Особенности ППРС в группах младшего возраста
материал (младшая группа)

Лезина Татьяна Александровна

Особенности ППРС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад Комбинированного Вида №6 «Березка»

Доклад на тему:

«Организация предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе ДОУ»

Подготовили и провели:

Воспитатели группы №7 «Ромашка»

Лезина Т.А.

Субботина Е.В.

Лобня

2019

С первых лет жизни ребёнок спонтанно исследует вещественные объекты: проверяет на вкус, ломкость, мягкость, температуру, звучность. В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад — это второй дом малышей.

Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду — создание условий для успешного развития способностей воспитанников.

Задачи тематических уголков в детском саду

1. Образовательные задачи:

  • формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
  • ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
  • формирование первоначальных научных представлений — математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
  • подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки.);

2. Развивающие задачи:

  • развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);
  • совершенствование координации движений (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);
  • формирование и закрепление способности предметных действий — операций с различными объектами, инструментами и приборами (зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);
  • развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);
  • развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно — в книжном, речевом, логопедическом, театрализованных уголках);
  • развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);
  • развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурной уголок, центр подвижных игр);
  • формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок трудовой деятельности и дежурства, игровые и творческие зоны, центр живой природы).

3. Воспитательные задачи:

  • создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;
  • воспитание нравственных качеств (семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);
  • воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);
  • воспитание ответственности, в т. ч. социальной (уголок безопасности, правил дорожного движения);
  • воспитание аккуратности, обучение правилам поведения (уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);
  • формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).

Требования к оформлению уголка по ФГОС

Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

  • удовлетворение интересов детей;
  • наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
  • эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;
  • удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
  • оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
  • учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

Оборудование уголка в детском саду

  • Столы и стулья в качестве рабочей зоны;
  • шкафы и стеллажи для хранения книг и материалов для занятий;
  • контейнеры, корзины и ящики для игрушек, спортивного инвентаря, инструментов для творчества, природного и бросового материала, фурнитуры;
  • папки для сборников игр, опытов, упражнений, сценариев;
  • навесные полки для поделок воспитанников и выставок;
  • мягкие игровые модули;

В младшей группе №7 «Ромашка» имеются следующие уголки:

Название

Оснащение

Функционирование

Уголок игровой деятельности

Куклы; игрушки из различных материалов (пластиковые, деревянные); настольные игры; наборы для конструирования.

Для детей 2,6–3 лет: предметные действия с игрушками, совместные с педагогом дидактические игры.

Книжный уголок

Подборка книг и журналов в соответствии с возрастом детей и их интересами; оформление уголка иллюстрациями.

Прослушивание художественных текстов, проведение познавательных бесед на основе прочитанных книг, самостоятельное изучение печатных изданий, разучивание стихотворений.

Спортивный уголок

Спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли и т. д.); иллюстративные материалы по летним и зимним видам спорта, командным и индивидуальным, олимпийским; картотека тематических физкультминуток; список подвижные игр.

Организация педагогом мини-состязаний на сноровку; проведение пальчиковой гимнастики, зарядки, танцевальных пауз; самостоятельные подвижные игры и упражнения.

Музыкальный уголок

Проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни); инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен; картотека музыкальных/танцевальных игр.

Совместная с педагогом и самостоятельная творческая деятельность (игры в оркестр, концерт); прослушивание аудиозаписей.

Уголок ПДД

Книги о правилах поведения на дороге (в т. ч. железной дороги); плакаты по ПДД; макет проезжей части; настольные и дидактические игры.

Обсуждение и повторение правил безопасности на проезжей части, просмотр обучающих мультфильмов, участие в играх, моделирующих дорожные поток и действия пешеходов

Уголок живой природы

Различные растения и цветы в горшках, лейки, необходимые инструменты для выращивания (грабельки, лопатки, земля и тд.), иллюстрации и информационный стенд с погодными условиями и температурой.

Совместная с педагогами деятельность по выращиванию и уходу за растениями, научно-экспериментальная деятельность, изучение погодных явлений и времен года.

Уголок сенсорного развития

Различные крупы; разные по структуре и форме предметы: мелкие, крупные, рассыпчатые, мягкие, твердые; баночки для сортировки; бизиборды, игрушки для развития мелкой моторики.

Самостоятельные игры и занятия с педагогом; развитие мелкой моторики; изучение материалов: их свойств, форм, цветов; изучение количества и сортировка по  признакам.

Уголок питания

Плакаты воспитания культурно-гигиенических навыков поведения за столом во время приема пищи; фотографии поваров детского сада; меню на неделю.

Проведение бесед о здоровом питании и режиме питания, правилах приёма пищи, воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Заключение

Грамотно организованная предметно-пространственная среда создаёт у воспитанников положительную мотивацию к посещению детского сада: им уютно в помещении группы, они выбирают зоны деятельности по своим возможностям и интересам.

Занятия в уголках позволяют успешно реализовать образовательные задачи: способствуют развитию мыслительных и практических способностей, активизируют фантазию и самостоятельность. Играя и занимаясь в тематических центрах, дети накапливают информационный, коммуникативный, чувственный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ППРС на группе для детей среднего дошкольного возраста 2013-2014 учебный год

В презентации представлен вариант организованной предметно-пространственной развивающей среды для детей среднего дошкольного возраста, ориентированной на ФГОС дошкольного образования....

Карта анализа ППРС в группах

Карта анализа предметно-пространственной развивающей среды может быть использована при проведении контрольной деятельности в ДОУ...

Ппрс старшая группа 2015-2016г

Создание ППРС в старшей группе, выявление дефицитарного центра группы....

Фотоотчет ППРС в группе

Развивающая предметно - пространственная среда в группе вариативная и доступна. Содержательно - насыщенная, трансформируемая, полуфункциональная и безопасная. переодически меняется игровой материал. С...

Презентация ППРС в группе "Пчёлки"

Презентация ППРС в группе "Пчёлки"...

Организация ППРС в группе раннего возраста группа "Карапузы"

Организация ППРС в группе раннего возраста группа "Карапузы"...