Консультация для воспитателей "Организация и проведение праздников в ДОУ"
консультация

Губина Алена Владимировна

Консультация для воспитателей "Организация и проведение праздников в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_2019g.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКОВ

В ДЕТСКОМ САДУ

Без праздников не бывает детства!

   Праздничный утренник является частью всей общевоспитательной работы, его проведение и закрепление впечатлений детьми - все это звенья одного единого педагогического процесса. Праздники дело коллективное! Так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, администрация и т.д. Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов. 

 По организации праздников нужно выделить следующие этапы:

1. Предварительное планирование.

2. Работа над сценарием.

3. Предварительное знакомство детей с темой утренника.

4. Репетиции.

5. Работа с родителями.

6. Проведение утренника.

7. Подведение итогов.

8. Последействие праздника.

  В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.

Ответственными за подготовку праздника являются музыкальный руководитель, воспитатели группы, методист. Музыкальный руководитель знакомит детей с музыкальными номерами, разучивает и закрепляет их знание детьми, проводит репетиции со взрослыми, сводные занятия с детьми. Воспитатели готовят атрибуты, оформление к празднику, разучивают с детьми тексты песен, стихи и роли в сценках, отрабатывают трудно дающиеся элементы танцев и упражнений, готовят совместно с родителями костюмы. Методист координирует работу педагогов.

Работа над сценарием. 

    Работа над праздником начинается со сценария. Педагог может работать по готовому сценарию, предложенному музыкальным руководителем, а может сам активно и творчески участвовать в составлении сценария, подбирать произведения для инсценировок, спектаклей, стихи, переклички и даже музыкальные произведения к данному сценарию. Творческий педагог использует сценарий по своему, глубоко осмысливает, анализирует, пропускает "через себя", используя свой опыт, дополняя уточнениями, собственными разработками и импровизациями. В большинстве случаев сценарии разрабатываются педагогами ДОУ в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем и логопедом. Музыкальный руководитель подбирает к сценарию музыкальную и хореографическую часть, на воспитателе же лежит тщательный подбор речевого материала. Сценарий меняется во время репетиций, туда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

  Задолго до праздника на педагогическом совете вместе с заведующей (ст. воспитателем), воспитателями и музыкальным руководителем обсуждается сценарий, а также ряд вопросов, связанных с подготовкой и проведением праздничных дней: планы воспитательной работы с детьми в предпраздничные и после праздничные дни, программу утренника, проекты украшения групповых комнат, зала, вестибюля, участка, эскизы атрибутов и костюмов для шествия, плясок, инсценировок, подарки для детей, план новой экспозиции на выставке для родителей, план уборки помещений, распределение обязанностей. В процессе обсуждения в программу вносятся поправки и изменения. При обсуждении сценария на педсовете необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.

  Непосредственная подготовка к празднику начинается с распределения речевого материала для детей с учетом их индивидуальных речевых особенностей. После разбора и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком, позволяющего    понять внутреннее содержание и его смысл, текст дается родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке текста уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией. 

   Хореографические и вокальные композиции,  сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка. Отбирая музыкальный материал для праздничной программы, следует правильно учитывать возможности детей.              Программу утренника не следует перегружать большим количеством выступлений. Они превращают утренник в калейдоскоп сменяющих друг друга номеров, подчас плохо связанных с общей идеей праздника. Такая программа создает атмосферу напряженности и приводит к быстрому утомлению как исполнителей, так и зрителей. Следует соблюдать чувство меры, руководствоваться художественным вкусом.

   Подготовка к празднику начинается за 1,5 месяца до самого мероприятия. Воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывают о предстоящем празднике, объясняют, что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили, и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей (например, рассматривание фотографий с прошлогоднего праздника). 

После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов будет двигаться.

  Далее  начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. Следующим этапом является предварительная работа: чтение произведения, по которому будет происходить инсценировка или театрализация, обсуждаются характеры персонажей, распределение ролей. В группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают программный материал. Таким детям можно давать более сложные стихи или роли, а также индивидуальные номера. Ребенку важно создать мотивацию для того, чтобы появилась потребность в реализации своих творческих возможностей.

 После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми:

- над выразительным прочтением стихов;

- по заучиванию текстов песен, движений танцев и хороводов;

- над образом;

- над отдельными эпизодами.

 Чтобы у детей не угас интерес к празднику, не стоит проводить несколько полномасштабных репетиций, лучше всего отшлифовать программу утренника по номерам, и только в преддверии самого праздника провести генеральную репетицию – вход, последовательность номеров, выходов персонажей-детей без проигрывания эпизодов при всех. Так у детей не будет ощущения, что уже все было.

   Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит.

Подготовка атрибутов: Музыкальный руководитель отвечает за подготовку музыкальных атрибутов. За подготовку остальных – отвечают воспитатели данной группы. Они могут поручить их изготовление родителям, сделать совместно с детьми или делают сами.
  Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений,

слишком большое их количество, неоправданные паузы — все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Длительность утренника — 45—50 минут в старших, 35—40 минут в младших группах. Превышать ее не имеет смысла: на 12—14-й минуте малыши и на 25—30-й минуте старшие дети начинают проявлять признаки утомления.

Собираемся на праздник

   Поскольку на музыкальных занятиях 50 процентов времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, легкая – во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант - чешки и балетки. Эта же обувь подходит и для праздников. Воспитатель и музыкальный руководитель заранее предупреждают родителей и детей, каким будет праздник и какие костюмы следует готовить. Чтобы потом не возникало недоумений, почему костюм «Человека-паука» или «Бэтмена», который купили к новогоднему представлению, нельзя использовать на утреннике, сюжетная линия которого – «Снежная королева» или «Золушка на балу».

  Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего.

   Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем.

Будьте готовы к тому, что на вас будет смотреть большая аудитория, состоящая из родителей и родственников ваших воспитанников, детей вашей группы, а также сотрудников детского сада. Поэтому основной вашей задачей является тщательная подготовка. Для любого воспитателя – роль ведущего подобна экзамену, и на нём нельзя провалиться, поэтому отнеситесь ответственно к своей роли, выучите наизусть слова.

Во время праздника, вас будет одолевать волнение, что вполне естественно, поэтому приготовьте себе некую подсказку, которая поможет вспомнить ваши слова и действия. Не забудьте об эстетичности её оформления. Не оставляйте без внимания и ваш внешний вид. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, туфли на высоком каблуке.

Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

Перед утренником вы должны разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

На утреннике держитесь свободно, естественно. Говорите достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Оживляйте речь уместной шуткой, вопросами к детям, гостям (например: «Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»)

Будьте находчивой! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях – не теряйтесь - быстро найти выход из затруднительного положения помогут шутки, загадки и др., ведь зрители и гости не знают, как это должно быть по сценарию.

Научитесь организованно заканчивать праздник! Поблагодарите гостей, обязательно напомните, по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравьте всех с праздником), попрощайтесь с ними, предложите детям выйти из зала организованно.

   Костюмы для праздника необходимо взять заблаговременно, чтобы была возможность всё проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если вы поручаете родителям сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках - порвутся, атрибуты сломаются и пр.

Во время проведения утренника внимательно следите, как воспринимают ребята выступления, готовьте атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевайте детей, помогайте им, если это необходимо, при проведении игры. Пойте и, по необходимости, танцуйте вместе с детьми. Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми). Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные танцы, спеть песни, исполнить роль персонажа.

Проведение праздника.

   Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.

Детям необходимо знать некоторые из них:

- говорить не громко (не кричать);
- ходить спокойно (не бегать);
- помнить для чего мы находимся в зале;
- смело показывать свои способности;
- заботиться друг о друге (не обижать);
- помогать друг другу (не смеяться);
- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);

-не отвлекаться на родителей.  

Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

 Воспитатели помогают украшать зал к праздникам и убирают после своего утренника все атрибуты.
 Работа с родителями.

Пожалуй, ничто так не сближает родителей и детей, как традиционные совместные праздники и утренники. Общение между родителями и воспитателем в процессе подготовки к утреннику происходят регулярно:

- воспитатель дает необходимые рекомендации по разучиванию стихов, ролей, по закреплению звукопроизношения, выразительности;

- обращается за помощью по пошиву и изготовлению костюмов;

- родители предлагают свои идеи по костюмам, атрибутам;

- активно участвуют в оформлении группы и зала к праздникам;

- участие родителей в конкурсах, в играх непосредственно на утреннике.

После праздника родители могут записать свои впечатления и пожелания в книге «Отзывов и пожеланий». В конце года, на выпускном вечере, дети, игравшие роли в утренниках чаще всего, интереснее, награждаются дипломами.

Подведение итогов.

   Итоги проведения праздника необходимо обсудить с детьми. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Детские ответы желательно записать и поместить на стенд для родителей. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него. На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы, песни и игры. Можно провести после утренника с детьми обсуждение понравившихся и непонравившихся моментов. Многие дети уже в 3-4 года видят огрехи в своем выступлении и отмечают плохое поведение других.

Проходит обсуждение утренника и среди педагогов, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.

Удачно ли был построен утренник?

Как ведущая справилась со своей ответственной ролью: как вела праздник (живо, интересно); видела ли детей, их настроение, установила ли контакт с ними; какой была речь ведущей; в чем выразилась находчивость ведущей, понимание ею ситуации (при пропуске или замене номера и др.). Как и в чем педагоги групп помогали ведущей.

Как музыкальный руководитель справился со своей главной задачей — подбором праздничной музыки.

Как дети исполняли стихотворения, песни, игры, танцы, хороводы, драматизации.

Каков уровень музыкальных, певческих и ритмических способностей детей.

Естественно ли звучали детские голоса, непринужденными ли были движения детей.

В чем проявилось творческое развитие детей.

Каким было самочувствие и настроение детей (выступающих, слушателей). Что детям особенно понравилось. Как реагировали они на выступления взрослых.

Обсуждаются организационные моменты праздника, согласованность работы всего коллектива при подготовке в проведении праздника; праздничное оформление зала.

Длительность праздника. Не наблюдались ли признаки переутомления детей.

   Если ребенок ушел с праздника с сияющими глазами, торопится поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями, вы достигли цели. Праздник состоялся!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль воспитателя в подготовке, и участие в проведении праздников и развлечений» (консультация для воспитателей)

А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе гр...

Консультация. Роль родителей в подготовке и проведении праздников.

Роль родителей в подготовке и проведении праздников.Вся жизнь вселенной построена из определенных ритмов – циклов. На смену дня приходит ночь. За приливом следует отлив, за осенью – зима, за штормом ш...

Консультация для воспитателей и родителей потеме: "Этикет проведения праздников в детском саду."

Что такое этикет?  Это вежливые слова, правила поведения в различных ситуациях повседневного общени и разных жизненных ситуациях.Как готовиться к празднику и как вести себя на нём всем участникам...

Консультация для родителей Традиции проведения Праздника Печёной картошки в МБДОУ «Детский сад №51 «Красная Шапочка» г.Тамбов

Традиции проведения Праздника Печёной картошки в МБДОУ «Детский сад №51 «Красная Шапочка» г.Тамбов...