Распространение опыта
проект

Видик Лидия Владимировна

Доклад 

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад 32.17 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_na_gmo_vidik.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Разрешите представить вам свой опыт работы по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования, а именно Развитие одаренности у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда»

«Одаренный ребенок — это личность, имеющая потенциал   интеллектуального и креативного развития. Поэтому любой ребенок есть одаренный, получивший от природы и родителей бесценный «дар», ресурсы для личностного развития. Французский просветитель Дени Дидро  сказал в свое время, что гении падают с неба.  Иногда им повезет упасть к воротам дворца, но в большинстве случаев они пролетают мимо. Поэтому главная задача родителей и образовательного учреждения — вовремя увидеть в ребенке черты одаренности и помочь им развиться. С введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, вступившие в силу с 1 января 2014 года, актуальным становится создание условий для развивающегося вариативного дошкольного образования, открывающей возможности для личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества  с взрослыми и сверстниками, что будет способствовать более глубокому и многостороннему познанию предметов и явлений действительности, формированию ассоциаций и их активизации в разных видах творческой художественно-эстетической деятельности.

      Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Традиционные формы и методы  изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей.     Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками и материалами, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Опыт работы свидетельствует: применение  необычных материалов и оригинальных техник в организации различных видов художественного труда  позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции… раскрывает возможность использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой активности, преодолению страха перед рисованием, перед тем, что ничего не получится – ведь никто не знает, что должно получится – «Это все я сам сделал!»… »

     Исходя из противоречий возникла идея создания проекта «Талантики», для его реализации необходимо создать предметно-пространственную развивающую образовательную среду 

 Предметно - пространственная образовательная среда определение вы видите на слайде это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально - культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

 Теперь обратимся к другому понятию, а именно, к понятию «образовательная среда».  Одной из главных задач образовательной среды является создание условий для воспитания человека, способного к саморазвитию. Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия.

В образовательной среде можно выделить 3 компонента:

социальный (социальное окружение),

 предметно-пространственный или предметно-развивающий (предметно-пространственное окружение),

 психо-дидактический (используемые педагогом методы и приемы) (В.А.Хуторской).

  Развивающая предметно-пространственная среда детского сада — лишь часть развивающей образовательной среды дошкольного учреждения. Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. 

 Для реализации проекта  по развитию одаренности была  поставлена цель и  задачи, которые представлены на слайде.

Цель: способствовать развитию одаренности  детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда

Задачи:

- в разработке цикла  совместных занятий по дополнительной образовательной бесплатной услуге кружка художественного труда «Умелые ручки»

- в  создании предметно-пространственной развивающей образовательной среды  уголка художественного труда «Мастера и мастерицы» в возрастной группе;

 - в разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей по организации детского художественного труда.

 Принципы построения проекта  

 Продолжительность реализации проекта 2013-2014 годы; учтены возрастные и индивидуальные особенности детей; Проект построен на определенных принципах, они так же представлены на слайде.

-     Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности.

Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

- Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

 Проект инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, включает в себя следующие этапы:

I этап (подготовительный) – сентябрь 2013 – подборка и изучение методологической и психолого-педагогической литературы, планирование основных этапов проекта,

II этап (диагностический) –сентябрь-октябрь.  Проводились систематические наблюдения за детьми во всех режимных моментах и в НОД.

III этап  (основной) – октябрь 2013 – март 2014 года – поэтапная реализация намеченных планов, выставка детского творчества.

В данный этап входит: организация совместной деятельности с детьми  согласно перспективному тематическому плану, работа с родителями по данному направлению (беседа, консультации, памятки),  Мастер-классы с педагогами.

-Творческая мастерская педагогов, родителей и детей «Нетрадиционные техники изготовления поделок».

IV этап (итоговый) – апрель - май 2014 года –  презентация результатов проекта на итоговом педсовете, формулировка выводов по итогам реализации проекта, разработка рекомендаций.

Слайд № 11

Реализация проекта «Талантики» проходила на основе дополнительного бесплатного образовательного кружка «Умелые ручки»,  целью которого является развитие одаренности  у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда.        

