Сюжетно - ролевая игра, как средство реализации детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Мондарова Елена Семеновна

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.

Сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. В игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. Игра имеет непреходящее значение для социального развития ребенка, именно в игре он примеряет на себя ролевое поведение, начинает понимать многие нюансы поведения людей. Учится подчинять свое поведение определенным правилам, Игра имеет огромное значение для развития личности ребёнка: принимая на себя в игре различные роли, изображая поступки людей, ребёнок проникает их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. В ходе сюжетно –ролевой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа. А сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила взаимодействия и поведения людей, общественные и общечеловеческие нормы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igrovaya_deyat.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/С № 69 «Брусничка»

Воспитатели:

 Мондарова Е.С., Божедонова О.А.

«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.

Сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. В игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. Игра имеет непреходящее значение для социального развития ребенка, именно в игре он примеряет на себя ролевое поведение, начинает понимать многие нюансы поведения людей. Учится подчинять свое поведение определенным правилам, Игра имеет огромное значение для развития личности ребёнка: принимая на себя в игре различные роли, изображая поступки людей, ребёнок проникает их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. В ходе сюжетно –ролевой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа. А сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила взаимодействия и поведения людей, общественные и общечеловеческие нормы.

Сюжетно-ролевая игра дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творческий подход в нестандартных жизненных ситуациях, заставляет решать разнообразные задачи, возникающие по ходу «живого» сюжета игры. Детям приходится, примеряя на себя разные роли, учиться выстраивать отношения как можно более правильно, рационально, логически мыслить и правильно реагировать на ситуацию. Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками.

Сюжетно – ролевая игра «Аэропорт Маган».

Группа: старшая группа.

Цель: Развивать умение детей в процессе игры учитывать интересы других ребят, проявлять доброжелательность к сверстникам, воспитывать культуру поведения у детей, активно социализироваться в обществе.
Задачи:

  1. Расширить представления детей о труде взрослых в аэропорту и на аэродроме.
  2. Обогатить словарь детей: пилоты (летчики), стюардесса, техники, бензозаправщики, пассажиры.                                                                              Активизировать словарь детей: кассир, буфетчица, высота, самолет, аэропорт.

        Развивать диалогическую речь.

  1. Воспитывать у детей уважения к труду летчика. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Оборудование:  фуражки для летчиков, пилотка для стюардессы, штурвал,  «деньги», прилавки для «буфета»,  «медпункта», «комната матери и ребенка», «регистрация на рейс», «касса».

Роли: первый и второй пилоты (летчики), стюардессы,

 пассажиры — мамы, папы, дети, бабушки, дедушки, кассир, охранники, уборщицы, буфетчица, регистратор, продавец газетного киоска, врач .

Предварительная работа:

  1. Просмотр видеосюжета об аэропорте.
  2. Беседа с детьми о своих впечатлениях «Когда я был в аэропорту», «Что я видел проезжая аэропорт», «Мы летали отдыхать».
  3.  Чтение стихотворений:

- из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Аэропорт»)

- из книги И. Винокурова «Самолет летит» («На аэродроме», «Кто водит самолеты»)

- стихи «Я сегодня самолет» Ростислав Медведь

- загадки.

  1. Рассматривание иллюстративного материала, изображающего летящий самолет, самолет на аэродроме, самолет с сидящим летчиком, беседа с детьми по содержанию рассмотренных картинок.
  2. Беседа о профессии летчик, о качествах личности присущих людям этой профессии

6. Настольно – печатные игры:

        «Летчик Луи» (развитие глазомера); «Кому что нужно» (профессии);

        «Лото» (виды транспорта)

7. Дидактические и словесные игры:

     «Кто лишний», «Да или нет», «Третий лишний», «Похож – не похож», «Найди пару».    

8. Подвижная игра «Самолеты»

9.  Лепка «Самолет»,

       Рисование «Я летчик…» (по замыслу)

  1. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей: составление расписания, пилотки,  фуражки, очки, билеты, деньги, паспорта, штурвал, наушники, еда и т.д.

Технологическая карта НОД по сюжетно-ролевой игре

Сюжеты

Роли

Мотивация

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Аэропорт

Пассажиры

(6 человек)

Ребята отгадайте загадку…

Прибыли в аэропорт, хотят отправиться в путешествие. Заходят и проходят в кассу.

Багаж: чемоданы сумки; кошельки; «деньги»; документы.

Обращаться за помощью в покупке билета на рейс самолета к кассиру. Обращаться за помощью в выборе газеты или журнала к продавцу газетного киоска. Покупать продукты в буфете аэропорта. Обращается к врачу. Общаться со стюардессой в выборе меню в самолете.

Здравствуй, будьте так любезны. Подскажите пожалуйста, что лучше выбрать…

Большое спасибо, Вы очень нам помогли.

Кассир

(1 человек)

Мы хотели бы приобрести билеты до города….

Телефон, журнал регистрации пассажиров, «деньги», билеты, ручка.

Отвечать на звонки, вести регистрацию пассажиров, выдавать билеты, ставить печать на билетах. Регистрировать и проверять вес багажа. Вести контроль во время посадки пассажиров в самолет

Здравствуйте, чем я могу вам помочь?

Предъявите свои документы…

Расположите свой багаж на весах…

Пройдите в зал ожидания…

Предъявите свои билет. Счастливого полета.

Уборщица

Чтобы аэропорт был чистым, в аэропорту должна работать уборщица

Иггг

Мыть полы.

Поднимаем ноги.

Регистрация на рейс

(1 человека)

Телефон, ручка, журнал регистрации

Проверять билеты у пассажиров. И пропускать на самолет.

Добрый день! Ваш паспорт и билеты! Все хорошо!  Приятного полета!

Пилоты

(2 человека)

Шлемы, штурвал, наушники, бортовые приборы

Приветствовать пассажиров на борту самолета. Проверять исправность всех бортовых приборов. Следить за температурой за бортом и высотой полета.

Наш экипаж рад приветствовать вас на борту нашего самолета. Температура за бортом…

Наш полет продлится … часов, на высоте…

Приятного полета! Просьба пристегнуть ремни. Не волнуйтесь, мы вошли в зону турбулентности, поэтому самолет немного трясет.

Стюардесса (2 человек)

Пилотка, поднос, спасательные жилеты, пледы, посуда, продукты (игрушки)

Приветствовать пассажиров на борту самолета.

Объяснять где что лежит. Объяснять, как пользоваться спасательными жилетами. Приносить напитки и еду.

Что вам предложить? Приятного аппетита. Располагайтесь поудобнее. Пристегните ремни.

Сопутствующие сюжеты

Медпункт

Медсестра

Столик, халат, колпак, мед принадлежности, лекарства, тонометр.

Выслушивать посетителей обратившихся в медпункт, прописать лекарства.

Здравствуйте! Что вас беспокоит?

Я бы вам посоветовала…

Вы наверное переволновались…

Приятного полета…

Буфет

Буфетчица

Халат, колпак, прилавок, столики и стулья, подносы, посуда, продукты (муляжи - игрушки), деньги.

Выслушивать покупателей, отпускать (продавать) приготовленную пищу и напитки Давать рекомендации по выбору блюда.

Что вы хотите купить?

Я бы вам посоветовала…

Попробуйте вот эти булочки, их только что испекли. Это очень вкусно.

Сумма вашей покупки…

Спасибо за покупку…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно - ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности» ( с учетом ФГТ).

В выступлении и презентации раскрыты особенности сюжетно-ролевой игры как средства приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности» (с учетом ФГТ), содержание образовательной облас...

Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»

Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают реальные, действительные, регул...

Презентация на тему «СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

Министерство образования иркутской области областное государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторный детский дом для...

«Сюжетно - ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности»

Сл 1 Выступление на  педсовете по теме: «Сюжетно - ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности» Сл.2  В связи с внедрением ФГОС в обра...

Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности в соответствии с ФГОС ДО.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально-личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, вкл...

Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста»

В связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Социализация детей в обществе сверстн...

РЕФЕРАТ Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство саморазвития детей дошкольного возраста».

В данном реферате раскрывается проблема саморазвития ребенка в сюжетно ролевой игре....