Консультация-практикум для воспитателей Тема «Театральные игры в речевом развитии дошкольников».
консультация
Цель: Повысить компетентность педагогов в направлении - влияние театрально- игровой деятельности на развитие речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_teatr_igry_v_r_rechi.docx | 41.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11
Шатурского муниципального района Московской области
Консультация-практикум для воспитателей
Тема «Театральные игры в речевом развитии дошкольников».
Выполнила: воспитатель Воробьева Ю.В.
Шатура 2019 г.
Цель: Повысить компетентность педагогов в направлении - влияние театрально- игровой деятельности на развитие речи детей.
Театрализованная деятельность - это такая деятельность, в основе которой лежит игра или действие, связанное с изображением какого-либо образа в движении и речевом оформлении, это деятельность, в результате которой ребенок приобщается к миру театрального. В основе театрализованной деятельности происходит самовыражение ребенка.
Театрализованная деятельность рассчитана на детей дошкольного возраста и каждая категория детей (от 2 до 3 лет), (от 3 до 5 лет), (от 5 до 7 лет) занимаются согласно своим возрастным возможностям.
Содержание театрализованной деятельности детей дошкольного возраста должно включать познавательный, речевой, художественно-эмоциональный и деятельный компонент.
- Познавательный компонент включает представления, понятия, а также знания о мире и особенностях театрального искусства.
- Речевой компонент включает: развитие речевого и артикуляционного аппарата; приобщение детей к миру детской художественной литературы, к книжной графике; развитие монологической и диалогической речи; словарная работа; формирование выразительности речи; развитие речевого слуха и речевого внимания.
- Художественно-эмоциональный компонент: создание эмоционального настоя; развитие чувств и положительных эмоций; работа с художественным произведением; работа с образами; передача характерных особенностей и чувств героев; передача особенностей характера героя и при этом прочувствовать его и передать эти чувства другим.
- Деятельный компонент включает в себя: деятельность ребенка по созданию образа персонажа (передача его повадок, характерных движений, звуков, реплик); создание костюмов, декораций.
Другой важной особенностью театрализованной деятельности является ее близость в игре. Как известно игра является ведущей деятельностью дошкольников.
Существуют различные формы театрализованной деятельности, в их числе: театрализованные игры, занятия, спектакли, рассказы о театре, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, беседы - диалоги, изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям, чтение литературы, драматизации, самостоятельная театрализованная деятельность детей и взрослых и пр.
Большие возможности открывает театрализованная игра в развитии речи ребенка: в воспитании культуры речевого общения, совершенствовании диалогической и монологической формы речи, развитии просодической (единство компонентов: мелодики, темпа речи, тембра произнесения) стороны речи.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности детей в игре широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, а правильно поставленные вопросы во время игры заставляют ребёнка думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Во время театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.
Основные требования к организации театрализованной игровой деятельности детей: содержательность, разнообразие тематик.
Вначале воспитатель сам проигрывает предполагаемый сюжет в ролях. Это может быть небольшая сказка, стихотворение, рассказ и т. д. Затем предлагается детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, ненавязчиво предлагается игра на этот сюжет. Очень интересно менять сюжеты. Например: лиса не съела колобка, козлята от волка спаслись и т. д. Дети с удовольствием и смекалкой придумывают сюжеты и проигрывают их.
Выбор постановки производится в соответствии с возрастными особенностями детей. Чем младше ребёнок, тем проще театрализация. Но в любом случае идеальными будут народные сказки и их сюжет.
Процесс развития речи (который идет в театрализованных играх) предполагает освоение не только содержательной, то и образно-эмоциональной стороны языка. Для развития выразительности речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды. Он должен научиться выразительно и чётко разговаривать не только в обычной обстановке, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией.
Работа над выразительностью речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Выразительность речи включает в себя вербальные (интонация, лексика (словарный состав языка)и синтаксис (строение и взаимодействие разных частей речи в предложении) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование в играх потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при включении в процесс обучения ребенка разных видов театрализованных игр.
