Программа экологического кружка "ЭКОРАДУГА" 2019-2020 учебный год
материал (старшая, подготовительная группа)
Программа экологического кружка "Экорадуга" на 2019 - 2020 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_kruzhok.docx | 50.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Старшего дошкольного возраста
«ЭКОРАДУГА»
Потребности МБ ДОУ в разработке плана кружка « ЭКОРАДУГА»
1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной Красноярского края;
2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;
Таким образом, актуальность заключается в том, что:
- выполняет государственный заказ по обеспечению дошкольной подготовки детей 5 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
- формирует у ребенка 5 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора по пяти образовательным областям.
Цель кружка « ЭКОРАДУГА»:
Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента ( Красноярский край)
Задачи кружка « ЭКОРАДУГА»:
· обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон края;
· формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
· развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
· воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
· воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Виды деятельности:
. Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки по территории ДОУ, на метеостанцию ДОУ.
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.И. Сурикова.
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. О заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке
,– игры (подвижные, дидактически– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
График работы кружка
День недели | Время |
среда четверг | 15-30 15 – 30 |
Задачи развития экологических представлений у детей:
1.Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (горы, степи,♦лесостепи, тайга, тундра, арктическая пустыня), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, поселке), о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.
2..Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
3. Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Перспективный план на учебный год кружка « ЭКОРАДУГА»
Тема | Программные задачи | Региональный компонент | Предварительная работа | Наблюдения, опыты, формы работы |
Сентябрь
| Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы/ | Показать уникальность природы Красноярского края. | Дидактическая игра «Природа –не природа», Экологическая игра «Фотограф» | Наблюдения на участке детского сада. Беседа: «Что такое природа». Рассматривание картины И.И, Левитана « У озера» |
Сентябрь Цветущие растения | - Закрепить названия 4-5 цветущих растений - Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. - Уточнить части растений и их функции | Знакомство с холодостойкими растениями, которые цветут дольше остальных на клумбах детского сада. | Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений | Сбор семян Рассматривание картины Левитана «Золотая осень» |
Сентябрь Прогулка по территории сада | Уточнить сезонные изменения в жизни растений: | Знакомство местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы | Наблюдение за цветущими растениями в группе | Рисование. Зарисовка однолетнего растения по выбору. Рассматривание картины И.И Шишкина «Жатва», «Дорога во ржи» |
Сентябрь «Что такое погода? Что такое метеостанция?» | Метеостанция своими глазами. Знакомить с природными явлениями и приборами для изучения погоды..
| Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных явлений в п. Емельяново Красноярского края.. | Наблюдение за приборами для изучения изменения погоды на метеостанции. | Беседа с детьми, загадки о явлениях природы. Дидактическая игра «Погодное явление». |
Октябрь «Наш дом природа» | Воспитывать бережное отношение к окружающей природе;- Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого | Продемонстрировать радость общения с природой своей местности.. | Чтение художест- Венной литературы, Сатеев. «Жалейкин и лягушонок» «Соловей и лягушка» | Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных нашего региона. Работа в календаре наблюдения. |
Октябрь «Сравнение диких и домашних животных» | Расширить и уточнить представления детей о диких и домашних животных, дать представление о волке. | Дать представление о водлке /внешний вид, среда обитания/ Где обитает на территории Красноярского края. | Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова | Рассматривание и описание картины В.Д. Поленова «Заросший пруд» |
Октябрь Беседа о перелетных птицах | Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. - Связь птиц со средой обитания. – Заботливое отношение к птицам | Знакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природы. | Наблюдение за поведением птиц | Акция «Помогите птицам выжить» Работа в календаре наблюдения Чтение рассказа В.В. Бианки «Синичкин календарь» |
Октябрь «Что такое – ветряной рукав?» Измеряем скорость ветра. | Познакомить детей с ветряным рукавом, который определяет силу и направление ветра.. Рассмотреть иллюстрации и познакомить детей с назначением вертушек и султанчиков. Научить детей изготавливать книжки- малышки из альбомных листов.
| Систематизировать знания детей о явлениях неживой природы Красноярского края. | Наблюдения на метеостанции, фиксация результатов наблюдений в дневник наблюдений. | Изготовим книжки – малышки о природе и погоде – приметы. Дидактическая игра «Ветер -ветерок», |
Ноябрь «Осенние явлений неживой природы» | Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями; Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе; Сезонные изменения: день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют ветры | Особенности явлений природы Красноярского края. Календарь природы | Дидактическая игра «Когда это бывает» | Аппликация «Сокровища природы» Работа в календаре наблюдения. Рассматривание и описание картины В.И. Сурикова «Минусинская степь» |
Ноябрь «Почему бывают разные времена года» | - Солнце – источник света и тепла. - Смена времен года. - Сезонные изменения в природе. Роль Солнца в жизни человека. | Местоположение России и Красноярского края на карте. | Рассматривание географической карты. Игра «День и ночь». | Моделирование. «Смена времен года». Опыт «Передача солнечного зайчика» Рассматривание картины В.Д. Поленова «Ранний снег» |
Ноябрь «Знакомим детей с почвой» | Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля»;-Загрязнение почвы, возможные последствия; Необходимость охраны почвы. | Показать на карте местность плодородных почв , разнообразность растительного мира нашего края . | Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы | Сезонные наблюдения за почвой, заморозки, состояние почвы после первого снежного покрова. Работа в календаре наблюдений. |
Ноябрь «Что такое флюгер?» | Познакомить детей С флюгером. Учить определять направление и силу ветра. | Географическое положение Красноярского края. | Наблюдение за флюгером. | Аппликация «Метеостанция» Беседа «Какую метеостанцию построили бы дети?» Работа в календаре наблюдения |
Декабрь «Лес –многоэтажный дом» | Учить прослеживать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга; | Заповедные места Красноярского края | Домашнее задание: лес и его обитатели, Дидактическая игра «У каждого свой дом», | Прогулка по территории сада «Определение пород деревьев и кустарников» |
Декабрь «Цепочка в лесу» | Уточнить: лес как пример сообщества. | «Экологические цепочки» на примере животного мира Красноярского края (зона тайги) | Сравнение живой и неживой природы. | Составление схем «Цепочки питания» Чтение рассказа М.М Пришвина «Белыц ожерелок» |
Декабрь «Что такое компас? Части света и солнце. » | Формировать представление о частях света, познакомить с компасом Обучать детей работе с компасом Дать детям знания, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т. к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе. Проверить это по компасу. | Природные зоны Красноярского края: Горы, Степи, Тайга, Тундра, Арктическая пустыня | Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду. Рассматривание картины А.К. Саврасова «Зима» | Экскурсия по территории детского сада. Подв. игра «Кто быстрее» Работа в календаре наблюдения |
Декабрь Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов» | - Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его; | Бережное отношение к природе родного края | Сравнение искусственной и живой ели | Беседы о пользе деревьев и о вреде их вырубки. |
Январь Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода» | Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара; - Уточнить состояние воды (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара) | Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты | Замораживание цветных льдинок Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств воды. Наблюдение за снегом, изморозью | Чтение литературы на тему: «Берегите природу» Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима в лесу» (Иней) |
Январь «Термометр. Какие бывают термометры?» | Познакомить детей с разными термометрами (водный. для помещения и уличный и т. д.) | Годовые температуры в Красноярском крае. | Рассматривание термометров. Беседа «Зачем нужен термометр». | Рисование тычками. «Снегопад» Работа в календаре наблюдения |
Январь «Зимние явления в неживой природе» | Уточнить зимние явления в неживой природе: холодно, дует холодный, порывистый ветер. | Зимние явления природы Красноярского края | Наблюдения за сезонными явлениями зимой: изменение положения солнца. | Опыты «Высота солнца, температура, длина тени» Рассматривание картины И.И. Шишкина |
Февраль «Как животные проводят зиму в лесу?» | - Закрепить значение внешних факторов в жизни животных. - Уточнить, питание животных зимой, способы передвижения, места обитания. | Сочувствие к животным. Трудные условия жизни в холодный период в Сибири. | Чтение худ. литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин и слайдов | Наблюдение за сезонными изменениями в природе Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями животных зимнего леса |
Февраль «Беседа о зимующих птицах» | - Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. - Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц. | Зимующие птицы Красноярского края | Цикл наблюдений за зимующими птицами, кормление птиц. | Аппликация «Птицы на кормушке» Работа в календаре наблюдения. Чтение рассказа В.В. Бианки «Снегирушка-милушка» |
Февраль «Как растения приспособились зимовать» | Учить замечать деревья и кустарники без листьев; | Как растения приспособились зимовать в Красноярском крае, в разных природных зонах | Различать деревья и кусты зимой, по стволу, веткам. | Наблюдения за растениями зимой. Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой?» |
Февраль « Профессия диктора прогноза погоды.» | Познакомить детей с профессией на телевидении –диктор прогноза погоды. | Суровые климатические условия Красноярского края . | Составление сводки погоды. Игр. Упражнение «Кто составит лучшую сводку погоды?» | Сюжетно ролевая игра « Диктор прогноза погоды». |
Март «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду | - Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. - Зависимость роста растений от условий окружающей среды. | Болезни и вредители растений | «Огород на окне». Посев семян на рассаду, пикирование рассады. Уход за растениями уголка природы | Опыты с семенами Работа в календаре наблюдения Рассматривание и описание картины И.И. Левитана «Март» |
