Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка
статья (старшая группа)
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 619
Калининского района Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ
по теме:
«Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка».
Воспитатель: Хромых И.П.
2019 г.
«Игра есть свободная деятельность дитяти…
В ней формируются все стороны души человеческой,
его ум, его сердце, его воля».
К.Д. Ушинский.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от него участников совместного решения задач, направленных на получение общественно полезного продукта. Игра, с одной стороны, создает зону ближайшего развития ребенка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности (например, учебная) и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, ее содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. В настоящее время выявлены, классифицированы и оценены с воспитательной точки зрения еще не все игры, сложившиеся в практике воспитания, игры народные, а также разработанные учеными в нашей стране и за рубежом. Они таят в себе неиспользованные резервы всестороннего воспитания детей. Развитие ребенка в игре происходит прежде всего за счет разнообразной направленности ее содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальное), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию дошкольников (сюжетно- ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.). Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности. Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовки и проведении. Активность детей (при условии сформированности определенного уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер – ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развивать замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта. Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребенка. Сюжетные игры представляют собой основу формирования игровой деятельности в раннем и дошкольном детстве. На начальном этапе в этих играх ребенок с помощью взрослого усваивает особенности предметов- игрушек (ознакомительные игры), способы действий с ними (отобразительные игры), а затем ролевые взаимоотношения людей (сюжетно-ролевые игры) и, наконец, их трудовые и общественные отношения (ролевые игры). В сюжетных играх широко используются игрушки сюжетно-образные (куклы, животные и др.) и технические (транспорт, строительные материалы и др.). Познавательные игры на первом году жизни детей направлены на самостоятельное обследование игрушек, узнавание их физических свойств, на реализацию возможности различным образом действовать с ними. По мере взросления детей познавательные игры должны занимать все большее место в игровой практике. Однако возможности этих игр, к которым относятся также различные конструктивные игры, игры, направленные на развитие сообразительности, на познание свойств природного материала и др., пока еще недостаточно изучены. Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-этического воспитания дошкольников. К группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры-драматизации, игры- развлечения. Подвижные игры, как уже отмечалось, способствуют совершенствованию основных движений, выработке нравственно-волевых качеств, косвенно влияют на умственное и эстетическое воспитание дошкольников. Они могут быть сюжетными и бессюжетными. Музыкальные игры, которые могут быть хоровыми, сюжетными и бессюжетными, часто сочетают в себе элементы дидактических и подвижных игр. Они существенно влияют не только на эстетическое воспитание детей, но и на их физическое и умственное развитие. Важное значение для эстетического воспитания детей имеют и театрализованные игры. Игры-развлечения, рекомендуемые в основном детям раннего и младшего дошкольного возраста, повышают эмоционально- положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности, питают ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями. Существенно, что игры-забавы создают благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком. Дидактические игры (игры с дидактическими игрушками аналогичным материалом, словесные, сюжетно-дидактические, настольно-печатные) педагоги используют в основном в целях умственного воспитания детей. Вместе с тем в этих играх ребята учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели и т.д. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.
2. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963.
3. «Игра дошкольника» / Под редакцией Абрамян Л.А. – М. « Просвещение», 1989г.
4. «Игра дошкольника» / Под редакцией Новоселовой С.А. – М. «Просвещение», 1989г.
5. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» / Под редакцией Васильевой М. А. – М. «Просвещение», 1986г.
6. Скляренко Т. «Игра является основным видом детской деятельности, в процессе которой происходит формирование личности ребенка» / Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/01/picture-779777-1635767704.jpg)
«Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка»
Подчеркивая роль игры в развитии дошкольника, С.Л. Рубинштейн писал: « Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/11/picture-1090730-1544530905.jpg)
Доклад на тему "Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью"
Игра в дошколном возрасте играет большую роль в развитии детей. Игра - ведущая деятельность, обеспечивающая зону ближайшего развития, оказывающая развивающие воздействие на складывание психологич...
Статья:Дидактические игры как средство всестороннего развития личности дошкольника.
Дидактическая игра является одним из основных средств всестороннего развития развития личности дошкольника. Разнообразие дидактических игр дает возможность педагогу воздействовать на развитие ли...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/09/picture-747985-1489041753.jpg)
«Дидактическая игра, как средство всестороннего воспитания личности ребенка»
для педагогов дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/27/picture-1338856-1624789630.jpg)
Сообщение по теме «Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка»
Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/07/picture-1336711-1623063103.jpg)
Дидактическая игра - как средство всестороннего воспитания личности ребенка с нарушениями в развитии
laquo;Дидактическая игра – средство всестороннего воспитания личности ребенка.Возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств.»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185636-1358856567.jpg)
«Дидактическая игра как средство всестороннего развития личности»
Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, средством всестороннего развития воспитания личности, дает возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступно...