Формирование основ безопасности у дошкольников
статья (старшая группа)

Казакова Анна Сергеевна

Дошкольный возраст -  это важнейший период в жизни ребенка, когда формируется  его личность,  закладываются основы опыта жизнедеятельности и  здорового образа жизни. Ребенок в силу своего малого опыта не может самостоятельно определить всю меру предполагаемой  опасности, поэтому  задачей  каждого взрослого является  защита ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_osnov_bezopasnosti_u_doshkolnikov.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности у дошкольников

Дошкольный возраст -  это важнейший период в жизни ребенка, когда формируется  его личность,  закладываются основы опыта жизнедеятельности и  здорового образа жизни. Ребенок в силу своего малого опыта не может самостоятельно определить всю меру предполагаемой  опасности, поэтому  задачей  каждого взрослого является  защита ребенка. Это значит, что детям нужно доступно  разъяснять и помогать избегать травмоопасных ситуаций и повреждений, потому как невозможно все время удерживать ребенка  возле себя или водить его все время за руку. Необходимо знакомить их с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае возникновения  опасности, формировать представления о способах безопасного поведения в быту, воспитывать и развивать основы экологической культуры, прививать любовь к родной природе,  учить обращаться с животными, а также воспитывать ответственное отношение к себе как участнику дорожного движения и объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения с ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей, а это своего рода социализация ребенка, а также учитывать следующие основные принципы:

- последовательности и системности в подаче материала ребенку (новое должно основываться на  предыдущем материале)

- доступности, когда усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей ребенка

-  вкюченность  в активную деятельность (игровую, познавательную или поисковую)

- наглядность (необходима для  восприятия ребенком правил безопасного поведения, в частности на   иллюстративном  материале)

- психологический комфорт ребенка, когда  отсутствует  некий стрессорный  фактор.

Эти  принципы помогут в  реализации задач по формированию представлений о правилах безопасности жизнедеятельности  у дошкольников.  К.Д. Ушинский писал, что образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей.

Опасность -  это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью  человека, говорит в своих исследованиях   Т.П.Гарнышева.

Интернет-источник «Википедия» характеризует слово  Опасность, как вероятность, возможность того, что может произойти какое-то нежелательное событие,  либо Опасность - это начавшееся или возможное неблагоприятное воздействие на человека и его окружающую среду вредных факторов различного происхождения: вероятность возникновения неблагоприятных событий, угрожающих жизни, здоровью, имуществу человека, его правам и интересам.

Опасность -   это ключевое из   понятий безопасности жизнедеятельности, она носит   одновременно скрытый  или открытый характер.

Дошкольный возраст, как период  детства характеризуется  повышенной  двигательной активностью  ребенка, а  как следствие и  нарастанием  его физических возможностей, которые, сочетаясь  с  его повышенной  любознательностью и  стремлением к самостоятельности, могут приводить  к возникновению травм или опасных для жизни  ситуаций. Нанести вред жизни и здоровью детей, могут   различные  предметы домашнего обихода, такие как:  бытовая техника, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, бытовая химия, продукты питания, дикие и домашние животные, различные транспортные средства, некоторые растения и насекомые, низкая температура воздуха, солнечные лучи, погружение в воду, люди  и многое другое. Условно  можно разделить  эти источники опасности на: 1.Природные, 2.Техногенные, 3. Социальные. (Е.Я.Гаткин, Е.В.Нисковская, В.Г.Пономарев). В литературных источниках  часто встречается классификация деления опасностей по возможности ее возникновения, т.е.  которая связана с местом пребывания человека: 1.Опасности бытового характера. 2. Опасности возникающие на природе. 3. Опасности связанные улицей или дорогой. 4. Опасности которые связаны с  возможными контактами с незнакомыми людьми (дома и на улице). Проанализировав  эту классификацию, можно отметить, что где бы ни находился и чем бы не занимался человек, всегда вокруг него существует  вероятность скрытой угрозы, но  это не  должно означать, что   несчастный случай  непременно произойдет, и в тоже время если существует вероятность ее проявления и существуют определенные условия, то можно говорить об опасности  как потенциальной.

