Отчет по самообразованию по теме: «Компьютерные технологии в дошкольном образовании»
материал
Вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДО является очень актуальным.
Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе, и в сфере дошкольного образования. Я систематически использую ИКТ, которые органично дополняют традиционные формы моей работы, тем самым расширяю возможности организации его взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu_2018-2019_kopylova.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
Воспитателя МКДОУ «Краснянский детский сад»
Копыловой Дарьи Александровны
По теме:
«Компьютерные технологии в дошкольном образовании»
В 2018-2019 учебном году я начала работу над методической темой – «Компьютерные технологии в дошкольном образовании». Вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДО является очень актуальным.
Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе, и в сфере дошкольного образования. Я систематически использую ИКТ, которые органично дополняют традиционные формы моей работы, тем самым расширяю возможности организации его взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Огромный интерес детей заниматься всем, что связано с компьютерами. Второе и тоже важное – это широкие мультимедийные возможности: хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика - лучше моделируют живую реальность, обусловливая более полное восприятие информации. Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, например, индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы. Четвертое – экономия временных ресурсов, например, при проведении психологических исследований и др.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Использование ИКТ на занятиях помогает детям:
- ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладеть практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение ИКТ на занятиях усиливает:
- положительную мотивацию обучения;
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на занятии позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех занятиях, где применяется ИКТ.
Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
Этот метод обучения очень привлекателен для меня: он помогает лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для тех, кто хочет и умеет работать с малышами, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто их любит и отдает им себя.
Практика показала, что при использовании в коррекционно-развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы с детьми повышается. Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:
- дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
- у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
- презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
- использование большого и разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов
- возможность демонстрации различных объектов в многократно увеличенном виде;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.
В процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, также развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей. Но нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
В заключение хотелось бы отметить, что какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-компьютерных технологий в дошкольном образовании.
Предлагаю вашему вниманию консультацию для педагогов "Использование информационно-компьютерных технологий в дошкольном образовании". Компьютерные технологии - особое направление в работе с детьми, кот...
Презентация "Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании"
Интерактивная доска — универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость ...
Отчет по самообразованию по теме: «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо...
План по самообразованию Тема: « Интерактивные технологии в дошкольном образовании» 2018-2023 г.г.
план по самообразованию на 2018-2023 г.г. "Интеактивные технологии в дошкольном образовании" Квест-технология,лэпбук,эврестическая технология,синквейн, баскет-метод,кейс-технология,кластер,к...
План по самообразованию по теме: «Компьютерные технологии в дошкольном образовании»
Внедрения ИКТ в работу детского сада обусловлено одним из требований к кадровому обеспечению, что является новизной и регламентируется ФГОС - владение педагогом основами работы с тексто...
Проблемы перспективы использования музыкально-компьютерных технологий в дошкольном образовании
Компьютеризация образования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую историю. А вот использование компьютеров на занятиях в детских садах только начинается. Но это новшество требует тщательного...
План по самообразованию Тема: « Интерактивные технологии в дошкольном образовании» 2020-2021г.
Пояснительная запискаТермин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, исполь...