Содержание развивающей предметно-пространственной среды группы
статья (подготовительная группа)

Юлия Евгеньевна Устинова

Создавая развивающую среду для воспитанников, прежде всего, уделяем внимание ее развивающему характеру. Предметный мир обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_razvivayushchaya_sreda_v_gruppe_gruppa_5.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание  развивающей предметно-пространственной среды группы

Развивающая предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности уединения.

Создавая развивающую среду для воспитанников, прежде всего, уделяем внимание ее развивающему характеру. Предметный мир обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

Созданная в групповом помещении, на игровой площадке, предметно- развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Создавая развивающую среду группы, соблюдаем основные принципы:

• принцип целесообразности, рациональности и насыщенности;

• принцип доступности и открытости;

• принцип трансформирования;

• принцип соответствия развивающей среды возрасту детей;

• принцип вариативности;

• принцип полифункциональности.

Организацию развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС строим  таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Обогащая среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно- развивающую среду организовываем так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Оборудования размещаем по секторам (центрам развития, что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Содержание предметно- развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей, выполняет определённые функции, характерные для данного возраста.

Групповая комната представляет собой помещение прямоугольной формы, совмещённая со спальней, по периметру которого располагается мебель, складные кровати, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи. Часть игровых уголков находится   на стеллажах, часть на полках, некоторые уголки размещены на кроватях. Мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

«Патриотический уголок» информация о родной стране, городе в котором живем,

 В центре «Королевство правильной речи» подобраны

•  предметные картинки для уточнения звукоподражания;

•  пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (дыхательные игры )

• комплекты предметных картинок для уточнения произношения звуков

• игры для формирования грамматического строя речи

• детские книги по программе и любимые книги детей.

• книжки-малышки с произведениями фольклора малых форм

• диски и аудиозаписи с записью литературных произведений по программе, магнитофон

• книжки-раскраски по изучаемым темам. Книжки-самоделки

В центре «Занимательная математика»

- дидактические игры на развитие логического мышления (кубики Никитина, палочки кюизенера, блоки дьенеша, математические планшеты)

- обучающая литература

-карточки «повтори узор», методические пособия, для развития  моторики

- тетради для занятий, соответствующие возрасту

- раздаточный материал (карандаши, линейки, цифры, фигуры зайчики, елочки и т.д.)

- часы для изучения времени

- карточки-домики «состав числа»

- математические раскраски

 "Центр экспериментирования" В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, тарелки);

Природный материал (камешки, песок, семена и т. п.);

Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки);

В мини - лаборатории находятся всевозможные коллекции:

• Коллекции семян.

• Гербарий.

• Коллекция шерсти;

• Коллекция мхов;

• Коллекция ракушек;

• Коллекция камней.

Для знакомства детей с почвой имеются образцы глины, песка, чернозёма, камней. Также в группе создан уголок природы. Здесь комнатные растения соответственно возраста детей, размещены так, чтобы воспитателям и детям было удобно за ними ухаживать. Имеется всё необходимое оборудование: лейки, палочки для рыхления, ведерки, совочки. В уголке расположен календарь природы, меняющейся по временам года, части суток, плакаты :птицы (перелетные и зимующие). В феврале начинали проект огород на подоконнике,  сеяли семена, выращивали рассаду, которую в  дальнейшем высаживаем в открытый грунт.

В группе имеются атрибуты для организации следующих сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Транспорт», «Детский сад», «Водители», «Строители», «Связисты»

Центр ИЗО-деятельности – оснащён необходимым материалом для развития творческих способностей детей: гуашь, мелки, цветные карандаши, раскраски, бумага для рисования, цветная бумага, картон и т. д., находится в доступном и удобном месте, в непосредственной близости с окном.

В центре для художественного творчества дети могут пользоваться восковыми и акварельными мелками, цветным мелом, гуашевыми красками, фломастерами, цветными карандашами, пластилином.

Центр театрально-игровой деятельности оснащён – ширмой для разного вида кукольного театра, костюмами, масками, атрибутами для постановки сказок. А также театральными игрушками, персонажами пальчикового театра.

Центр музыкальной деятельности содержит - музыкальные инструменты: погремушки, бубен, дудка, музыкальные инструменты сделанные своими руками различные музыкальные дидактические игры.

Спортивный сектор содержит спортивный инвентарь: мячи большие и маленькие, кегли (набор), коврики и массажная дорожка, обручи, ленты разных цветов, скакалки, а также нетрадиционное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками.

Игровая площадка группы соответствует гигиеническим требованиям и обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении и развитии. Покрытие групповой площадки травянистое, с утрамбованным грунтом, не оказывающего вредного воздействия на детей. Для защиты детей от солнца и осадков имеются павильоны. Игровая площадка соответствует возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников. На игровой площадке имеется игровое оборудование для обеспечения двигательной активности, для сюжетно-ролевых игр, клумбы, малые скульптурные формы. В теневых навесах создана игровая и развивающая среда, которая отвечает основным принципам её формирования. В свободном доступе воспитанников имеется игровое оборудование для сюжетно-ролевых, дидактических и игр с водой и песком, для подвижных игр и трудовой деятельности, для художественно-эстетического, познавательного и речевого развития.

На территории учреждения так же располагается  огород, где ребята знакомится с трудовой деятельностью, а также наблюдают за всходами и созревание урожая, который они вырастили самостоятельно.

На территории учреждения имеется «Экологическая тропа». На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения. Для детей важно, чтобы усвоение научных знаний об окружающей природной среде сочеталось с личным участием в разнообразных практических делах по защите и улучшению природы, а также в пропаганде знаний об ее охране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация образования через организацию предметно-пространственной развивающей среды группы в ДОУ

ФГОС дошкольного образования – это ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.Образовательная программа дошкольной образовательной организации форм...

Представление опыта: «Индивидуализация образования через организацию предметно-пространственной развивающей среды группы в ДОУ»

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.Согласно стандарту определены основные принципы дошкольного образования, в том числе:-п...

Концепция построения предметно-пространственной развивающей среды группы.

Концепция построения предметно-пространственной развивающей среды....

Образовательная предметно-пространственная развивающая среда группы

Образовательная предметно-пространственная развивающая среда группы №7 МБДОУ д/с №8 "Звездочка"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11311823","attributes":{"alt":"","class":"media-image"...

Предметно-пространственная развивающая среда группы "Аленький цветочек"

Представлена предметно-пространственная развивающая среда группы "Аленький цветочек"...

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды группы

Представлены материалы по содержанию и оборудованию предметно-пространственной развиающей среды группы...

Предметно-пространственная развивающая среда группы "Солнышко"

Развивающая среда в нашей группе организована в соответствии с требованиями программы и позволяет каждому ребенку возможности для его всестороннего развития. Групповая комната усло...