Вопросами  формирования безопасности жизнедеятельности детей  занимались   отечественные психологи   В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. которые  освещают  многообразие идей и подходов к проблемам  безопасности детей. В своем исследовании  В.А.Деркунская  пишет о том, что «Отношение ребенка   определенного возраста характеризуется тем, что он проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. С удовольствием выполняет простейшие умения, доброжелательно вступает со сверстниками и взрослыми в общение, положительно настроен на выполнение элементарных трудовых процессов, радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату. (В.А.Деркунская Диагностика культуры здоровья дошкольников) Первые шаги по формированию  у дошкольников представлений о правилах безопасности  начинает осуществляться осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях. В 1995 г. была разработана программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста", в соответствии с которой детям старших групп в доступной  форме доносятся  знания по вопросам безопасного поведения в быту, на дороге при общении  с незнакомыми людьми  и другие элементарные понятия безопасного поведения. В дошкольном возрасте знания детьми усваиваются определенным образом, т.е  в исследованиях П.Я.Гальперина, Н.Ф..Талызиной и других описаны компоненты, которые при поэтапном их выполнении обеспечат усвоение умственных действий, на основе которых и происходит формирование представлений у ребенка, а в дальнейшем на их основе формируются знания и умения. Следовательно  необходимо начинать осуществлять процесс формирования представлений безопасного поведения у дошкольников постепенно и  поэтапно: на первом этапе важно вызвать  заинтересованность детей, уточнить и систематизировать имеющиеся у них знания о правилах  безопасности, на втором этапе необходимо уже вводить знакомые детям правила в их повседневную жизнь, а также показывать  их проявления в разных жизненных ситуациях, затем начинать упражнять воспитанников в умении применять эти правила, на третьем же  этапе на основе полученных  и усвоенных знаний и умений у детей возможно уже осознанное овладение реальными практическими действиями. Важным является то, что никак нельзя   упустить  шанс, который  дает  возможность формировать  у ребенка оберегающее  и ответственное  отношения к самому себе и окружающему миру в рамках  безопасности.  На первый взгляд вроде бы  ничего сложного, просто  надо познакомить ребенка с  правилами  безопасного поведения, но на самом же  деле  осуществить все это очень  трудно, потому как,  многие из  знакомых и незнакомых мне родителей . ежедневно на глазах своих детей нарушают эти самые правила и не задумываются над тем, какой пример для подражания они подают своим  детям. Также не задумываются они и о том,  что ставят перед детьми неразрешимую задачу: как же все таки действовать правильно, как говорят  им взрослые или как поступают взрослые, а затем можно ли верить этим взрослым? Когда случается неприятная   ситуация с ребенком, то виноватыми оказываются  окружающие его взрослые, но в первую очередь  это родители, которые  своим примером должны были  научить, воспитать  и уберечь своего ребенка от возможных неприятностей. Ребёнок  же в свою очередь должен четко знать,  как надо вести себя  в той или иной ситуации, как необходимо действовать. На сегодняшний день ситуация такова, что никто не может  гарантировать безопасность ребенку.  Вопросы  воспитания, расширения представлений в вопросах безопасности, а также приобретения опыта  и привития дошкольникам навыков  безопасности  отражены в трудах Н.Н.Авдеевой,  Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др.

 Поэтому  безопасность  на сегодняшний день  является актуальной  проблемой современности.

Есть некая формула безопасности, которая изложена для детей  стихотворной форме:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности - все избежать,

А где надо - на помощь позвать.

БЕРЕГИТЕ  СВОИХ  ДЕТЕЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в формировании основ безопасного поведения дошкольников

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях....

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, как часть многоаспектного явления социального развития, методом моделирования

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является  средством и  результатом  социализации. Социальное развитие – многоаспектно...

формирование основ безопасности у дошкольников в познавательно-речевой деятельности на основе интеграции образовательных областей ФГТ

Ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обе...

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность"

ull; дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подго...

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3-5 лет «Моя безопасность»

Дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с разли...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников МБДОУ "Детский сад №28 «Надежда" «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников МБДОУ "Детский сад №28 «Надежда" «СТРАНА БЕЗОПАСНОСТИ»...