Консультация для педагогов: Использование в работе с детьми технологии «Круги Эйлера».
консультация по математике

Биктимирова Гульназ Анваровна

Консультация для педагогов: Использование в работе с детьми технологии «Круги Эйлера».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eyler.docx10.09 КБ

Предварительный просмотр:

Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядноотобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они былиизобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике,логике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядностьмодели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду назанятиях по развитию речи.

      Круги Эйлера могут с успехом использоваться в детском саду как в непосредственнообразовательной деятельности в образовательных областях,так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера ребенок учитсясопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания, развивается речь,память и мышление.

 Основной целью игр с кругами является освоение умения классифицироватьмножества по двум или нескольким свойствам.

Задачи использования кругов Эйлера в работе с детьми:

1. Формировать представление о математических понятиях (кодирование,кодирование со знаком отрицания).

2. Развивать логическое мышление.

3. Развивать представление о множестве, операции со множествами (сравнение,классификация).

4. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначатьих отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснятьсходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

5. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью, в том числеив целях запоминания.

6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели,преодолении трудностей.

Этапы организации игр и упражнений с кругами в младшем (среднем) возрасте.

1. Работу с кругами необходимо начинать со второй младшей группы, используя вработе один круг. Дети совместно с педагогом определяют признак предмета и выбираютсоответственно карточку с символом, на которой обозначен данный признак (цвет,форма, размер) и располагают ее в круг, проговаривая их признаки.

2. В средней группе используются уже два не пересекающихся круга, при этом педагогдолжен учитывать уровень развитие дошкольников.

Этапы организации игр и упражнений с обручами в старшем возрасте.

В старшем возрасте предлагаются игры и упражнения с двумяпересекающимися кругами.

В подготовительной к школе группе вводятся более сложные игры и упражненияс использованием уже трех пересекающихся между собой кругов.

1. Дети совместно с педагогом определяют признаки предметов и выбираютсоответственно карточки с символами, на которой обозначены данные признаки (цвет,форма, размер, толщина) и располагают ее в круге. Дети самостоятельно раскладываютпредметы в круге, соотнося их по признакам.

2. Педагог обращает внимание детей, что в пересечение двух обручей образовалось новоемножество. Дети проговаривают признаки тех предметов, которые будут располагаться вданном множестве.Для того чтобы реализовывать индивидуальный подход, целесообразно организовыватьработу с учетом трех уровней развития детей (низкий, средний, высокий). Сейчас я познакомлю со схематическими карточками кодирования, которые обозначаютпризнаки предметов.Когда дети научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающийзнак отрицания «не», который в рисуночном виде выражается перечеркиванием крестнакрест соответствующего кодирующего рисунка.А сейчас мы с вами немного практически поупражняемся с кругами Эйлера. Вотечественной литературе занятия с кругами называются игры с множеством.У вас есть разнообразные наборы карточек, два круга одинакового размера, норазные по цвету и один круг маленький.

1. В первом задании мы будем работать с набором карточек «фрукты и овощи».Положите перед собой два круга, положите карточки так, чтобы в одном круге былифрукты, а в другом - овощи (непересекающиеся круги). А теперь определите, сколькополучилось множеств и расскажите о них (круги лежат рядом, в одном круге–множество фруктов, а во втором–множество овощей; получилось два множества.)

2. А сейчас будем работать с набором карточек «игрушки и транспорт». Разложитекарточки так, чтобы в одном круге были все игрушки голубого цвета, а в другом–транспорт (пересекающиеся круги, на пересечении- машина).Озвучьте, сколько и какихмножеств получилось при выполнении этого задания (круги лежат с пересечением, водном круге множество игрушек голубого цвета, во втором круге- транспорт, машинкаоказалось на пересечении кругов, потому что это транспорт и она голубого цвета;получилось три множествА сейчас упражнение для очень внимательных.

3. У вас есть набор карточек с фруктами, овощами и продуктами питания. Разложитекарточки так, чтобы в одном круге лежала вся растительная пища, а в маленьком кругетолько фрукты (один круг вложен в другой).Сколько множеств получилось привыполнении этого задания? (в большом круге находится маленький круг, вбольшом круге множество овощей, так как это растительная пища, а в маленьком -множество фруктов, и это тоже растительная пища; за кругами лежит множествоостальных продуктов питания, которые не относятся к растительной пище и фруктам;получилось три множества).

А сейчас вы будете работать со схематическими кодовыми карточками,обозначающими признаки предмета.

1. У вас есть набор геометрических фигур и набор кодовых карточек, обозначающихпризнаки предмета. Положите перед собой оранжевый круг, в него положите кодовуюкарточку обозначающую красный цвет. Расположите геометрические фигуры так, чтобыв круге были фигуры соответствующие кодовому знаку. Расскажите о получившихсямножествах (внутри круга лежит множество красных геометрических фигур, потому чтоони соответствуют кодовой карточке, за кругом расположили все остальные фигуры;получилось два множества).

2. Сейчас вы будете работать с набором карточек дикие и домашние животные икодовыми карточками, обозначающими этих животных. В оранжевый круг положитекодовую карточку, которая обозначает домашних животных, а в белый круг положитеотрицающую кодовую карточку. А теперь расположите карточки так, чтобы онисоответствовали кодовым карточкам. Расскажите о полученных множествах (воранжевом круге карточки с домашними животными, потому что они соответствуюткодовой карточке, в белом круге множество диких животных, потому что онисоответствуют кодовой карточке; за кругом все остальные – не домашние и не дикиеживотные, а множество птиц. Получилось три множества).Подведем итог. Что мы сегодня с вами рассмотрели? Чем занимались? (Действия,которые можно производить с множествами, получили советы по организацииобразовательной деятельности детей. Используя в работе с детьми данную технологию,мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты, с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, умениесравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы, строить логические цепочки,рассуждать).Полученные умения и знания детей в дошкольном возрасте в работе с кругами Эйлера, в развитии логического мышления при решении задач будут служитьфундаментом для успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов из опыта работы «Инновационные педагогические технологии»

Актуальность  Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение зву...

Консультация для педагогов «Использование в работе с дошкольниками развивающих игр, загадок и логических задач»

Консультация для педагогов "Использование в работе с дошкольниками развивающих игр, загадок и логических задач"...

Мастер - класс для педагогов (использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования).

Мастер - класс по использованию в работе с детьми нетрадиционных техник рисования. Разработан в рамках проведения занятий в "Школе молодого сециалиста....

Консультация для педагогов Тема: «Системная работа с детьми ОВЗ с использованием здоровье - сберегающих технологий

В ДОУ для детей с ОВЗ  должна вестись системная работа по здоровье - сбережению и  физическому развитию, а также  повышению двигательной активности. Этому  должна способствов...

Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»

laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....

Консультация для педагогов. Описание методики работы с детьми на тему: «Решение проблемных ситуаций в процессе сюжетно-ролевой игры» технология ОТСМ-ТРИЗ

Описание методики ОТСМ ТРИЗ "Решение проблемных ситуаций", целью которой является развивать умение видеть и принимать проблемные ситуации, также развивать у каждого ребенка стремление к проя...