ПРОДУКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
учебно-методический материал
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
При проведении диагностических процедур я использую типовые психологические методики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihodiagnosticheskiy_instrumentariy.docx | 50.97 КБ |
Предварительный просмотр:
1.«Дорисовывание фигур» (модифицированный вариант Е.П.Торренса)
Предназначен для диагностики творческого мышления.
Цель методики: исследование развития воображения
Тест творческого мышления П. Торренса предполагает возможность различных вариантов и модификаций. В модифицированном варианте используется только задание субтеста 2 «Завершение фигуры».
Тест можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. С тем, чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются веселыми занятиями.
Подготовка и проведение исследования:
Тестовый материал: а) простой карандаш; б) тестовый бланк, состоящий из десяти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы.
Детям раздаются тестовые бланки (10 фигур, изображенных на листе бумаги) и предлагается, поразмыслив, дорисовать фигуры, так чтобы получилась картинка. И придумать оригинальное название к каждой картинке.
Время, отведенное на выполнение задания: 10 минут. Рисунки оцениваются по десятибалльной шкале (по показателям «беглость», «гибкость», «оригинальность» и «тщательность»).
- Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика
Цель методики: психофизиологическое исследование функциональной готовности ребенка к поступлению в школу, определение степени «школьной зрелости».
Тест Керна-Йерасика позволяет достаточно быстро определить, насколько у ребенка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности. Особенности выполнения заданий теста позволяют выявить уровень волевой организации ребенка, так как ему придется выполнять малопривлекательную работу в течение необходимого времени.
Когда ребенок воспроизводит письменные буквы и геометрические фигуры (для детей дошкольного возраста это исключительно абстрактные формы), выявляется, достиг ли он такого уровня психического развития, чтобы понять принцип задания, «подражать образцу» и «усвоить образец». Задания теста также дают представления о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.
Тест Керна – Йерасека может применяется как в группе, так и индивидуально.
Подготовка и проведение исследования:
Детям дают по одному листу чистой нелинованной бумаги. В правом верхнем углу листа указывается имя, возраст ребенка, дата исследования. Карандаш кладется так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его правой или левой рукой.
Тест состоит из 3-х заданий:
Первое задание – рисование мужской фигуры по памяти
Второе задание – срисовывание письменных букв
Третье задание – срисовывание группы точек
Время на выполнение каждого задания не ограничено.
Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе, а затем вычисляется суммарный итог по 3 –м заданиям.
- «Последовательность событий» (Бернштейн А.М.)
Цель методики: исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению.
Стимульный материал: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта:
а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения;
б) картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности.
Процедура проведения методики:
Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.
Задание состоит из двух частей:
1) выкладывание последовательности событий картинок;
2) устный рассказ по ним.
После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.
В зависимости от качества выполненного задания делаются выводы об уровне развития ребенка.
- Тест «Рисунок человека»
Цель методики: диагностика уровня интеллектуального развития.
Исследование по тесту проводится следующим образом:
Ребенку дают лист белой бумаги стандартного формата и просят «как можно лучше» нарисовать человека — «мужчину», «дяденьку»). Время рисования не ограничивается. В процессе рисования недопустимо делать какие-либо замечания, комментарии в адрес рисунка или ребенка. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок, но уже так, чтобы человек был изображен в полный рост. Иногда целесообразно сразу предупредить ребенка о том, что рисовать человека нужно полностью.
Существуют определенные требования к материалу, применяемому при рисовании. Прежде всего — о бумаге. Для проведения теста годится и обычная писчая бумага, но более предпочтительна плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Для рисования лучше предложить ребенку простой карандаш, обязательно мягкий, например, М или 2М. Допускается также использование черного фломастера.
По окончании рисования необходимо поговорить с ребенком, уточняя непонятные детали и особенности изображения человека.
После того как все неясности будут выяснены, можно переходить к анализу рисунка и подсчету баллов. Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию — 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарный результат.
- Методика «Разрезные картинки»
Цель методики: изучить степень сформированности у ребенка целостных образов предметов окружающего мира и их адекватность.
Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Стимульный материал: цветные картинки, разрезанные на несколько частей. Для 3-4-летних – картинки, разрезанные на 2-4 части, а для 4-6-летних – картинки, разрезанные на 4-6 частей.
Проведение теста: ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов – от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагают начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.
Анализ результатов зависит от качества проделанной ребенком работы
с картинками и оценивается по 4-х балльной шкале.
- «Экспресс-диагностика в детском саду» (Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко)
Цель методики: выявление уровня развития психических процессов у дошкольников.
Представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Диагностические материалы структурированы по возрастам.
По результатам обследования разрабатывается коррекционно-развивающая программа (индивидуально на каждого ребенка или группу в целом), которая позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
В диагностический комплект входят методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей от трех до семи лет, содержание и процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также Приложения, где представлены необходимые для проведения диагностики материалы.
- Тест Векслера
(«Последовательные картинки»)
Шкала Векслера (детский вариант)
Цель методики: измерение уровня интеллектуального развития. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.
Тест состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.
Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение "вербального и невербального" интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии.
- Тест «10 слов» А.Лурия
Цель методики: оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.
Описание: методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.
Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров.
Стимульный материал: протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи.
Интерпретация: проанализировав формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы, делаются выводы относительно особенностей запоминания.
- Тест «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р.С.Немов)
Цель методики: оценка способности формировать образы, делать умозаключения, представленные в словесной форме.
Форма проведения диагностики — индивидуальная, так как ребенок непременно должен устно назвать увиденные предметы (при этом задача взрослого — зафиксировать сказанное). Чтобы результаты теста были объективными, необходимо выбрать момент, когда испытуемого ничего не беспокоит, он уравновешен и готов поиграть.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Проведение методики: ребенку последовательно представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только после того, как он нашел все предметы на предыдущей.
Анализ результатов зависит от качества проделанной ребенком работы
с картинками и оценивается по 10-ти балльной шкале.
- Методика «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин)
Цель методики: определение уровня развития у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.
Диагностические возможности методики.
• Выявляет умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи.
• Выявляет произвольность действий и сформированность эмоционально-волевой сферы.
• Выявляет пространственную ориентировку и развитие мелких движений.
Условия проведения. Методика проводится фронтально.
Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками. В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости - дополнительные данные. После того как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.
Оценка результатов.
Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех составляющих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8 баллов. Аналогично из 3 оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может коле6аться в пределах от 0 до 16 баллов.
- Тест «Шифровка» (Векслер)
Цель методики: исследование произвольного внимания.
Субтест № 11 «Шифровка». По числу включенных в него интеллектуальных функций является наиболее комплексным. Успешность работы с субтестом зависит от свойств внимания (концентрация, распределение, переключение), восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграции зрительно-двигательных стимулов.
Стимульный материал: секундомер, карандаш, специальный бланк
Время, отведенное на выполнение задания– 120 секунд.
Оценка результатов.
Оценка равна количеству правильно заполненных фигур за 120 секунд. При правильном заполнении всех фигур менее чем за 120 секунд даются дополнительные баллы.
- Методика «Два дома» (А.Л.Венгер)
Цель методики: определение сферы общения ребенка, межличностных отношений в группе, изучение отношения ребенка к себе и другим, особенностей его самопринятия и принятия других.
Стимульный материал: два домика, плоских, объемных или нарисованных, один из которых - яркий, нарядный, очень привлекательный, другой - малопривлекательный. Фотографии всех детей группы (можно и взрослых группы) или какие-то символы, их обозначающие.
Ход эксперимента.
Ребенок берет фотографию или символ (по одной), раскладывает по домикам, а экспериментатор спрашивает ребенка, почему он поместил его (ее) в этот домик. Все действия и ответы ребенка подробно фиксируются, а затем анализируются: - с кем поместил себя, - почему одних поместил в красивый домик, других - в малопривлекательный, - характер, особенности мотиваций.
Интерпретация:
Методика «Два дома» для дошкольников имеет главную задачу – выявить, к кому ребенок относится с симпатией, а кому испытывает антипатию. И ее результаты трактуются однозначно. Жители красного домика – это те люди, которых ребенок ценит. И с ними у него замечательные отношения либо он хочет таковые выстроить. Обитатели черного здания – презренные для него персоны. Такова основная интерпретация теста «Два дома» для дошкольников. Она позволяет определить число социальных контактов и их эмоциональную характеристику. Анализ основывается на общем числе персон, названных ребенком, и на том, кого и куда он определил.
- Экспериментальная беседа (Н.И.Гуткина)
Цель методики: выявление внутренней позиции школьника.
Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями «внутренней позиции школьника», выявленными в экспериментальных работах по ее изучению.
Беседа состоит из 12 вопросов, направленных на определение внутренней позиции школьника. Беседа включает вопросы, косвенным образом позволяющие определить наличие познавательной и учебной мотивации у ребенка, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или, наоборот, препятствующих успешному обучению в школе.
Анализ ответов на вопросы показывает сформированность или несформированность «внутренней позиции школьника».
- Рисуночный тест «Кактус» (М.А.Панфилова)
Цель методики: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Стимульный материал: бумага (формат А4), карандаши.
Ребенку дается задание нарисовать кактус, такой, каким он себе его представляет. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.
Интерпретация:
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
- пространственное положение
- размер рисунка
- характеристики линий
- сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
- характеристика «образа кактуса»
- характеристика манеры рисования
- характеристика иголок
По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка: агрессивность, импульсивность, эгоцентризм, стремление к лидерству, неуверенность в себе, зависимость, демонстративность, открытость, скрытность, осторожность, оптимизм, тревожность, женственность, экстравертированность , интровертированность, стремление к домашней защите, чувство семейной общности , отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества . Толкование цветовой гаммы: цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок.
- Проективная методика
«Рисунок семьи»
Цель методики: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Тест поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
Методика «Рисунок семьи» удобна в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта, доступна лицам со сниженным интеллектом. Особенно продуктивно ее использование в дошкольном возрасте.
Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.
Стимульный материал: бумага (формат А4), карандаши.
Ребенка просят нарисовать семью. Полученное изображение, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.
Интерпретация:
«Рисунок семьи» в первую очередь предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем. На основе выполненного изображения, комментариев и ответов клиента на вопросы психолога, касающегося рисунка, эта методика раскрывает его чувства к тем членам семьи, которых он считает самыми важными, чье влияние, как положительное, так и отрицательное, для него наиболее значимо.
В рисунках анализируют:
графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);
формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).
- Проективный рисуночный тест
«Я в детском саду»
Цель методики: проверка психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
Иногда бывает сложно понять, насколько комфортно чувствует себя ребёнок в детском саду. Часто бывает, что дети не хотят ходить в сад, плачут, цепляются за маму и долго не заходят в группу. Иногда уже через 15 минут они забывают обо всем, включаются в игровой процесс и вечером не хотят идти домой. Очень важно выяснить, где находится причина негативного поведения - в детском саду или вне его (в зависимости от мамы, в неуверенности в себе, в ревности к младшему брату и т.д.). Один из способов узнать это можно с помощью рисуночного теста "Детский сад".
Стимульный материал: бумага (формат А4), карандаши.
Ребенка просят нарисовать себя в детском саду, без каких-либо пояснений.
Интерпретация: по окончании рисунка ребенку задаются вопросы. Рисунок анализируется по следующим параметрам: сюжет, фигуры, цвета.
- Проективная методика
«Рисунок несуществующего животного»
Цель методики: диагностика личностных особенностей
Методика используется для выявления личностных черт, бессознательных личностных конфликтов, установок, влечений и потребностей.
Стимульный материал: лист бумаги, карандаши.
Ребенку предлагается придумать и изобразить несуществующее в природе животное и дать ему несуществующее имя. После того, как ребенок закончил рисунок, его просят описать его и его образ жизни. Если рассказ о нарисованном персонаже оказался кратким или неполным, ему задаются наводящие уточняющие вопросы.
Интерпретация:
Cуществует несколько общих тенденций интерпретации рисунков: по виду начертания и смысловому содержанию рисунка можно изучить такие психические сферы как уровень агрессивности в целом, склонность к вербальной агрессии, боязнь агрессии и защитная агрессия, невротическая агрессия, уровень стрессоустойчивости испытуемого (реакция на эмоциональную нагрузку), а также выявить некоторые признаки психических патологий.
- Рисуночный тест «Мое дерево»
Цель методики: диагностика личностных особенностей
Рисунок дерева дает особо богатый материал о «содержании жизни», то есть открывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого. Дерево показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему Я, которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне.
При выполнении теста очень важно отслеживать последовательность изображения деталей, все комментарии, самопроизвольно сделанные тестируемым во время рисования, а также его эмоции.
Стимульный материал: лист, карандаш, ластик.
Ребенка просят нарисовать себя в образе дерева, после того как рисунок будет готов, предлагают придумать рассказ о жизни дерева: что оно чувствует, как ему живется в настоящий момент.
Интерпретация рисунка осуществляется по характерным деталям, расположению рисунка, изображению листвы, ствола, корней и штриховке.
- Тест Томаса
Цель методики: определения стиля поведения, личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
Тест К. Томаса позволяет выявить стиль поведения в конфликтной ситуации. Опросник Томаса не только показывает типичную реакцию на конфликт, но и объясняет, насколько она эффективна и целесообразна, а также дает информацию о других способах разрешения конфликтной ситуации. При помощи специальной формулы можно просчитать исход конфликта.
Стимульный материал: вопросы
Испытуемому предлагается в каждой паре выбрать то суждение, которое наиболее точно описывает его типичное поведение в конфликтной ситуации.
Интерпретация:
Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применял двухмерную модель регулирования конфликтов. Основополагающими измерениями в ней являются: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Было выделено пять способов урегулирования конфликтов.
- «Диагностика эмоционального выгорания личности»
(В.В. Бойко)
Цель методики: диагностика симптомов «эмоционального выгорания»
Методика позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе.
Стимульный материал: вопросы
Методика диагностики уровня профессионального выгорания представляет собой опросник, который состоит из 84 пунктов, группирующихся в 12 шкал. В свою очередь, шкалы группируются в три фактора, соответствующих трём выделенным Бойко стадиям эмоционального выгорания.
