Планирование занятий по интересам в рамках реализации ООП «Умники и умницы» с логическими блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми игровыми упражнениями, ситуация поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по сути своей логико-математической.
По мнению Ж. Пиаже, логико-математическое познание окружающего мира представлено включённостью ребёнка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов), классификация и сериация, количество. Ребёнок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части, целого.
Особо значимым для этого периода были признания развивающих игр и обучающих игр с использованием логических блоков 3. Дьенеша и цветных счётных палочек Х. Кюизенера основным дидактическим средством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_2018.docx | 198.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 35 «АЛЁНУШКА-1»
ГОРОДА ЕРШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Утверждено:____________ МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35 «Алёнушка-1» г. Ершова Саратовской области» Н.Н. Верескун Приказ № __ от «____» ________ 2018 г. |
Планирование занятий
по интересам в рамках реализации ООП
«Умники и умницы» с логическими блоками Дьенеша для детей старшего
дошкольного возраста
Принято на педагогическом совете МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35 «Алёнушка-1» г. Ершова Саратовской области» Протокол № 1 от 31.08.2018 г. |
Руководитель: Воспитатель логопедической группы Первой квалификационной категории Бикмакаева Олеся Фягимовна |
г. Ершов
2018 год
Пояснительная записка
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми игровыми упражнениями, ситуация поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по сути своей логико-математической.
По мнению Ж. Пиаже, логико-математическое познание окружающего мира представлено включённостью ребёнка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов), классификация и сериация, количество. Ребёнок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части, целого.
Особо значимым для этого периода были признания развивающих игр и обучающих игр с использованием логических блоков 3. Дьенеша и цветных счётных палочек Х. Кюизенера основным дидактическим средством.
Сущностные характеристики логика - математических игр: с детьми 5 - 7 лет
- направленность выполняемых в играх действий преимущественно на развитие простейших логических способов познания: сравнения, классификацию, сериацию;
- возможность моделировать в играх, доступных ребёнку 5 - 7 лет, логических и математических отношений (подобия, порядка, части и целого).
С позиций идей педагогики развития организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельно - практического и эмоционально - ценностного развития детей.
Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счёт, измерение, классификация, сериация и др.).
В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, что создаёт условия и для проявления активности и самореализации личности ребёнка в деятельности.
Свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребёнком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи.
Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребёнка.
В современных исследованиях подчёркивается особая значимость логико-математических представлений. Г. Гарднер обращает внимание на то, что именно в них обобщённо структурируются свойства связи и отношения предметов и явлении; на их основе в дальнейшем у ребёнка возникают научные понятия.
Непременным условием эффективности логико-математической деятельности является привлечение детей к анализу свойств и отношений, зависимостей и закономерностей через разнообразные действия и приёмы.
Планирование занятий по интересам в рамках реализации ООП «Умники и умницы» с логическими блоками Дьенеша разработано на основе пособия «Логико-математическое развитие дошкольников» / Автор-составитель З.А. Михайлова; Е.А. Носова – в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста.
В современной практике детского сада используются два вида этого дидактического материала. За каждым из них закрепилось свое название. Объемный логический материал называют логическими блоками, плоский - логическими фигурами.
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, которые различаются по цвету, форме, размеру, толщине. Каждый блок имеет 4 свойства (рис. 1):
- по цвету он может быть красным, желтым или синим;
- по форме – круглым, квадратным, прямоугольным или треугольным;
- по размеру – маленьким или большим;
- по толщине – толстым или тонким.
СТРУКТУРА НАБОРА.
«ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ»
Блоки различаются:
Технология направлена на развитие логического мышления дошкольников при помощи логических блоков Дьенеша, которое необходимо для формирования математических представлений.
Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления у детей в процессе обучения с самого раннего возраста. Использование блоков Дьенеша в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логических операций; строить высказывания с союзами «и», и «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Цели и задачи применения конкретной технологии.
Цели:
- Способствовать развитию логического мышления, интеллектуальных способностей, речи через игры с блоками Дьенеша.
Задачи:
- Познакомить детей с блоками Дьенеша.
- Учить детей подбирать блоки по 1 свойству:
- Отрицание свойства через его присутствие.
- Введение карточек-схем.
- Подбор блоков по 2-м, 3-м свойствам.
- Подбор блоков по 4-м свойствам.
- Расширять словарный запас.
- Научить дошкольников решать логические задачи на различение по свойствам.
- Научить выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их.
- Адекватно обозначать словом их отсутствие.
- Абстрагировать и удерживать в памяти 1,2,3 свойства.
- Обобщать объекты по 1,2,3 свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
- Обеспечить целенаправленное решение задач по развитию мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, необходимых для освоения математических знаний.
- Повысить интерес и активность детей на занятиях.
- Обогатить формы работы на занятиях по математике, вне занятий, в свободное от занятий время.
Условия применения технологии
1. Перспективное планирование.
2. Участие родителей в изготовлении пособий для игр с блоками Дьенеша.
3. Наличие дидактического материала.
4. Компетентность педагога
Теоретическое обоснование
Теоретический анализ проблемы и практический опыт дают мне основание утверждать, что игра является наиболее синтезивной формой дошкольного развития. Игры с блоками Дьенеша дают возможность совершать мыслительные операции, учат детей самостоятельно подводить к правильному решению. Ребенок идет по логической цепочке, учится делать умозаключения, выводы. Легче усваивается материал по развитию элементарных математических представлений.
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Образовательная область: Познавательное развитие.
Конструктивно — модельная деятельность.
1. Использует освоенные способы действий в других ситуациях: сюжетной игре, рисовании, конструировании (располагает объекты по порядку, объединяет одинаковые по цвету, форме, величине).
2. Стремиться к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции).
3. Обнаруживает стремление объяснить связь объектов, использует простое причинное рассуждение («Потому что ...).
4. Проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам.
5. Самостоятельно берётся делать что-то по графическим схемам (напр. лепить, конструировать), составлять карты, схемы, пиктограммы, «записывать » истории, наблюдения.
Список детей
№ п/п | Фамилия, имя ребенка |
1. | Дубаев Ярослав |
2. | Кудинов Артем |
3. | Мухамеджанов Марат |
4. | Никитенко Олег |
5. | Степанова Аня |
6. | Шурыгина Даша |
7. | Лужная Ирина |
8. | Полина Вика |
Формы подведения итогов реализации запланированных занятий по интересам: в виде презентации, видеофильма, выступления на родительском собрании, информация на персональном сайте, сайте детского сада.
Технологическое пошаговое описание процесса взаимодействия
№ шага | Тема | Методические приёмы |
1 шаг | Диагностика | Беседы, игры для выявлений имеющихся знаний. Разработка диагностики. |
2 шаг | Разработка перспективного плана. Создание условий через обогащение учебной зоны. Работа с родителями. | Сбор, изучение и накопление информации по блокам Дьенеша + собственные разработки игр с блоками Дьенеша. Консультация с родителями по изготовлению пособий дидактического материала по блокам Дьенеша. |
3 шаг | 1 этап. Выбор блоков по 1 свойству. Изучение всех четырёх свойств блоков Дьенеша. | Организация образовательной деятельности с дошкольниками через: - специальные занятия по математике; - совместную деятельность вне занятий; - в свободное от занятий время; - самостоятельную деятельность детей; - игры; Организацию работы с родителями: - проведение открытого занятия с родителями. |
2 этап. Отрицание свойства «не». | Использование карт - схем по отрицанию свойства: - на занятиях; - в свободное время; - в самостоятельной деятельности детей. Схематическая зарисовка (кодирование) блоков детьми. Организация работы с родителями: Изготовление карточек - схем «не». | |
3 этап. Подбор и разбитие блоков: - по 2-м свойствам | Игры с использованием пособий и карт-схем: - на занятиях по математике; - в совместной деятельности с детьми; - в самостоятельной деятельности в свободное от занятий время. Работа с родителями: Проведение открытого занятия для родителей. | |
4 шаг | 1 этап. Разработка авторских игр: - «Подбери платье» Создание условий (оснащение учебной зоны). | Авторские разработки игр. Консультации с родителями по изготовлению дидактического материала. |
2 этап. Подбор и разбиение «платьев» По 2-м; 3-м; 4-м свойствам. | Игры с использованием дидактического материала по авторским разработкам: - на занятиях; - в совместной деятельности с детьми вне занятий; - самостоятельной деятельности детей Работа с родителями: Проведение открытого занятия для родителей. | |
5 шаг | Оформление итогов. | Проведение итоговой диагностики. Выступление с опытом работы на педсовете, родительском собрании. |
6 шаг | Вывод. | Подведение итогов. |
Возраст детей: от 5 до 7 лет
Сроки реализации: 1 год. Занятия проводятся 1 раза в неделю, за год - 28 занятий. Длительность 25-30 минут.
- Занятия проходят 1 раз в неделю – четверг.
Способ диагностики результата:
- Педагогические наблюдения.
- Собеседование с детьми.
- Игры с блоками, картами-схемами.
- Анализ карт - шифровок.
- Отзывы родителей.
- Создать настрой на занятия по математике, вызвать интерес и желание заниматься.
- Содержательно насытить и интеллектуально обогатить работу по развитию логического мышления дошкольников.
