Родительское собрание на тему: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».
методическая разработка

Зартдинова Марьям Маулимьяновна

Цель: Создание условий для привлечения родителей к активной совместной работе с детьми, повышение их педагогической культуры.

Привлечение внимания родителей к имеющимся семейным традициям. Стимулирование к появлению новых семейных традиций, способствующих сплочению семьи.

Воспитание уважения и любови ко всем членам семьи, к семейным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_semi_i_semeynyh_traditsiy_na_vospitanie_rebenka.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме

в старшей группе.  Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».

Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».

                 

Цель: Создание условий для привлечения родителей к активной совместной работе с детьми, повышение их педагогической культуры.

Привлечение внимания родителей к имеющимся семейным традициям. Стимулирование к появлению новых семейных традиций, способствующих сплочению семьи.

Воспитание уважения и любови ко всем членам семьи, к семейным традициям.

Предварительная работа: 

1.Подготовка музыкальной картотеки для исполнений танца, песни, проведения подвижных игр и др.

2.Подготовка атрибутов для игр, инсценировки, танца:

- шапочки для игры «Репка», платочек и очки для бабушки (инсценировка), мягкие игрушки для танца «Вся моя семья».

3.Изготовление подарков для родителей (сердечко на палочке – символ любви).

4.Разучивание с детьми стихотворений о членах семьи, пословиц и поговорок о семье, песни «Моя семья», танца «Вся моя семья», инсценировки в стихотворной форме «Дело было вечером…»

5.Консультация для родителей «Роль семейных традиций в воспитании ребенка».

6. Оформление приглашений на родительское собрание.

Форма проведения: проведение мастер-класса в родительской гостиной.

Место проведения: музыкальный зал.

Участники: родители, дети, воспитатели.

План собрания:

1.Вводная часть. Вступительное слово воспитателя.

2. Теоритическая часть собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка»:

- Роль семьи в воспитании ребенка;

 - Влияние семейных традиций на воспитание ребенка.

3. Практическая часть - проведение совместной традиции в саду  «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».

4. Вручение благодарственных писем, грамот семьям воспитанников,  наградных листков участникам творческой выставки книжек-малышек «Как прошло мое лето».

5. Выбор членов родительского комитета группы «Почемучки», выбор члена родительского комитета в ДОУ.

6. Разное.

7. Подведение итогов собрания.

Ход собрания

1.Вступительное слово воспитателя №1.

Уважаемые родители!

Сегодня мы собрались  на первое собрание в новом учебном году.

Мы очень рады встрече с вами. В нашем коллективе произошли изменения.

Позвольте представить вам нового воспитателя…

Слово предоставляется Ирине Михайловне, нашему новому воспитателю

 Рассказ воспитателя о себе (воспитатель кратко рассказывает о себе, родители задают вопросы).

Воспитатель №1:  Тема нашего собрания: «Семья, ее роль в воспитании ребенка, семейные традиции, их значение в воспитании и развитии дошкольников».

2.Выступление воспитателя по вопросу «Роль семьи в воспитании ребенка».

        Семья –это величайшая ценность в жизни людей. Для ребёнка семья это среда, в которой складывается его характер, привычки  и вместе с тем его будущее. Семья это совокупность близких родственников,  живущих вместе: родители с детьми.

        Любите своих детей, такими какие они есть. Не сравнивайте их с другими детьми. Ведь каждый ребенок прекрасен по своему. Только нужно помочь понять ему его уникальность, неповторимость, а главное, ребенок должен знать о своей важности, необходимости , нужности для этого мира.

Притча.

У старого водоноса было два кувшина, висевших на конце шеста, который он носил на плечах. Один кувшин был гладкий красивый. В общем, безупречный. А другой – с трещиной, разбитый кувшин.

Первый приносил всю воду до капельки, а разбитый кувшин доносил только часть воды…

Безупречный кувшин сиял и гордился своим совершенством – мало того, что он красивый, он еще и практичный, никогда не подвел своего хозяина. А разбитый горшок очень страдал от своего несовершенства… Ведь он не мог выполнить своего предназначения.

