно - поднимите их;

обработайте пораженные места водкой, спиртом или одеколоном;

если есть возможность, сделайте ребенку теплую водяную ванну;

приложите лед или холодный компресс для снятия боли и уменьшения отечности;

укушенные места можно обработать водным раствором соли или соды, маслом чайного дерева, соком алоэ;

в случае возникновения аллергической реакции - используйте антигистаминные препараты. В зависимости от состояния и возраста ребенка, можно использовать «Кларитин», «Гистамин», «Зиртекс» или другие, рекомендованные лечащим врачом. Если состояние ребенка не улучшается - немедленно обратитесь к врачу.

Консультация для родителей:

«Как привить любовь к природе».

Удивительный мир природы… Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься…

Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой (экскурсии и прогулки) будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.

Давайте же попробуем вместе присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отображать те предметы, явления, которые помогут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.

Помогите наблюдать за растениями. Попробуйте связать это с наблюдениями за жизнью пчел, бабочек, ос, шмелей.

В цветнике можно заметить блестящую на солнце паутину. Кто здесь живет? Чуть потрогать паутину стебельком. Сразу же выбегает паучок. Он сделал паутину - сеть, ловит в нее мух, комаров, мошек. Мешать ему не стоит, лучше понаблюдать, как он будет еще плести паутину.

Много радости принесут детям наблюдения за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы?

Ответы на эти и другие вопросы можно найти на лугу. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

Громче всего кузнечики стрекочут в июле - августе. Но не всегда. Погода сухая – концерт в полном разгаре. Затихли - погода испортиться: жди дождя. Помогите детям заметить, какие еще перемены происходят в жизни животных и растений незадолго до наступления ненастья. Дорога поворачивает к лесу. С увлечением наблюдают ребята за муравьями. Когда просыпаются муравьи? Когда на ночь закрывают «окна» и «двери» муравейника?

Как влияет погода на жизнь этих насекомых? Много ли дорожек вокруг муравейника?

Куда ползут муравьи? Что несут? Уходя в лес, захватите с собой кусочек сахара. Смочив его в лесной лужице, положите возле муравейника. Скоро сюда протянется живой ручеек. Детям радость, муравьям - вкусный корм.

Много радости приносят детям походы за грибами. Первый урожай в июне: разноцветные сыроежки, оранжевые лисички, подберезовики, подосиновики, боровики…

Берем те грибы, которые нам годятся. Ведь и «поганки» по-своему красивы, главное - никому не мешают. А по поводу мухоморов бывалые люди говорят, что ими лоси лечатся. Старые грибы тоже совсем необязательно сшибать ногами.

Первые приметы близкой осени - «золотые  монетки» в тонких березовых прядях, желтые  листочки появляются еще в августе. Следом начинают желтеть кроны других деревьев: липы, вяза, ясеня. Собираем с удовольствием опавшие листья. Листопад - яркое, незабываемое зрелище. Дети из листьев мастерят пояса, гирлянды, «шьют» шапочки, составляют букеты. Заготовьте впрок с детьми кленовых, березовых, липовых листочков. Они пригодятся зимой для поделок, помогут интересно проводить время

дома, когда на дворе станет холодно, сыро, неуютно. Сравните форму, величину, окраску листьев с одного дерева, с разных деревьев. Отыщите хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Найти самый маленький и самый большой лист с одного дерева; отыскать самый красивый, с самым длинным черенком...

Обратите внимание на удивительные сочетания и разнообразие цветов и оттенков.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей -на кончиках пальцев. От пальцев идут тонкие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Пусть дети научаться творить. Надо поощрять выдумку малыша, радоваться его успеху и приучать других радоваться, если у кого- то получиться красивый узор, прекрасное сочетание цветов.

Семена большинства растений созревают тоже осенью. А какие они разные! Тяжелые золотистые желуди у дуба, легкие крылатки – носики у клена, плотные зернышки внутри ягод рябины, круглые горошины в стручках акации…Шишки, семена деревьев, трав пригодятся для поделок.

Дети с удовольствием отгадывают названия растений по семенам, по листьям. Особенно им нравится игра в путаницу. Перепутаны листья и семена. Нужно разложить семена и листья парами.

Обратить внимание, что многие птицы, которых можно было видеть летом и в самом начале осени, уже исчезли. Зато появились зимние гости- синицы, московки, лазоревки, снегири. Перебираются они поближе к жилью. Дети подкармливают птиц. Однако многих из них ждет разочарование: и кормушка есть, и корм всякий, а никто не прилетает. В чем дело? Нередко только в том, что кормушка появилась поздно, после того как выпал снег. А подкормку птиц нужно было начинать значительно раньше.

Обратить внимание на то, что дни стали короче, похолодало, осыпалась листва с  деревьев, оголились леса, ударил мороз, выпал снег, улетели многие птицы. Регулярно проводить наблюдения за погодой, приучать детей замечать и называть явления: холодно, ветер, идет снег, светит солнышко…

Снег рано привлекает внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: похожи на крошечную звездочку, только лучей не пять, а шесть. Стоит дохнуть на нее, и, превратившись в капельку, она на морозе через 1-2 минуты станет полупрозрачной круглой льдинкой. На руке она превращается в капельку воды.