Формы работы с родителями по теме:
«Развитие логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша»
Месяц | Форма работы | Тема |
Сентябрь | Ширма | «Развитие логического мышления логическими блоками Дьенеша». Актуальность темы на сегодняшний день. |
Октябрь | Поручения Игры с родителями | Карта – схемы «Помоги фигурам выбраться из леса». Карточки-домики «Построй дом 2 и 3. |
Ноябрь | День открытых дверей | Игры родителей с детьми по желанию детей на развитие логического мышления. |
Декабрь | Беседы, поручения | Карточки-схемы для игр: «Гостиница», «Найди ключ к замку», «Расшифруй код». |
Январь | Поручения | Силуэты платья по цвету, наличию кармана и его цвета, наличию воротника и его формы. |
Февраль | Открытое занятие, анкетирование, консультация | РЭМП + логические блоки Дьенеша. «Кодирование», декодирование. |
Март | Поручения, ширма | Фото - газета: «Давайте вместе поиграем!» Карточки - схемы для авторской игры «Ателье». |
Апрель | Досуг | Игры на развитие логического мышления у дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша. |
Май | Индивидуальные беседы | Результаты диагностирования. |
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Раздел | Дата № недели | Тема | Задачи | Методические приёмы |
Сентябрь | Знакомство с блоками Дьенеша. | 1 н. 2 н. 3 н. 4 н. | Логические фигуры (свойства) Найди все Фигуры. «Цепочка». «Домино». | Ускорение процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Решение логических задач на разбиение по свойствам. | - знакомство со свойствами блоков Дьенеша. - Назвать все фигуры по заданным свойствам. - Построить цепочку с Разными вариантами свойств. - Участвуют 4 ребёнка; фигуры делятся поровну; каждый ребёнок по очереди делает свои ход, при отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. |
Октябрь | Знакомство и использование знаков- символов и цифр. | 1 н. 2 н. 3 н. 4 н. | знаки — символы. «Лепим нелепицы». «Спасатели приходят на помощь». Диагностика (закрепление свойств и знаков - символов). | Использование знаков — символов способствует развитию у детей способности к моделированию свойств, их замещению, освоению операции кодирования и декодирования информации о свойствах блоков. Учить анализировать материал по строчкам или столбцам таблицы и выявлять ошибки. | Определять блоки по: 4 символам формы (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник); по: 2 символам размера (большой, маленький); по: 3 символам цвета (красный, синий, жёлтый); по: 2 символам толщины (толстый, тонкий); по: 11 знакам -символам с отрицанием этих свойств (если не красный - то синий или жёлтый и т.д. |
Ноябрь | Примеры упражнений на освоение знаков - символов. | 1 н. 2 н. 3 н. 4 н. | «Шерлок Холмс ищет преступника» «Кондитерская фабрика». «Раздел и фигуры». «Второй ряд». | Научить детей самостоятельно выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек. | Освоение способа декодирования с помощью карточек со знаками - символами. - Развивать умение группировать блоки по двум - трём свойствам. - разделить фигуры так, чтобы у «мишки» оказались все синие, а у «зайки» все квадратные. выстроить фигуры в один ряд, чтобы во втором ряду были под каждой фигурой другие, описать каждую . |
Декабрь | Освоение детьми средств и способов познания. | 1 н. 2 н. 3 н. 4 н. | «Волшебная дверь». «Я работаю волшебником». «По — моему хотению, по — моему велению». «Олимпийские игры». | Освоение детьми идеи видоизменения. Научить составлять описание свойств блока, пользуясь моделью. | - Детям надо пройти сквозь «волшебную» дверь и свойства их блоков изменяться. Описать, что изменилось? - изменяя каждый раз игровую мотивацию, получать разные по свойствам фигуры. - научить детей группировать объекты по определённым признакам, находить ошибки при группировке. |
Январь | «Читаем» схемы, следуем правилам. | 1 н. 2 н. 3 н. 4 н. | «Строители дорог». «Вырастим дерево». «Фантазёры». «Сократи слово». | Побуждать детей к самостоятельному составлению новых правил, игровых задач, проявлению активности и творчества. Учить работать по схемам с правилами. | - Построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе Фигур. Для этого дети изучают схемы, вводят правила игры, которые требуют ориентировки на два свойства блоков. - выращивать деревья с помощью логических блоков и палочек. - стимулировать творческие проявления, сначала дети работают по готовым правилам, потом составляют их сами. - с помощью правил и схем сократить слово. |