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
В младших группах важно учить детей находить выразительные средства в интонации (Пример: сказка “Теремок”, обращать внимание детей на имитацию голосов животных).
Учить детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (Пример: “Прогулка в лесу”, давать понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами).
Учить произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).
Учить детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша ша-наша каша хороша и т. д.).
В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем:
Развивается мелкая моторика в сочетании с речью (Пример: пальч гимнастика «Домик» ).
Закрепляются умения в сочетании движения и речи (пальчиковые игра «Горошки» Покатаю я в руках бусинки-горошки…).
Продолжается работа по интонационной выразительности речи (Представьте, что я мама-медведица, а ты одна из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай).
Проводится работа, направленная на развитие дикции. Скороговорки. Пример: Жук над лужею жужжа Ждал до ужина ежа, Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят. (Произнесите скороговорки медленно, быстрее, быстро) .
Продолжается работа, направленная на согласованность движений и речи. (пример: театральное упражнение «Оживи куклу» - один человек читает стихотворение, второй – выполняет движение.
Наша Машенька проснулась, Вправо-влево повернулась. Встала Машенька на ножки, И захлопала в ладошки. А как песня зазвучала, Наша Маша заплясала.
В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (этюды, инсценировки).
Продолжается развитие монологической и диалогической речи: Этюды ( «Мыши» мышонку шепчет мышь…)
Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок, над их смысловым содержанием и тд., значительно расширяется содержание театральных игр.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей, ролевые диалоги на основе текста, инсценировки произведений, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям, игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами».
«Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Правила драматизации (по Р. Калининой).
Правило индивидуальности. (герой сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т. д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему? Важным условием успешности работы в данном направлении, является создание предметно-пространственной среды.
Список использованной литературы.
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. -127 с. 2. Макаренко Л. К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству // Дошкольное воспитание. – 1994. - №4. – С. 32-33. 3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
4. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр// Дошкольное воспитание. – 1988. - №8. – С. 55-58
Система театрализованных игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста
№ | Название театрализованной игры | Цель, связанная с развитием речи | Алгоритм. Методические приёмы | Риски. | |
| |||||
| |||||
1. | Театрализованная игра-драматизация по сказке «Теремок». | Обучение умению разыгрывать роли из сказки «Теремок», используя при этом, выразительные средства (интонацию, мимику, жесты). развивать интонационную выразительность речи. | 1.Чтение произведения. 2.Беседа по содержанию сказки (приобретение представлений о персонажах. 3.Нахождение выразительных средств для передачи речи, движений (этюды). 4.Проигрывание отрывков из сказки. 5.Проведение игры. Рефлексия. | Участникам может не хватить ролей при проигрывании. Детям необходимо пояснить, что в данную игру дети будут играть несколько раз, и каждый может попробовать себя в роли понравившегося персонажа. | |
2. | Театрализованная игра-импровизация по сказке Ш. Перро «Красная шапочка». | Развитие интереса к театрализованной игре, путем активного вовлечения детей в игровые действия, поощрение умения импровизировать в диалогах и монологах. | 1.Чтение произведения. 2.Беседа по содержанию сказки (приобретение представлений о персонажах). 3.Нахождение выразительных средств для передачи речи, движений (этюды). 4.Индивидуальная работа над ролями. 5.Проведение игры. Рефлексия. | У детей может возникнуть конфликтная ситуация при распределении ролей (многим захочется играть Красную шапочку). | |