    Разработан перспективный план работы с детьми  на основе тематического принципа  в соответствии с тематическим планом непосредственно организованной деятельности основной образовательной программы «Детство».

      Для активизации творческого воображения в работе с детьми широко используются дидактические и развивающие игры, игровые упражнения. Такие как: «Превращение» - нарисуйте ребенку 4 круга, пусть каждый из них он во что-нибудь превратит (дорисует), например, в солнце, цветок, воздушный шарик и так далее. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.

Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

. «Что будет, если…» - предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.  Дети свободно задают вопросы, обсуждают информацию и подвергают ее сомнению, делают собственные выводы, воображают, мыслят, ведут диалог.

    В своей работе я используются такие виды художественного труда как: аппликация из бумаги, листьев, семян, косточек растений, из ниток, обрывная, объемная, с элементами конструирования, изготовление поделок из бросового и природного материала, из креповой бумаги способом торцевания, оригами, лепка из соленого теста, пластилинография.

В начале занятия как одно из условий реализации ФГОС    проводится  коммуникативная игра для привлечения внимания детей к предстоящей деятельности. Так, например вначале создаётся ситуация необходимости создания той или иной поделки. Например, можно рассказать, что в затаённом уголке группы хотят поселиться маленькие человечки. Ребята получают от них письма и посылки с просьбой что-то сделать. Просьба человечков и становятся заданием на занятии. Детям очень нравиться лепить из соленого теста, это дает возможность развивать не только творческие способности и фантазию, но и мелкую моторику рук. Готовые поделки можно раскрашивать гуашью, обыгрывать и использовать в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности. При работе с пластилином можно комбинировать и украшать свои поделки различным бросовым материалом, косточками растений, бобовыми культурами.

 Интересным и увлекательным  для детей является аппликация из салфеток. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места, заранее нарисованные ребенком.

     Так же я  используются элементы здоровьесберегающей технологии: проводятся динамические и эмоциональные паузы, пальчиковый массаж – позволяющие ребенку расслабиться, отдохнуть от умственной активности, что позволяет работать в щадящем для ребенка режиме и оберегать его физическое и психическое здоровье. Физминутки благотворно влияют на восстановление  умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки.      

 Особое внимание я уделяла работе с родителями, пыталась делать все необходимое для того, чтобы привлечь родителей в реализацию своего проекта. Для этого я использовала разные направления: познавательное, наглядно-информационное, досуговое, организация дня открытых дверей. Демонстрировала открытость педагогического процесса через личностную готовность открыть самого себя.

      Для повышения педагогической компетентности вниманию родителей предложен разработанный цикл консультаций, практических рекомендаций  «Подарки своими руками», «Домашняя мастерская», «Особенности продуктивной деятельности детей», «Практическое применение продуктов детского творчества». В результате проведенных мероприятий родители активно принимают участие в различных выставках, конкурсах, ярмарках.

Не читаю. В целях распространения педагогического опыта по теме «Развитие одаренности у детей  старшего дошкольного возраста посредством художественного труда» в рамках методических совещаний  для воспитателей и специалистов дошкольного учреждения проводятся мастер-классы: «Организация работы по художественному труду с детьми старшего дошкольного возраста», «Техника торцевания», «Соленое тесто», «Пластилинография», семинары-практикумы «Игрушки-скульптуры», «Театр игрушек», консультации «Организация предметно-развивающей среды в уголках художественного труда», «Материалы для работы с детьми по изготовлению поделок», «Использование бросового материала в изготовлении поделок», «Аппликация с применением манной крупы», «Картины из косточек и семян растений», что способствует повышению  квалификации  воспитателей, обогащению  их  профессиональных знаний, умений и навыков.

Таким образом, проект, который реализовывался через кружок «Умелые ручки»   помог детям овладеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, соленым тестом, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений, выполнять поделки из природного материала. Тем самым способствовал раскрытию предпосылок к одаренности.

В 2014-2015 годах  планируется продолжение работы по реализации проекта «Развитие одаренности у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда» в дошкольном учреждении. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема проекта: «Развитие одаренности у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда» Автор - разработчик: Видик Лидия Владимировна, воспитатель второй квалификационной категории Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 «Дюймовочка»

Слайд 2

Основные понятия Художественная одаренность – высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, в актерской деятельности. ( Лейтес Н.С) Творческие способности - способность к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Художественный труд – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного продукта.

Слайд 3

Психолог Bиктория Cоломоновна Юркевич считает, что от длительных, безрадостных, по принуждению или самопринуждению занятий будет все что угодно — пятерки, похвалы, даже, если хотите, знания, не будет только главного — способностей. Для развития одаренности особую важность представляет одно обязательное условие: деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость и удовлетворение.

Слайд 4

Развитию одаренности у детей старшего дошкольного возраста в художественном труде способствует организация специальных педагогических условий для развития творческих способностей дошкольников посредством художественного труда. Идея проекта:

Слайд 5

Это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально - культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда

Слайд 6

социальный (социальное окружение), предметно-пространственный или предметно-развивающий (предметно-пространственное окружение) психо-дидактический (используемые педагогом методы и приемы) (В.А.Хуторской). Компоненты образовательной среды

Слайд 7

Развивающая предметно-пространственная среда

Слайд 8

Цель: Задачи: способствовать развитию одаренности детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труд в разработке цикла совместных занятий по дополнительной образовательной бесплатной услуге кружка художественного труда «Умелые ручки» в создании предметно-пространственной развивающей образовательной среды уголка художественного труда «Мастера и мастерицы» в возрастной группе в разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей по организации детского художественного труда.

Слайд 9

Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути. Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка. Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы. Принципы построения проекта

Слайд 10

Этапы реализации проекта I этап - подготовительный II этап- диагностический III этап- основной IV этап - итоговый

Слайд 11

Обучение художественно одаренных дошкольников должно строится на четырех основных направлениях : развитие креативности, формирование изобразительных умений, обогащение представлениями о мире и развитие познавательных процессов. Совместная деятельность должна опираться на принципы наглядности, игровой подачи материала, индивидуального подхода к каждому. Организация совместной деятельности в кружке «Очумелые ручки» Активизация самостоятельной деятельности детей Организация развивающих и дидактических игр. Работа с детьми

Слайд 12

Работы детей

Слайд 13

Достижения воспитанников

Слайд 14

Проведение анкетирования среди педагогов и родителей. Проведение мастер-классов с родителями, педагогами. Проведение консультаций для родителей. Творческая мастерская педагогов и родителей «Нетрадиционные техники изготовления поделок». Работа с педагогами и родителями

Слайд 15

Эффективность Применение индивидуального подхода в развитии одаренности у дошкольников старшего возраста посредством художественного труда позволяет достичь высоких результатов. Высокая результативность педагогического опыта проявляется: - в создании специальных педагогических условий для развития творческих способностей дошкольников посредством художественного труда в ДОУ, - повышении профессиональной компетентности педагогов, повышении педагогической компетентности родителей, увеличение участия родителей в творческих мероприятиях

Слайд 16

В 2014-2015 годах планируется продолжение работы по реализации проекта «Развитие одаренности у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда» в дошкольном учреждении. Планируется участие в конкурсах различного уровня Перспективы дальнейшего развития проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение опыта работы по реализации краткосрочного педагогического проекта "Мамина неделя", посвящённого Дню Матери в России. Автор: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю.

Данный материал - это распространение опыта работы старшего воспитателя детского сада по организации проекта, участниками которого являются воспитанники и их родители. Реализаторами становится весь пе...

сборники ДОУ по распространению опыта педагогов по проектной деятельности

В сборники включены проекты по здоровьесбережению для детей разных возрастов....

Перспективный план по распространению опыта

Перспективный план по распространению опыта по теме самообразования "Проектная деятельность, как средство раазвития познавательных способностей дошкольников"...

Распространение опыта работы среди педагогов ДОУ

Практический материал для работы с детьми...

Распространение опыта работы Консультация для воспитателей Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДОУ.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценн...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Обобщение и распространение опыта работы логопеда по теме: "Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи"

В данной статье описаны различные приёмы и методы, помогающие в формировании и развитии мелкой моторики у детей....