Тестируемому предлагается заполнить бланк теста, согласившись или не согласившись с представленными утверждениями.
Интерпретация:
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «сгорания».
Для получения результата по факторам необходимо сложить значения четырёх субшкал каждого фактора. Фактор с наибольшим количеством баллов является ведущим в общей картине синдрома профессионального выгорания у респондента. Для вычисления общего индекса необходимо сложить значения всех трёх факторов.
- Способность педагога к эмпатии.
И.М.Юсупов
Цель методики: исследование уровня эмпатии у педагогов.
Методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание — это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным.
Стимульный материал: вопросы
Для выявления уровня эмпатийных тенденций испытуемому необходимо, ответить на каждое из 36 утверждений.
Интерпретация:
Сначала проверяется степень откровенности испытуемого, результатам тестирования можно доверять, если опрашиваемый дал не больше трех неискренних ответов. Подсчитывается сумма баллов, исходя из этого делается вывод об уровне эмпатийности испытуемого.
- Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Цель методики: выявление причин неприятия ребенка родителем.
Тест-опросник родительского отношения представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.
Стимульный материал: вопросы. В тесте-опроснике 61 вопрос, на который следует отвечать согласием или несогласием.
Интерпретация:
Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
- Шкала степени отверженности ребенка в семье
(по методике А.И. Баркан)
Цель методики: изучение субъективной семейной ситуации ребенка.
Методика позволяет определить степень отверженности ребенка в семье, а также причины, вызвавшие отверженность ребенка в семье.
Родителям предлагается шкала, которая содержит перечень некоторых
черт характера и особенностей ребенка. Во время знакомства с этим перечнем родители отмечают номера тех черт характера и особенностей ребенка, о которых они мечтали, чтобы они были у ребенка, еще до его рождения, а также номера тех черт характера и особенностей ребенка, которые, по их мнению, имеются у ребенка в настоящее время.
Интерпретация:
После подсчета общего количества черт характера и особенностей ребенка со знаком (+), совпавших в двух графах, вычисляется процент совпавших черт характера и особенностей ребенка.
- «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернс, С.Кауфман (КРС)
Цель методики: изучение родительской позиции по отношению к ребенку.
Тест "Кинетический рисунок семьи" дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.
Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.
Тест состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования.
Стимульный материал: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Интерпретация:
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.
При интерпретации теста основное внимание обращается на следующие аспекты:
1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);
2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).
- Родительское сочинение
«История жизни моего ребенка»
Цель методики: диагностика особенностей родительской позиции и типа семейного воспитания, особенностей взаимоотношений с ребенком.
Методика «Родительское сочинение» рекомендуется к использованию на этапе диагностики и сбора анамнестических данных в процессе возрастно-психологического консультирования. Сами сочинения родителей могут быть весьма продуктивно использованы на этапах собственно коррекционной работы для контроля динамики изменения родительской позиции и оценки эффективности такой работы.
Материалы таких сочинений используются в дальнейшей коррекционной работе с родителями для анализа обоснованности и конструктивности семейного воспитания, выявления «слабых мест» и совместной выработки новых подходов к воспитанию для целенаправленной коррекции родительской позиции.
Время написания сочинения не ограничивается. Сочинение может быть написано как дома, так и во время ожидания родителем ребенка, проходящего психологическое обследование.
Интерпретация: при интерпретации полученных данных следует учитывать, что диагностическую ценность полученного материала существенно ограничивают недостаточный культурно-образовательный и интеллектуальный уровень клиента, и в первую очередь уровень развития его письменной речи и способности к рефлексии. Тем не менее даже в этих случаях родительское сочинение может стать важным источником диагностической информации, конечно, при условии не формального, а заинтересованного отношения клиента к выполнению задания.
Выделяются три группы параметров анализа сочинения:
• особенности поведения родителя в процессе выполнения задания;
• формальные показатели;
• содержательные показатели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, ориентированном на здоровьесберегающие технологии
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...
Годовой план психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МКДОУ "Новохоперский центр развития ребенка - детский сад № 1" на 2014-2015 учебный год
В годовом плане расписана вся работа педагога-психолога по основным направлениям с родителями, детьми и педагогами....
Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в рамках инновационной деятельности
Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Владимировныв рамках школы ППО На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повы...
Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессионал...
Дидактические принципы деятельностного метода как необходимые психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в современном детском саду
Семинар-практикум по дидактическим принципам деятельностного метода предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций....
«Кабинет педагога-психолога образовательной организации, как эффективный инструмент психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Презентация опыта работы с детьми в кавбинете педагога-психолога...
Статья на тему:"Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации ГБОУ Прогимназии №675“Талант”в условиях реализации ФГОС ДО"
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.И...