Арт-терапия в работе с детьми
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
«Арт – терапия в работе с детьми»
Подготовила : педагог-психолог
Вальтер Т.В.
Мамонтово 2019 год
Арт-терапия в работе с детьми.
Арт-терапи́я — метод психотерапии, использующийся для лечения и психокоррекции (художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое). Арт-терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческому самовыражению - с другой. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, которые не могут "выговориться", потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате ребенок правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее "Я" человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причем используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта в творческой деятельности. АРТ-ТЕРАПИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ: - активизировать психические процессы (память, речь, мышление, воображение, речь, восприятие). - отработать коммуникативные навыки (сотрудничества и взаимной эмпатии) - снизить психоэмоциональное напряжение, тревожность - корректировать агрессивные проявления, черт характера, препятствующих общению - обучить способам саморегуляции эмоциональных состояний - отработать пластику тела, развивать чувственное восприятие В игре и работе с ребенком необходимо: - поддерживать в нем достоинство - говорить о ситуации, поступке, его последствиях, а не о личности и характере ребенка - отмечать сдвиги в личностном росте ребенка посредством сравнения его с его же поступками - избегать навязывания, вопреки желанию ребенка, способа деятельности и поведения и отказаться от негативных оценочных суждений, ярлыков (отрицательного программирования). МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ: - Приемы игровой терапии (Клаус Фопель «Психологические игры и упражнения»). - Приемы элементарной библиотерапии с использованием отечественных и зарубежных литераторов.Приемы музыкотерапии. Музыка уменьшает произвольный контроль за речью. Произведение способствует поднятию эмоционального и мышечного тонуса. Также вовлекает процесс пения в подражание известным певцам. Сопровождать голосом действия ребенка (любимая песня, созвучная его настроению). Для робких детей используется более спокойная музыка. - Песочная терапия. - Ниткография. - Рисование красками, лепка из глины, пластилина (рисование пальцем, рисунок негативного переживания). Поделки из соленого теста и клея ПВА, разукрашивание гуашью. - Сказкотерапия.«Карта сокровищ» (или доска визуализации). Лист делится на 4 сектора и выбираются любые картинки из детских журналов, открыток и клеятся на лист. - Цветотерапия. Игра «Домики» (палатки) для снятия эмоционального напряжения (8 цветов). - Театрализация. Например, выбирается любая маска (Баба Яга, кот, Пьеро), затем следует обыгрывание ролей, затем фотографирование. - Танцевальная терапия (дикий/плавный танец под музыку). МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ И ЗАМКНУТЫМИ ДЕТЬМИ Изотерапия:
Давать ведущую роль в игре. Психогимнастика. МЕТОДЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ: Дать ребенку выговориться. Работа с пластилином и глиной (вылепить гнев). Музыкотерапия (чаще классическая музыка Моцарта и Баха). Работа с бумагой и красками (лучше акварель):
Рвать бумагу или газету. Занятия спортом (плавание, бег, теннис). С осторожностью нужно относиться к боевым искусствам. Побить боксерскую грушу (или любой неодушевленный предмет). РАБОТА С ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ Вылепить из глины или пластилина свой страх. «Рисование «в воздухе». Работа с глиной:
Дорисовка «защитного объекта». Закрашивание «страшного». Уничтожение зла (скомкать, разрезать, порвать). Дорисовка интересных, интригующих деталей (сюрприз). Видоизменение рисунка, превращение «страшного в «смешное» (черные кляксы). Пазлы из рисунка страха. Развитие (дорисовка) ситуации с возможными последующими решениями. Украшение мрачного, преобразование в красивое. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ Поделки из природного материала. Кляксография. Рисование по точкам. Рисование штрихами. Графическая музыка. Набрызгивание. Работа с пластилином и глиной. Музыкотерапия (спокойная классическая или инструментальная музыка, звуки природы).
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ
Литература:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/05/01/picture-10704.jpg)
Программа "Арт-терапия в работе с детьми"
Программа дополнительного образования"Арт-терапия в работе с детьми"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/23/picture-61797.jpg)
Арт-терапия при работе с детьми
Разработанная мной презентация ,надеюсь,поможет вам правильно и грамотно применять основные техники Арт-терапии в работе с вашими детьми и воспитанниками. Удачи!...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-91003-1517160103.jpg)
метод холдинг-терапии в работе с детьми с аутизмом
Ознакомительная презентация для педагогов, психологов, родителей, работающих с детьми с РДА...
Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/12/picture-1041210-1552410336.jpg)
из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/19/picture-1329251-1618821926.jpg)
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми .
У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но до...