Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
материал (младшая, средняя группа)
Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_razvitiya_emotsionalnoy_sfery_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Никулушкина Л.В.,воспитатель
ГБДОУ детский сад №51 Красносельского района
Санкт-Петербург
Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться как со взрослыми, так и друг с другом. А ведь человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.
В современном мире нагрузка на психику намного больше, чем раньше. Причина этого в большом обилии информации. Поэтому сейчас очень актуальна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. Проблемы развития эмоциональной сферы нашли своё отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких учёных, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина и другие.
Одним из главных средств воспитания дошкольников может и должна стать игра, поскольку она не только проявление своеобразного и независимого мира детства, но и способ социализации воспитанников, обеспечения связи ребенка с миром взрослых. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. В процессе игровой деятельности ребенок активно познает окружающую действительность, овладевает общественным опытом, нормами поведения, раскрепощается. Иными словами, ребенок становится Личностью.
Игра как ведущая деятельность развивается на протяжении дошкольного возраста. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность. Многие выдающиеся педагоги и психологи обращали внимание на эффективность игры в использования в процессе обучения. А.С. Макаренко считал, что «хорошая игра» обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, победы или эстетическую), а кроме того полагает определённую ответственность на её участников. Более того игра для ребёнка – это мощная сфера самовыражения, самоопределения, самореабилитации.
Именно в процессе игры у детей совершенствуются коммуникативные навыки, социальные мотивы и потребности, а также эмоционально сфера. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавляемые фантазии. Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, стабилизировать эмоциональное состояние.
Эмоциональная сфера у детей дошкольного возраста характеризуется изменением роли эмоций в деятельности ребёнка, освоением дошкольником социальных форм выражения чувств, появлением таких новообразований, как эмоциональное предвосхищение, эмоциональная отзывчивость, высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические). Эмоции в дошкольном возрасте постепенно становятся осознанными, произвольными.
Использование игры как средства развития эмоциональной сферы будет эффективным, если:
– учебно-воспитательный процесс модернизировать и конкретизировать с использованием игровой деятельности в целях создания благоприятного психологического климата, способствующего эмоциональному развитию дошкольников;
– обеспечить единство условий, содержания и технологии использования игр в эмоциональном развитии детей в совместной деятельности и в свободное время, учитывающие потенциал различных видов игровой деятельности;
– отобрать и адаптировать игровые упражнения, задания, игры с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
В своей работе по данной теме я использую с детьми игровые ситуации в разных режимных моментах: во время утреннего приёма, между занятиями, в индивидуальной работе, после сна. Они помогают мне определить проблемы и причины поведенческих нарушений, подсказывают пути их решения. Игру хорошо использовать с малообщительными, тревожными детьми, при неразвитости общения, при конфликтных ситуациях (у старших дошкольников). На прогулках играю с детьми в разнообразные подвижные игры, игры-эстафеты, малоподвижные игры. Они помогают детям избавиться от внутренних страхов, а также позволяют снизить у ребят эмоциональное напряжение.
В дошкольном возрасте полезны игры с песком. Действия, выполняемые ребёнком с песком, успокаивают его нервную систему, а лепка фигурок из этого материала развивает мелкую моторику рук, способствует развитию речи, развитию фантазии. Песочные игры помогают детям познать, что значит строить или разрушать. Дети чувствуют себя свободно, не скромничают в выражении своих внутренних чувств и эмоций.
Предлагаю Вам несколько игровых ситуаций, которые помогут узнать, что нравится воспитанникам, что их волнует. С помощью игры можно корректировать поведение ребят, направлять его в нужное русло, также можно помочь детям объяснить определённую жизненную ситуацию.
Игра «Волшебная коробка». Утром во время приёма беседую с детьми, узнаю, как они себя чувствуют, какое у них сегодня настроение. Затем показываю коробку и объясняю, что она волшебная, в неё можно положить все свои плохие чувства: гнев, обиду, страх, злость и т.д. Детям предлагаю сделать это, имитируя движения складывания. В конце игры коробку закрываем и говорим, что все ненужные нам чувства остались в ней. (Педагог может проделать со своими чувствами тоже).
Игра «Подарок». Дети сидят в кругу. Предлагаю ребятам подарить своему другу подарок, но не настоящий, а как бы сказочный. Играющим нужно руками изобразить этот подарок, преподнести его товарищу, улыбаясь, говоря при этом что-то приятное, доброе. Когда все дети получат подарки, поинтересоваться, что им подарили и уточнить, насколько верно они это поняли. Вариантом игры может быть использование в качестве описания подарка не точное название предмета, а название его свойства. Например: «Мой друг подарил мне подарок, этот подарок круглый и мягкий».
Игра «Ладошки». Для проведения этой игры нужны фломастеры и листы бумаги. Дети сидят за столами, объясняю, что нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть широко пальцы и обвести ладонь по контуру. Затем предлагаю на каждом изображённом на бумаге пальце нарисовать (написать) что-то хорошее о себе. После собираю «ладошки». Показываю (читаю) их ребятам, а они отгадывают, чья это «ладошка».
Образовательная ситуация «Мой любимый сказочный герой» способствует развитию самовыражения ребенка, учит средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Ситуацию можно дополнить играми: «Знакомство со сказочным героем», «Отгадай настроение сказочных героев», игра-пантомима «Кто здесь кто?».
Образовательная ситуация «Мы так похожи». Цель – формировать у детей чувство принадлежности к группе; развивать способность детей к эмпатии. Включаю игры «Зеркало», «Скажи одним словом», рисование разноцветных человечков цветным песком.
Образовательная ситуация «Мы такие разные». Цель – формировать у детей представление о том, что все люди непохожи друг на друга; развивать восприятие образа ровесника по его внешности и индивидуальным особенностям. Игры «Букет», «Театр масок», «Пересядьте все, кто», упражнение на расслабление «Кого укусил комарик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Психологи отмечают, что особенно эффективными средствами развития эмоциональной сферы являются те виды деятельности, которые вызывают яркую эмоциональную реакцию. Именно поэтому в современных подходах...
Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Игра - это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольность поведения, подчинение требованию «надо»...
Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....
"Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"
Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане.Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на ...
Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Статья на тему : Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Психологи отмечают, что особенно эффективными средствами развития эмоциональной сферы являются те виды ...
Игры с песком как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Мастер-класс для педагогов ДОУ посвящен знакомству с песочной терапией. В ходе проведения мероприятия педагоги узнают о преимуществах данного направления, о его истории, об условиях проведения игр с п...
Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....