Фототерапевтический проект «Чудный миг»
проект
Фототерапевтический проект «Чудный миг» построен на основе фототерапии. Почему именно фотография? Содержание фототерапии — это создание или восприятие различных фотографических образов, их обсуждение в сочетании с разнообразными видами творческой деятельности: изобразительным искусством, танцем, сочинением рассказов, стихотворений и проч.
Для ребенка дошкольного возраста естественно выражать свои чувства и мысли не словами, а посредством образов, поэтому фотография для него — одно из средств общения с миром. С ее помощью он может высказать свои потребности и переживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudnyy_mig.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7
«Журавушка» г. Ртищево Саратовской области
Фототерапевтический проект «Чудный миг»
Яшина Наталья Валериевна
педагог-психолог МДОУ «Детский сад №7 «Журавушка»
Окружающую среду дети воспринимают визуально. Наглядные пособия им более понятны, чем устные инструкции. Данный проект построен на основе фототерапии. С его помощью можно заинтересовать воспитанников и решить коррекционные задачи. Дети увидят и определят свои эмоции на фотографиях, станут героями фотовыставок.
Фототерапия — одно из направлений арт-терапии, в котором для решения психологических проблем применяются фотографии. Фотография появилась в 1822 году и долгое время использовалась в различных областях человеческой деятельности — от архитектуры до криминалистики. В 1975 году канадский психолог, арт-терапевт и фотограф Джуди Вайзер стала использовать фотографию как самостоятельный инструмент терапии.
Фотография — средство самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, которое положительно влияет на психическое и физическое здоровье.
Функции фотографии
Фототерапевтический проект «Чудный миг» построен на основе фототерапии. Почему именно фотография? Содержание фототерапии — это создание или восприятие различных фотографических образов, их обсуждение в сочетании с разнообразными видами творческой деятельности: изобразительным искусством, танцем, сочинением рассказов, стихотворений и проч.
Для ребенка дошкольного возраста естественно выражать свои чувства и мысли не словами, а посредством образов, поэтому фотография для него — одно из средств общения с миром. С ее помощью он может высказать свои потребности и переживания.
Семь функций фотографии:
фокусирующая; стимулирующая; организующая; объективирующая; отражающая;
смыслообразующая; защитная.
Доктор медицинских наук Алексей Копытин, один из немногих, кто в России разрабатывает и практикует метод фототерапии, на основе собственного опыта выделил следующие функции фотографии:
- фокусирующая — фотография «оживляет» моменты, воспоминания и приводит к повторному переживанию событий — как положительных, так и отрицательных;
- стимулирующая — во время создания или восприятия снимков активизируются разные сенсорные системы, прежде всего зрение;
- организующая — фотосъемка невозможна без способности сделать выбор и встроить объект восприятия в систему личных значений, соотнести его со своим опытом и потребностями;
- объективирующая — фотография делает видимыми переживания ребенка, его личностные проявления, которые отражаются в его внешнем облике или поступках. Ребенок может понять, в какой степени его поза, мимика, сверстники в кадре связаны с его чувствами, переживаниями и потребностями в своем изменении;
- отражающая — фотография отражает динамику внешних и внутренних изменений. Эта функция проявляется тогда, когда в наличии большое количество снимков. С их помощью можно провести анализ определенных этапов жизни ребенка и увидеть, насколько различаются его внешность, поведение и окружающая среда в разных ситуациях и режимных моментах;
- смыслообразующая — ребенку увидеть смысл поступков, переживаний — как своих собственных, так и сверстников, позволяет «остановить мгновения» и сфокусироваться на них. Кроме того, она обеспечивает необходимую для саморефлексии отстраненность, благодаря которой можно увидеть переживания и поступки в совершенно новом свете;
- защитная — фотография обеспечивает своего рода дистанцию от травматичных и зачастую непонятных переживаний и помогает контролировать их.
Как говорил Анри Картье-Брессон, известный французский фотограф, основатель жанра «уличная фотография»: «Фотография — это средство понимания, неотделимое от прочих визуальных средств выражения. Это способ выкрикнуть, освободиться, а вовсе не доказательство и утверждение собственной оригинальности. Это способ жить».
