Консультация для педагогов по развитию познавательной активности дошкольников.
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
В консультации даны рекомендации по созданию условий для развития познавательной активности дошкольников в условиях ДОУ, разбирается процесс познания на простом примере и приводится алгоритм разработки детского проекта по методики А.И.Савенкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchas.pdf | 489.22 КБ |
doklad_k_pedchasu_eksperementov.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Ребенок– природный исследователь окружающего мира. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Задача взрослых – поддерживать и развивать познавательную деятельность у детей дошкольного возраста, ведь это особенно актуально на современном этапе. В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) ребенок исследует окружающую среду, учится устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать выводы. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.
Для обеспечения познавательного развития в ДОУ создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие старшего дошкольника.
Условия, необходимые для развития познавательной активности дошкольников в ДОУ:
- создание пространственной разносторонней среды;
- гуманистическая позиция педагога;
- индивидуально-дифференцированный подход;
- взаимодействие с родителями;
- система планирования;
Методические условия для развития познавательной активности детей:
· Плановость;
· Координированность;
· Целенаправленность;
· Системность;
· Индивидуально-дифференцированный подход и непрерывность повышения квалификации;
· Новизна в работе педагогов, умение их адаптировать, изменять имеющийся материал.
Давайте разберем процесс познания на простом примере:
Мы встретились с неизвестным объектом. Процесс познания будет запущен только тогда, если у нас появится мотив, желание узнать что то узнать о нем.
Поэтому познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой педагог - доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию. Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.
Далее включаются наши средства восприятия, анализаторы- мы рассматриваем, прислушиваемся, принюхиваемся, пробуем на вкус, т.е с помощью органов чувств познаем признаки объекта. При этом мы задаем себе вопросы- а зачем нужен этот объект, что будет, если его, например, уронить и т.д. При поиске ответов мы начинаем устанавливать причинно-следственную связь и характер взаимодействия этого объекта с окружающим миром. Процесс плзнания не возможен без преобразования объекта, мы размышляем, а что будет, если уменьшить какую то часть данного объекта, или, например, сделать ее подвижной…. Процесс познания всегда продуктивен, поэтому, посредством преобразований мы можем не только изучить признаки неизвестного объекта, но и получить новый объект с новыми свойствами. Самое главное в такой работе это то, что взрослый не объясняет результаты собственного познания, а создает условия по формированию у детей способов познания и обучает применению этих способов в конкретной деятельности детей и становлению на этой основе ключевых компетентностей- информационной, коммуникативной и технологической. Такой подход гарантированно формирует у дошкольников предпосылки к учебной деятельности.
МЕТОДИКА САВЕНКОВА
- Выбор темы- Выбор темы организуется в форме диалога с детьми. Необходимо связать выбор темы со следующими параметрами: интересы детей; имеющийся у детей опыт; общий уровень развития всех детей группы; соблюдение национальных традиций; наличие ресурсов, необходимых для изучения темы.
- Гипотеза исследования- предположение, догадка, еще не доказанная и неподтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов- предположим…, что если…, допустим…, возможно…
- Планирование работы над темой- здесь помогут карточки-символы:
- Все идеи нужно записывать или зарисовывать графически на листочках.
- Дошкольники с интересом относятся к книге, сначала следует рассказать, что книги бывают разные, объяснить, чем словари отличаются от сказок.
- В наше время отснято много фильмов и роликов и они очень информативны.
- Интернет- бесконечный источник информацию, но стоит придерживаться регламента, не забывать про гимнастику для глаз и родительский контроль. Следует уточнить, что компьютер скорее рабочее место, чем развлечение.
- Очень важно показать ребенку, что много полезной информации можно почерпнуть у других людей. Нужно предоставить ребенку возможность поговорить со взрослым, а для этого его нужно обучить точно и креативно ставить вопросы, фиксировать все полученные сведения.
- Надо понимать, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать далеко не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, но видим и слышим умом.
- Создайте для экспериментирования все условия. Учите ребенка не принимать все на веру, а наоботор, строить умозаключения, делать выводы, исходя из результатов опыта.
Как только быдет собран весь материал нужно поделиться своим знанием и рассказать о том, что узнал другим. Поэтому здесь нужно помочь ребенку подготовить доклад, по плану. Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа. так же необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму.
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способ-ность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников в предверии школьной жизни»
Дети седьмого года жизни - это будущие школьники. И этот последний год пребывания в дошкольном учреждении стартовая ступень на пути в жизнь школьную. Очень важно оказать помощь ребёнку в приобретении ...
Консультация для педагогов ДОУ «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экскурсии».
Раскрывается роль экскурсии в развитии познавательной активности дошкольников....
Консультация для педагогов ДОУ "Развитие познавательной активности у детей с помощью сказок"
Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с...
Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни....
Консультация для педагогов Тема: «Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности»
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность....
Консультация "Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников"
Консультация расскрывает понятие "педагогическая технология" и знакомит с современными технологиями, направленными на познавательное развитие дошкольников....
- Мне нравится (1)