Презентация по духовно нравственному воспитанию "Притча для детей".
презентация

Лисиенкова Галина Ивановна

Формирование духовно-нравственных ценностей детей через притчу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_uroki_pritchi_1.pptx1.7 МБ
Файл prezentatsiya-_pritchi.docx85.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИТЧИ

Слайд 2

Слово «притча » происходит от греческого « параболи », означающего сравнение, уподобление. Церковнославянское слово «притча » состоит из двух частей « при » и « тча ». Корень слова « притча » (- тча -) обозначает « теча », « теку » («бегу», «поспешаю»)- тот же самый, что и в слове « предтеча» . В тексте Библии на греческом языке притчи называют паремиями. Паремия «паре»- при, « мия »- путь значит « припутно е », «при пути», вроде верстового столба, т.е. такое изречение, которое служит указателем человеку на пути его жизни.

Слайд 3

Цель: Формирование духовно- нравственных ценностей по средствам приобщения к православной культуре через притчи.

Слайд 4

Обучающие : знакомить с понятием притча, отличительные особенности притчи от других жанров художественной литературы, учить понимать смысл притчи; Развивающие : развивать понимание смысла слов «добро» и «зло»; содействовать развитию у детей привычки к делам милосердным; развивать связную речь, обогащать словарный запас; Воспитательные : способствовать формированию духовных ценностей: добро, милосердие, любовь, отзывчивость, помощь ближнему, осознанное отношение к выбору поступков. Задачи:

Слайд 5

Притчи – это не просто тексты или рассказы. Каждая притча заставляет работать духовно, стимулирует нравственный выбор . В ней заложена определенная мораль, нравственная истина, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.

Слайд 6

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, непременно поможет путешествовать по Миру осознанно и радостно.

Слайд 7

ОПР ЕД Е ЛЕ НИЕ ПРИ ТЧ И. ПРИТЧА - это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). ПРИТЧА – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. ПРИТЧА - короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью. ПРИТЧА – «поучение в примере» (В.И. Даль).

Слайд 8

Пр итча - неб о льш ой (1) , содержащий (2) в (3 ) фо р ме. рассказ поучения иносказательной

Слайд 9

Особенности притчи в притче, как правило, нет характеров. Персонажи обычно безымянны, схематичны время, часто и место действия неконкретны в притчах нет прямого поучения ответ на поставленный вопросом каждый должен дать сам нет показа событий в развитии притча не и з ображае т , а сообщает в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни

Слайд 10

1.Воссоздание исторического и социально-культурного контекста притчи(если есть). 2.Символы притчи. 3.Ценности(духовный смысл), который утверждает притчи. 4.Основная мысль. 5.Диалог между притчей и читателем «услышать» главное.

Слайд 13

Что олицетворяли в притче белый и черный волк? ДО Б Р О З Л О

Слайд 14

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. ДО Б Р О З Л О Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех, Но жаждет каждый видеть зримо, Когда добро одержит верх . Заслужит только тот награды, Кто испытание пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет, И в мир добра он с ним войдет.

Слайд 15

За г л ян ем в книг у м у д рос т и – в то л к о в ы й сл о варь С .И. Ожегова. С .И. О ж е г о в: « Д обро – в с ё п о л о ж и т е льн ое, х оро шее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

Слайд 16

Как вы поняли слова притчи «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»? Присутствие зла и добра в человеке зависит от его поступков.

Слайд 17

Основная мысль притчи Всё зависит от . стать, таким Каким он и станет. Будет делать зло – станет . . Будет нести добро – станет Человека захочет злым добрым

Слайд 18

Нравственные уроки притчи Учат видеть в себе движение к и и различать их. Вос пи ты в ает ж ела н и е д ел а ть в ы б ор в п о ль з у . Следовать за влечениями сердца и совести. добру злу добра добры ми

Слайд 19

Доброе слово Не одежда красит человека, Торопись на доброе дело, Не хвались серебром, Кто добро творит, В ком добра нет, Не ищи красоты - а хвались добром. ищи доброты. а худое само приспеет. в том и правды мало. того Бог отблагодарит. и кошке приятно. а его добрые дела.

Слайд 20

Собери пословицу Добрый свету человек придёт, принесет. словно

Слайд 21

Добрый человек придёт, словно свету принесёт.



Предварительный просмотр:

Испокон веков человек жаждет знания, стремится к духовному очищению, исцелению, ищет совета и наставления. Огромное значение в духовно- нравственном становлении личности имеют притчи.

 Они преподают нам простые уроки здравого смысла.  Этот древнейший жанр словесности щедро представлен в Священном Писании и Святом Предании.

Слайд 2. Слово «притча» происходит от греческого «параболи», означающего сравнение, уподобление, т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной жизни.

Церковнославянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притча» (-тча-) обозначает «теча», «теку» («бегу», «поспешаю»)- тот же самый, что и в слове «предтеча». В тексте Библии на греческом языке притчи называют паремиями. Паремия «паре»- при, «мия»- путь значит «припутное», «при пути», вроде верстового столба, т.е. такое изречение, которое служит указателем человеку на пути его жизни.

Слайд 3.Притчи учат нас самому главному: формированию духовно- нравственных ценностей: смирению, мудрости, доброте и терпению, но без назидания, а как-то иначе.

Слайд 4.Целостное приобщение осуществляется в процессе решения задач:

Обучающие: знакомить с понятием притча, отличительные особенности притчи от других жанров художественной литературы, учить понимать смысл притчи;

Развивающие: развивать понимание смысла слов «добро» и «зло»; содействовать развитию у детей привычки к делам милосердным; развивать связную речь, обогащать словарный запас;

Воспитательные: способствовать формированию духовных ценностей: добро, милосердие, любовь, отзывчивость, помощь ближнему, осознанное отношение к выбору поступков.

Слайд5. Притча- это не просто текст или рассказ. Каждая притча заставляет работать духовно, стимулирует нравственный выбор. В ней заложена определенная мораль, нравственная истина, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.

И не важно, где и когда это было, важно то, что мы сердцем принимаем скрытую между строк мудрость, задумываемся о цели, смысле и исправлении своей жизни и учимся быть лучше и добрее.

Так что же такое притча и в чем ее предназначение?

Как отмечается в Библейской энциклопедии, «притчи ставят человека перед нравственным и духовным выбором. Они - нечто большее, чем просто литературное произведение дидактического характера, богатого аллегориями, афоризмами и пословицами. Притчи - это своеобразный жанр, задачу которого нельзя сводить лишь к абстрактному «поучению». По толкованию святителя Афанасия Великого, это учение, написанное для исправления «ходящих по дороге жизни»

Слайд 6.  Дидактическое и воспитательное значение притчи.

В притчах используются образы, взятые из повседневной  жизни, или намекающие на события, актуальные в данный момент. Посредством притч можно получить доступ к знаниям, к духовным ценностям. А лаконичность и краткость наряду с образностью лучше всего воздействует на ум и сердце. Т. о. дидактический и воспитательный потенциал притчи заключается в том, что она предполагает самостоятельную деятельность, подводит к самоанализу и самостоятельному выводу, заставляет решать проблемы, усиливает интерес к религиозному знанию. Этот учебный материал непременно поможет путешествовать по миру осознанно и радостно.

Опираясь на выше сказанное, мы можем сформулировать определение.

Слайд 7-8. ПРИТЧА —        это малый поучительный рассказ,  заключающий в себе моральное или религиозное  поучение (премудрость). 

ПРИТЧА        – это небольшой рассказ в стихах или прозе в  аллегорической, назидательной форме.

ПРИТЧА        - короткий рассказ, сюжет которого  раскрывается как иносказание с нравоучительной  целью.

ПРИТЧА        –        «поучение в примере» (из словаря В.И. Даль).

Когда ученики Христа спросили Его, почему Он говорит притчами, Учитель ответил: «…для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано… Поэтому говорю им притчами, что они видя  не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… (Мф. 13: 10-13).

 Слайд 9. Особенности притчи.

1. свой поэтический  материал притча  черпает из человеческой  жизни

2. нет показа событий в развитии

3. время, часто и место действия  неконкретны

4. притча не  изображает,  а сообщает

5. в притче, как правило, нет  характеров. Персонажи обычно  безымянны, схематичны

6. в притчах нет  прямого поучения

7. в самом сообщении  звучит мораль,  которую должен  усвоить читатель

Методические приемы

Можно использовать разные приемы. Но анализ и разбор основной методический прием при изучении притч.

