Сюжетно - ролевая игра, как средство реализации детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.
Сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. В игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. Игра имеет непреходящее значение для социального развития ребенка, именно в игре он примеряет на себя ролевое поведение, начинает понимать многие нюансы поведения людей. Учится подчинять свое поведение определенным правилам, Игра имеет огромное значение для развития личности ребёнка: принимая на себя в игре различные роли, изображая поступки людей, ребёнок проникает их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. В ходе сюжетно –ролевой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа. А сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила взаимодействия и поведения людей, общественные и общечеловеческие нормы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igrovaya_deyat.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Д/С № 69 «Брусничка»
Воспитатели:
Мондарова Е.С., Божедонова О.А.
«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.
Сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. В игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. Игра имеет непреходящее значение для социального развития ребенка, именно в игре он примеряет на себя ролевое поведение, начинает понимать многие нюансы поведения людей. Учится подчинять свое поведение определенным правилам, Игра имеет огромное значение для развития личности ребёнка: принимая на себя в игре различные роли, изображая поступки людей, ребёнок проникает их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. В ходе сюжетно –ролевой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа. А сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила взаимодействия и поведения людей, общественные и общечеловеческие нормы.
Сюжетно-ролевая игра дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творческий подход в нестандартных жизненных ситуациях, заставляет решать разнообразные задачи, возникающие по ходу «живого» сюжета игры. Детям приходится, примеряя на себя разные роли, учиться выстраивать отношения как можно более правильно, рационально, логически мыслить и правильно реагировать на ситуацию. Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками.
Сюжетно – ролевая игра «Аэропорт Маган».
Группа: старшая группа.
Цель: Развивать умение детей в процессе игры учитывать интересы других ребят, проявлять доброжелательность к сверстникам, воспитывать культуру поведения у детей, активно социализироваться в обществе.
Задачи:
- Расширить представления детей о труде взрослых в аэропорту и на аэродроме.
- Обогатить словарь детей: пилоты (летчики), стюардесса, техники, бензозаправщики, пассажиры. Активизировать словарь детей: кассир, буфетчица, высота, самолет, аэропорт.
Развивать диалогическую речь.
- Воспитывать у детей уважения к труду летчика. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.
Оборудование: фуражки для летчиков, пилотка для стюардессы, штурвал, «деньги», прилавки для «буфета», «медпункта», «комната матери и ребенка», «регистрация на рейс», «касса».
Роли: первый и второй пилоты (летчики), стюардессы,
пассажиры — мамы, папы, дети, бабушки, дедушки, кассир, охранники, уборщицы, буфетчица, регистратор, продавец газетного киоска, врач .
Предварительная работа:
- Просмотр видеосюжета об аэропорте.
- Беседа с детьми о своих впечатлениях «Когда я был в аэропорту», «Что я видел проезжая аэропорт», «Мы летали отдыхать».
- Чтение стихотворений:
- из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Аэропорт»)
- из книги И. Винокурова «Самолет летит» («На аэродроме», «Кто водит самолеты»)
- стихи «Я сегодня самолет» Ростислав Медведь
- загадки.
- Рассматривание иллюстративного материала, изображающего летящий самолет, самолет на аэродроме, самолет с сидящим летчиком, беседа с детьми по содержанию рассмотренных картинок.
- Беседа о профессии летчик, о качествах личности присущих людям этой профессии
6. Настольно – печатные игры:
«Летчик Луи» (развитие глазомера); «Кому что нужно» (профессии);
«Лото» (виды транспорта)
7. Дидактические и словесные игры:
«Кто лишний», «Да или нет», «Третий лишний», «Похож – не похож», «Найди пару».
8. Подвижная игра «Самолеты»
9. Лепка «Самолет»,
Рисование «Я летчик…» (по замыслу)
- Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей: составление расписания, пилотки, фуражки, очки, билеты, деньги, паспорта, штурвал, наушники, еда и т.д.