Однажды, не выдержав груза своих горьких мыслей, он сказал хозяину:

- Прости меня, ведь столько лет я не выполняю свое назначение, я приношу только часть воды

Водонос ответил – “Ты заметил прекрасные цветы, которые растут по дороге к дому моего хозяина? Ты видел, что они растут только с одной стороны дороги? Зная о твоём недостатке, твоей трещине, я посадил семена именно на твоей стороне, потому что только ты их мог полить. И уже несколько лет я собираю эти цветы, а мой хозяин любуется ими, дети плетут венки из них, а влюбленные дарят красивые букеты

Только благодаря тебе это могло произойти. И без тебя, пусть разбитого и невзрачного на вид, многие бы лишились радости. Если ты нужен человеку, то он будет воспринимать тебя таким, какой ты есть. ”

Родителям хочу напомнить одну народную мудрость:

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему!» не забывайте об этом.

3.А теперь давайте поговорим о семейных традициях:

Воспитатель №2: Добрые отношения между родителями и детьми оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. Укрепляют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции. 

Традиции - означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семейные традиции - очень ценное средство воспитания. В большинстве семей существует разумный ритм жизни с определёнными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются уже как бы автоматически. 

Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Неизменным остаётся их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, передаче культурных ценностей.

Семейные традиции - это в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребенка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это совместные игры. Поздравления родственников. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Коллекционирование и проведение семейных концертов.

Семейные традиции объединяют и укрепляют семью. А если семья крепкая, то им нравится делать что-то традиционное вместе.

Традиция  - Семейный альбом.

Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой - загадочное и удивительное Туда сможете вставлять фотографии не только вы, но и ваши дети. Со временем эта вещь станет совершенно бесценной не только для детей и вас, но даже и для ваших внуков

- Вспомните. когда вы листали альбом в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция - Совместные походы.

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы.

Традиция - Совместное чтение.

Семейное чтение- это лучший вид коллективного общения. Возродить забытую традицию – значит вернуть в дом культуру, взаимопонимание, тепло духовного общения. Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяет путь ребенка, как читателя.

Традиция - Семейное посещение театров, музеев, выставок.

-Кто из вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры?

Конечно, в нашем городе трудно поддерживать эту традицию, но тем не менее. Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Так пусть эта традиция будет в каждой семье и станет для нее праздником.

Традиция - Коллекционирование.

Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

-Что можно коллекционировать в семье? (Ответы) .

Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камушки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать фантики, марки, бусинки и т. д.

Традиция - изготовление подарков.

Приятно, что старая традиция дарить подарки, сделанные своими руками, возрождается. Когда-то, считалось проявлением особой сердечности и особого отношения преподнести друзьям подарок собственного изготовления

Традиция - Банный день.

Традиция  - Вкусная или кулинарная. Это традиция приготовление пищи. 

   

       Традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, и сделать их достоянием подрастающего поколения. Семейные традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.

       Создайте семейную традицию уже сегодня и кто знает, быть может, через несколько десятилетий ваши дети станут рассказывать о теплых воспоминаниях своего детства, а традиция будет передаваться из поколения в поколение.

Воспитатель №1: А как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка - семье или детскому саду?

Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. «Детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка» (Закон РФ «Об образовании).

Мне, кажется,  у нас сложилась еще одна традиция – собираться в саду вместе с детьми и заниматься чем-то общим.

Предлагаем назвать эту традицию «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».  Сегодня мы с ребятами приготовили для вас сюрприз. Мы покажем вам как можно провести время весело, полезно, а главное совместно. Надеемся, что это сделает нас дружнее, сплоченнее. Мы будем петь, читать стихи, играть и даже танцевать.

Ход мероприятия

Дети под песню Самая счастливая» входят в музыкальный зал становятся полукругом.

Дети под музыку входят в зал

Семья - это, где тебя любят.                  (Маша С.)