Слайд 10. При работе с притчей надо учитывать ряд рекомендаций:

1.Необходимо воссоздать исторический и социокультурный контекст притчи (если есть), т.е. исторический, культурный, географический, археологический и др. аспекты (притча о милосердном самарянине).

2.Образы и ситуации в притчах следует рассматривать, прежде всего, как систему символов, которую необходимо раскрыть. (притча о человеке, построившем дом; символы: дом- семья, жизнь, камни- правила, законы, пламя-  войны, беды; ценности: дом, семья, милосердие, превосходство мира духовного над материальным; основная мысль: человек, который живет для себя, остается одиноким в этом мире.

3.За красочными  образами, аллегорическими и символическими понятиями важно увидеть духовный смысл, т.е. ценности, которые утверждает притча.

4. Между притчей и читателем происходит диалог: читатель что-то спрашивает у притчи, она отвечает и, в свою очередь, обращается к читателю. Задача читателя - «услышать» это главное, т.е. основную мысль.

 Слайд 11- 12.  Давайте попробуем провести анализ на примере притчи о двух волках.

Слайд 13. Проведем анализ притчи (методический прием):

1.Исторического и географического контекста нет.

2.Символы: белый и черный волки; добро и зло.

3.Ценности: добро, мир, торжество добра.

Слайд 14.Добро и зло! Это особые слова
Что такое добро? И что такое зло?

Над этими вопросами люди размышляют  на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.  Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый  видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только  тот награды,

Кто испытание пройдет.  Кувшинчик с кладом  он откроет,

И в мир добра он

с ним войдет.

Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь        С.И.  Ожегова.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,        хорошее,  то, что полезно людям и обществу, способствует  его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов:        «Зло -        нечто дурное, вредное, беда,  несчастье, неприятность, досада, злость. Оно  уродует личность и отношения между людьми,  побуждает совершать плохие поступки, разжигает  вражду». 

4.Основная мысль: всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как вы поняли слова притчи?

«Всегда побеждает тот волк,  которого ты кормишь»?

Присутствие зла и добра в человеке зависит от его поступков. 


Каким он   захочет стать, таким и станет.

Будет делать зло – станет злым

Будет нести добро – станет  добрым

Итак, сегодня мы говорим о том,

что притчи содержат поучение, мораль на          примере притчи о двух волках.

Попробуйте сформулировать  нравственные уроки притч,  вставляя пропущенные слова в предложении.

Нравственные уроки притчи.

Учат видеть в себе движение к Добру  и злу и различать их.

Воспитывает желание делать выбор в пользу добра

  Следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Изучая притчи, мы не забыть и хорошо знакомый для детей материал, народную мудрость - пословицы. Давайте вспомним несколько пословиц, которые  дополнят наш материал.

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ



Добрый человек придёт, словно свету принесёт.

А теперь перейдем к практической части. Вы посмотрите занятие в двух частях. 1. Знакомство с притчей монаха Варнавы «Незабудка». Опираясь на рекомендации использовала прием: анализ и разбор, но не в полном объеме, а частично, исходя из возрастных особенностей детей четырех лет.

В притче монаха Паисия «Пчела и муха» задействовали ролевую позицию т.е. театрализованное представление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА»

Данный материал к проекту "Духовно- нравственное воспитангие детей дошкольного возраста через формы фольклора" Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития дет...

Презентация "Формирование духовно- нравственных основ у детей дошкольного возраста"

Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является ДНВ. Мы разработали программу для детей 4-7 лет "Тропинка добра", которая дает первоначальные представления о ДНВ....

Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".

Цель проекта     Формирование духовно-нравственных представлений у детей   старшего дошкольного возраста на тему «О маме»....

Презентация "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"

Презинтация к докладу "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"...

Презентация по духовно - нравственному воспитанию для детей младшей группы " Путешествие в царство Доброты".

Презентация по духовно - нравственному воспитанию для детей младшей группы "Путешествие в царство Доброты". Цель: формирование у детей о понятиях "добро" и "зло", их важности в жизни людей. ...