Художественно - эстетическое воспитание детей раннего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Атоян Алвард Мамиконовна

Предварительный просмотр:

В настоящее время в условиях современного гуманистически ориентированного образования личность ребенка определяется как центральная фигура образовательного процесса, особое внимание уделяется необходимости накопления опыта творческой деятельности, определяющемуся гармоничным объединением личностных новообразований, посредством которых ребенок может реализовать ценностно-смысловые ориентации, в свою очередь формирующие культуру его личности. На данный момент рассматриваются моменты полноценного личностного саморазвития ребёнка в образовательной среде, и не последнее место в этой дискуссии занимает вопрос художественно- эстетического развития дошкольников. Сегодня, как никогда, в процессе изменения подходов к целеполаганию в образовательном процессе дошкольного образования, актуальна проблема сохранения целостности личности в связи с гуманизацией образования. [1. c. 76] Центром аспектов реализации содержания дошкольного образования во всех его аспектах выступает взрослый, призванный осуществлять обучение, воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста. Для дошкольника педагог является образцом, носителем культуры, организующим взаимодействие дошкольника с культурным содержанием, которое проектируется исходя из компетентности взрослого, а так же личностного социокультурного опыта и направлений развития ребенка в этот момент. В условиях введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования очевидно то, что проблемы художественно-эстетического образования дошкольников смогут успешно разрешиться при соблюдении следующих условий: повышение качества научно-методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ; развитие и совершенствование личности педагога в плане компетентностного подхода к своей педагогической деятельности. Воспитателей детских садов иногда затрудняет работа по изобразительной деятельности с детьми раннего возраста, и они механически переносят педагогические приемы и методы работы, приемлемые для более старших возрастов, при этом не учитывается специфика развития и возрастные особенности детей. Н. А. Ветлугина пишет: «Прекрасное доходит до ребенка отнюдь не одним лишь путем созерцания. Значительно интенсивнее проходит процесс его освоения в условиях активных действий ребенка — посильных, понятных, привлекательных. У ребенка возникает желание действовать радостно, творчески». Исходя из этого подбор методов должен быть направлен на развитие у ребенка эстетического восприятия; на развитие способности отражать в лепке, рисунках, аппликации окружающую действительность, воплощать художественные замыслы; на поиски детьми способов изображения, формируя умение оперировать этими способами во время занятий. Ещё в раннем возрасте необходимо формировать у детей предпосылки к творчеству, развивать способности передавать художественные образы в своих работах. Грамотный, заинтересованный в творческом развитии воспитанников педагог должен найти и подобрать индивидуально такие специфические методы и приемы, которые способны возбудить интерес у каждого ребенка, вызвать эмоциональный отклик к изображаемому на бумаге, желание видеть прекрасное в окружающем, желание правильно оценить свои работы и работы сверстников в группе, заметить в них разнообразие форм, разнообразие и яркость цветовых сочетаний, ритмический повтор, расположение на листе бумаги и в пространстве и так далее. Развитие эстетического восприятия будет осуществляться гораздо успешнее и плодотворнее, только в том случае, если индивидуально подобранные приемы формирования художественных навыков будут связаны с практической деятельностью: в процессе воспитательно-образовательного процесса дети формируют умение рассматривать и оценивать рисунки, лепку, аппликацию, находить наиболее красочные выразительные работы среди предложенных. В зависимости от выбранного вида художественной деятельности и от целей и задач занятия педагог использует наиболее эффективную комбинацию словесных и наглядных методов, что позволяет существенно повысить практическую ценность деятельности детей. Например, на занятиях рисованием, воспитатель стремится как можно ярче передать образ с помощью художественного слова. Благодаря этому, у детей возникает эмоциональный отклик, чувство радости, эмпатии, и они с интересом передают ритмом мазков листья, капель, снежинки и так далее. В другом случае, используя демонстративные методы и объяснения, воспитатель формирует у детей умение рисовать замкнутую форму, которую дети неоднократно повторяют на листе бумаги. Для формирования у детей способов самостоятельных действий педагог использует метод творческих заданий, в процессе реализации которых он применяет приемы развития замыслов, помогает малышам выбирать цветовые сочетания, форму, композицию, художественные материалы. В таком варианте реализации замысла процессы обучения и формирования предпосылок творчества находятся в тесной взаимосвязи. При подборе творческих заданий на основе личностно-ориентированного подхода, основное внимание следует уделить образному характеру этих заданий. Окружающая действительность может и должна служить для дошкольника источником эстетических переживаний, а также способствует формированию выразительного образа. Так, ритм природы придает неповторимость каждому процессу и важно показать красоту падающих листьев, снежинок, дождевых капель. Природные явления имеют временную последовательность в определенном ритме, и эта сменность явлений в окружающей действительности способствует пробуждению у детей различных чувств. Непрерывное наблюдение за этими явлениями не только накапливает у дошкольников жизненные впечатления, но и обогащает сенсорный опыт. В изобразительной деятельности явления окружающего мира ребенок передает доступными ему средствами изображения: ритмом мазков, штрихов, контрастностью цветовых пятен, наклеиванием готовых форм. При восприятии действительности дошкольником воспитатель способствует включению