Проект "Прошлое предмета-Кукла".
проект (старшая группа)
Актуальность проекта: Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и сто, и двести лет назад: дети растут, играют, познают мир.
В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла.
Исследователи приписывают кукле главную роль посредника, между миром детей и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят во взрослую жизнь.
Великий русский педагог К. Ушинский еще в 19 веке писал, что западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский.
Поэтому мы решили помочь своим воспитанникам, и на примере народной игрушки расширить знания об истории и традициях в использовании кукол, проявить интерес к изготовлению кукол и использованию их в игровой деятельности. А так же воспитать бережное отношение к культуре своего народа. Узнавая историю возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.
Цель проекта: Формирование интереса к истории возникновения кукол, исследовательской деятельности, приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.
Задачи проекта:
Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;
Формировать умения детей изготавливать куклы своими руками с помощью родителей и педагогов;
Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
Участники проекта: дети старшей группы «Весёлый улей», воспитатели, родители.
Предполагаемый результат:
- формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для изготовления разнообразных кукол;
мы вместе с детьми стали отправляться в прошлое; и настоящее куклы.
Составили план совместной работы с детьми и родителями: оформление выставки по теме проекта «Кукольных дел вселенная», подборка информации, иллюстраций, литературы; беседы с родителями о необходимости участия их в проекте.
- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с куклами – «Путешествие в прошлое куклы». Много материала нашли в интернете. Детям показали презентацию о том, как менялась кукла.
- Просмотр презентации «Куклы русского народа»
Мы вместе с детьми изучили историю кукол.
Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были суеверные и думали, что лицо оживает.
- Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико. Лицо кукле раньше рисовании угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого ее можно было и рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую и замуж никто не возьмет!
Родители и дети нашили разнообразные тряпичные куклы.
-Провели исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
-Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые).
Предложили девочкам подержать этих куколок, покачать их.
Также был организован мини-музей «Куклы ». Здесь были представлены куклы, в которые играли бабушки, мамы, старшие сестры.
- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».
- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле
Стихи о куколке
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
* * *
В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берем этих кукол в руки –
Оживают истории звуки...
* * *
Я кукла, кукла-оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!
* * *
Лоскуток да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
* * *
Кручу, верчу,
Создать хочу
Куколку красивую,
Дивную и милую.
Пусть нас она оберегает
И злых духов отгоняет.
* * *
Тряпичную куклу сшила мама дочке,
Надела на ножки в красные носочки.
Ниточки – косички, платьице в горошек.
Вся теплом согрета маленьких ладошек.
* * *
Моя куколка грустит:
Не с кем хоровод водить.
Сделайте подружек ей,
Кукле будет веселей.
* * *
У кукол, знаю точно, есть душа,
В груди тряпичной сердце бьется часто...
Прижми ее к себе, увидишь, счастье
Из глаз струится, как у малыша.
Согрета человеческим теплом,
Тех рук, что эту куклу создавали,
Лелеяли, ночами обшивали...
Теперь она несет тепло в твой дом.
А ты в ответ мне: «Верится с трудом».
* * *
Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.
* * *
Подарили куклу мне на день рожденья.
Это просто чудо, радость и везенье.
Бросила игрушки, только с ней играю,
Обо всём на свете с Машей забываю.
Я кормлю и мою милую подружку,
Спать кладу в кроватку Машу на подушку.
Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,
Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.
Куклу берегу я, я её лелею.
С ней я стала лучше, стала я добрее.
* * *
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье!
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».
- Рисование: «Моя любимая кукла».
- Слушание музыкальных произведений о куклах, русских народных песен.
- Слушание музыки: Ольга Зарубина «Песня куклы», «Русские матрешки».
В конце проекта мы с детьми делали выставку детско-родительского творчества, кукол сделанных своими руками.
Сейчас в свободное время девочки нашей группы продолжают шить кукол из ткани. Это уже не старинные куклы, а современные.
Ожидаемый результат: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о культуре и традициях русского народа, об истории русской народной тряпичной куклы, будут знать различные виды тряпичных кукол, проявлять интерес к истории своего народа и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в прошлое предметов-кукла.
Путешествие в прошлое предмета-кукла. Актуальность проекта: Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и сто, и двести лет назад: дети растут, играют, познают мир....
Конспект открытого занятия по развитию действий с предметами "Кукла-Неваляшка"
Конспект занятия будет интересен педагогам, работающим с детьми до 1 года....
Презентация "Музей предметов: куклы"
Презентация "Музей предметов: куклы"...