Использование дидактических игр как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)
В младшем дошкольном возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_didakticheskih_igr_kak_sredstvo_sensornogo_razvitiya_mladshih_doshkolnikov.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. У детей младшего возраста происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей. Помогает использование дидактической игры для развития внимания. К примеру, игра на внимание: "Найди такой же предмет”, в ходе, которой предлагается ребенку выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек «такой же», как у него
Дидактические игры помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры "Что изменилось?”, "Запомни картинку” и "Чего не стало?” и другие.
При ознакомлении детей с сенсорными эталонами, используется игровой персонаж. Сказочный герой помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов. Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, с окружающим миром. Дети узнают о создании и предназначении предмета, играют с экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
- собирание крупных пазлов;
- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
Подобранный комплекс интересных, доступных и познавательных игр для сенсорного развития и разработанная система педагогической работы, будет реализовывать, поставленные задачи в сенсорном развитии у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами можно использовать игрушки и реальные предметы. Играя с предметами, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также на развитие речи и правильной ориентировки в пространстве.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки, крупные пазлы и кубики. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, учатся сравнивать и выделять признаки предметов.
Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируются корректность, доброжелательность, выдержка.
В работе по сенсорному развитию для детей младшей возрастной группы, используются следующие виды дидактических игр:
1. Игры на различение основных цветов:
«Бантики для котят» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета), «Грибочки», «Весёлые бусы» (предложить по памяти собрать бусы из разноцветных кружков в соответствии с образцом), «Красивый петушок»,«Разложи в бутылочки по цвету» (учить различать и называть цвета)«Закончи картинку» («Яблонька», «Цыплята», «Самосвал», «Ёжик», «Ракета», «Машина и светофор»), «Разноцветные бусы», «Разноцветные трубочки»,«Бабочки и цветочки», «Половинки», «Собери автобус»,«Волшебные коврики». Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.
2. Игры на различение величины предметов:
«Цыплята на лужайке»,«Собери пирамидку», «Большой-маленький», «Посади ёлочки», «Яблочки». «Большие и маленькие бусы", "Большая и маленькая куклы", «Соберём башенку", «Сбор фруктов", «Какой мяч больше», «Угости зайчика». Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.
3. Игры на закрепление знаний о форме:
«Закрой окошки», «Разложи бусинки», «Закончи картинку», «Светофор», «Волшебная книжка-малышка», «Собери автобус», «Чудесный мешочек», «Нанизывание бус разной формы", «Геометрическое лото", «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «На что похоже?». Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
4. Игры на закрепление понятий большой-маленький, много-мало и основных цветов:
«Ёлочки и грибочки»", «Пирамидки», «Подкати большой, маленький мяч», «Собери матрёшку».
5. Игры, активизирующие движения, сочетающие с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры». В таких играх дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен флажок или ленточка такого же цвета, какая привязана у них к руке.
Для ориентации в пространстве включают игры и упражнения: «Где лежит, стоит?», «Поставь на место», «Далеко-близко», «Высоко-низко», «Справа-слева», «Вниз-вверх».
В свободной деятельности используются игры: «Овощной магазин», где дети разглядывают имеющиеся в магазине овощи и ощупывают их, производят с ними различные действия: складывают в кучки овощи круглой формы, расставляют на одной полке овощи большей и меньшей величины, упаковывают в пакеты овощи только красного, синего или желтого цвета. «Накроем стол для гостей», где дети раскладывают посуду разной величины и цвета. «Нарядим куклу», где дети наряжают куклы в разноцветные платья, учатся завязывать бантики. А также предлагается детям выполнять следующие упражнения: «Кто где живет» (провести дорожку от животных к месту, где они живут); «Назови картинки» (назвать и раскрасить, «Зернышки цыплятам» (имитация и звукоподражание); «Обведи правильно»; «Отгадай и раскрась» и т. д.
В режимных моментах используются игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Как нужно одеваться», «В гостях у Мойдодыра», в которых у детей воспитывается самостоятельность в самообслуживании.
Знакомясь с явлениями природы, используются игры:
- Игры: «Солнышко и дождик», «Соберем листочки», «Что за дерево?».
- Упражнения: «Холодно – жарко», «Сухой – сырой», «Много-мало», «Далеко-близко», «Тихо-громко».
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Посредством игровой деятельности у детей развивается познавательная активность, пробуждается интерес к обучению.
Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться у детей сенсорного развития. Посредством дидактических игр младшие дошкольники учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по их свойствам и признакам.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей 3-4 лет и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширять кругозор.
Игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей. Дидактический материал подбирается с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности. Особый акцент делается на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщать к миру вещей. Обучать новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму .
Таким образом, применение дидактических игр в педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования. Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и стараясь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как его научат передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период станов...
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «этот возраст сензитивен во всем», ведь именно он...
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на ...
«Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
Вашему вниманию предлагается опыт работы педагога, углубленно работающего над вопросами сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста....
Конспект родительского собрания «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста». Игровой практикум «Путешествие в страну Сенсорику»
Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста....
Конспект родительского собрания «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста». Игровой практикум «Путешествие в страну Сенсорику»
Данная работа участвовала в областном конкурсе методических материалов организации взаимодействия ОУ и родительской общественности "Семья - Школа - Социум"Цель: Обогащение родительских предс...