Особенности ППРС в группах младшего возраста
материал (младшая группа)
Особенности ППРС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
особенности развития предметно-пространственной среды в гр. | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад Комбинированного Вида №6 «Березка»
Доклад на тему:
«Организация предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе ДОУ»
Подготовили и провели:
Воспитатели группы №7 «Ромашка»
Лезина Т.А.
Субботина Е.В.
Лобня
2019
С первых лет жизни ребёнок спонтанно исследует вещественные объекты: проверяет на вкус, ломкость, мягкость, температуру, звучность. В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад — это второй дом малышей.
Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду — создание условий для успешного развития способностей воспитанников.
Задачи тематических уголков в детском саду
1. Образовательные задачи:
- формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
- ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
- формирование первоначальных научных представлений — математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
- подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки.);
2. Развивающие задачи:
- развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);
- совершенствование координации движений (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);
- формирование и закрепление способности предметных действий — операций с различными объектами, инструментами и приборами (зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);
- развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);
- развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно — в книжном, речевом, логопедическом, театрализованных уголках);
- развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);
- развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурной уголок, центр подвижных игр);
- формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок трудовой деятельности и дежурства, игровые и творческие зоны, центр живой природы).
3. Воспитательные задачи:
- создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;
- воспитание нравственных качеств (семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);
- воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);
- воспитание ответственности, в т. ч. социальной (уголок безопасности, правил дорожного движения);
- воспитание аккуратности, обучение правилам поведения (уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);
- формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).
Требования к оформлению уголка по ФГОС
Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:
- удовлетворение интересов детей;
- наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
- эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;
- удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
- оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
- учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).
Оборудование уголка в детском саду
- Столы и стулья в качестве рабочей зоны;
- шкафы и стеллажи для хранения книг и материалов для занятий;
- контейнеры, корзины и ящики для игрушек, спортивного инвентаря, инструментов для творчества, природного и бросового материала, фурнитуры;
- папки для сборников игр, опытов, упражнений, сценариев;
- навесные полки для поделок воспитанников и выставок;
- мягкие игровые модули;
В младшей группе №7 «Ромашка» имеются следующие уголки:
Название | Оснащение | Функционирование |
Уголок игровой деятельности | Куклы; игрушки из различных материалов (пластиковые, деревянные); настольные игры; наборы для конструирования. | Для детей 2,6–3 лет: предметные действия с игрушками, совместные с педагогом дидактические игры. |
Книжный уголок | Подборка книг и журналов в соответствии с возрастом детей и их интересами; оформление уголка иллюстрациями. | Прослушивание художественных текстов, проведение познавательных бесед на основе прочитанных книг, самостоятельное изучение печатных изданий, разучивание стихотворений. |
Спортивный уголок | Спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли и т. д.); иллюстративные материалы по летним и зимним видам спорта, командным и индивидуальным, олимпийским; картотека тематических физкультминуток; список подвижные игр. | Организация педагогом мини-состязаний на сноровку; проведение пальчиковой гимнастики, зарядки, танцевальных пауз; самостоятельные подвижные игры и упражнения. |
Музыкальный уголок | Проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни); инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен; картотека музыкальных/танцевальных игр. | Совместная с педагогом и самостоятельная творческая деятельность (игры в оркестр, концерт); прослушивание аудиозаписей. |
Уголок ПДД | Книги о правилах поведения на дороге (в т. ч. железной дороги); плакаты по ПДД; макет проезжей части; настольные и дидактические игры. | Обсуждение и повторение правил безопасности на проезжей части, просмотр обучающих мультфильмов, участие в играх, моделирующих дорожные поток и действия пешеходов |
Уголок живой природы | Различные растения и цветы в горшках, лейки, необходимые инструменты для выращивания (грабельки, лопатки, земля и тд.), иллюстрации и информационный стенд с погодными условиями и температурой. | Совместная с педагогами деятельность по выращиванию и уходу за растениями, научно-экспериментальная деятельность, изучение погодных явлений и времен года. |
Уголок сенсорного развития | Различные крупы; разные по структуре и форме предметы: мелкие, крупные, рассыпчатые, мягкие, твердые; баночки для сортировки; бизиборды, игрушки для развития мелкой моторики. | Самостоятельные игры и занятия с педагогом; развитие мелкой моторики; изучение материалов: их свойств, форм, цветов; изучение количества и сортировка по признакам. |
Уголок питания | Плакаты воспитания культурно-гигиенических навыков поведения за столом во время приема пищи; фотографии поваров детского сада; меню на неделю. | Проведение бесед о здоровом питании и режиме питания, правилах приёма пищи, воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. |
Заключение
Грамотно организованная предметно-пространственная среда создаёт у воспитанников положительную мотивацию к посещению детского сада: им уютно в помещении группы, они выбирают зоны деятельности по своим возможностям и интересам.
Занятия в уголках позволяют успешно реализовать образовательные задачи: способствуют развитию мыслительных и практических способностей, активизируют фантазию и самостоятельность. Играя и занимаясь в тематических центрах, дети накапливают информационный, коммуникативный, чувственный опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ППРС на группе для детей среднего дошкольного возраста 2013-2014 учебный год
В презентации представлен вариант организованной предметно-пространственной развивающей среды для детей среднего дошкольного возраста, ориентированной на ФГОС дошкольного образования....
Карта анализа ППРС в группах
Карта анализа предметно-пространственной развивающей среды может быть использована при проведении контрольной деятельности в ДОУ...
Ппрс старшая группа 2015-2016г
Создание ППРС в старшей группе, выявление дефицитарного центра группы....
Фотоотчет ППРС в группе
Развивающая предметно - пространственная среда в группе вариативная и доступна. Содержательно - насыщенная, трансформируемая, полуфункциональная и безопасная. переодически меняется игровой материал. С...
Презентация ППРС в группе "Пчёлки"
Презентация ППРС в группе "Пчёлки"...
Организация ППРС в группе раннего возраста группа "Карапузы"
Организация ППРС в группе раннего возраста группа "Карапузы"...