Презентация по духовно нравственному воспитанию "Притча для детей".
презентация
Формирование духовно-нравственных ценностей детей через притчу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_uroki_pritchi_1.pptx | 1.7 МБ |
prezentatsiya-_pritchi.docx | 85.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово «притча » происходит от греческого « параболи », означающего сравнение, уподобление. Церковнославянское слово «притча » состоит из двух частей « при » и « тча ». Корень слова « притча » (- тча -) обозначает « теча », « теку » («бегу», «поспешаю»)- тот же самый, что и в слове « предтеча» . В тексте Библии на греческом языке притчи называют паремиями. Паремия «паре»- при, « мия »- путь значит « припутно е », «при пути», вроде верстового столба, т.е. такое изречение, которое служит указателем человеку на пути его жизни.
Цель: Формирование духовно- нравственных ценностей по средствам приобщения к православной культуре через притчи.
Обучающие : знакомить с понятием притча, отличительные особенности притчи от других жанров художественной литературы, учить понимать смысл притчи; Развивающие : развивать понимание смысла слов «добро» и «зло»; содействовать развитию у детей привычки к делам милосердным; развивать связную речь, обогащать словарный запас; Воспитательные : способствовать формированию духовных ценностей: добро, милосердие, любовь, отзывчивость, помощь ближнему, осознанное отношение к выбору поступков. Задачи:
Притчи – это не просто тексты или рассказы. Каждая притча заставляет работать духовно, стимулирует нравственный выбор . В ней заложена определенная мораль, нравственная истина, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.
Посредством притч можно получить доступ к знанию законов мира. Причем этот доступ – облегченный, потому что притчи – это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, непременно поможет путешествовать по Миру осознанно и радостно.
ОПР ЕД Е ЛЕ НИЕ ПРИ ТЧ И. ПРИТЧА - это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). ПРИТЧА – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме. ПРИТЧА - короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью. ПРИТЧА – «поучение в примере» (В.И. Даль).
Пр итча - неб о льш ой (1) , содержащий (2) в (3 ) фо р ме. рассказ поучения иносказательной
Особенности притчи в притче, как правило, нет характеров. Персонажи обычно безымянны, схематичны время, часто и место действия неконкретны в притчах нет прямого поучения ответ на поставленный вопросом каждый должен дать сам нет показа событий в развитии притча не и з ображае т , а сообщает в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни
1.Воссоздание исторического и социально-культурного контекста притчи(если есть). 2.Символы притчи. 3.Ценности(духовный смысл), который утверждает притчи. 4.Основная мысль. 5.Диалог между притчей и читателем «услышать» главное.
Что олицетворяли в притче белый и черный волк? ДО Б Р О З Л О
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. ДО Б Р О З Л О Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех, Но жаждет каждый видеть зримо, Когда добро одержит верх . Заслужит только тот награды, Кто испытание пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет, И в мир добра он с ним войдет.
За г л ян ем в книг у м у д рос т и – в то л к о в ы й сл о варь С .И. Ожегова. С .И. О ж е г о в: « Д обро – в с ё п о л о ж и т е льн ое, х оро шее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Как вы поняли слова притчи «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»? Присутствие зла и добра в человеке зависит от его поступков.
Основная мысль притчи Всё зависит от . стать, таким Каким он и станет. Будет делать зло – станет . . Будет нести добро – станет Человека захочет злым добрым
Нравственные уроки притчи Учат видеть в себе движение к и и различать их. Вос пи ты в ает ж ела н и е д ел а ть в ы б ор в п о ль з у . Следовать за влечениями сердца и совести. добру злу добра добры ми
Доброе слово Не одежда красит человека, Торопись на доброе дело, Не хвались серебром, Кто добро творит, В ком добра нет, Не ищи красоты - а хвались добром. ищи доброты. а худое само приспеет. в том и правды мало. того Бог отблагодарит. и кошке приятно. а его добрые дела.
