Проект «Тайны техники изонити»
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 33»
разработала: воспитатель М.Н.Иванова
Проект
«Тайны техники изонити»
Старший дошкольный возраст
Актуальность
На сегодняшний день в связи с особенностями психического и физического развития детей, а также с изменениями требований к будущим первоклассникам, перед дошкольным образованием особое значение приобретает проблема готовности ребенка к школьному обучению. Одним из основных показателей является уровень сенсомоторного развития. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. У детей с проблемами в развитии речи, как правило, их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами в развитии отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Недостаточное сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения.
Общая характеристика проекта
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Социализация личности в процессе взаимодействия: дети – дети, дети – педагоги, дети – родители, педагоги – родители.
Объем проекта: 18 занятий, занятия планируются по два ежемесячно; мастер-класс для родителей, консультация «Роль техники изонити в развитии детей дошкольного возраста».
Познавательная ценность проекта заключается в том, что дети знакомятся с новым видом искусства – техникой изонити, которая учит их художественному созданию геометрического узора, развивает сенсомоторику.
Воспитательная ценность:
- сенсорное: развивается цветовосприятие, формирование представлений о внешних свойствах предметов;
- умственное: развивается абстрактное и логическое мышление, плоскостное моделирование; математические представления: геометрические фигуры, количество и счет, ориентировка на плоскости;
- речевое: развивается словарный запас, объяснительная и доказательная речь, грамматический строй речи;
- трудовое: владение иголкой, ниткой, шилом, работа с трафаретом;
- физическое: развивается мускулатура кисти руки, глазомер, острота зрения, координация движений рук под контролем глаз;
- нравственное: воспитание усидчивости, терпения, внимательности, старательности;
- эстетическое: воспитание эстетического вкуса, аккуратности.
Идея проекта: освоение новой технологией способствующей сенсомоторным умениям и интеллектуальному развитию детей. Выставка детских работ «Мир – руками ребенка».
Цель: формировать у детей интерес к познанию нового, совершенствовать
психологические процессы.
Задачи:
- познакомить с техникой изонити;
- формировать знания и умения, позволяющие приобретать практические навыки;
- развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, художественные способности;
- воспитывать эстетический вкус.
Ведущие виды деятельности: познавательная, изобразительная, трудовая.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, психолог, логопед, совет учреждения.
Условия реализации: группа детей с речевыми нарушениями, специально организованная развивающая среда, демонстрационный материал – образцы, инструменты и материалы для работы.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технические средства: компьютер, магнитофон, аудио запись, слайд-презентация.
Сроки реализации: учебный год.
Формы взаимодействия организаторов
- Формы образовательной работы с детьми
Проект предусматривает осуществление образовательной работы в разных формах:
- на специально организуемых занятиях;
- на занятиях по любым другим продуктивным видам деятельности;
- в играх (сюжетно-ролевых, дидактических);
- при оформлении выставки, как самостоятельный вид деятельности.
- Формы работы с родителями
При овладении техникой изонити детьми, важно осуществлять постоянное взаимодействие родителей и воспитателя. Выработанные навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье, подпитывается интерес детей к ручному труду. Для этого родители должны быть хорошо ознакомлены с работой проводимой педагогом, знать программу проекта и принимать активное участие в его реализации.
Для этого используются такие формы работы как:
- консультации;
- мастер-класс;
- информационные буклеты для родителей;
- выставки детских работ.
- Формы работы с педагогами
Для осуществления преемственности в работе между педагогами дошкольного учреждения и для обмена опытом работы по технике изонити проводятся:
- открытые занятия;
- сообщения на семинарах и педсоветах;
- мастер-классы;
- круглые столы по обмену опытом работы.
Оценка состояния тонкой моторики пальцев рук
и уровня полученных знаний и умений
Для изучения уровня развития мелкой моторики рук проводятся тесты
Н. Озерецкогои М. Гуревича, Т. Кабановой и О. Домниной. Диагностика включает в себя исследование кинестетической стороны движения, оценку тонкой моторики рук и оценку тонкой моторики пальцев рук. На основе полученных данных определяется уровень развития мелкой моторики.
- Низкий уровень. Заторможенность и нескоординированность движений при выполнении заданий, наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре, трудность в переключении движений. Время выполнения заданий более 20 секунд.
- Средний уровень. Выполнение движений в полном объеме в нормальном темпе при небольшой помощи взрослого (повторная инструкция, повторный показ). Ребенок активен, эмоционален. Время выполнения – 15-20 секунд.
- Высокий уровень. Правильно, точно и полно выполняет все задания с первого раза без помощи взрослого. Темп выполнения высокий, время – менее 15 секунд.
Для изучения уровня усвоения полученных знаний и умений в конце реализации проекта проводится итоговое занятие «Чему мы научились!».
Где анализируются умения:
- самостоятельное придумывание рисунка;
- схематичное изображение его в виде углов, овалов, окружностей, завитков;
- подбор инструментов и нитей для выполнения работы;
- выполнение работы.
