Мастер-класс для родителей "Этот волшебный песок"
консультация

Шорохова Юлия Рафаэльевна

О том, как любят дети играть с песком, думаю, знают все родители. А вот о том, что это увлечение можно использовать для развития ребенка, знают не все. Во время проведения мастер-класса родители знакомятся с кинетическим песком и рядом игр, в которые можно будет поиграть со своими детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_etot_volshebnyy_pesok.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Этот волшебный песок»

Задачи: 

  1. Познакомить родителей с кинетическим песком и его свойствами
  2. Научить некоторым играм и упражнениям с использованием песка.

Оборудование: контейнеры с кинетическим песком, формочки, лопатки, бусины, небольшие игрушки.

Ход мастер - класса:

Здравствуйте уважаемые родители. Помните себя в детстве? Любили ли вы играть с песком? Песочница была почти в каждом дворе.

Сегодня я вам предлагаю отправиться в свое детство, окунуться в это незабываемое время! Посмотрите, на столах находятся контейнеры с песком, только не совсем простым, а в новом формате – это кинетический песок. Вы наверняка уже слышали о кинетическом песке. Прикоснитесь к нему.

Этот песок может и сохранять форму, и рассыпаться. Он становится тверже при сжатии, но форма (например, большой шар) может «развалиться» со временем под действием силы тяжести. Кинетический песок имеет часть свойств влажного песка, однако он не влажный. Он слипается между собой, но не липнет к рукам и другим предметам. Он мягкий, податливый, но не «воздушный». Такой необычный материал отлично подходит для игр и развития малышей. Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк.

Игры и упражнения с кинетическим песком позволяют:

  • Развить мелкую моторику
  • Совершенствовать сенсорное восприятие
  • Осуществлять подготовку руки к письму
  • Развивать речь
  • Развить творческое мышление
  • Вовлекать в ролевые игры
  • Тренировать внимание
  • Расслабляться и успокаиваться

  1. Развитие мелкой моторики

Кинетический песок помогает развитию моторики. Его можно сжимать, утрамбовывать. Можно надавливать пальцами, выполнять тычки, защипывать — для развития указательных пальчиков и щипкового захвата.

Из песка можно сделать шарики или разгладить поверхность скалкой — это развивает двусторонние навыки. Можно копать его совком, как обычный песок, или резать пластмассовым ножиком. Эти упражнения тренируют захват и учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т.д.). Разровняйте поверхность песка и дайте малышу формочки или небольшую чашку. Можно просто нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук.

  1. Сенсорное восприятие

Кинетический песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Малыши любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредоточиться. Несмотря на то, что он обладает свойствами влажного песка, он мягкий, сухой и немного прохладный на ощупь.

Формы

Учить формы с помощью кинетического песка – одно удовольствие. Формы вылепить просто, например, с помощью фигурок от игр. Если их нет – воспользуйтесь формами для выпечки или безопасным ножом.

Игры «Курочка по зёрнышку клюёт», «Покорми цыплёнка» (игра для родителей в рамках мастер-класса)

Цель: закреплять свойства песка (Способность слипаться, пластичность)

Заранее слепить цыплёнка, распределить по поверхности стола маленькие комочки песка – зёрнышки. Предложить детям покормить цыплёнка.

В конце обратить внимание на то, как вырос комок – цыплёнок, курочка.

  1. Рисование и подготовка руки к письму. Развитие речи.

Знаете ли вы, что сенсорные занятия с таким материалом, как кинетический песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Это не просто игра в куличики, это взаимодействие между ребенком и «партнером по общению». Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом. Подстройтесь под малыша, найдите зрительный контакт. Пусть ребенок станет ведущим, рассказывает, комментирует и задает вопросы.

Слова

Если ваш ребёнок учится читать и писать, попробуйте написать что-нибудь на песке! Техника почти та же, что и на бумаге, но процесс в тысячу раз интереснее. Здесь много идей на тему письма на песке.

Буквы

Учите буквы? И снова вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения. (вылепить первую букву своего имени).

В поиске цветов

Работа в парах: один человек прячет бусины, другой их ищет. «Спрячьте в песке бусины, из которых в дальнейшем вы с ребёнком соберёте бусы». (игра для родителей в рамках мастер-класса)

До того, как ребенок начнет учиться писать ручкой, полезно предоставить ему возможность попробовать рисовать и отрабатывать навыки предварительного письма на различных «сенсорных поверхностях». Кинетический песок идеально подходит для этих целей. Дети могут рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого, карандашом). Это даст детям дополнительные сенсорные навыки и поможет приобрести опыт письма даже без письменных принадлежностей.

  1. Развитие творческого мышления

Кинетический песок — материал, «открытый» для фантазии (то есть нет определенного и единственного способа, как с ним можно играть). Песок развивает в детях творческие способности. У ребенка формируется определенный опыт, он открывает для себя новые и новые цепочки «идея — воплощение, деятельность, двигательная активность — результат». При работе с «открытым материалом» ребенок сначала думает, как именно использовать эту «субстанцию». Потом идет процесс обдумывания плана действий. Ну и самое приятное — получение результата. Кинетический песок полезен для занятий с детьми-аутистами. Предоставив в распоряжение малыша лоток с песком и несколько «инструментов» (формочки, совочки, палочки) и задумчиво спросив: «Хм, что мы можем с этим сделать?», вы запустите мыслительный процесс.