Этапы реализации проекта
Цели проекта — укрепить межличностные связи в диаде «родитель — ребенок» и расширить представления детей о самих себе. Проект реализуется с октября по май со всеми дошкольными группами, при этом варьируются темы — в зависимости от возраста и задач развития воспитанников.
3 этапа проекта:
1. Проектировочный.
2. Основной.
3. Заключительный
С помощью проекта можно развивайть у детей:
- социально-коммуникативную компетентность — умения понимать эмоциональное состояние других людей и рассказывать о нем; получать необходимую информацию в общении; слушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.); уважительно относиться к окружающим людям;
- визуальное мышление, творческую фантазию и эстетические представления детей об окружающем мире.
Проект предполагает три этапа:
1. Проектировочный:
- подбор и анализ литературы по фототерапии;
- разработка плана мероприятий;
- подготовка материально-технической базы.
2. Основной — проведение запланированных мероприятий (выставки, фотосессии и проч.).
3. Заключительный:
- анализ эффективности проекта;
- заполнение родителями анкет.
Три направления деятельности в рамках проекта
1. Организация семейной фотовыставки. Семейные фотографии отражают жизнь детей за пределами детского сада. Они позволяют ребенку поделиться своим жизненным опытом, а также показывают многообразие проявлений детского поведения и эмоций в совместной со взрослыми деятельности.
Эта форма работы поможет нам и воспитателям ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их традиции, семейную историю, проникнуться атмосферой.
Темы фотовыставок:
- «Мои мама и папа — первоклассники»;
- «Зверье мое»;
- «Мой лучший друг»;
- «Самый счастливый день»;
- «Наша семья»;
- «Сегодня мы с мамой решили, что папа у нас самый лучший»;
- «Сегодня мы с папой решили, что мама у нас самая красивая»;
- «Счастливы, потому что вместе».
2. Работа с готовыми фотографиями. Данное направление предполагает создание фотоколлажей. Зачем это нужно?
Центральное психологическое новообразование дошкольного периода — воображение. Чтобы оно развивалось, необходимо предлагать ребенку разнообразную предметную деятельность. Он должен иметь возможность активно действовать, переиначивая, переворачивая, изменяя привычные и знакомые предметы, изображения, ситуации. Деятельность, в которой реализуется предметное воображение, должна быть самостоятельной — только в этом случае дошкольник имеет возможность воображать, а не следовать инструкции и воображению взрослого.
Предлагая ребенку создать фотоколлаж, мы даем ему свободу действий: вырезать, приклеивать, дорисовывать. Можно использовать фотографии детей, фото из журналов и газет. Соединяя детали разных фотографий, ребенок придумывает свой «чудесный портрет» или воображает себя в будущем, отвечает себе на вопрос «Чего я хочу?». Такие детские работы — хороший диагностический материал.
Темы фотоколлажей:
«Чудный портрет»;
«Это я, когда вырасту»;
«Мы и дорога»;
«Мама, папа, я — спортивная семья».
3. Создание фотографии. Одна из важных задач педагога-психолога — научить дошкольников распознавать и контролировать эмоции. Чтобы дети могли верно оценивать свое состояние и в нужный момент управлять им, они должны уметь понимать себя, ощущения своего тела и описывать их. Обучать этому надо систематически, сочетая различные способы. Один из них — фотосессии.
На занятии предлогаем детям любую эмоцию (грусть, страх, злость и т. д.). Обсуждаем ее, проигрываем, а затем сделаем портретные снимки в заданном эмоциональном состоянии. В этом случае дошкольники могут посмотреть друг на друга в процессе создания фотографии.
Фотосессии устраиваем в первой половине дня. После дневного сна можно повесить в раздевальной (она же приемная) распечатанные готовые фотографии. Другой вариант — снимки можно показать на экране компьютера.
Можно создать серию фотографий и запечатлеть детей в разных эмоциональных состояниях. Но такие фотосессии лучше проводить индивидуально с каждым ребенком.