Технологическая карта НОД по сюжетно-ролевой игре
Сюжеты | Роли | Мотивация | Атрибуты | Игровые действия | Речевые обороты | ||
Аэропорт | Пассажиры (6 человек) | Ребята отгадайте загадку… Прибыли в аэропорт, хотят отправиться в путешествие. Заходят и проходят в кассу. | Багаж: чемоданы сумки; кошельки; «деньги»; документы. | Обращаться за помощью в покупке билета на рейс самолета к кассиру. Обращаться за помощью в выборе газеты или журнала к продавцу газетного киоска. Покупать продукты в буфете аэропорта. Обращается к врачу. Общаться со стюардессой в выборе меню в самолете. | Здравствуй, будьте так любезны. Подскажите пожалуйста, что лучше выбрать… Большое спасибо, Вы очень нам помогли. | ||
Кассир (1 человек) | Мы хотели бы приобрести билеты до города…. | Телефон, журнал регистрации пассажиров, «деньги», билеты, ручка. | Отвечать на звонки, вести регистрацию пассажиров, выдавать билеты, ставить печать на билетах. Регистрировать и проверять вес багажа. Вести контроль во время посадки пассажиров в самолет | Здравствуйте, чем я могу вам помочь? Предъявите свои документы… Расположите свой багаж на весах… Пройдите в зал ожидания… Предъявите свои билет. Счастливого полета. | |||
Уборщица | Чтобы аэропорт был чистым, в аэропорту должна работать уборщица | Иггг | Мыть полы. | Поднимаем ноги. | |||
Регистрация на рейс (1 человека) | Телефон, ручка, журнал регистрации | Проверять билеты у пассажиров. И пропускать на самолет. | Добрый день! Ваш паспорт и билеты! Все хорошо! Приятного полета! | ||||
Пилоты (2 человека) | Шлемы, штурвал, наушники, бортовые приборы | Приветствовать пассажиров на борту самолета. Проверять исправность всех бортовых приборов. Следить за температурой за бортом и высотой полета. | Наш экипаж рад приветствовать вас на борту нашего самолета. Температура за бортом… Наш полет продлится … часов, на высоте… Приятного полета! Просьба пристегнуть ремни. Не волнуйтесь, мы вошли в зону турбулентности, поэтому самолет немного трясет. | ||||
Стюардесса (2 человек) | Пилотка, поднос, спасательные жилеты, пледы, посуда, продукты (игрушки) | Приветствовать пассажиров на борту самолета. Объяснять где что лежит. Объяснять, как пользоваться спасательными жилетами. Приносить напитки и еду. | Что вам предложить? Приятного аппетита. Располагайтесь поудобнее. Пристегните ремни. | ||||
Сопутствующие сюжеты | |||||||
Медпункт | Медсестра | Столик, халат, колпак, мед принадлежности, лекарства, тонометр. | Выслушивать посетителей обратившихся в медпункт, прописать лекарства. | Здравствуйте! Что вас беспокоит? Я бы вам посоветовала… Вы наверное переволновались… Приятного полета… | |||
Буфет | Буфетчица | Халат, колпак, прилавок, столики и стулья, подносы, посуда, продукты (муляжи - игрушки), деньги. | Выслушивать покупателей, отпускать (продавать) приготовленную пищу и напитки Давать рекомендации по выбору блюда. | Что вы хотите купить? Я бы вам посоветовала… Попробуйте вот эти булочки, их только что испекли. Это очень вкусно. Сумма вашей покупки… Спасибо за покупку… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сюжетно - ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности» ( с учетом ФГТ).
В выступлении и презентации раскрыты особенности сюжетно-ролевой игры как средства приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности» (с учетом ФГТ), содержание образовательной облас...
Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»
Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают реальные, действительные, регул...
Презентация на тему «СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»
Министерство образования иркутской области областное государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторный детский дом для...
«Сюжетно - ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности»
Сл 1 Выступление на педсовете по теме: «Сюжетно - ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности» Сл.2 В связи с внедрением ФГОС в обра...
Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности в соответствии с ФГОС ДО.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально-личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, вкл...
Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста»
В связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Социализация детей в обществе сверстн...
РЕФЕРАТ Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство саморазвития детей дошкольного возраста».
В данном реферате раскрывается проблема саморазвития ребенка в сюжетно ролевой игре....