Март Комнатные растения – живой организм | - Объяснить понятие «комнатные растения»; - Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. | Комнатные растения в группах детского сада. | Уход за комнатными растениями | Цикл наблюдений за комнатными растениями Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение» |
Март Размножение растений | - Учить пересаживать комнатные растения. | Размножение побегами (герань, бегония, фуксия). | Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду. | Наблюдения за ростом и развитием пересаженных растений. Работа в календаре наблюдения |
Март «Красная книга Красноярского края» | Бережное отношение к растениям и животным; - Правила поведения в природе. | Редкие растения и животные Красноярского края | Изучение «Красной книги» края | Рисование (коллективная работа) «Природа родного края» Рассматривание картины В.И. Сурикова «Енисей» |
Апрель «Весенние явления в неживой природе» Праздник «День метеоролога». | - Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи; Провести праздник «День метеоролога». Воспитывать интерес к профессии метеоролога. | Весна в Красноярском крае | Сравнение признаков зимы и весны Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных» | Сбор мусора на территории детского сада «Весну встречаем чистотой» Посвящение детей в метеорологов. |
Апрель «Растения весной» | Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава… - Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе. - Воспитывать эстетическое отношение к растениям. | Растительный мир Красноярского края. Появляются первые цветы: подснежники, одуванчики | Сравнение: дерево – куст; куст – трава. | Наблюдения за состоянием растений в разные времена года. Рассматривание картины В.Д. Поленова «Березы и папоротники» И.И Шишкина «Лесная чаща» |
Апрель «Встречаем птиц» | Совершенствовать знания о перелетных птицах; - Уточнить сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) | Первый прилет ласточек, скворцов в родной поселок Емельяново. | Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные. | Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением Работа в календаре наблюдения Рассматривание о описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» |
Апрель «Берегите первоцветы» | - Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам. - Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; | Редкие, исчезающие растения Красноярского края. Способы их сохранения. | Цикл наблюдений за первоцветами. | Выпуск листовок «Берегите первоцветы» Рассматривание и описание картины А.К. Саврасова Прилет первых весенних птиц» |
Май «Особенности жизни зверей , птиц ии насекомых весной» | - Учить замечать особенности жизни зверей, птиц и насекомых весной. - Уточнить что изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных | Размножение животных на примере 1 -2 видов, обитающих на территории Красноярского края | Рассматривание иллюстраций жи вотных весной Чтение рассказа М.М Пришвина «Болото». | Рисование (коллективная работа) «Звери весной» Рассматривание и описание картинв И.И Шишкина «Утро в сосновом лесу» |
Май «Мы в ответе за тех, кого приручили» | - Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. - Необходимость создания соответствующих условий близких к природным. | «Мой домашний друг» (самые необычные домашние питомцы, которые живут с ними под одной крышей.) | Правил общения с животными . Просмотр слайдов об уходе за животными в домашних условиях. | Аппликация «Домашние животные» Работа в календаре наблюдения |
Май «Этот удивительный мир насекомых» | - Уточнить многообразие насекомых. - Сезонные изменения в жизни насекомых. | Сроки пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары. (В Красноярском крае.) | Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе» Цикл наблюдений за насекомыми | Консультация «Почему дети обижают насекомых?» Работа в календаре наблюдения |
Май «Земля – живая планета» | Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей. - Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь. | Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе родного края. (Красная книга Красноярского края) | Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни для живых объектов природы. | Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу» Викторина «Что. где, когда?» Закрепить навыки о метеорологии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год
«Рабочая программа» инструктора пофизическойкультуре составлена на основе комплексной программы «Радуга» (сост. Т.Н. Доронова.М.,ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1997г.), парциальной программы Л.В. Яковлевой, Р.А. ...
рабочая учебная программа на 2013-2014 учебный год
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учрежденияна 2014-2015 учебный год в группах компенсирующей направленности детей от 3 до 7 л...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА на 2015/16 учебный год образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" направление "Музыка" для детей дошкольного возраста(4-7 лет).
Рабочая программа по музыкальному воспитанию в детском саду "Берёзка" филиале МБДОУ детского сада №3 "Сказка", разработанная в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...
Рабочая учебная программа на 2017-2018 учебный год Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Дисциплины: рисование, лепка, аппликация Возрастная группа: старшая/подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природ...
Презентация учебной программы экологического воспитания по дополнительному образованию "Мы и природа"
Зеленные леса и луга, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает...
Учебный план по реализации дополнительных общеобразовательной программ на 2020-2021 учебный год
Учебный план по реализации дополнительных общеобразовательной программ:дополнительных общеразвивающих программна 2020-2021 учебный год...
Рабочая учебная программа на 2019-2020 учебный год для детей от 3 до 4 лет
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуально...