Развитие детской инициативы
консультация

Фатеева Юлия Александровна

Инициативность- определяется, как поведение личности, означающая способность действовать по внутреннему побуждению на внешние стимулы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_metod_obed.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. А без самостоятельности не получится инициативы. Сформулируем понятия инициативности, самостоятельности.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в  инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность- определяется, как поведение личности, означающая способность действовать по внутреннему побуждению на внешние стимулы.

 Жизнь становится все более сложной, от человека требуются не шаблонные действия, а творческий подход, способность самостоятельно решать проблемы.

Чем меньше дети, тем слабее у них умение действовать самостоятельно. Долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность, он не может действовать самостоятельно. Он должен выполнять требования взрослого. И только в последнее время утвердился подход к развитию самостоятельности. За ним признали право быть личностью.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе

 Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива  выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.  

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:

игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

Детская инициатива и самостоятельность проявляются в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться все виды деятельности, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

         Выделяют 4 сферы инициатив:

-творческая (включенность в сюжетную игру, где развиваются воображение, образное мышление)

-целеполагание (включенность в разные виды продуктивной деятельности)

-коммуникативная (включенность во взаимодействие со сверстниками)

-познавательная (любознательность, включенность в эксперементироание)

Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

  Способы и направления поддержки детской инициативы

   Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

   Обеспечение использования собственных, в том числе «ручных», действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания.

   Использование разнообразного дидактического материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.

   Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности.

     Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками. Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог- дети», «дети-дети».

- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;

- выбор ребенком сотоварищей;

- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения; Создание условий для поддержки детской инициативы

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка  инициативы  детей в различных видах деятельности.

 

   Направления поддержки детской инициативы:

позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя- организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.

психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.

фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновение познавательного интереса.

 Задача воспитателя – создание ситуации,  побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

   Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

Обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)

Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и

социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- развитие умения детей работать в группе сверстников;

Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- оценку индивидуального развития детей;

Взаимодействие      с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка,      непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том      числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на      основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

         

 

Стандарт гласит, что одним из условий социального развития детей является:  

   Поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах    деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

Развитие самостоятельности – важный показатель готовности ребенка к жизни.  У ребенка формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам. К концу дошкольного возраста ребенок 6 -7 лет сам ставит перед собой цель, совершает определенные последовательные действия для ее достижения, доводит начатое дело до конца.

  Что же такое в общем «самостоятельность»?

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

    Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм, то есть на каждую потребность должно быть правило. Мы,  взрослые, живем по правилам, для детей также существуют определенные правила (в детском саду одни, в школе – другие).  Какие правила существуют  в ваших группах? (то что взял – клади на место; не кричать и не бегать в группе; не мешать другим; складывать аккуратно одежду в шкафчике, здороваться со всеми, кто приходит в группу и т.д.)

    Самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек. Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной,  двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной, трудовой, музыкальной. Таким образом, данные виды деятельности могут и должны стать самостоятельными.

      Самостоятельная деятельность детей  – одна из основных моделей         организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Какое место в режиме дня занимает самостоятельная деятельность? (в утреннее время, между ООД и занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время).

  При организации самостоятельной деятельности детей должны учитываться

возрастные особенности, индивидуальные особенности детей, блочное (комплексно-тематическое) планирование, предметно-развивающая среда группы.

Так как  ФГОС ДО  подразумевает создание условий для свободного выбора детьми деятельности, то  в этом смысле трудно переоценить значение предметно-развивающей среды. Давайте еще раз скажем, что же такое развивающая предметно-пространственная среда? Развивающая предметно-пространственная среда-это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

     Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО должна быть:

-Траснформируемой, содержательно-насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.  

Если мы говорим о насыщенности среды, то предполагаем наличие в группе центров активности (игровой, познавательно-исследовательский, творческий, двигательный и т.д.)

Трнасформируемость среды предполагает возможность ее изменения в зависимости от интересов и желания детей.

Полифункциональность среды предполагает возможность разннобразного использования предметов, атрибутов, природного материала.

Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и др)., обеспечивающих свободный выбор детей; сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей.

Доступность и безопасность - известные понятия для характеристики среды, не нуждающиеся в расшифровке.

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду должна:

иметь привлекательный вид;

выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

снимать утомляемость;

положительно влиять на эмоциональное состояние;

помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.( слайд )

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать центры для:

-для сюжетно-ролевых и режиссерских игр;

-для познавательной активности;

-для самостоятельной деятельности детей;

-для двигательной активности;

-для настольно-печатных и развивающих игр;

-для экспериментирования и наблюдением за природными явлениями;

-для отдыха (уединения, общения и пр.)

 

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства), но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.

Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).

«тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку;

материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры;

материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве;

центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;

центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий;

для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.);

в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы, столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы);

помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;

все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;

у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы.

Учитывая, что одним из главных видов деятельности детей дошкольного возраста является игра, воспитатель должен создать разнообразную игровую среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.

Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры . Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.

Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная , изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е. должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, самостоятельная деятельность детей в ДОУ - это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально представленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад      «Черемушки»

Города Балашова Саратовской области

Сообщение

Поддержка детской инициативы, через создание условий для свободного выбора деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия условий игры, выражения эмоций.

Воспитатель:

Фатеева Юлия Александровна

2017-2018

Учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.

Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, при создании условий для самостоятельной деятельности детей, развитии инициативы и творчества....

Развитие речи как средство развития детской инициативы

Материал для воспитателе детских садов....

Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»

laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...

"Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»

quot;Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада" «Формирование связной речи детей среднего возраста»...

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства....

"Развитие детской инициативы и творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности"

Данный материал содержит информацию о развитие инициативы и творческиех способностей   через продуктивные виды деятельности,для детей дошкольного возраста....