3. | Театрализованная игра, использованием кукол би-ба-бо по сказке «Лиса и заяц». | Обучение умению выстраивать линию проведения, манеру разговора в роли. | 1.Чтение и совместный анализ сказки. 2. Нахождение выразительных средств для передачи речи, движений куклой (этюды). 3.Проигрывание отрывков из сказки (с разъяснением воспитателя). 4.Работа над созданием совместных с воспитателем атрибутов и декораций. 5.Проведение игры. Рефлексия. | В процессе игры могут возникнуть затруднения в случае если ребенок забыл или перепутал текст, очередность вступления в игру или попытался изменить её (дети могут отнестись к этому не однозначно). | |
| |||||
1. | Театрализованная игра-драматизация по стихотворению К.Чуковского «Телефон». | Обучение умению обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест. | 1.Просмотр мультфильма «Телефон» 2. Беседа по содержанию (приобретение представлений о персонажах). 3. Нахождение выразительных средств для передачи речи, движений (этюды). 4.Создание декораций для игры совместно с воспитателем. 5.Проведение игры. Рефлексия. | Могут возникнуть трудности при взаимодействии между персонажами в о время диалога (могут декламировать хором). | |
2. | Театрализованная игра по мотивам стихотворения А.Барто «Гуси-лебеди». | Создание атмосферы творчества и доверия, предоставление каждому ребенку возможности высказаться по поводу процесса игры. | 1.Чтение стихотворения. 2.Беседа по содержанию, обсуждение образов персонажей. 3. Нахождение выразительных средств, для передачи речи, движений (этюды на развитие интонационной выразительности). 4.Работа по запоминанию текста (в движении). 5. Проведение игры. Рефлексия | Участникам не хватит ролей со словами при проигрывании, так как в игре их всего 5, остальное - «массовка». Детям необходимо пояснить, что в данную игру дети будут играть несколько раз, и каждый может попробовать себя во всех ролях. | |
3. | Театрализованная игра по мотивам стихотворения С.Михалкова «Волк и лиса» | Обучение умению выстраивать линию поведения в роли, руководствуясь содержанием произведения. | 1.Чтение стихотворения. 2.Беседа по содержанию, обсуждение образов персонажей. 3. Нахождение выразительных средств, для передачи речи, движений (этюды на развитие интонационной выразительности). 4.Работа по запоминанию текста (в движении). 5. Проведение игры. Рефлексия | Детям –зрителям, а это основная масса, может быть скучно только смотреть. (Возможен вариант создания новых персонажей : дети-деревья, дети зайцы, выглядывающие из-за деревьев и т.д.) | |
| |||||
1. | Театрализованная игра по мотивам потешки «Тень, тень, потетень, выше города плетень…» | Развитие умения импровизировать, свободно чувствовать себя в роли, четко и выразительно проговаривая реплики. | 1.Чтение потешки (объяснение незнакомых выражений). 2.Обсуждение образов персонажей, выявление их характерных черт. 3. Нахождение выразительных средств для передачи речи, движений (этюды). 4.Создание декораций совместно с родителями. 5. Проведение игры. Рефлексия | Дети - зрители могут отвлекаться во время игры (возможен вариант проговаривания хором слов ведущего стоя в кругу, тогда игра становится ещё и хороводной). | |
2. | Театрализованная игра по мотивам песенки «Как на тоненький ледок…» | Обучение умению находить способы образной выразительности персонажей в речи, движениях, мимике, жестах. | 1.Чтение потешки (объяснение незнакомых выражений). 2.Обсуждение образов персонажей, выявление их характерных черт. 3. Нахождение выразительных средств для передачи движений (этюды). 4.Подбор декораций и атрибутов совместно с воспитателем 5. Проведение игры. Рефлексия | Дети могут самостоятельно проигрывать своего персонажа, не связывая его с партнёром. | |
3. | Театрализованная игра по мотивам песенки «Скучно волку жить в лесу, он заводит песню…» | Развитие умения самостоятельно находить способы образной выразительности персонажей, поощряя ролевую импровизацию. | 1.Чтение потешки (объяснение незнакомых выражений). 2.Обсуждение образов персонажей, выявление их характерных черт. 3. Нахождение выразительных средств для передачи движений (этюды). 4.Подбор декораций и атрибутов совместно с воспитателем 5. Проведение игры. Рефлексия | Дети могут ссориться из - за недостаточного количества ролей. (2 главные, остальные второстепенные, без слов). | |
| |||||