Объясните, почему это происходит. Снежинки падают редко, часто: мохнатые, иголочками, блестящие.  В зависимости от погоды меняются свойства снега: липкий, рыхлый, сыпучий, плотный…

Много радости и открытий дарят детям зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из лесов ближе к человеческому жилью. Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки… Важно помочь птицам перезимовать благополучно. Подкормку начать лучше до снега. Лучший объект для наблюдений – кормушка.  

Непременно нужно бывать за городом. В поле, в лесу куда больше интересного. Всегда рядом деревья, которые заглядывают в окна, кусты, нахохлившиеся от студеного ветра воробьи, голуби. Нужно научить ребят приглядываться к жизни окружающего нас мира и с их помощью пробудить интерес к огромному миру.

Ранней весной часты редкие перепады температуры. Из- за оттепелей на снегу появляется ледяная корочка - наст. На крышах сосульки. В начале весны сосульки бывают сначала только на одной стороне строений, а некоторое время спустя- и на другой

стороне тоже. Стаивание снега на крыше идет неравномерно: одни сосульки длиннее и толще, другие тоньше. Обратить внимание на неравномерность освещения поверхности земли в течение дня. А вот проталинки - лунки появились у стволов деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли. У березы луночка едва наметилась. В чем дело?

Под кленом теплее. Предметы нагреваются неодинаково. Темные сильнее, светлые меньше. Потому- то и белая кора березы холоднее темной коры клена.

В конце весны появляются небольшие бугорки - это муравьи начали свою работу. Наблюдение за ними показывают, что один тащит соломинку, другой - крошку, помогают друг другу. Своей работой муравьи приносят пользу растениям: землю рыхлят, удобряют ее. Нельзя их обижать, про таких говорят: «Мал, да удал!» Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными. На земле заметили коричневые маленькие чешуйки. Это ночью ветер сдул с тополей чешуйки почек. Осторожно наклоните ветку, рассмотрите ее. В теплых шубках спали зимой маленькие блестящие листики. Проснулись они от теплого солнышка, начали быстро расти. Тесно им стало в домиках. Сбросили они чешуйки – шубки и потянулись навстречу солнцу, заулыбались, заблестели.

Рассказать о весеннем солнышке. Трудится оно с утра до вечера, спешит, пробуждает и траву, и цветы, деревья от зимнего сна. Радует солнышко и птичек, и людей.

Солнце утром раскрашивает небо в красные, желтые, розовые цвета. Просыпаются птички, цветы, бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе.

Вечером оно садится за тучу, закрывает глазки и становится вокруг темно. Вместе с солнцем все живое засыпает.                                                                          Однажды во время прогулки  на стол упал паук. Это вызвало у детей столько радости и удивления! Они описывали его ласковыми словами: «Малюсенький, красивенький, ногастенький». Сосчитали его ножки – их оказалось восемь.

Владик вспомнил, что у божьей коровки ножек было шесть. На мой вопрос, чем питаются паучки, дети ответили: «Листьями, землей, ничем». Я постаралась дать детям полезную информацию, но так, чтобы им было интересно. Пауки – хищники, они питаются мухами, комарами. По поведению паука можно предсказать погоду. Если паук не раскидывает своих сетей для ловли насекомых – жди похолодания. А если он плетет новые сети – это к теплу. На вопрос детей, где паук берет паутину, рассказываю, что в нижней части его брюшка находится паутинная бородавка, через которую паук выделяет паутину. Паучок так заинтересовал ребят, что они и на следующий день его искали.

Наблюдая за детьми, убеждаешься, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы дети в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них.

Постоянно нужно включать разнообразные трудовые действия в природе. Привлекая детей к  тесному общению с природой, к познанию мира растений и животным, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Быть хорошим пешеходом разрешается» для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Тип: творческо-информационныйВид: познавательно-игровойПродолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2012 г. - май 2015г.)Участники проекта: педагоги, дети, родители (законные представители), сотр...

Экологический проект на тему «Юные защитники природы» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста"

Экологический  проект «Юные защитники природы»Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление...

Сценарий летнего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста "В царстве насекомых"

Цель: заложить основы экологического воспитания.Задачи: уточнить понятие  "насекомые".Развивать умение распознавать виды насекомых и изображать их при помощи мимики и жестов. Вызвать уд...

Сценарий летнего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста "В царстве насекомых"

Цель: заложить основы экологического воспитания.Задачи: уточнить понятие  "насекомые".Развивать умение распознавать виды насекомых и изображать их при помощи мимики и жестов. Вызвать уд...

Проект "Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора "ТИКО""

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детейсреднего и старшего дошкольного возраста посредством констр...

Игры и задания для детей среднего и старшего дошкольного возраста по теме "Насекомые"

Уважаемые родители!Предлагаю вам интересный материал для совместных занятий и игр с детьми по теме «Насекомые» в свободное время. В доступной и интересной форме вы сможете закрепить знания...