Собери пословицу Добрый свету человек придёт, принесет. словно
Добрый человек придёт, словно свету принесёт.
Предварительный просмотр:
Испокон веков человек жаждет знания, стремится к духовному очищению, исцелению, ищет совета и наставления. Огромное значение в духовно- нравственном становлении личности имеют притчи.
Они преподают нам простые уроки здравого смысла. Этот древнейший жанр словесности щедро представлен в Священном Писании и Святом Предании.
Слайд 2. Слово «притча» происходит от греческого «параболи», означающего сравнение, уподобление, т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной жизни.
Церковнославянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притча» (-тча-) обозначает «теча», «теку» («бегу», «поспешаю»)- тот же самый, что и в слове «предтеча». В тексте Библии на греческом языке притчи называют паремиями. Паремия «паре»- при, «мия»- путь значит «припутное», «при пути», вроде верстового столба, т.е. такое изречение, которое служит указателем человеку на пути его жизни.
Слайд 3.Притчи учат нас самому главному: формированию духовно- нравственных ценностей: смирению, мудрости, доброте и терпению, но без назидания, а как-то иначе.
Слайд 4.Целостное приобщение осуществляется в процессе решения задач:
Обучающие: знакомить с понятием притча, отличительные особенности притчи от других жанров художественной литературы, учить понимать смысл притчи;
Развивающие: развивать понимание смысла слов «добро» и «зло»; содействовать развитию у детей привычки к делам милосердным; развивать связную речь, обогащать словарный запас;
Воспитательные: способствовать формированию духовных ценностей: добро, милосердие, любовь, отзывчивость, помощь ближнему, осознанное отношение к выбору поступков.
Слайд5. Притча- это не просто текст или рассказ. Каждая притча заставляет работать духовно, стимулирует нравственный выбор. В ней заложена определенная мораль, нравственная истина, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.
И не важно, где и когда это было, важно то, что мы сердцем принимаем скрытую между строк мудрость, задумываемся о цели, смысле и исправлении своей жизни и учимся быть лучше и добрее.
Так что же такое притча и в чем ее предназначение?
Как отмечается в Библейской энциклопедии, «притчи ставят человека перед нравственным и духовным выбором. Они - нечто большее, чем просто литературное произведение дидактического характера, богатого аллегориями, афоризмами и пословицами. Притчи - это своеобразный жанр, задачу которого нельзя сводить лишь к абстрактному «поучению». По толкованию святителя Афанасия Великого, это учение, написанное для исправления «ходящих по дороге жизни»
Слайд 6. Дидактическое и воспитательное значение притчи.
В притчах используются образы, взятые из повседневной жизни, или намекающие на события, актуальные в данный момент. Посредством притч можно получить доступ к знаниям, к духовным ценностям. А лаконичность и краткость наряду с образностью лучше всего воздействует на ум и сердце. Т. о. дидактический и воспитательный потенциал притчи заключается в том, что она предполагает самостоятельную деятельность, подводит к самоанализу и самостоятельному выводу, заставляет решать проблемы, усиливает интерес к религиозному знанию. Этот учебный материал непременно поможет путешествовать по миру осознанно и радостно.
Опираясь на выше сказанное, мы можем сформулировать определение.
Слайд 7-8. ПРИТЧА — это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
ПРИТЧА – это небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме.
ПРИТЧА - короткий рассказ, сюжет которого раскрывается как иносказание с нравоучительной целью.
ПРИТЧА – «поучение в примере» (из словаря В.И. Даль).
Когда ученики Христа спросили Его, почему Он говорит притчами, Учитель ответил: «…для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано… Поэтому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… (Мф. 13: 10-13).
Слайд 9. Особенности притчи.
