Конспект родительского собрания на тему "Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста"
материал
Цель родительского собрания: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx | 108.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
"Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста»
МАДОУ №47
Составитель: Курицына Т.В.
2019год
Родительское собрание
"Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста"
Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.
Задачи:
довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им;
пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.
Подготовка к собранию:
1. Выставка литературы: «Конвенция о правах ребенка», «Закон об образовании».
2. Выставка рисунков «Моя семья»
3.Выставка рисунков детей « Ребенок имеет право»
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Воспитатель. Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.
Для начала возьмите, пожалуйста, чистый лист бумаги и ручку. Напишите, какие обязанности есть у вашего ребенка?
Родители пишут.
А теперь переверните лист на другую сторону и напишите, какие права, по вашему мнению, имеет сын или дочь.
Родители пишут.
Что было легче перечислять: права или обязанности? Сколько обязанностей вы перечислили? А сколько прав? Кто мог бы зачитать, что он написал об обязанностях?
Желающие зачитывают.
А какие права вы предоставляете своему ребенку? Кто прочитает свою запись?
Желающие зачитывают.
Получается, что прав у наших детей гораздо меньше, чем обязанностей. Почему? Мы не хотим признавать права за нашим ребенком? Или же мы их просто не знаем?
Наша встреча поможет ответить на этот вопрос.
Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос: «Что такое семья?». Ответы родителей.
«Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова).
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в семье, а передать их, только через детей. Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Сейчас много говорят о правах ребенка, но существует и другая сторона той же проблемы - права родителей. И на наших глазах становится все более актуальным преимущественное право родителей на воспитание своих детей.
Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.
Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:
– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Закон «Об образовании» утверждает право детей на бесплатное образование.
В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. Реализация прав ребенка включает:
- защиту его от всех форм жестокого обращения,
- права на охрану жизни и здоровья,
- защиту его права на образование,
- права на игру,
- права на сохранение своей индивидуальности.
Уважаемые родители, каждый человек, конечно, имеет свои права, но пользоваться ими может, не нарушая прав другого человека. Уважать права других людей – обязанность
Сейчас я предлагаю вам поиграть в интеллектуальную игру.
«Что? Где? Когда?»
Правила игры: На столе 7 конвертов с заданиями. Игроки по очереди крутят волчок, после получения задания команда совещается 1 минуту и говорит свой ответ. Если игроки знают ответ, то могут дать его досрочно. Итак, крутите волчок!
1 конверт
В группу детского сада утром пришло много детей. Все заняты интересными играми. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.
- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.
- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:
- Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь, я не спал и всё слышал…. Мне жаль маму...
Какое право ребёнка нарушено в этой ситуации?
Ответ: Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
2 конверт
Мама заставляет свою дочь ходить в музыкальную школу по классу скрипка, а дочь не хочет заниматься. Девочка постоянно плачет и просит маму отвести её в хореографический класс, где ей понравилась заниматься.
Какое право ребёнка нарушено в этой ситуации?
Ответ: Из самых лучших побуждений взрослые порой, забывают, что ребенок имеет свое мнение. Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право на индивидуальность, свободу выражать свое мнение. Статья 12,13 Конвенции ООН о правах ребёнка.
3 конверт
Мама обратилась к воспитателю с просьбой, чтобы он на прогулке ограничивал активность ребенка в тех случаях, когда это связанно с возможностью испачкать новую куртку.
Чьи и какие права будут нарушены в этой ситуации?
Ответ: Если воспитатель пойдет на поводу родителей, и будет ограничивать естественную потребность ребенка в движении, тем самым он нарушит право ребенка на здоровье, на движение. Статья 41 Конституции РФ. Каждый имеет право на охрану здоровья А родителям предложить принести старую курточку, в которой ребенку удобно двигаться, играть и которую он не боится испачкать.
4 конверт
Игра «Угадайте пословицу»
Посмотрите внимательно изображение на экране и на список пословиц, которые есть в конверте для каждого игрока. Какая пословица соответствует картинке на слайде.
5 конверт
В группу пришел новенький мальчик Он капризный и взбалмошный. Его родители обладают высоким социальным статусом и сразу заявили об этом воспитателям. Воспитатели не могут добиться от новенького подчинения требованиям, обязательным для всех детей. Чьи и какие права нарушены в этой ситуации?
Ответ: Конечно, применяется индивидуальное отношение к каждому ребенку в детском саду, но требования ко всем детям одинаковые, независимо от социального статуса семьи. Статья 19 Конституции РФ. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и т.д.
6 конверт
Вечером за сестрой в детский сад пришёл несовершеннолетний брат.
Какие права нарушены в этой ситуации?
Ответ: Статья 1 Конвенции о правах ребёнка. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
7конверт
Иногда можно слышать такие высказывания: «Воспитанием должны заниматься в детском саду воспитатели, а у нас работа, нам некогда».
Чьи и какие права нарушаются в этой ситуации?
Ответ: Воспитанием должны заниматься родители. В Конвенции о правах Статья 5 и 18 записано, что воспитание - это права и обязанности родителей. Детский сад нужен для общения, познавательного развития и социально-коммуникативных навыков. Детский сад помощник родителям в воспитании детей.
В этой игре мы с вами закрепили знания статей Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ и Семейного кодекса основная идея, которая заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка.
Уважаемые родители, часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями? Сейчас мы проведем тестирование, которое выявит, какой вы родитель. Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).
ТЕСТ
Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?"
За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.
Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее подумайте, можно ли еще кое-что улучшить?
Мы много с вами сегодня говорили о наших правах и обязанностях, о том, что должны развивать в наших детях чувство ответственности, и начинать, конечно же, с самих себя.
Давайте прислушаемся к словам В.Г.Белинского: “На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…”.
Берегите детей, берегите
Злые чары от них отводите,
Счастье, радость, заботу дарите –
Берегите!
Берегите детей, берегите:
Их жалейте, лелейте, любите
И любить их других научите –
Берегите!
Берегите детей, берегите:
От невзгод и потерь их храните,
Их печали себе заберите –
Берегите!
И в память о нашей встрече по правам и обязанностям родителей, примите, пожалуйста вот эти буклеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста»
Родительское собрание...
Родительское собрание «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»
Игра – приветствие «Цветные ладони»Анализ результатов анкетированияИгра в развитии и воспитании ребенка сообщение«А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр през...
Родительское собрание. "Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста"
Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.Задачи: · довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания дет...
Родительское собрание «Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста»
Родительское собрание «Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста»Цель:1.Познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.2. Повышать...
Родительское собрание «Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста»
Родительское собрание «Роль семьи в правовом воспитании ребенка дошкольного возраста» Цели: познакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка.Задачи...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Работа детского сада и семьи по правовому воспитанию детей дошкольного возраста"
Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Для того, чтобы работа с семьей по этому направлению была эффективней педагоги должны иметь достаточный уровень знаний и умений. В материале пр...
Родительское собрание "О значении материнской поэзии в воспитании ребенка раннего возраста" (семейная гостиная)
Цель родителького собрания - создать благоприятные условия для взаимодействия с семьями воспитанников....