Семья – это папа и мама моя,                (Семен)
Семья – это брат мой родной,                (Агата)
Семья – это котик пушистенький мой,  (Катя)
Семья – это бабушки мои дорогие,        (Маша П.)
Семья – это сестренки мои озорные,      (Кристина М.)
Семья – это праздник за круглым столом, (Тихон)
Семья – это счастье, семья – это дом.       (Вита Л.)    

Начинаем наш вечер с инсценировки  «Дело было вечером…» или Устами младенца глаголит истина…

Дело было вечером,
Делать было нечего.

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Миша пел,
Егор молчал,
Глеб ногой своей  качал.

Ваня твердо вдруг сказал…
Нет, уйду я насовсем!

А то я папе надоел:

То пристаю с вопросами,

То я кашу не доел,

То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу, земляники припасу.

Хорошо жить в шалаше, и домой не хочется.

Мне, как папе по душе одиночество.

Пруд заброшенный найду, в чаще спрятанный,

Разговоры заведу с лягушатами.

Буду слушать птичий свист утром в перелеске.

Только я же – футболист, а играть то не с кем!

Хорошо жить в шалаше, только грустно на душе!    (Агния Барто)

Маша тоже не смолчала, разговор вдруг поддержала: 
Другие дети так едят,
как нам не снилось с вами.
Они, съедая всё подряд,
растут богатырями!
Они, на радость пап и мам,
так рано спать ложатся,
что ни за что ни мне, ни вам
за ними не угнаться.


Алина тоже не смолчала и подругу поддержала: 
Они в портфели дневники
вложить не забывают,
они ковры-половики
охотно выбивают.
А если изредка соврут,
то это не нарочно.
Вот только, где они живут,
никто не знает точно!
(М. Вейцман  Другие дети )

Немного Ваня помолчал и с укоризною сказал:

 Я думал, взрослые не врут,

 А дедушка Сережа

 Сказал, что очень любит труд...

 Но что-то не похоже.

 Просил я: - Сделай мне совок,

 Зеленый или синий! -

 Я знаю, он бы сделать мог!

 А он в ответ: - Зачем, сынок,

 Мы купим в магазине,

 За них недорого берут.

 А сам сказал, что любит труд...  Агния Барто.

А Егор  проговорил с обидою:

Я вчера штаны порвал –

Борьке, другу, помогал

Починить велосипед.

И за это
Мне по попе папа дал –
Папа точно попадал!
Очень долго там болело,
Чуть пониже спины, 
Я на боль махнул рукою,
Интересно мне другое: 
Мне хотелось бы узнать:
Сослуживцу на работе
Мог по попе папа дать?  
(О. Бундур)

Возмутился Миша громко:

Разве можно промолчать

Как тут будешь не кричать.

Папа вазу опрокинул :
Кто его накажет?
– Это к счастью, это к счастью, –
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью
Это сделал я!
– Ты разиня, ты растяпа! 

–Скажут про меня. (О. Григорьев)

Семе тоже попадало: за разбитые колени и за испачканный рюкзак:

Ко мне сегодня сон не шел.

Раз двести я пересчитал слонов.

Когда уснул,  приснилось мне

Что я большой как папа стал,

А папа  втрое меньше :

(Беда мне с папой, ох, беда:
Шалун, каких немного…)
– А ну, иди скорей сюда, –
Сказал я папе строго. –
Какой позор!
Какой скандал!
Ты где так долго пропадал?!

А он ответил мне:
– Гулял.
– А с кем?- спросил я.