- Низкий уровень. Придумывает рисунок, но затрудняется в схематичном изображении рисунка и при заполнении элементов (углов, окружностей, овалов, завитков), требуется помощь взрослого.
- Средний уровень. Придумывает сюжет, изображает его схематично из знакомых элементов. Допускает ошибки при заполнении окружностей и завитков, но исправляет их при помощи словесной инструкции или самостоятельно.
- Высокий уровень. При выполнении работы не встречает трудностей. Самостоятельно применяет свои знания в свободной деятельности.
Перспективный план
к проекту
«Тайны техники ИЗОНИТИ»
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.
С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не всё в порядке, существуют проблемы с моторикой. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Проблема готовности к школьному обучению была актуальна всегда. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. В связи с этим, я считаю, что проведение мероприятий по коррекции недоразвития пространственных представлений в дошкольном возрасте остаётся важным направлением работы с детьми.
Исходя из вышесказанного, я подобрала и ситематизировала систему кружковых занятий под названием «Развитие пространственных представлений старших дошкольников на кружковых занятиях по ручному труду «Изонить». Данная техника взята не случайно. Изонить очень интересная техника. Данный вид творчества имеет педагогический эффект и сравнительно малозатратна. Техника «Изонить» несложна для освоения, и даже первые пробные работы получаются очень красивыми. Дети с интересом занимаются изготовлением простейших картин. Как показывает мой опыт, эти занятия одинаково интересны как ля девочек, так и для мальчиков.
Данная техника позволяет совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стабилизировать психоэмоциональное состояние; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; развивать речь, пространственную ориентацию; стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор детей. Формируется умение ориентироваться в таких необходимых пространственных характеристиках как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, по-над, около-внутри и т.д. У детей формируется умение планировать свою деятельность, контролировать свои действия, доводить начатое до конца.
Занятия по изонити имеют интегрированный характер – реализуется связь между трудовым обучением, изобразительным искусством и математикой. В результате проведения данной работы я заметила, что произошли не только количественные, но и качественные изменения. Возросло количество детей, у которых умения и навыки достигли более высокого уровня. Дети овладели навыками, обеспечивающими процесс вышивания, появилось заинтересованное отношение к результатам деятельности, умение помогать друг другу, овладение детьми навыками сотрудничества и активного взаимодействия со сверстниками, повышение уровня психических процессов: внимания, мышления, воображения.
Изонить - это один из видов рукоделия, который дает широкую возможность проявить творческую индивидуальность исполнения, фантазию; техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Пользуясь незамысловатыми приспособлениями и материалами, ребёнок может выполнить разнообразные узоры, салфетки, открытки, декоративное панно. Именно эта техника позволяет не только формировать художественные навыки, но и достаточно эффективно в нетрадиционной форме развивать мелкую моторику детей.
Открытое занятие по нетрадиционной технике рисования «Радуга-дуга, не давай дождя» с элементами экспериментирования
Тема открытого занятия: «Радуга – дуга, не давай дождя! »
Цели:
1. Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами.
2. Вызвать интерес к изображению радуги.
3. Дать элементарные сведения по цветоведению. Развивать чувство цвета.
4. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, для работы в различных нетрадиционных техниках.
5. Поощрять стремление детей к самостоятельному выбору композиции и материалов.
6. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Предварительная работа. Просмотр иллюстраций, картин с изображением радуги для обогащения художественных впечатлений детей. Прочтение стихотворений С. Маршака, Р. Сеф, И. Бунина, К. Бальмонта о радуге. Заучивание шуточного текста (мнемонический прием поясняет, что первый звук (буква) каждого слова совпадает с первым звуком (буквой) в названии цвета: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Материалы, инструменты, оборудование. Листы белой и голубой бумаги А-4, акварельные краски, кисточки, губки, палитра, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, подставки для кисточек.
Рекомендуемые учебные пособия, наглядность.
Наглядная модель или плакат «Радуга».
Содержание занятия.
Воспитатель:Здравствуйте, ребята! Как я рада всех вас видеть! А давайте с вами поразмышляем и поговорим о том, что такое радость.
Дети: Когда светит солнышко.
Воспитатель: А когда вы радуетесь, какие у вас лица?
Дети: веселые, радостные, красивые, добрые, счастливые.
Воспитатель: В давние-давние времена в далеком Египте люди называли солнце именем Ра, поэтому слова «радость» и «солнце» похожи по своему значению.
-А какие вы можете вспомнить слова, похожие по звучанию на радость?
Дети: Солнечный день, тепло, дружба, мама…
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение Г. Лагздынь «Радуга»:
В радуге – семь дужек,
Семь цветных подружек!
Красная дужка – оранжевой подружка!
Жёлтая дужка – зеленой подружка!
Голубая дужка – синей подружка!
Фиолетовая дужка – всем дужкам подружка!
А пойдут как обниматься
Разноцветных семь подружек,
Начинают тут сливаться
В белый цвет семь ярких дужек!
