Формирование основ безопасности у дошкольников
статья (старшая группа)
Дошкольный возраст - это важнейший период в жизни ребенка, когда формируется его личность, закладываются основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни. Ребенок в силу своего малого опыта не может самостоятельно определить всю меру предполагаемой опасности, поэтому задачей каждого взрослого является защита ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_bezopasnosti_u_doshkolnikov.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасности у дошкольников
Дошкольный возраст - это важнейший период в жизни ребенка, когда формируется его личность, закладываются основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни. Ребенок в силу своего малого опыта не может самостоятельно определить всю меру предполагаемой опасности, поэтому задачей каждого взрослого является защита ребенка. Это значит, что детям нужно доступно разъяснять и помогать избегать травмоопасных ситуаций и повреждений, потому как невозможно все время удерживать ребенка возле себя или водить его все время за руку. Необходимо знакомить их с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае возникновения опасности, формировать представления о способах безопасного поведения в быту, воспитывать и развивать основы экологической культуры, прививать любовь к родной природе, учить обращаться с животными, а также воспитывать ответственное отношение к себе как участнику дорожного движения и объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения с ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей, а это своего рода социализация ребенка, а также учитывать следующие основные принципы:
- последовательности и системности в подаче материала ребенку (новое должно основываться на предыдущем материале)
- доступности, когда усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей ребенка
- вкюченность в активную деятельность (игровую, познавательную или поисковую)
- наглядность (необходима для восприятия ребенком правил безопасного поведения, в частности на иллюстративном материале)
- психологический комфорт ребенка, когда отсутствует некий стрессорный фактор.
Эти принципы помогут в реализации задач по формированию представлений о правилах безопасности жизнедеятельности у дошкольников. К.Д. Ушинский писал, что образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей.
Опасность - это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека, говорит в своих исследованиях Т.П.Гарнышева.
Интернет-источник «Википедия» характеризует слово Опасность, как вероятность, возможность того, что может произойти какое-то нежелательное событие, либо Опасность - это начавшееся или возможное неблагоприятное воздействие на человека и его окружающую среду вредных факторов различного происхождения: вероятность возникновения неблагоприятных событий, угрожающих жизни, здоровью, имуществу человека, его правам и интересам.
Опасность - это ключевое из понятий безопасности жизнедеятельности, она носит одновременно скрытый или открытый характер.
Дошкольный возраст, как период детства характеризуется повышенной двигательной активностью ребенка, а как следствие и нарастанием его физических возможностей, которые, сочетаясь с его повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, могут приводить к возникновению травм или опасных для жизни ситуаций. Нанести вред жизни и здоровью детей, могут различные предметы домашнего обихода, такие как: бытовая техника, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, бытовая химия, продукты питания, дикие и домашние животные, различные транспортные средства, некоторые растения и насекомые, низкая температура воздуха, солнечные лучи, погружение в воду, люди и многое другое. Условно можно разделить эти источники опасности на: 1.Природные, 2.Техногенные, 3. Социальные. (Е.Я.Гаткин, Е.В.Нисковская, В.Г.Пономарев). В литературных источниках часто встречается классификация деления опасностей по возможности ее возникновения, т.е. которая связана с местом пребывания человека: 1.Опасности бытового характера. 2. Опасности возникающие на природе. 3. Опасности связанные улицей или дорогой. 4. Опасности которые связаны с возможными контактами с незнакомыми людьми (дома и на улице). Проанализировав эту классификацию, можно отметить, что где бы ни находился и чем бы не занимался человек, всегда вокруг него существует вероятность скрытой угрозы, но это не должно означать, что несчастный случай непременно произойдет, и в тоже время если существует вероятность ее проявления и существуют определенные условия, то можно говорить об опасности как потенциальной.
Вопросами формирования безопасности жизнедеятельности детей занимались отечественные психологи В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. которые освещают многообразие идей и подходов к проблемам безопасности детей. В своем исследовании В.А.Деркунская пишет о том, что «Отношение ребенка определенного возраста характеризуется тем, что он проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. С удовольствием выполняет простейшие умения, доброжелательно вступает со сверстниками и взрослыми в общение, положительно настроен на выполнение элементарных трудовых процессов, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату. (В.А.Деркунская Диагностика культуры здоровья дошкольников) Первые шаги по формированию у дошкольников представлений о правилах безопасности начинает осуществляться осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях. В 1995 г. была разработана программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста", в соответствии с которой детям старших групп в доступной форме доносятся знания по вопросам безопасного поведения в быту, на дороге при общении с незнакомыми людьми и другие элементарные понятия безопасного поведения. В дошкольном возрасте знания детьми усваиваются определенным образом, т.е в исследованиях П.Я.Гальперина, Н.Ф..Талызиной и других описаны компоненты, которые при поэтапном их выполнении обеспечат усвоение умственных действий, на основе которых и происходит формирование представлений у ребенка, а в дальнейшем на их основе формируются знания и умения. Следовательно необходимо начинать осуществлять процесс формирования представлений безопасного поведения у дошкольников постепенно и поэтапно: на первом этапе важно вызвать заинтересованность детей, уточнить и систематизировать имеющиеся у них знания о правилах безопасности, на втором этапе необходимо уже вводить знакомые детям правила в их повседневную жизнь, а также показывать их проявления в разных жизненных ситуациях, затем начинать упражнять воспитанников в умении применять эти правила, на третьем же этапе на основе полученных и усвоенных знаний и умений у детей возможно уже осознанное овладение реальными практическими действиями. Важным является то, что никак нельзя упустить шанс, который дает возможность формировать у ребенка оберегающее и ответственное отношения к самому себе и окружающему миру в рамках безопасности. На первый взгляд вроде бы ничего сложного, просто надо познакомить ребенка с правилами безопасного поведения, но на самом же деле осуществить все это очень трудно, потому как, многие из знакомых и незнакомых мне родителей . ежедневно на глазах своих детей нарушают эти самые правила и не задумываются над тем, какой пример для подражания они подают своим детям. Также не задумываются они и о том, что ставят перед детьми неразрешимую задачу: как же все таки действовать правильно, как говорят им взрослые или как поступают взрослые, а затем можно ли верить этим взрослым? Когда случается неприятная ситуация с ребенком, то виноватыми оказываются окружающие его взрослые, но в первую очередь это родители, которые своим примером должны были научить, воспитать и уберечь своего ребенка от возможных неприятностей. Ребёнок же в свою очередь должен четко знать, как надо вести себя в той или иной ситуации, как необходимо действовать. На сегодняшний день ситуация такова, что никто не может гарантировать безопасность ребенку. Вопросы воспитания, расширения представлений в вопросах безопасности, а также приобретения опыта и привития дошкольникам навыков безопасности отражены в трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др.
Поэтому безопасность на сегодняшний день является актуальной проблемой современности.
Есть некая формула безопасности, которая изложена для детей стихотворной форме:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности - все избежать,
А где надо - на помощь позвать.
БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод в формировании основ безопасного поведения дошкольников
Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях....
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, как часть многоаспектного явления социального развития, методом моделирования
Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является средством и результатом социализации. Социальное развитие – многоаспектно...
формирование основ безопасности у дошкольников в познавательно-речевой деятельности на основе интеграции образовательных областей ФГТ
Ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обе...
Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность"
ull; дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подго...
Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3-5 лет «Моя безопасность»
Дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с разли...
Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 4-7 лет « Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников с помощью игровой деятельности» 2019-2023
рабочая программа по самообразованию...
Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников МБДОУ "Детский сад №28 «Надежда" «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников МБДОУ "Детский сад №28 «Надежда" «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»...