А он сказал:
– Да с кем всегда:
С Иваном Филимонычем…
– По грязи, да?
По лужам, да,
Опять таскался до ночи?!
Ну почему, ну почему
Вы дела не найдёте?
Не понимаю: и чему
Вас учат… на работе?
Вон как ты выпачкал костюм,
Как изувечил шляпу!
Когда возьмёшься ты за ум? –
Во сне
Спросил я
Папу…     (А. Шибаев)

Глеб:

Да что у вас?! Вот у меня -  

Так просто страшная беда:

Мне на месте не сидится,
Я хочу весь день крутиться
И по комнате скакать,
Бегать, прыгать, кувыркаться,

И вертеться, и смеяться,
Так за что ж меня ругать?
Говорят, я непоседа,
По утрам бужу соседа

И в квартире тарарам
Завожу по вечерам.

У меня один ответ:
Я — ребёнок, мне пять лет.
Неужели не понять,
Что меня нельзя унять.

Бабушка рядом тихо сидела.

На деток с любовью глядела.

Беседу детскую она услыхала

И мудрость  для нас завещала:

Агата:
Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели пеньки!
(С. Михалков. Важный совет)

Вед: С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.

Давайте,  попробуем их вспомнить с помощью игры «Народная мудрость гласит». 

Ход игры: Дать два мяча двум детям с каждой из сторон. С началом музыки по команде дети передают друг другу мячи таким образом, чтобы в конце концов мячи встретились друг с другом. Получаются  пара с мячами. Детям задают  пословицы по очереди.  Кто не ответил на вопрос берет за руку маму или папу, входят в круг и танцуют под музыку. Дети помогают.

Поговорки:

- В гостях хорошо, а дома (дома лучше) .

- Не красна изба углами, а… .(красна пирогами) .

- Дети не в тягость, а…. (в радость) .

- Когда семья вместе, и (сердце на месте) .

- Нет для человека добрее… .(отца с матерью).

- В дружной семье и (в холод тепло).

- При солнышке тепло… (при матушке добро).

- Не нужен клад, когда в семье… (лад).

- Яблоко от яблони ... (не далеко падает).

- Дерево держится корнями а человек…(семьёй).
- Кто свою мать уважает…(
чужую не обругает).
- Где любовь да совет…
(там и горя нет).

Воспитатель: Какие молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста, наш концерт продолжается.

Закружилось, завертелось,

Танцевать нам захотелось.

Словно бабочки на поле,

Кружат девочки на танцполе.

Девочки исполняют танец: «Вся моя семья».

Вед: Я знаю, что все любят разгадывать загадки. Да? Тогда слушайте:

В огороде шум и гам!

Что же приключилось там?

Дед-ворчун и бабка с внучкой,

Мышь-норушка, кошка с Жучкой

Уцепившись в хвостик крепко,

Дружно тащат с грядки (Репку).

Предлагаем вам поиграть в игру «Репка», одна команда будет репкой (дети), а другая команда (родители) будут Дедкиной семьей (перетягивание каната).

Нам нужны соответственно: дедка, бабка, внучка, кошка, собачка, мышка (родители надевают шапочки сказочных героев).

Игра проводится под русскую народную музыку (2-3 раза).

Вед: Позабавились мы славно, но как говорится делу время, а потехе час. Продолжаем наше представление.

Воспитатель читает стихотворение под мелодичную музыку, дети тоже:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле!

Дети выходят на сцену и читают стихи о семье:

СТИХИ ПРО МАМУ

Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете Мама.

Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это Мамочка моя.

***

Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня Мама.

Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поддержит? Моя Мама.

Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю — Мама.

(О.Чусовитина)

Папа

У папы работа!
У папы забота!
И некогда с нами
ему поиграть.
А мы его любим!
А мы его ждём!
Но если наш папа
берёт выходной,
Как здорово с ним,
Он такой заводной

Про папу

Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь - по делу,
И хвалишь – с душой!
Ты друг самый лучший
Всегда защитишь,
Где надо – научишь,
За шалость простишь.
Любую поломку
Легко устраняешь,
И головоломку
Ты быстро решаешь.
Я рядом шагаю,
За руку держусь!
Тебе подражаю,
Тобою горжусь.