Независимо от того, какую формы работы мы используем (групповую или индивидуальную), мы получаем результат — надежно закрепляем в памяти воспитанников разные эмоциональные состояния.
Темы фотосессий:
«Я грущу»;
«Смешная рожица»;
«Что, страшно?»;
«Это я и мой друг»;
«Хорошее настроение».
Календарно-тематический план мероприятий в рамках проекта «Чудный миг»
Месяц | Мероприятие |
Октябрь | Выставка семейных фотографий «Мои мама и папа — первоклассники» |
Ноябрь | Фотоколлаж «Чудный портрет» |
Декабрь | Фотосессия «Хорошее настроение» |
Январь | Фотоколлаж «Мама, папа, я — спортивная семья» |
Выставка семейных фотографий «Сегодня мы с мамой решили, что папа у нас самый лучший» (к 23 Февраля) | |
Март | Фотосессия «Я грущу» |
Выставка семейных фотографий «Сегодня мы с папой решили, что мама у нас самая красивая» (к 8 Марта) | |
Апрель | Фотосессия «Смешная рожица» (к 1 апреля) |
Май | Анкетирование родителей. Коллективный фотоколлаж «Мы и наш детский сад» |
По окончании проекта предлогаем родителям ответить на вопросы:
- Понравился ли вам проект? А вашему ребенку?
- Какие мероприятия в рамках проекта запомнились больше? Почему?
- Узнали ли вы о своем ребенке что-то новое в ходе проекта? Что именно?
- Что нового появилось в ваших отношениях с ребенком?
- Были ли какие-то проблемы, трудности, когда вы готовились к мероприятиям проекта?
- Какие темы для совместных фотопроектов вы хотели бы предложить на будущее?
- В каких других мероприятиях вы хотели бы принять участие вместе с ребенком?
Что такое визуальное мышление
Специалистами доказано, что для человеческого мозга процессы «смотреть» и «видеть» разные: первый ближе к физиологии, второй связан с сознанием. Так, несколько людей могут смотреть на один и тот же предмет, но видеть его по-разному. Самым простым примером служит детский конструктор, из которого дети составляют фигуры-образы. Такая творческая способность видеть не только глазами, но и воображением получила соответствующее определение — визуальное мышление.
Понятие «визуальное мышление» ввел американский психолог Рудольф Арнхейм. Суть его раскрывает один пример. Двух мальчиков спросили, сколько будет времени через полчаса, если сейчас на часах 3:40. Первый произвел математический расчет. К 40 минутам он прибавил 30. Зная, что в часе лишь 60 минут, 10 из получившихся 70 минут перешли в следующий час. В результате вышло 4:10. Второй мальчик представил круглый циферблат, где полчаса — это половина круга. Он мысленно перевел стрелку и получил тот же результат, что и его предшественник. Таким образом, первый мальчик решил задачу интеллектуально, используя цифры и математические знания, а второй — визуально. Важным моментом здесь является то, что в последнем случае были использованы не иллюстрации к мыслям, а активировано само мышление.
Педагог- психолог
Яшина Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Чудная пора"
прект...
Фототерапевтический проект "Чудный миг"
Фототерапия – одно из направлений арт-терапии, в котором для решения психологических проблем применяются фотографии. Фотография – средство самовыражения и самопознания, социализации и эмоц...
Проект:« Чудный-огород на подоконнике растет»
Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в груп...
Познавательно- творческий проект "Чудный дар- русский самовар"
Познавательно- творческий проект "Чудный дар- русский самовар"...
Проект «Чудные предметы» (Использование нестандартного оборудования, как метод укрепления здоровья детей дошкольного возраста)
Цель проекта: обогащение оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного физкультурного оборудования, способствующей повышению двигательной активности детей и эфф...
Совместное фототерапевтическое занятие детей и родителей «Новогоднее настроение»
Совместное фототерапевтическое занятие детей и родителей «Новогоднее настроение» Цель: активизация эмоциональных связей в кругу семьи.Образовательные задачи:- расширение представлени...
Фототерапевтический проект «Чудный миг» план 22.04.2023
план фотопроекта...