Упражнение «Укрась коврик» (для родителей в рамках мастер-класса)

Цель: продолжать закреплять представление о свойстве кинетического песка сохранять отпечатки, развивать умение распределять рисунок в уголках и в центре квадрата, прямоугольника, способствовать активизации творческой активности.

Ход:

Взрослый показывает, как он украсил коврик для куклы. Предлагает детям украсить коврик, используя печатки, стеки, палочки.

Обращает внимание на расположение узоров.

  1. Ролевые игры

Примерка определенной роли, воспроизведение характерных для нее действий связаны с творческим мышлением. Исследования показали, что для познавательных игр малышей и детей дошкольного возраста требуется минимальный реквизит. Обычно достаточно того, что есть под рукой. Реквизит облегчает символические игры. Например, посудка для игры в кухню или фигурки животных — и фантазии уже есть где разгуляться! Можно утверждать, что дошкольные годы — отличный возраст для творческой реализации.

Начните с простого: покормите животных, устройте для них ванну; испеките красивый песочный пирог.

Нож

Простой способ научить ребёнка пользоваться ножом. Представьте, что песок — это сливочное масло или хлеб, и приступайте. К слову, режется этот волшебный песок просто замечательно! Лучше использовать пластиковый нож.

Игра «Мы скатаем колобок» (для родителей в рамках мастер-класса)

Цель: Закреплять представление о свойстве песка слипаться, скатываться в комок. Показать возможность собрать маленькие кусочки присоединяя их друг к другу. Способствовать закреплению навыка скатывания в шар.

Ход:

Разделить заранее песок на маленькие комочки (мука, масло.) Напомнить сказку «Колобок». Предложить, скатать колобок соединив, скатав комочки (муку, масло, сметану). Обыграть готовый персонаж.

  1. Тренировка внимания

Развитие рук (моторики пальцев, силы нажатия) напрямую влияет на развитие мозга. Мозг готов к учебе! Простые упражнения с кинетическим песком можно делать перед занятиями, в которых ребенку понадобится сосредоточенность на задаче (например, рисование, письмо, вырезание, настольные игры).

  1. Спокойствие и расслабление

Если медленно много раз пропустить песок через пальцы, то инстинктивно замедлится дыхание. Соответственно, станет спокойнее.

Рефлексия

Предложить родителям выбрать смайлик, отвечающий за удовлетворенность содержанием мастер-класса (улыбка - все понравилось и было интересно, грусть - ничего не понятно, не совсем понравилось). Далее обсуждение результатов рефлексии, ответы на вопросы родителей, прощание.

Советы по организации работы с песком (раздаточный материал)

  • Контейнер с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.

• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

• Не помещайте контейнер в углу комнаты. К нему должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения.

• Контейнер с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше контейнера, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для работы с песком.

• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.

• Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.

• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.

• Дети способны многому научиться, играя в контейнере с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания. Поэтому предварительно необходимо продумать задание и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером приносит большую пользу и нравится многим детям.

• После занятий контейнер рекомендуется закрывать специальной крышкой.

Советы по хранению кинетического песка

- Песок следует использовать при комнатной температуре и относительной влажности в помещении ниже 60%. В случае намокания песка необходимо дать ему самостоятельно высохнуть при комнатной температуре;

 - В излишне сухих помещениях кинетический песок может несколько загрубеть. С целью восстановления его первоначальных свойств можно растереть в ладонях пару капель воды и немного поиграть с песком, после чего он снова станет пушистым. Сам по себе кинетический песок не может высохнуть, так как не содержит в своем составе воды.

- Песок не имеет собственного запаха, однако способен впитывать запах, исходящий от рук. Поэтому перед игрой следует вымыть руки и тщательно их вытереть. - Кинетический песок не теряет своих свойств под воздействием солнечных лучей;

- Хранить живой песок лучше всего в герметичном контейнере или закрытой надувной песочнице. Это предотвратит попадание в него влаги, пыли и посторонних предметов. В песок нельзя добавлять красители - это испортит его первоначальные свойства.

- Кинетический песок рекомендуется держать подальше от домашних животных.

- Случайно рассыпавшийся песок легко убирается с любой поверхности пылесосом или руками. Кинетические песчинки не прилипают к поверхности. Данная игрушка не имеет срока годности, поскольку по сути является обычным песком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Использование игровизора и волшебного квадрата В.Воскобовича в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в детском саду."

Демонстрация разновидностей заданий и игр на Игровизоре для педагогов. Положительные стороны, многофункционнальность, разновозрастный диапозон Игровизора. Примеры использования в работе с детьми с ОВЗ...

Мастер-класс по ручному труду « Волшебные полоски» для детей старшего дошкольного возраста по теме « Петушок».

Мастер-класс  педагога дошкольного образованияИвановой  Ольги  Сергеевны  воспитателя  первой категории  МДОУ №14 « Солнышко»по ручному труду « Волшебные полоски» для дет...

Мастер-класс для педагогов. Изготовление волшебных красок.

Мастер-класс для педагогов ДОУ по изготовлению "волшебных красок". Сам процесс увлекает любого человека, неравнодушного к творчеству! Замечательная возможность заинтересовать ребенка сказкой, нормализ...

Мастер класс из соленного теста "Волшебное тесто"

Мастер класс из соленного теста "Волшебное тесто"...

Мастер класс для воспитателей ДОУ " Волшебные пальчики "

Познакомить  воспитателей  ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс с семьями воспитанников «Кинетический песок в развитии творческих навыков ребёнка»

Мастер-класс с семьями воспитанников «Кинетический песок в развитии творческих навыков ребёнка»...