Семицветная дуга – наша РА-ду-га!
-А как можно расшифровать слово «Радуга»?
Дети: Солнечная дуга или дуга солнца, или дуга радости, радостная дуга.
Воспитатель: Акто видел радугу? Расскажите об этом событии. Где это было, когда, шёл ли в это время дождик или светило солнышко?
Дети дают ответы.
Воспитатель: Радуга –это атмосферное явление, её можно наблюдать в тёплое время года, когда идет мелкий, частый дождик, и в тоже время сквозь тучи или облака светит солнышко. Солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуют радугу.
- Ребята, нам прислали посылку из Города красок. Что же в ней?
Педагог достает большую банку с водой, маленькую баночку с подсолнечным маслом, жидкие пищевые красители, пипетки.
- Что же это такое? Я вижу письмо, давайте прочитаем. В письме загадка-ребус.
Педагог показывает детям карточку со слогом РА.
-Что здесь написано? (РА)
- А что нарисовано? (дуга)
- Что получилось? (РАДУГА)
- Молодцы, загадку-ребус отгадали. Я догадалась, для чего нам нужны эти предметы. Сейчас к нам в гости придет радуга.
Экспериментальная часть.
Педагог приглашает детей провести опыт. В большую банку с водой наливаем подсолнечное масло. Оно остается на верху, с водой не смешивается. Затем капаем поочередно краски. Они задерживаются немного в масле, затем появляются в воде.
Дети восхищаются и радуются, какая красивая радуга получилась.
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, сколько цветов в радуге?
Дети: Семь.
Воспитатель: А какие цвета и как они располагаются?
Дети: Читают стихотворение – подсказку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
Воспитатель: Правильно, давайте ещё раз все вместе с вами повторим. Каждая первая буква (звук) совпадает с первой буквой (звуком) цвета. Итак, какие цвета у радуги?
Дети: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Физкультминутка «Радуга»
В небе дождь (постучать пальчиками по коленям)
Гроза, закрывай глаза (похлопать в ладоши, закрыть руками глаза)
Дождь прошел, трава блестит (положить руки на колени)
В небе радуга стоит (соединить руки над головой, сделать дугу)
Поскорей, поскорей выбегай из дверей (пальчики обеих рук бегают по коленям)
По траве босиком, прямо в небо прыжком (пальчики высоко подпрыгивают по поверхности колен)
Практическая деятельность.
Дети проходят за столы.
Воспитатель: Ребята, а в посылке ещё что-то лежит. Вы хотите стать волшебниками?
Дети: да
Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежит лист белой и голубой бумаги (на выбор ребенка). Сейчас я намочу губку в водичке, слегка, и покрою лист – это техника рисования называется «по мокрому».
-А вот здесь начинается настоящее волшебство. На влажный лист бумаги наносим последовательно краски с помощью кисти. И наблюдаем, как одна дуга сливается с другой.
- Теперь вы сами приступайте к работе, берете, смачиваете губкой лист бумаги по выбору и дугой наносите поочередно краски, экспериментируйте с цветами на палитре, смешивая, красный с желтым, желтый с синим и красный с синим. Что получается у вас?
Дети : радуга.
Воспитатель: Смотрите, какие красивые переливы у нас образуются!
Пока дети рисуют, педагог читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Радуга-дуга»
Солнце вешнее с дождем
Строят радуга вдвоем-
Семицветный полукруг Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета,
Поднебесные ворота.
Радужная арка
Засверкала ярко,
Разукрасила траву.
Расцветила синеву.
Педагог предлагает дорисовать рисунок, заполняя весь лист.
Заключительная часть.
Воспитатель предлагает детям оценить свою работу: кто справился с заданием без чьей-либо помощи, тот проходит к красному флажку; кому потребовалась небольшая помощь педагога – проходит к синему флажку и кто не справился – становится рядом с желтым флажком.
Итог занятия.
-Молодцы, ребята, замечательные рисунки вы нарисовали, они получились радостные и все разные, потому что каждый проявил свою фантазию. Предлагаю организовать выставку, чтобы порадовались ваши мамы и папы.
Используемая литература:
1. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»
2. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему "Путешествие в волшебный лес" (с использованием техники изонити.)
Интегрированное занятие по ручному труду....
Мастер-класс для педагогов "Техника изонити для дошкольников"
Ознакомление педагогов с техникой изонити, ее задачами в развитии дошкольников, обучение выполнению основных элементов техники....
Проект "Техника изонити"
Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, для развития мелкой моторики....
Буклет для родителей "Тайны техники изонити"
Данный буклет предназначен для работы с родителями по технике изонити....
Техника изонити
вышивание...
Мастер класс в технике "Изонити" Рыбки в аквариуме.
Этот мастер класс я создала для воспитателей и родителей, которые смогли бы с помощью техники по"Изонити" занять ребёнка, научить детей вышивать....
проект " Техника изонити"
освоение новой технологией в технике изонить...