Статья
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Василевская Л.И.
воспитатели подготовительной группы
МДОУ «ЦРР детский сад №7»
(п. Пролетарский)
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ.
Одарённость – от слова «дар», (дар природы, Божий дар). В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления нужна «встреча» ребёнка, от природы наделённого особыми возможностями, с семьёй, готовой эти возможности развивать. А потом – с педагогами, умеющими увидеть одарённость и поддержать её. Следует помнить: как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. В настоящее время ученые и практики осуществляют поиск и разработку такой системы выявления имеющихся интеллектуальных и творческих ресурсов детского сообщества, внедрение которой позволило бы объединить усилия всех специалистов образовательных учреждений и семьи для раскрытия способностей ребенка и стимулирования его к различным видам деятельности.[8;179]
Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
- задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
- оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Это типичные черты одаренных детей. Детям с ярко выраженной интеллектуальной одаренностью характерны следующие черты:
- всесторонняя любознательность, пытливость ума;
- способность самостоятельно находить проблему и пути ее решения;
-высокая концентрация внимания при занятиях познавательной деятельностью;
- умение классифицировать предметы и явления, обнаруживать причинно-следственные связи;
- развитая речь, хорошая память;
-способность к творческому мышлению, неординарному решению поставленных задач, креативность;
- раннее развитие сенсорных способностей;
- умение высказывать свои суждения;
- стремление к самостоятельности. Такие дети есть и в нашей группе.
Существуют две категории одаренности детей в дошкольном возрасте:
- дети с высоким общим уровнем умственного развития;
- дети с признаками специальной творческой одаренности (музыкальной, изобразительной, физической, интеллектуальной).
Одаренность и способности не являются биологически заданными явлениями, а формируются при нужных условиях в процессе деятельности, поэтому дети могут достичь успеха в любом деле. Основная задача для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал: задавать вопросы, искать ответы, творить, мечтать и узнавать новое.[6;27] В образовательном процессе развитие одарённого ребёнка мы рассматриваем как развитие его внутреннего потенциала деятельности, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Поэтому в воспитании таких детей, мы используем методы и формы работы, которые способствуют решению обозначенной задачи.
Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;
Формы работы используемые в нашей группе:
- работа в парах, в малых группах,
- разноуровневые задания,
- творческие задания;
- дискуссии;
- игры.
Очень важны:
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым детям выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. В нашей группе мы уделяем внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
- высокая продуктивность мышления;
- легкость ассоциирования;
- способность к прогнозированию;
- высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный подход, мы работаем над развитием этих качеств. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Дети с признаками одаренности имеют возможность раскрыть и реализовать свои способности в кружках, секциях, организованных в ДОУ и учреждениях дополнительного образования.
В нашем детском саду имеются 3 кружка:
- «Веселая палитра»
- «Капелька»
- «Танцы на мячах»
Воспитанники нашего детского сада посещают сенсорную комнату, где получают психологическую разгрузку. Дети изучают английский язык в лингафонном кабинете. Данные кружки, музыкальные занятия, праздники и развлечения, в частности народные праздники - это сопровождающий фон развития ребенка, пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.
Наши дети участвуют в различных культурных и исследовательских мероприятиях организуемых на уровне поселка, района, области. Также в детском саду ежегодно проводится творческий отчет деятельности ДОУ на родительской конференции. Зачастую, для детей, обладающих интеллектуальными способностями, программа их возрастной группы оказывается достаточно легкой. Такие дети без труда усваивают полученные знания и умеют применять их в жизненных ситуациях. Поэтому в ходе образовательной деятельности мы применяем индивидуально-дифференцированный подход. Для интеллектуально одаренных детей мы предлагаем усложненные варианты заданий, моделируем ситуации, побуждающие ребенка оказывать помощь своим товарищам.
Помимо непосредственно-образовательной деятельности в нашей группе мы предлагаем детям дидактические и развивающие игры в свободной игровой деятельности. Дети имеют возможность самостоятельно выбирать интересующий их материал, создавать, придумывать интересные задачи и переносить полученный опыт из совместной деятельности в самостоятельную. Игры содействуют развитию всесторонних способностей детей, развитию аналитического восприятия, познавательной активности детей, устойчивого внимания, памяти. Одаренные дети обладают высокой познавательной активностью, повышенной впечатлительностью, потребностью в умственной нагрузке. У них развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими.
Работая с одаренными детьми, мы анализируем полученные результаты успехов дошкольника. Когда таких успехов нет, это повод для пересмотра индивидуальной программы одаренного ребенка. Желательно, чтобы одаренный ребенок уже в детском саду смог показывать детям и взрослым результаты своей деятельности — от выставки рисунков до приглашения на концерт, в котором он принимает участие. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому мы следим за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Занимаясь с такими детьми, мы пришли к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не педагог сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе мы планируем продолжать работу с одарёнными детьми.
Выводы: Эффективность работы по выявлению и сопровождению одаренного ребенка возможна, если система тщательно выстроена, строго индивидуализирована.
Необходимо:
1. Создавать условия для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.
2. Создавать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок - родитель.
3. Отслеживать особенности развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.
«Все дети рождаются быть успешными. Единственное в чем они нуждаются - в развитии своих талантов. Вера - двигает горы, вера в детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов».
Список используемой литературы.
1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1991.
2. Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М., 1991.
3. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .
4. Белова, Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е. С. Белова. - М., 1998. - 251с.
5. Ковалькова О.Н. «Одаренность»: проблемы, испытания. М. академия,2010.
6. Авдеева Н.И. «Одарённые дети» Н.И. Авдеева - М. издательский центр «Академия»2008.-176 с.
7. В.В. Чурсина «Одарённые дети в детском саду и в семье» В.В. Чурсина. -М. Издательство«Преент»,2006.-176с
8.Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. Издательство «Учитель»,2009/ Н.В. Алексеева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...