ВМЕСТЕ С БАБУШКОЙ
С бабушкой моей вдвоем
Очень дружно мы живем!
Вместе ходим мы гулять,
Вместе мы ложимся спать,
Вместе моем мы посуду -
Правда, правда! Врать не буду!
Мы не любим унывать,
Можем спеть и станцевать -
Будет бабушка мне хлопать,
Ну, а я - кружиться, топать!
Не капризничать стараюсь,
Слез не лью, а улыбаюсь -
С ней большие мы друзья,
Потому что мы - СЕМЬЯ!
(Наталья Майданик) 

Про дедушку
Дедушка очень у нас деловой:
Ходит по дому, забыл про покой.
Бабушке он помогает весь день,
Делать ему это вовсе не лень.
То постоянно очки он теряет,
То разобьет что-то он, то сломает,
Вечно спешит, а устанет от дел,
Сядет с газетой — уже захрапел.

Старшая сестра

Моя старшая сестрица

На все руки мастерица:

Испечет сама пирог,

Свяжет бабушке платок.

Я всегда с сестренкой рядом

У нее всему учусь,

Вместе с ней к столу присяду,

Рукоделием займусь.

***
У меня сестренка маленькая
Такая… Такая славненькая!
Мама уходит – она не плачет
Рядом со мною прыгает, скачет
Мы попрыгаем, построим гараж
Это не сложно – один этаж
Оленька кубики мне подает
Если захочет сама кладет.
Я ей играть никогда не мешаю
Я же постарше, я же большая.   
П. Федотов

Дома стены помогают.

 «Есть такая поговорка:
Дома стены помогают
И Анюта, и Егорка
Поговорку эту знают.
Здесь родные непременно
Приголубят, пожалеют.
Потому – что дома стены
Помогаю, лечат, греют. 

Вед: А сейчас мы поделимся с вами рецептом хорошего дня. Записывайте или запоминайте. Слушайте внимательно:

Рецепт хорошего дня.

Берём день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия. Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зёрен терпимости, и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем людям. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью. Теперь, когда блюдо готово, украшаем его лепестками цветов доброты и внимания. Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу. И, как говорится, приятного аппетита!

Вед:

Ручки-ножки засиделись,

надо их размять,

в игру веселую поиграть.

Не сидите, не ленитесь,

В хоровод наш становитесь.

Будем в жмурки мы играть,

Колокольчиком помогать.

Игра «Жмурки с колокольчиком».

Вед: Вот как здорово потешились. Но у наших ребят есть еще один сюрприз для вас. Песня «Моя семья». Встречайте аплодисментами.

Дети исполняют песню «Моя семья».

Воспитатель: Берегите свои семьи, заботьтесь друг о друге, помогайте близким в беде! Будьте все здоровы и счастливы. Не забывайте о том, что большую часть времени ваши дети проводят в детском саду. Значит и детский сад, является большой дружной семьёй. Хочу, чтобы в нашей семье царили мир, лад и взаимопонимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему : «Экология семьи и души : семейные традиции».

 Протокол родительского собрания №2 Группа  №3   МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №42"              Родительское собрание  от...

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе. Проведение совместной традиции в саду «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья». Тема собрания: «Влияние семьи и семейных традиций на воспитание ребенка».

Родительское собрание №1 в нетрадиционной форме в старшей группе.  Проведение совместной традиции в саду  «Папы, мамы, сад и я вместе дружная семья».Тема собрания: «Влияние...

родительское собрание на тему:«Влияние телевидения и гаджетов на развитие ребенка»

Родительское собрание на тему: «Влияние телевидения и гаджетов на развитие ребенка» Форма проведения: семинар с элементами практикума.Аудитория: родители воспитанников средней группы....

Конспект родительского собрания на тему "Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста"

Цель родительского собрания: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка....

Выступление на родительском собрании на тему: «Влияние семьи на развитие личности ребенка»

Цель: укрепление детско-родительских отношений, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье....

Родительское собрание на тему: «Моя семья – семейные традиции»

Задачи:Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;Повысить уровень педагогической культуры родителей;Вовлечь родителей в разрешение жи...