в работу как можно большего количества анализаторов, ведь это способствует лучшему запоминанию и восприятию предметов и явлений. Дети овладевают способностью передавать не только явления окружающей действительности, но и предметный мир. В связи с этим, при организации детской художественной деятельности, воспитателю необходимо подобрать и использовать такие методические приемы и методы работы, которые способствовали бы умению ребенка изображать форму, цвет предмета, его расположение в пространстве. В образовательном процессе дошкольников особое место занимает совместная деятельность ребенка и взрослого (педагога) — сотворчество. Воспитатель демонстрирует детям способы выполнения заданий на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Действуя совместно с педагогом, дети легче и быстрее осваивают изобразительные навыки и умения. В то же время, выполняя задания на закрепление ранее изученного, дети могут выполнять задания самостоятельно. Сотворчество помогает действовать детям коллективно. К. И.Чуковский пишет: «Стоит одному из детей выкрикнуть какое-либо ритмическое сочетание звуков, эти звуки мгновенно подхватываются всеми другими детьми и, таким образом, личное творчество поэта-ребенка становится хоровым, коллективным». [6. c. 316] В творческих процессах рисования, лепки, аппликации, подчиняясь общему ритму, дети с удовольствием выполняют коллективные задания на одном большом листе или лепят предметы для общей композиции. Методы и приемы подбираются в соответствии с индивидуальными способностями детей и спецификой возраста. Педагог обязан изучить каждого ребенка, умело используя индивидуальный подход к детям. С учетом особенностей каждого ребенка в.группе применяются задания разной трудности, способствующие художественному развитию каждого ребенка. Многие моменты окружающей действительности ребенок не может сам четко воспринимать, запоминать, видеть. В этих случаях на помощь педагогу приходят различные виды искусств. А. Н. Толстой о роли искусства писал следующим образом: «Искусство, как на клавиатуре, разыгрывает на рефлексах и эмоциях дивную музыку образов и через систему образов осмысливает явления жизни». [5.c. 237] Взаимосвязь музыкальных произведений и художественного слова, восприятие картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства создает условия для вхождения дошкольника в образ, для воспитания у него эстетических чувств, переживаний. Развитию изобразительной деятельности способствует выполнение ряда педагогических условий: Последовательная система заданий строится с учетом конкретных программных целей и задач художественного развития. Построение работы детей с использованием разнообразных форм работы (по образцу, индивидуально). Комплексное воздействие различных видов искусств обеспечивает активное вхождение ребенка в образ. Взаимосвязь методов и приемов способствует формированию способов самостоятельных действий. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования художественно-эстетической культуры. Эстетическое воспитание призвано активизировать деятельность самого дошкольника, поскольку важно сформировать его умение воспринимать прекрасное и создавать его своими руками. Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер, развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает к эстетическим ценностям. Эстетическое развитие ребёнка в детском саду — это ежедневный кропотливый труд во всех видах творческой деятельности как самого дошкольника, так и окружающих его взрослых, специалистов разного уровня (воспитатель, музыкальный руководитель и т. д.). Кроме совершенствования природных способностей в области различных видов художественной деятельности, перед ребёнком открываются перспективы всестороннего развития личностных качеств, расширяется круг его познаний о мире и природе, облагораживаются мысли и чувства. Литература: Баранова, Е. В., Савельева, А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2–7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 288 с. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.:ИНТОР, 1996. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 315 с. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 347 с. Толстой А. Н. Собрание сочинений, т. 10. М.,1961. Чуковский К. И. От двух до пяти. М.,1966.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Кабанова Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №2. — С. 13-16. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/87/3142/ (дата обращения: 12.08.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему: «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста»

МБДОУ «Детский сад №1 «Тополек» ст. Незлобной»      Мастер класс на тему: «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстет...

Мастер-класс для родителей «Хэппенинг как оптимальное средство развития художественно - эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста»

С родителями 1-й младшей группы 20.11.2019г. был проведён мастер-класс на тему:«Хэппенинг как оптимальное средство развитияхудожественно - эстетических способностей детей раннего дошкольног...

Статья. Тема: "Хеппенинг как средство развития художественно — эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста"

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в ...

Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”

Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....

«Литературный час» и «Экран прочитанных книг» - активные формы взаимодействия с родителями по художественно – эстетическому развитию детей раннего дошкольного возраста.

Представляю вашему внимаю интересную форму взаимодействия с семьей по приобщению дошкольников к художественной литературе как «Литературный час». Данная форма работы очень нравится ро...

Статья "Хеппенинг - нетрадиционный метод рисования как средство развития художественно - эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста"

В статье раскрываются особенности нетрадиционной техники рисования "хеппенинг", рассказывается об опыте использования данной техники в работе с детьми раннего возраста....