Конспект комплексного занятия в младшей группе на тему "Забавы в русской избе"
план-конспект занятия (младшая группа)
Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: приобщение детей к русской народной культуре, формирование представления о русском быте.
Задачи:
- Познакомить детей с жилищем русского народа, с избой, через предметы старинного русского быта.
- Познакомить детей с процессом выращивания зерна.
- Закрепить знания о произведениях русского фольклора.
- Развивать логическое мышление, связную речь, мелкую моторику.
- Формировать умение лепить из соленого теста.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям, труду людей, хлебу.
- Развивать познавательную активность, мышление, способность воспроизводить в речи старинные названия домашней утвари.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Забавы в русской избе" конспект для младшей группы | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия
в младшей группе
на тему: «Забавы в русской избе»
Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: приобщение детей к русской народной культуре, формирование представления о русском быте.
Задачи:
- Познакомить детей с жилищем русского народа, с избой, через предметы старинного русского быта.
- Познакомить детей с процессом выращивания зерна.
- Закрепить знания о произведениях русского фольклора.
- Развивать логическое мышление, связную речь, мелкую моторику.
- Формировать умение лепить из соленого теста.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям, труду людей, хлебу.
- Развивать познавательную активность, мышление, способность воспроизводить в речи старинные названия домашней утвари.
Предварительная работа: чтение русских-народных сказок; рассматривание иллюстраций; знакомство с потешками, закличками, загадками, прибаутками, пословицами; разучивание русских народных игр.
Словарная работа: изба, печь, чугунок, ухват, сундук, рушник, лавка, семена, хлебные колосья, трактор, комбайн, вспахать, засеять, обмолотить, мельница, каравай, бублик
Оборудование: русская изба (муз. зал) с предметами быта (стол, лавки, печь, самовар, чугунок, ухват и т.д.), семена пшеницы, колоски пшеницы, мука пшеничная, мультимедийный проектор, музыкальный центр, солёное тесто, доски, стеки, салфетки.
Ход занятия:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Воспитатель сообщает, что сегодня нас позвала в гости Хозяюшка русской избы (напоминает правила поведения в гостях). Детей встречает Хозяйка (воспитатель), одетая в русский народный костюм (зал украшен в русском народном стиле с атрибутами русской избы). Хозяйка: Здравствуйте! Гости званные и желанные. Красивые и молодые, застенчивые и боевые. Давайте знакомиться. Зовут меня Хозяюшка русской избы. Гости на пороге-хозяйке радость! Проходите в мою избу. Для вас у меня место готово. Хорошему гостю почетное место! Воспитатель: Спасибо, Хозяюшка, что в гости позвала. Хозяйка: Ребята, посмотрите, какая у меня изба просторная (разводит руки в стороны), вот какая она большая (руки поднимает вверх). Сейчас я познакомлю вас с убранством своей избы. - Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужен дом? (дополняет ответы детей). Ребята, в давние, давние времена, люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких животных, погреться у огня. Мы приходим домой, чтобы отдохнуть и набраться сил. - У меня есть помощница в избе. Если работает она, не будет голодная семья Что это? (подходит к печке, поглаживает ее) Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так: Ой, ты, печка-сударыня, помоги нам барыня. Ты свари, испеки, обогрей, Освети, полечи и спаси. В дом богатства неси. - Для чего нужна печка? (дополняет ответы детей) Воспитатель: А здесь, смотрите: К низу узок, верх широк Не кастрюля… (чугунок) Хозяйка: Его ставили в печь, в нем варили щи, кашу. (воспитатель показывает чугунок, просит подержать) Проводится физминутка: Ча-ча-ча – наша печка горяча (хлопки перед собой) Чи-чи-чи –варит печка щи (хлопки над головой) Щи да кашу – пищу нашу (приседания) Хозяйка: Ребята, а вы знаете чем вынимали горячий чугунок из печи? Воспитатель: -Чугунок очень рад Что схватил его…(ухват) (воспитатель показывает, что у ухвата «рожки», которые держат чугун, демонстрирует детям) Хозяйка: А это – сундук в нем хранили вещи и спали, а это – рушник (полотенце), а это – лавки в старину на них сидели. Хозяйка: А я любила в детстве, взять книжку со сказками, забраться на печь и читать сказки до самой темноты. А вы любите сказки? А в каких сказках встречается русская печь? Я вам сейчас покажу иллюстрации из сказок, а вы мне, скажите, как называется эта сказка. (показ слайдов из сказок, дети отгадывают сказки) А кто знает, какими ложками в старину кашу ели? (деревянными.) А из чего эти ложки сделаны? (из дерева.) Ложки эти не простые, а расписные, узоры на них красивые. А еще ложками не только ели, но и играли на них. Их использовали, как музыкальные инструменты. Хотите попробовать? Берите по две ложки, а теперь дружно поиграем. (дети играют на ложках под рус. нар. мелодию) Хозяйка: Хорошо получилось, молодцы! Давайте уберем ложки в корзину и сядем на лавочки. -Ребята, а вы знаете, что в печи не только кашу да щи варили, но и еще что-то пекли. Отгадайте загадку: «Есть такие слова, он всему голова, хрустящей корочкой одет, вкусный, чёрный, белый… (хлеб.) -С чем вы всегда завтракаете, обедаете, и ужинаете? -А какой вы любите хлеб? -Давайте мы с вами подумаем и скажем, какой бывает хлеб? -Да, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. А кто знает, откуда хлеб на стол попадает? - А как он в магазин попал, я вам сейчас расскажу. Игра «Зёрнышко» Воспитатель закатывает одного из детей в платок. Все участники собираются вокруг и начинают аккуратно массировать лежащего, приговаривая: « Посадили в землю зёрнышко…(надавливают кончиками пальцев) Осенью пошёл дождь…(легко барабанят пальцами) Потом зимой выпал снег…(медленно надавливают ладонями) Весной снег растаял, и потекли ручейки (проводят кончиками пальцев линии) А затем приехал трактор и всё вспахал…(аккуратно тормошат) И зёрнышко стало расти, расти, расти…(катят ребёнка обратно, освобождают от одеяла) И вырос наш колосок большой!» (когда ребёнок встаёт, все участники аплодируют) Хозяйка: Зернышко сажали в землю, потом вырастали вот такие колоски. (показывает букет из колосков и зернышки) (просмотр слайдов) Потом эти колоски собирали руками и отвозили на мельницу. Там зерна перемалывали в муку. Посмотрите, какая мука? (показывает мешочек с мукой). Из этой муки замешивали тесто и пекли хлеб в печи. Когда тесто замешано, его скалкой раскатывали. Затем тесто в печь ставили и пекли. Из печи на стол подавали. Раньше хлеб караваем называли, он был круглый, (показ слайдов), его ножом не резали, его руками ломали. Хлеб почетом и уважением пользовался. Хлеб всему голова. Без хлеба нет обеда. -А я тесто замесила, а испечь не успела и хотела бы попросить вас помочь испечь бублики к чаю. Поможете мне? - Но прежде, чем начать нам работать я хотела бы с вами хоровод завести. Согласны? Тогда вставайте все в круг, хоровод мы заведем. (звучит русская нар. мелодия) Ходим, ходим хороводом (идут по кругу) Перед всем честным народом. Сели (присаживаются) Встали, (встают) себя показали (разводят руки в стороны) Попрыгали (прыгают), потопали (топают), В ладошки мы похлопали (хлопают в ладоши). Воспитатель: Молодцы, ребята! Как красиво водили хоровод. А сейчас проходите к столам, присаживайтесь. (на столах разложены доски для лепки, салфетки влажные и по кусочку соленого теста) Хозяйка: Перед работой давайте разомнем ваши пальчики. Пальчиковая гимнастика «Месим тесто» Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируют процесс вымешивания) Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимают и разжимают руки в кулачки). Пироги мы испечем! (движения, как будто лепим пирожки). - Возьмите кусочек теста. Помните его. Почувствуйте, какое оно мягкое, тёплое. - Напомню вам, ребята, как нужно лепить бублик: раскатать колбаску между ладоней или на доске, а края слепить. -Какой формы бублик? (воспитатель показывает в воздухе, как они будут раскатывать колбаску) - (дети приступают к самостоятельной работе, под русскую нар. мелодию, воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям. По окончании работы, воспитатель укладывает готовые бублики на противень и хвалит за хорошо вылепленные бублики и передает Хозяйке. Хозяйка благодарит детей за оказанную помощь. Сообщает, что сейчас поставит в печь, чтобы они испеклись. Уходит к печи, ставит печься, затем приглашает детей присесть на скамеечку рядом с собой) Воспитатель: Пока наши бублики пекутся, мы с вами немного поиграем в русскую народную игру «Воробышки и собачка»: (считалочкой выбирается ребенок на роль собачки, игра повторяется 2 раза) Вот летали птички, птички-невелички (бегают по залу, и машут ручками) Все летали, все летали крыльями махали. На дорожку сели, зернышек поели. Клю-клю, клю-клю,как я зернышки люблю. (присаживаются на корточки и стучат пальчиками по полу) Клю-клю, клюю-клю, как я зернышки люблю. Перышки почистим, чтобы были чище, Вот так и вот так, чтобы были чище (обеими руками справа и слева отряхиваются) Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам, Прыг-скок, прыг-скок прыгаем по веткам. Прыг-скок, прыг-скок прыгаем по веткам (прыгают) Воспитатель: А собачка прибежала и всех пташек распугала (разбегаются, а собачка догоняет). (воспитатель хвалит детей, что убежали от собачки) Хозяйка: Ой, чувствуете, ребята, как вкусно пахнет? (воспитатель показывает дыхательные движения) Это же наши бублики пекутся, и чтобы они быстрее испеклись, споём для нашей Хозяюшки песенку. Песня «Испечём мы пироги» Испечём мы пироги сладкие такие, Испечём мы пироги гости дорогие! Положили 2 яйца и налили молока, А теперь муки, будут пироги, УУУУУУУ-х Испечём вам куличи сладкие такие, Испечём вам куличи сладкие такие, Испечём вам куличи гости дорогие! Положили 2 яйца и налили молока, А теперь муки, будут пироги, УУУУУУУУ-х. УУУУУУУУ-х Испечём вам колобки… УУУУУУ-х. Хозяйка: Спасибо, ребята! Ну-ка посмотрю бублики. (достает противень с сушками) Ой, какие румяные. Вам в корзинку положу, а вы в группе вместе с друзьями чай пить будете. До - свидания! Будьте здоровы и счастливы, Живите без бед много лет! Приходите ещё в гости. (отдает корзинку с угощением воспитателю) Воспитатель: А мы желаем вам счастья в доме умножать! Нас почаще в гости звать! До-свидания! | Дети входят в зал под русскую народную мелодию. Дети здороваются с Хозяйкой. Дети благодарят за приглашение. Дети с воспитателем повторяют движения. Ответы детей. Ответы детей (печка). Дети подходят и рассматривают печь. Ответы детей (чтобы в избе было тепло, готовить еду) Дети подходят, осматривают, отвечают на вопросы какой он (тяжелый) Дети повторяют движения Ответы детей, рассматривают ухват Ответы детей Дети рассматривают ложки, узоры на них, осваивают приемы игры под руководством воспитателя Ответы детей Дети повторяют движения Дети рассматривают строение колосьев, трогают, пытаются размять зернышки, играют с мукой Просмотр слайдов Дети выражают желание помочь Хозяйке Дети встают с Хозяйкой и воспитателем в хоровод, повторяют движения под музыку Присаживаются за столы, повторяют движения пальчиковой гимнастики, приступают к работе с тестом Приступают к самостоятельной деятельности (раскатывают тесто в колбаску, делают бублики) Дети в ходе подвижной игры повторяют движения за воспитателем Дети выполняют дыхательные движения. Исполняют песню вместе с воспитателем Дети рассматривают угощение, благодарят Хозяйку, прощаются. Возвращаются под музыку с воспитателем в группу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КАРЛСОНА"
Учить детей работать с тестом: раскатывать, вырезать формочкой фигурки; отгадывать загадки, познакомить с пословицами и поговорками о хлебе, обогащать представления о том, как выращивают хлеб. ...
Конспект комплексного занятия (первая младшая группа)
Тема: «Ласковое солнышко»Программные задачи:Познакомить детей с содержанием стихотворения «Смотрит солнышко в окошко» А. Барто.Развивать навыки внимательного слушания ,обогащать словарь.Уч...
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА « Сказочные гости»
Конспект КОМПЛЕКСНОГО занятия для МЛАДШЕЙ группы детского саданаправление: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, художественно-эстетическое развитие образовательная область: КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧ...
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО «Зимушка-зима»
Цели:ü Образовательные:· Ознакомление детей со стихами о зиме. Развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.·...
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА НАПРАВЛЕНИЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО «Зимушка-зима»
Цели:ü Образовательные:· Ознакомление детей со стихами о зиме. Развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.·...
Конспект комплексного занятия в младшей группе. Путешествие в лес.
Конспект комплексного занятия во 2 младшей группе. ...
Конспект комплексного занятия в младшей группе. Знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»
Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать содержание, сопереживать героям произведения.Формировать умение внимательно слушать сказку, привлекать детей к посильному участию в драматизации отдел...