Февраль | Анализируем, сравниваем, находим закономерности | 1 н. 2 н. 3 н. 4 н. | «У кого в гостях Винни — Пух и пятачок?» «Угощение для медвежат». « Художники». «Магазин». | Учить детей использовать таблицы, которые требуют анализа, сравнения и обобщения рядов фигур по трём свойствам. Развивать умение сравнивать предметы по одному - четырём свойствам; понимание слов: «Разные», «Одинаковые»; подведение к пониманию отрицания свойств. Развивать умение анализировать форму предметов; сравнивать по их свойствам; развивать художественные способности (выбор цвета, фона, расположения композиции). Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства; развивать умения рассуждать, аргументировать свой выбор. | -Учить детей решать логический квадрат, находить недостающую фигуру и класть её в клетку, где нарисованы Винни — Пух и Пятачок. - в игре в одну лапу медведю даюглюбой блок, во вторую подбирают по правилам. - «написать картины» по эскизам; бумагу, фон, детали, блоки дети выбирают сами; на контур ставят тонкий блок, на окрашенную деталь - толстый. Устраивают выставки. Дети покупают три игрушки на «денежки» - 3 логические фигуры, у которых есть хотя бы одно свойство, два свойства. |
Март | Разработка авторских игр. | 1 н. 2 н. 3 н. 4 н. | «Подбери платье» (по цвету) Подбор и разбиение платьев по (2, 3, 4 свойствам). «Самоцветы». Подобрать по 1 - 4 свойствам). Расшифровать свойства самоцветов с помощью знаков - символов и решением примеров | Учить детей сравнивать предметы по одному - четырём свойствам; пониманию слов: разные, одинаковые; подвести к пониманию отрицания свойств; учить расшифровывать с помощью знаков-символов, решать примеры каждого задания | Обыграть игровые ситуации: В первом варианте находить платья по 1 - 4 свойствам; Во втором варианте учить детей, находить самоцветы по свойствам, которые нужно расшифровать с помощью знаков символов и решения примеров |
Апрель | Ориентируемся на знаки символы отрицания свойств и расшифровываем (декодируем свойства) | 1 н. 2 н. 3 н. 4 н. | «Помоги фигурам выбраться из леса» «Построй дом». «Где спрятался Джерри?». «Загадки без слов». | Продолжать учить детей работать со схемами, со знаками- символами, отрицанием свойств, декодированием | Для поддержания интереса к игре - воспитатель наделяет фигуры и блоки различными образами; дети находят блоки по схемам, знакам - символам; помогают блокам выбраться из чащи. - учить детей подбирать карточки по образцу (по свойствам) - учить детей анализировать, читать схему, кодировать и декодировать информацию. - воспитатель показывает карточки - загадки изображающие свойства блоков, дети отгадывают, достают нужный блок. Выигрывает тот, у кого больше блоков. |
Май | Развитие памяти, внимания, навыков самоконтроля | 1 н. 2 н. 3 н. 4 н. | «Выкладываем дорожки». «Знаменитый Ясновидец». «Составление – паспорта «Кошки - мышки». | Учить - анализировать, читать схему; уметь кодировать и декодировать информацию, учить ориентироваться на плоскости. Учить работать в коллективе. | Игра проводится между двумя командами: кто быстрее выложит дорожку из плиток. - ребёнок пряча блок, кодирует его в таблице. Воспитатель - отгадывает по признакам и символам. - ребёнок выбирает блок и описывает его с помощью знаков -символов, затем записывает в бланк - заказ. - дети выбирают жетоны, надевают их и встают в круг. Читают считалку, на последних словах кот надевает свой жетон, на нём информация для мышей - кого он будет ловить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Развитие элементарных математических представлений с помощью логических блоков Дьенеша у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Проект создавался на базе государственного дошкольного образовательного учрежденияТульской области «Новомосковский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Играем с логическими блоками Дьенеша" для детей 4 - 5 лет
Программа содержит систематизированный курс (от простого к сложному), направленный на развитие логико - математического мышления детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет)....
Перспективный план работы по использованию логических блоков Дьенеша в средней группе (возраст 4-5 лет).
Игры с логическими блоками Дьенеша, повторение игр, освоенных во второй младшей группе. Разбиение блоков по признакам - величине, цвету, форме. знания дети получают, не решая многочисленные задан...
Перспективный план работы по использованию логических блоков Дьенеша в старшей группе (возраст 5-6 лет).
Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают, умение выявлять и абстрагировать свойства. ...
Перспективный план работы по использованию логических блоков Дьенеша в младшей группе (возраст 3-4лет).
Познакомить с блоками Дьенеша, вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша....
Консультация для педагогов ДОУ тема «Логические блоки Дьенеша» (для детей младшего возраста)
Цель: оказание методической помощи педагогам в реализации работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша....
Перспективное планирование по использованию логических блоков Дьенеша в группе раннего возраста на 2023 - 2024 учебный год
Цель: формирование у детей раннего возраста, предпосылок элементарных математических представлений: цвет, форма, величина, размер предметов посредством развивающих игр (Блоки Дьенеша)....