К вопросу о проблемах речевого развития у дошкольников и дети с ОВЗ
презентация

Юлия Андреевна Кайзер

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).

Так вот, в нашем обществе есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).

Так вот, в нашем обществе есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?

Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигтельного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития,  а также речи.  

 В связи с этим, все большее распространение получает интегрированное и инклюзивное воспитание детей с отклонениями в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

К счастью, в Усть-Козлухинском  детском саду, на данный момент нет детей с ОВЗ, но с детьми, которые имеют  проблемами с речью, мы сталкиваемся постоянно. Зачастую это проблема звукопроизношения.

Мы - воспитатели понимаем, что необходимо разработать такую систему работы, которая позволила бы как компенсировать отставание дошкольников в речевом развитии, так и обеспечила бы наиболее благоприятные условия для общего развития детей. Поэтому мы работаем не только по стандартным схемам образовательной программы, но и вносим собственные коррективы в жизнь ребенка в детском саду уже по мере работы с детьми и выявления у них трудностей и проблем.

В нашем садике у воспитателей есть картотеки дидактических игр по речевому развитию, которые помогают не только разнообразить досуг ребенка, повышать качество речи, но и в нашей практике не так давно был опыт игры с родителями. Мы учили родителей играть, и при этом понять, как слышать детей. Мы предлагаем родителям играть с детьми дома, в те же самые игры из наших картотек. Вовлекаем их таким образом, в образовательную  жизнь ребенка.

Кроме прочего дидактические игры могут являться средством интеграции образовательных областей.  В частности,  наибольшую преемственность с занятиями по речевому развитию, в нашем детском саду, имеют занятия по музыке. Конечно, во многом это возможно из-за наличия грамотного музыкального педагога, который используя свой арсенал  методов, отрабатывает с детьми звукопроизношение, пропевает звуки с детьми, учит правильно брать дыхание и правильно говорить в плане звукоизвлекания, артикуляции.

 Также у нас в ДОУ появилась любовь к драматизациям, а это как вы знаете не только огромная работа в плане речевого развития, это и социализация, и работа над эстетической составляющей, и ритмика, и т.д. причем драматизация практикуется у нас в саду с 2х летнего возраста.

Отдельного внимания заслуживает кукольный театр, который также полюбился и нам воспитателям и деткам. Здесь также, ведется  работа над текстами, произношением, громкостью и грамотностью. Плюсом кукольного театра является то, что это первый шаг к сцене для талантливых, но стеснительных детей. Как правило, дети сначала играют за ширмой, а затем с большим энтузиазмом подходят к драматизации сказок перед родителями.

Малыши в силу своего возраста играют в различные пальчиковые игры, во время которых дети не только запоминают интересный текст, обыгрывают его, но и развивают моторику своих маленьких пальчиков.

Хорошей традицией для нас стало начинать день зарядки, артикуляционной зарядки. Сюда же мы включаем упражнения развивающие речевое дыхание и фонематический слух. Такие разминки очень нравятся детям.

Конечно, мы отдаем себе  отчет, о том, что  все эти упражнения не будут лишними при одном НО. Они подходят лишь здоровым детям, коррекционными их назвать никак нельзя. По этому, мы проводим беседы с родителями, которые носят профилактический и при необходимости  рекомендационный характер, особенно это касается молодых родителей.

Я могу привести собственный пример!

Но в большинстве случаев, сталкиваясь с детьми которые имеют проблемы с речью, мы убеждаем родителей  обратиться к специалисту. Как правило, после работы с логопедом, дети приходят в садик с хорошим прогрессом, который зачастую нужно подкреплять гимнастикой и упражнениями, в течении определенного промежутка времени, по рекомендациям специалиста. И уже тогда мы можем по конкретному сценарию логопеда индивидуально заниматься с ребенком в садике.

Также, в настоящее время нами изучается литература, статьи, в которых педагоги и логопеды делятся таким эффективным методом развития речи и мышления, как массаж и самомассаж. Это из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так  как не является обязательным в программе дошкольного образования. В связи с этим развернутых методических рекомендаций по проведению самомассажа с детьми очень мало. Впервые о таком нетрадиционном методе развития речи я услышала от коллег из г. Барнаула. Некоторые воспитатели  практикуют  такой массаж с детьми старшего возраста. Я же пока только изучаю этот вопрос и в свою практику такие техники не вводила. По этому, если кто-то уже компетентен в данном вопросе прошу поделиться опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская конференция по развитию речи детей. Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Родительская конференция по развитию речи детей.Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Консультация для родителей в вопросах и ответах "Современные проблемы в развитии речи дошкольника"

В доступной форме родители могут получить ответы на часто задаваемые вопросы. Вниманию родителей и специалистов таблица нормативного речевого развития дошкольника на период с 3 месяцев до 6 лет....

Педагогическая лекция для родителей по развитию речи дошкольников "Почему молчат наши дети, или проблемы речевого развития у детей"

В лекции рассматриваются этапы формирования речи у детей, причины нарушений речевого развития и рекомендации по их предупреждению  для родителей. Также представлен материал по влиянию соврем...

Тема «Детское речевое творчество как проблема речевого развития дошкольников»

Материал поможет  сформировать у воспитателей представление о системе работы по обучению дошкольников образной речи....

Цикл консультаций для родителей и воспитателей на тему "Проблемы речевого развития у дошкольников с ТНР"

Данный цикл консультаций предназначены для родителей и педагогов сталкивающихся с проблемами речевого развития детей с ТНР....

«Детское речевое творчество как проблема речевого развития дошкольников»

Предлагаемые технологии для детей дошкольного возраста направлены на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности....