Фототерапевтический проект «Чудный миг»
проект

Яшина Наталья Валериевна

 

 

 

Фототерапевтический проект «Чудный миг» построен на основе фототерапии. Почему именно фотография? Содержание фототерапии — это создание или восприятие различных фотографических образов, их обсуждение в сочетании с разнообразными видами творческой деятельности: изобразительным искусством, танцем, сочинением рассказов, стихотворений и проч.

Для ребенка дошкольного возраста естественно выражать свои чувства и мысли не словами, а посредством образов, поэтому фотография для него — одно из средств общения с миром. С ее помощью он может высказать свои потребности и переживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chudnyy_mig.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7                
                        «Журавушка» г. Ртищево Саратовской области

         
Фототерапевтический проект «Чудный миг»

Яшина Наталья Валериевна
педагог-психолог МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка»

Окружающую среду дети воспринимают визуально. Наглядные пособия им более понятны, чем устные инструкции. Данный проект построен на основе фототерапии. С его помощью можно заинтересовать воспитанников и решить коррекционные задачи. Дети увидят и определят свои эмоции на фотографиях, станут героями фотовыставок.

Фототерапия — одно из направлений арт-терапии, в котором для решения психологических проблем применяются фотографии. Фотография появилась в 1822 году и долгое время использовалась в различных областях человеческой деятельности — от архитектуры до криминалистики. В 1975 году канадский психолог, арт-терапевт и фотограф Джуди Вайзер стала использовать фотографию как самостоятельный инструмент терапии.

Фотография — средство самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, которое положительно влияет на психическое и физическое здоровье.

Функции фотографии

Фототерапевтический проект «Чудный миг» построен на основе фототерапии. Почему именно фотография? Содержание фототерапии — это создание или восприятие различных фотографических образов, их обсуждение в сочетании с разнообразными видами творческой деятельности: изобразительным искусством, танцем, сочинением рассказов, стихотворений и проч.

Для ребенка дошкольного возраста естественно выражать свои чувства и мысли не словами, а посредством образов, поэтому фотография для него — одно из средств общения с миром. С ее помощью он может высказать свои потребности и переживания.

Семь функций фотографии:

 фокусирующая; стимулирующая; организующая; объективирующая; отражающая;

смыслообразующая; защитная.

Доктор медицинских наук Алексей Копытин, один из немногих, кто в России разрабатывает и практикует метод фототерапии, на основе собственного опыта выделил следующие функции фотографии:

  • фокусирующая — фотография «оживляет» моменты, воспоминания и приводит к повторному переживанию событий — как положительных, так и отрицательных;
  • стимулирующая — во время создания или восприятия снимков активизируются разные сенсорные системы, прежде всего зрение;
  • организующая — фотосъемка невозможна без способности сделать выбор и встроить объект восприятия в систему личных значений, соотнести его со своим опытом и потребностями;
  • объективирующая — фотография делает видимыми переживания ребенка, его личностные проявления, которые отражаются в его внешнем облике или поступках. Ребенок может понять, в какой степени его поза, мимика, сверстники в кадре связаны с его чувствами, переживаниями и потребностями в своем изменении;
  • отражающая — фотография отражает динамику внешних и внутренних изменений. Эта функция проявляется тогда, когда в наличии большое количество снимков. С их помощью можно провести анализ определенных этапов жизни ребенка и увидеть, насколько различаются его внешность, поведение и окружающая среда в разных ситуациях и режимных моментах;
  • смыслообразующая — ребенку увидеть смысл поступков, переживаний — как своих собственных, так и сверстников, позволяет «остановить мгновения» и сфокусироваться на них. Кроме того, она обеспечивает необходимую для саморефлексии отстраненность, благодаря которой можно увидеть переживания и поступки в совершенно новом свете;
  • защитная — фотография обеспечивает своего рода дистанцию от травматичных и зачастую непонятных переживаний и помогает контролировать их.

Как говорил Анри Картье-Брессон, известный французский фотограф, основатель жанра «уличная фотография»: «Фотография — это средство понимания, неотделимое от прочих визуальных средств выражения. Это способ выкрикнуть, освободиться, а вовсе не доказательство и утверждение собственной оригинальности. Это способ жить».

                                               Этапы реализации проекта

Цели проекта — укрепить межличностные связи в диаде «родитель — ребенок» и расширить представления детей о самих себе. Проект реализуется с октября по май со всеми дошкольными группами, при этом варьируются темы — в зависимости от возраста и задач развития воспитанников.

                                               3 этапа проекта:

                                             1. Проектировочный.

                                             2. Основной.

                                             3. Заключительный

С помощью проекта можно развивайть у детей:

  • социально-коммуникативную компетентность — умения понимать эмоциональное состояние других людей и рассказывать о нем; получать необходимую информацию в общении; слушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.); уважительно относиться к окружающим людям;
  • визуальное мышление, творческую фантазию и эстетические представления детей об окружающем мире.

Проект предполагает три этапа:

1. Проектировочный:

  • подбор и анализ литературы по фототерапии;
  • разработка плана мероприятий;
  • подготовка материально-технической базы.

2. Основной — проведение запланированных мероприятий (выставки, фотосессии и проч.).

3. Заключительный:

  • анализ эффективности проекта;
  • заполнение родителями анкет.

                           Три направления деятельности в рамках проекта

1. Организация семейной фотовыставки. Семейные фотографии отражают жизнь детей за пределами детского сада. Они позволяют ребенку поделиться своим жизненным опытом, а также показывают многообразие проявлений детского поведения и эмоций в совместной со взрослыми деятельности.

Эта форма работы поможет нам и воспитателям ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их традиции, семейную историю, проникнуться атмосферой.

Темы фотовыставок:

  • «Мои мама и папа — первоклассники»;
  • «Зверье мое»;
  • «Мой лучший друг»;
  • «Самый счастливый день»;
  • «Наша семья»;
  • «Сегодня мы с мамой решили, что папа у нас самый лучший»;
  • «Сегодня мы с папой решили, что мама у нас самая красивая»;
  • «Счастливы, потому что вместе».

2. Работа с готовыми фотографиями. Данное направление предполагает создание фотоколлажей. Зачем это нужно?

Центральное психологическое новообразование дошкольного периода — воображение. Чтобы оно развивалось, необходимо предлагать ребенку разнообразную предметную деятельность. Он должен иметь возможность активно действовать, переиначивая, переворачивая, изменяя привычные и знакомые предметы, изображения, ситуации. Деятельность, в которой реализуется предметное воображение, должна быть самостоятельной — только в этом случае дошкольник имеет возможность воображать, а не следовать инструкции и воображению взрослого.

Предлагая ребенку создать фотоколлаж, мы  даем ему свободу действий: вырезать, приклеивать, дорисовывать. Можно использовать фотографии детей, фото из журналов и газет. Соединяя детали разных фотографий, ребенок придумывает свой «чудесный портрет» или воображает себя в будущем, отвечает себе на вопрос «Чего я хочу?». Такие детские работы — хороший диагностический материал.

Темы фотоколлажей: 

«Чудный портрет»;

 «Это я, когда вырасту»;

 «Мы и дорога»;

«Мама, папа, я — спортивная семья».

3. Создание фотографии. Одна из важных задач педагога-психолога — научить дошкольников распознавать и контролировать эмоции. Чтобы дети могли верно оценивать свое состояние и в нужный момент управлять им, они должны уметь понимать себя, ощущения своего тела и описывать их. Обучать этому надо систематически, сочетая различные способы. Один из них — фотосессии.

На занятии предлогаем детям любую эмоцию (грусть, страх, злость и т. д.). Обсуждаем ее, проигрываем, а затем сделаем портретные снимки в заданном эмоциональном состоянии. В этом случае дошкольники могут посмотреть друг на друга в процессе создания фотографии.

Фотосессии устраиваем в первой половине дня. После дневного сна можно повесить в раздевальной (она же приемная) распечатанные готовые фотографии. Другой вариант — снимки можно показать на экране компьютера.

Можно создать серию фотографий и запечатлеть детей в разных эмоциональных состояниях. Но такие фотосессии лучше проводить индивидуально с каждым ребенком.

