«Сюжетно - ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности» ( с учетом ФГТ).
методическая разработка по теме

Молёнова Тамара Афанасьевна

В выступлении и презентации раскрыты особенности сюжетно-ролевой игры как средства приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности» (с учетом ФГТ), содержание образовательной области «Социализация», рассмотрена игра как вид детской деятельности с разных позиций и определена роль сюжетно-ролевой игры на современном этапе.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.rar2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Сл 1 Выступление на  педсовете по теме: «Сюжетно - ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности» ( с учетом ФГТ).   

Сл.2  В связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности.

 В группах раннего и дошкольного возраста  социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.

Сл3 .  Содержанием образовательной области «Социализация» является:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

     Сл.4   Мы рассмотрим вопрос «Сюжетно-ролевая  игра в ознакомлении  детей с социальной действительностью»

   Хочется начать со слов Л. С.  Выгодского:

Сл 5.  Игра ребенка не есть  простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их  и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.                                                

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой).

Сл 6.  Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.    

 Сл 7 .   Многочисленные исследования отечественных педагогов и  психологов  (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. П. Усова и др.). показали, что творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания, психического развития и социализации детей дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «… материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой »

 Сл8 Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций.

 Сл 8.   Игра  - это  отражение ребенком окружающей

реальности; и хотя оно основывается на воображении ребенка, в этой условной обстановке реальны действия играющих, реальны и искренни детские эмоции. В игре ребенок комбинирует, объединяет свои впечатления и жизненный опыт.

Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.

Игра – это импровизация, ребенок не говорит длительно свою роль, не продумывает ее, замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо.

Игра – это самостоятельная деятельность ребенка, в ней ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, с партнерами по игре, учится устанавливать с ними отношения, основанные на симпатии, дружбе, взаимопомощи, осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений.

Игра - это школа воспитания чувств  дошкольников, их нравственных качеств. Именно сформированные  в игре моральные качества влияют на поведение ребенка в жизни, и наоборот, навыки, приобретенные в результате ежедневного  общения детей друг с  другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игровых ситуациях.

Игра – это средство интеллектуального развития ребенка. Знания,  представления, умения, навыки, в процессе обучения, в семье, находят непосредственное отражение и  практическое применение в детских  играх.

Игра – действенное средство коррекции нарушений эмоционально-волевой и познавательной сферы, речи, общей и мелкой моторики.

Игра – это способ  развития детского воображения и творческих способностей,   радость творчества, радость созидания. Они проявляются в поиске средств для воплощения игрового  замысла, в подборе атрибутов и предметов-заменителей для игры, развитии игрового  сюжета, интерпретации ребенком роли в сюжетно-ролевой игре.

   Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.

Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни. Большинство  детских сюжетно-ролевых игр отражает труд взрослых: малыши подражают воспитателю, врачу, шоферу, летчику, пожарному, отражают бытовые действия членов семьи и их отношения. В  игре закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

В игре ребенок обладает возможностью проявлять способность, казалось бы, не характерную для дошкольников, к самовоспитанию.

Игра – это работа ребенка над самим собой. Это,  не означает, что ребенок сознательно ставит перед собой цель самосовершенствоваться. Нет, ребенок и не думает об этом: он просто играет  – летит на самолете, гонится за пиратами по южным морям и т.д. Вот тут, незаметно для него и осуществляется большая работа изменения самого себя: весело, играючи осваивает он новые пласты жизни; тренирует память, мышление, воображение; получает новые знания о взаимоотношениях людей, о природе и окружающей действительности.

Сл.9  Через игру осуществляется социализация ребенка дошкольника.

Социализация – это «совокупность социальных  процессов,  благодаря которым индивид усваивает  и воспроизводит определенную  систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» .                                                  И.С. Кон

Под  социализацией принято  понимать процесс и результат развития индивида, его превращение в созидательного члена общества. Этот процесс начинается и происходит в дошкольном учреждении в ходе целенаправленного педагогически организованного  воспитания. Суть  социализации состоит  в том, что  она формирует  человека как члена того  общества,  к которому он принадлежит.

Сл.10  Социализация – это двусторонний процесс включающий в себя:

  1. Усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей.
  2.  Процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.

Сл.11  Для успешной социализации по   Н. Смелзеру  необходимо действие  трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Формирование, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

  1. Стадия подражания и копирования детьми  поведения взрослых.
  2.  Игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

     3. Стадия групповых игр, на которой дети учатся  понимать, что от них ждет целая группа людей.

Дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них особенно привлекательным. Но что же именно в окружающей действительности стимулирует игру дошкольника? И всякие ли яркие впечатления ребенка дают материал для ролевой игры?

Экспериментальные ситуации, описанные Д.Б.Элькониным

Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть “в зоопарк”. Но дети ни в тот, ни в последующие дни “в зоопарк” не играли. Тогда она повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру “в зоопарк”, в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, “звериная кухня” с поваром, “звериная больница” с врачом и т.п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняясь.

Как вы думаете, почему игры не получилось после первой экскурсии?

Первая — это сфера предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека; вторая—сфера деятельности людей и их отношений. Данные результаты свидетельствуют о том, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними и что ее содержанием является именно эта реальность. Таким образом, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предметы, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношения между людьми, которые осуществляются через определенные действия, т.к деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты игр очень многообразны и  изменчивы.

В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т.д.), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, фильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Однако это не меняет сути игры: при всем многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.

Действительно, одна и та же по своему сюжету игра (например, “в семью”) может иметь совершенно разное содержание: одна “мама” будет бить и ругать своих “детей”, другая — краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья — постоянно стирать и готовить, четвертая—читать детям книжки и заниматься с ними и т.п. Все эти варианты отражают то, что “вливается” в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр.

Таким образом, особая чувствительность игры к сфере человеческих отношений свидетельствует о том, что она является социальной не только по своему происхождению, но и по своему содержанию. Она возникает из условий жизни ребенка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия.

 Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т.к. в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя - создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

Сл.12  В ДОУ этот мир представляет предметно - развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.

Сл.13  Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Сл.14  При построении предметно - пространственной среды педагоги  должны руководствоваться   принципами В.А Петровского

  1. Открытости;
  2. Гибкого зонирования;
  3. Стабильности -динамичности;
  4. Полифункциональности ;
  5. Гендерный подход.

 что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Все игровые центры должны расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно нескольким группам,  а в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

СЛ.-15  Центр  сюжетно- ролевой игры

В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного, игрового уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр. Содержание кукольного  уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется по  мере освоения детьми тех или иных игровых действий.          Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке пред метов, которые дети могли бы использовать в роли заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занима ют детские поделки, применяемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие

СЛ.-16    Центр  строительно-конструктивных  игр,  в котором размещены альбомы со  схемами,  картинки, строительный материал, конструкторы, позволяющие проводить такие игры,  как  «Автобус», «Поезд», «Корабль» и др..

СЛ.-17   Центр  науки,  куда входит  уголок природы  и место для детского  экспериментирования и  опытов с соответствующим оборудованием и материалами.

В нем могут  возникать  различные игровые ситуации, входящие в сюжет  ролевой игры. Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, дидактические игрушки.

 СЛ.-18   Центр  книги, куда включается книжный уголок  и все игры,  и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к обучению в школе.

Сл.19           Центр  театрализованных игр 

Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций должны быть доступны для детей. Использование разных  видов театра способствует развитию творческой самостоятельности детей в передаче образа персонажа, желание попробовать себя в разных ролях, воспитание артистических качеств.

Целесообразно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними изготовлять атрибуты, обыгрывать их.

СЛ.-20    Таким образом: игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для до школьной педагогики проблема использования игры в целях все стороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.

Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Сл. 21  Для работы по формированию, обогащению сюжетно-ролевых игр содержанием, атрибутами использовался проектный метод

Он  позволил создать условия для планомерной и эффективной работы. Подбирая тематику игр для проектов, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы, социальная действительность. В процессе проектной деятельности вместе с детьми выполнялись  запланированные конкретные мероприятия, практические творческие дела, поэтапно продвигались к цели. Продуктом проектов стала самостоятельно развернутая детская игра.

И вашему вниманию представляем презентации проектов по сюжетно-ролевым играм.

«Космос»-старшая группа

«Российская Армия»- подготовительная группа

«Стройка» -2младшая

«Магазин» -средняя

«Театр»- 2младшая

Сл. 22   Просмотрев презентации  Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека. И кто знает, может у нас будут свои герои.

 и заканчивая педсовет словами     Шмакова С.А

     «Игра, как затопленная Атлантида находится на грани исчезновения»

           «Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».

                                                                                               С.А. Шмаков.

Сл. 23        Список использованной литературы

1.Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников – М., Просвящение, 1981г., 80с.

2. Григорьева   Г.,   Ильичева   Е.    «Игровые    приемы   в   руководстве изобразительной   деятельностью        старших       дошкольников».// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - с. 4.

3. Зворыгина Е.В., Комарова Н. «Педагогические условия формирования  сюжетно-ролевой игры».// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - с. 31-40.

4. Зворыгина    Е.В.    «Первые    сюжетные    игры    малышей». М.:Просвещение, 2008.

5. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников». - М: Айрис-пресс.

6. Карпюк Г.А. «Делимся опытом» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - декабрь 2007. - № 6.

7. Козлова   С.А.,   Куликова   Т.А.   «Дошкольная   педагогика».    М.:Академия, 2009.

8. Коаснощекова Н.В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного  возраста – Ростов -на -дону,  Феникс, 2008г., 251с.

9. Манина И. «Наши помощники - игры».// Ребенок в детском саду. -  2007.-№4. -с. 72.

10. Мендженицкая Н.В. Воспитание о  детской игре – М., просвящение, 1982г., 128с.

11. Михаиленко Н., Короткова Н. «Формирование сюжетной игры у детей четвертого года жизни».// Дошкольное воспитание. - 2003. - № 6. - с. 12-19.

12. Недоспасова В. «Развитие детей в игровой деятельности».// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 4.

13. Ю.Палагина   Н   «Третий   год   жизни:   развитие   игры».//   Дошкольное воспитание. - 1990. - № 3. -

14. «Психология и педагогика игры дошкольника»./ Под ред. Запорожца А.В., Усовой АЛ.-М., 1966.

15. Турыгина СВ., Кугач А.Н. «Игра - понятие многогранное» // Детский досуг. - 2007. - № 2. - с. 83-85.

16. Ушинский К.Д. «Собрание сочинений». - М, 1950. - т. 10

17. Фьюэлл P.P., Вэдэзи П.Ф.  «Обучение через игру (7-9 месяцев)» // Дошкольная педагогика. - январь-февраль 2004.

18. Хейзинга И. «Человек, играющий в тени завтрашнего дня». - М., 1992.

19.Эльконин   Д.Б.   «Основная   единица   развернутой   формы   игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры».// Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. - М., 1981.

20. Эльконин Д.Б. «Психология игры». - М., 1978.

21.Юрова Л.А. «Играть - развивая, развивать - играя» // Дошкольная  педагогика. - ноябрь-декабрь 2004. - № 6(21).

Сл. 24 спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

Министерство образования иркутской области областное государственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторный детский дом для...

«Сюжетно - ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности»

Сл 1 Выступление на  педсовете по теме: «Сюжетно - ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности» Сл.2  В связи с внедрением ФГОС в обра...

Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности в соответствии с ФГОС ДО.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально-личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, вкл...

Доклад «Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста»

В связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Социализация детей в обществе сверстн...

"Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности"

    В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. В группах раннего и дошкольного возра...

Консультация для педагогов 2022-Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности в соответствии с ФГОС

В группах раннего и дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям де...