1. свой поэтический материал притча черпает из человеческой жизни
2. нет показа событий в развитии
3. время, часто и место действия неконкретны
4. притча не изображает, а сообщает
5. в притче, как правило, нет характеров. Персонажи обычно безымянны, схематичны
6. в притчах нет прямого поучения
7. в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель
Методические приемы
Можно использовать разные приемы. Но анализ и разбор основной методический прием при изучении притч.
Слайд 10. При работе с притчей надо учитывать ряд рекомендаций:
1.Необходимо воссоздать исторический и социокультурный контекст притчи (если есть), т.е. исторический, культурный, географический, археологический и др. аспекты (притча о милосердном самарянине).
2.Образы и ситуации в притчах следует рассматривать, прежде всего, как систему символов, которую необходимо раскрыть. (притча о человеке, построившем дом; символы: дом- семья, жизнь, камни- правила, законы, пламя- войны, беды; ценности: дом, семья, милосердие, превосходство мира духовного над материальным; основная мысль: человек, который живет для себя, остается одиноким в этом мире.
3.За красочными образами, аллегорическими и символическими понятиями важно увидеть духовный смысл, т.е. ценности, которые утверждает притча.
4. Между притчей и читателем происходит диалог: читатель что-то спрашивает у притчи, она отвечает и, в свою очередь, обращается к читателю. Задача читателя - «услышать» это главное, т.е. основную мысль.
Слайд 11- 12. Давайте попробуем провести анализ на примере притчи о двух волках.
Слайд 13. Проведем анализ притчи (методический прием):
1.Исторического и географического контекста нет.
2.Символы: белый и черный волки; добро и зло.
3.Ценности: добро, мир, торжество добра.
Слайд 14.Добро и зло! Это особые слова
Что такое добро? И что такое зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро со злом неразделимы. Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет. Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он
с ним войдет.
Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
4.Основная мысль: всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Как вы поняли слова притчи?
«Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»?
Присутствие зла и добра в человеке зависит от его поступков.
Каким он захочет стать, таким и станет.
Будет делать зло – станет злым
Будет нести добро – станет добрым
Итак, сегодня мы говорим о том,
что притчи содержат поучение, мораль на примере притчи о двух волках.
Попробуйте сформулировать нравственные уроки притч, вставляя пропущенные слова в предложении.
Нравственные уроки притчи.
Учат видеть в себе движение к Добру и злу и различать их.
Воспитывает желание делать выбор в пользу добра
Следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
Изучая притчи, мы не забыть и хорошо знакомый для детей материал, народную мудрость - пословицы. Давайте вспомним несколько пословиц, которые дополнят наш материал.
СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ
Добрый человек придёт, словно свету принесёт.
А теперь перейдем к практической части. Вы посмотрите занятие в двух частях. 1. Знакомство с притчей монаха Варнавы «Незабудка». Опираясь на рекомендации использовала прием: анализ и разбор, но не в полном объеме, а частично, исходя из возрастных особенностей детей четырех лет.
В притче монаха Паисия «Пчела и муха» задействовали ролевую позицию т.е. театрализованное представление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА»
Данный материал к проекту "Духовно- нравственное воспитангие детей дошкольного возраста через формы фольклора" Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития дет...
Презентация "Формирование духовно- нравственных основ у детей дошкольного возраста"
Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является ДНВ. Мы разработали программу для детей 4-7 лет "Тропинка добра", которая дает первоначальные представления о ДНВ....
Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".
Цель проекта Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему «О маме»....
Презентация "Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста средствами детской литературы"
Презентация для участия в МО духовно-патриотической направленности...
Презентация "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"
Презинтация к докладу "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"...
Сборник мультимедийных презентаций по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста.
quot;Мы живем в России""Изба""Угадай сказку"...
Презентация по духовно - нравственному воспитанию для детей младшей группы " Путешествие в царство Доброты".
Презентация по духовно - нравственному воспитанию для детей младшей группы "Путешествие в царство Доброты". Цель: формирование у детей о понятиях "добро" и "зло", их важности в жизни людей. ...