Влияние руских народных сказок на развитие детей с ограниченными возможностями
статья

Яковлева Алла Митрофановна

Специфические принцыпы коррекционной работы с детьми; функции, выполняемые с социально-педагогической точки зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_skazok.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

        Помощь детям с нарушением интеллекта, речи, а так же детям, испытывающим трудности общения межличностного и деятельностного характера, с признаками социальной дезаптации, выражающейся в низком уровне способности к произвольной регуляции собственной деятельности, в высокой тревожности и негативном эмоциональном состоянии, со стороны педагога заключается в коррекции отклонений их развития, поведения и сознании оптимальных условий для содержательной работы.

        Принципы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.)

        Кроме этого, следует выделить некоторые специфические принципы:

  1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место стимуляция выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели;
  2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии;
  3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.

Русская народная сказка обладает большими коррекционно-развивающими возможностями, поэтому ее систематическое использование в работе с детьми дошкольного возраста с проблемами интеллектуального развития необходимо.

Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:

  • Социализации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;
  • Креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;
  • Лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации – становление речевой культуры. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
  • Развивающее – терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект, который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение, снятие стресса).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство всестороннего развития детей с множественными проблемами развития....

Влияние нетрадиционных техник,в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

В группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом поступают дети разные как в психическом , так и физическом развитии. Это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с двиг...

Влияние русских народных сказок на развитие детей с ограниченными возможностями.

Специфические принципы коррекционной работы с детьми; функции выполняемые с социально-педагогической точки зрения...

Русское народное творчество – путь к гармоническому разностороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья

Значение русского народного творчества в развитии умственных, физических, эстетических способностей ребёнка....

Сообщение Тема: «Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Рисование - одно из любимых занятий детей с ограниченными возможностями здор...

«ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Статья консультация для педагогов дошкольного образования: некоторые методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, речевыми нарушениями. Правильно организовать детскую деятельность в ...