1. | Театрализованная игра по мотивам басни И.Крылова «Ворона и лисица» | Обучение умению действовать в условиях вымысла, реагировать на слова и действия друг друга в контексте произведения. | 1.Чтение басни (объяснение незнакомых слов, особенностей жанра- показ через образы животных пороков людей). 2. Выявление характерных особенностей персонажей (походка, голос, интонация) 3. Нахождение выразительных средств для передачи речи, движений (этюды). 4.Подбор декораций и атрибутов совместно с воспитателем 5. Проведение игры. Рефлексия | Дети могут недостаточно выразительно, эмоционально исполнять роль, в силу большого количества новых выражений, подтекста. | |
2. | Театрализованная игра по мотивам басни И Крылова «Квартет» | Развитие воображения, умения действовать в предлагаемых обстоятельствах, обучение умению обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, | 1.Чтение басни (объяснение незнакомых слов, пояснение задачи данной басни). 2. Выявление характерных особенностей персонажей (движения, манера поведения, разговор). 3. Нахождение выразительных средств для передачи речи, движений (этюды). 4.Подбор декораций и атрибутов, предметов заместителей совместно с воспитателем. 5. Проведение игры. Рефлексия | Некоторые дети могут не захотеть играть «недостаточно умных» персонажей. | |
3. | Театрализованная игра по мотивам былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Обучение умению выразительно проговаривать литературный текст, выстраивать линию поведения в роли, руководствуясь содержанием произведения. | 1.Чтение отрывка былины (объяснение незнакомых слов, особенности произведения, пояснение его задачи ). 2. Выявление характерных особенностей персонажей (движения, манера поведения, разговора). 3. Нахождение выразительных средств для передачи речи, движений (этюды). 4.Создание декораций, подбор костюмов или их элементов, 5. Проведение игры. Рефлексия
| Не все дети могут захотеть играть роли из былины (девочки, в основной массе не видят себя в этих ролях). | |
II.Театрализованные игры по интересам детей самостоятельно организованные. | |||||
1. | Концерт «С песней веселее жить!» | Развитие умения оправдывать свои действия, поведение (петь для зрителей, взаимодействовать с ними, зрителям воспринимать артиста), отождествлять себя с выбранными персонажами. | 1.Введение в игру (просмотр видеоролика). 2. Беседа (подведение к тому, как интересны выступления, хотели бы дети стать певцами и певицами и т.д.) 3.Выбор ролей, репертуара. 4. Подбор музыкального материала (минусовок), элементов костюмов, декораций; размещение зрительного зала, билетной кассы; оформление афиши, билетов. 5. Проведение игры. Рефлексия. | Не всем зрителям может понравиться репертуар исполнителей. | |
2. | Цирковое шоу «Весёлые зверята». | Развитие чувства веры, правды, воображения. Обучение умению интонационно выразительно проговаривать фразы. | 1.Введение в игру (просмотр видеоролика). 2. Беседа (о представителях цирка: животных, дрессировщиках, конферансье, коверных). 3.Выбор ролей, номеров. 4. Подбор музыкального материала, элементов костюмов, атрибутов, декораций; размещение зрительного зала, билетной кассы; оформление афиши, билетов. 5. Проведение игры. Рефлексия. | Могут возникнуть заминки при взаимодействии «дрессировщика» и «животного». | |
3. | Театр кукол би-ба-бо. | Развитие умения выстраивать линию поведения, ролевой диалог, руководствуясь выбранной темой представления. | 1.Введение в игру (внесение кукол, «открытие театра» (ширмы)). 2. Выбор литературного материала для представления. 3.Выбор ролей. 4. Подбор фонограмм, декораций, размещение зрительного зала, билетной кассы; оформление афиши, билетов. 5. Проведение игры. Рефлексия. | Может возникнуть недопонимание между партнерами по спектаклю; могут не прийти к взаимопониманию при выборе литературного материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"
Консультация для начинающих воспитателей....
Доклад воспитателя "Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста"
Выступление с докладом на районном методическом объединении Тема: Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются:Воспитание звуковой культуры речи.Работа по данному разделу включает:форм...
Роль игры в речевом развитии дошкольников (Консультация для воспитателей)
Игра является основным и очень действенным инструментом в развитии речи дошкольников....
Консультация для воспитателей " Влияние театрализованной игры на речевое развитие дошкольника"
Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей....
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников".
Консультация для воспитателей "Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников"....