Статья "Использование степ – платформы в воспитательно-образовательной деятельности для сохранения и укрепления здоровья дошкольников"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье рассматривается использование нестандартного оборудования – степ – платформы на занятиях по физическому воспитанию у детей дошкольного возраста и её положительное влияние на сохранение и укрепление их здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_essaulova_l.a.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭссауловаЛ.А.,
воспитатель по физической культуре
МКДОУ «детский сад» № 26
г. Еманжелинск
Использование степ – платформы в воспитательно-образовательной деятельности для сохранения и укрепления здоровья дошкольников
Аннотация: В статье рассматривается использование нестандартного оборудования – степ – платформы на занятиях по физическому воспитанию у детей дошкольного возраста и её положительное влияние на сохранение и укрепление их здоровья.
Ключевые слова: степ – платформа, физическая культура, сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Дошкольный возраст в развитии ребёнка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. [1]
Идея воспитания здорового человека имеет глубокие исторические корни. Я согласна с мудрыми словами «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто», которые говорил Сократ уже более двух тысяч лет назад.
Рекомендации по укреплению здоровья, а также предписания профилактического характера, содержались в произведениях Пифагора, Платона, Демосфена, Сократа.
Проблема физического здоровья детей на сегодняшний день одна из наиболее актуальных, поэтому многие дошкольные учреждения «…находятся в состоянии поиска организованных форм занятий…», [2] внедряют в свою работу современные средства физической культуры с лечебной направленностью. Это различные направления оздоровительных видов гимнастики – ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, калланетика, суставная и дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы упражнений: у-шу, китайской гимнастики, йоги и многое другое.
Высокая заболеваемость воспитанников поставила перед нашими педагогами задачу поиска современных подходов к укреплению здоровья детей. С нашей точки зрения, наиболее эффективный путь в борьбе с заболеваемостью – это использование современных оздоровительных программ и технологий, применение нетрадиционного оборудования.
Одним из предметов нетрадиционного оборудования, которое было выбрано для работы по физическому воспитанию с дошкольниками, является степ – платформа. Занятия на степ – платформах имеют оздоровительный эффект для детского организма: развивается сердечнососудистая и дыхательная системы, выносливость, укрепляется мышечный корсет, а следовательно, и осанка.
Благодаря тренировке на степе, у детей развивается вестибулярный аппарат, развивается чувство ритма, быстрота реакции, ловкость, пластичность и другие физические качества.
Степ – это ступенька высотой не более 8 см, шириной – 25 см, длиной – 40 см. Может быть изготовлена из пластмассы или из дерева, обтянутая мягким дерматином. Она является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач. [3]
В последнее время, занятия на степ – платформах популярны не только среди взрослых, но и среди детей. В чём же секрет такой популярности? Детям нравится это современное нестандартное оборудование, как необычный предмет, на котором под весёлую музыку можно выполнять различные движения.
Область применения степ – платформы довольно широка и я использую её в различных видах физического воспитания детей. Применяю в качестве оборудования для выполнения основных видов движений: дети бегают, шагают, прыгают, ползают между степами «змейкой», а также выполняют общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (лентами, султанчиками, осенними листочками и т.д.). В игровых упражнениях дети превращаются в «птичек на ветке», во «флюгер на крыше», в «пингвинов», в «насос» и т.д. Детям очень нравятся подвижные игры с использованием степ – платформ, например, «Перебежки», «Совушка», «Голубки» и т.д. Эти «волшебные скамейки» используются для проведения эстафет.
В дополнение к вышеперечисленным видам воспитательно-образовательной деятельности воспитателя по физической культуре, мною была выбрана степ – аэробика. Это одно из современных направлений физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, направленное на сохранение здоровья и развитие физических качеств дошкольников, активизацию их двигательной деятельности.
Упражнения на степ – платформах для детей должны быть интересными и доступными, должны носить ярко выраженный игровой характер и приносить радость. Поэтому для большего интереса каждому упражнению даются подходящие образные названия: «деревья качаются на ветру», «цапля», «самолёт», «великан», «лодочка» и т.д. Или можно осваивать степ – аэробику, изображая при этом животных: «мишки здороваются», «мишки потягиваются после сна», «зайцы прячутся от лисы» и т.д. Такие моменты доставляют детям радость, они получают бодрость и положительный эмоциональный заряд.
Из разученных упражнений и танцевальных движений складываются ритмические композиции, выполненные детьми. В нашем детском саду танцы с использованием степ – платформы часто включаются в сюжет праздников и развлечений, например, «Танец с лентами», «Танец моряков», осенний танец «Листопад». Данные выступления повышают у наших детей интерес к физическим упражнениям на этом нестандартном оборудовании, вызывает у них положительный эмоциональный отклик.
Чтобы работа с детьми по использованию степ – платформы проводилась в системе, был разработан план взаимодействия воспитателя по физической культуре с педагогами и родителями. А также было создано перспективное планирование физкультурных занятий, утренней гимнастики с использованием комплексов упражнений на этом оборудовании.
Анализ заболеваемости за 2016 - 2018 года показал существенное снижение случаев ОРВИ и гриппа у детей дошкольного возраста за период использования степ – платформы в воспитательно-образовательной деятельности.
Таким образом, правильно организованная воспитательно-образовательная работа с использованием степ – платформы для детей дошкольного возраста, положительно влияет на их физическое развитие и способствует укреплению здоровья.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года.
- Рыбкина, О.Н., Морозова Л.Д. Фитнес в детском саду: Программа и конспекты занятий с детьми 5-7 лет /Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: АРКТИ, 2016.- 104 с. – (Растём здоровыми).
- Кузина, И. Степ-аэробика для дошкольников.//ж.Дошкольное образование, №1.- С.38,2007 «Дошкольное образование».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитателя в деятельности экспериментальной площадки “Сохранение и укрепление здоровья дошкольника психолого-педагогическими средствами”
Цель, поставленная перед всем коллективом – это сохранение и укрепление здоровья дошкольника, достижение оптимального функционального состояния ребенка, той степени функциональности и физиологич...
Система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в музыкальной деятельности ДОУ.
В данном материале представлена система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях с помощью здоровьесберегающих технологий, таких как дыхательная гимн...
Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»
программа предназначена для детей дошкольного возраста...
Методичесая разработка круглого стола «Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста.Как известно, р...
ЗНАЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, живший в 19 веке. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого ...
Тема: «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни».
Мотивация детей к здоровому образу жизни....
Опыт работы "Внедрение степ – платформы в воспитательно-образовательную деятельность воспитателя по физической культуре в ДОУ, с целью сохранения и укрепления здоровья дошкольников"
Повышение уровня здоровья дошкольников посредством степ – платформы....