Независимо от того, какую формы работы мы используем (групповую или индивидуальную), мы получаем результат — надежно закрепляем в памяти воспитанников разные эмоциональные состояния.

Темы фотосессий: 

«Я грущу»;

«Смешная рожица»;

«Что, страшно?»;

 «Это я и мой друг»;

 «Хорошее настроение».

Календарно-тематический план мероприятий в рамках проекта «Чудный миг»

Месяц

Мероприятие

Октябрь

Выставка семейных фотографий «Мои мама и папа — первоклассники»

Ноябрь

Фотоколлаж «Чудный портрет»

Декабрь

Фотосессия «Хорошее настроение»

Январь
Февраль

Фотоколлаж «Мама, папа, я — спортивная семья»

Выставка семейных фотографий «Сегодня мы с мамой решили, что папа у нас самый лучший» (к 23 Февраля)

Март

Фотосессия «Я грущу»

Выставка семейных фотографий «Сегодня мы с папой решили, что мама у нас самая красивая» (к 8 Марта)

Апрель

Фотосессия «Смешная рожица» (к 1 апреля)

Май

Анкетирование родителей. Коллективный фотоколлаж «Мы и наш детский сад»

По окончании проекта предлогаем родителям ответить на вопросы:

  • Понравился ли вам проект? А вашему ребенку?
  • Какие мероприятия в рамках проекта запомнились больше? Почему?
  • Узнали ли вы о своем ребенке что-то новое в ходе проекта? Что именно?
  • Что нового появилось в ваших отношениях с ребенком?
  • Были ли какие-то проблемы, трудности, когда вы готовились к мероприятиям проекта?
  • Какие темы для совместных фотопроектов вы хотели бы предложить на будущее?
  • В каких других мероприятиях вы хотели бы принять участие вместе с ребенком?

                                        Что такое визуальное мышление

  Специалистами доказано, что для человеческого мозга процессы «смотреть» и «видеть» разные: первый ближе к физиологии, второй связан с сознанием. Так, несколько людей могут смотреть на один и тот же предмет, но видеть его по-разному. Самым простым примером служит детский конструктор, из которого дети составляют фигуры-образы. Такая творческая способность видеть не только глазами, но и воображением получила соответствующее определение — визуальное мышление.

  Понятие «визуальное мышление» ввел американский психолог Рудольф Арнхейм. Суть его раскрывает один пример. Двух мальчиков спросили, сколько будет времени через полчаса, если сейчас на часах 3:40. Первый произвел математический расчет. К 40 минутам он прибавил 30. Зная, что в часе лишь 60 минут, 10 из получившихся 70 минут перешли в следующий час. В результате вышло 4:10. Второй мальчик представил круглый циферблат, где полчаса — это половина круга. Он мысленно перевел стрелку и получил тот же результат, что и его предшественник. Таким образом, первый мальчик решил задачу интеллектуально, используя цифры и математические знания, а второй — визуально. Важным моментом здесь является то, что в последнем случае были использованы не иллюстрации к мыслям, а активировано само мышление.

        Педагог- психолог

                                                                                                                Яшина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фототерапевтический проект "Чудный миг"

Фототерапия – одно из направлений арт-терапии, в котором для решения психологических проблем применяются фотографии. Фотография – средство самовыражения и самопознания, социализации и эмоц...

Проект:« Чудный-огород на подоконнике растет»

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в груп...

Познавательно- творческий проект "Чудный дар- русский самовар"

Познавательно- творческий проект "Чудный дар- русский самовар"...

Проект «Чудные предметы» (Использование нестандартного оборудования, как метод укрепления здоровья детей дошкольного возраста)

Цель проекта: обогащение оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного физкультурного  оборудования, способствующей повышению  двигательной активности детей и эфф...

Совместное фототерапевтическое занятие детей и родителей «Новогоднее настроение»

Совместное фототерапевтическое занятие детей и родителей «Новогоднее настроение»  Цель: активизация эмоциональных связей в кругу семьи.Образовательные задачи:- расширение представлени...