Использование технологий Н.П. Гришаевой в ДОУ.
консультация
Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Н. П. Гришаева указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников.
Задачами социального развития дошкольников являются:
1. Освоение норм и правил общения детей с взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
2. Развивать умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;
3. Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива», «Я - мальчик или девочка», «Я – житель России» и др.;
4. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.
Технологии Н. П. Гришаевой позволят изменить образовательный процесс, сформировать и развивать у ребенка – дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе и соответствуют ФГОС. Овладение этими технологиями дает возможность педагогам реализовывать принципы преемственности между ДОО и школой, создать коллектив единомышленников среди воспитателей, учителей, родителей и детей. Данные технологии можно использовать в нашем детском саду, реализующем образовательная модель «Сад детских инициатив». Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. Инновационные технологии Н. П. Гришаевой направлены на социально – коммуникативное развитие. Предлагаемая система социализации включает 9 технологий, которые мы сможем использовать как все вместе, так и отдельно:
Клубный час, ситуация месяца, проблемная ситуация, дети – волонтеры, социальная акция, волшебный телефон, рефлексивный круг, развивающее обучение, технология включения родителей в образовательный процесс.
Клубный час: позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится. Цели клубного часа: - воспитывать у детей самостоятельность и ответственность - учить детей ориентироваться в пространстве - воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим. Для реализации данной педагогической технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Заранее предварительно обсуждаются и определяются: тематика «Клубных часов», перспективный тематический план клубного часа на полугодие; определяются правила поведения детей во время «Клубного часа»; разрабатываются организационные моменты проведения клубного часа; определяется порядок начала программы клубного часа.
Ситуация месяца: позволяет детям освоить социальные роли (я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин). Каждую ситуацию дети всех возрастных групп проживают в течение одного месяца, иногда и более, в зависимости от её сложности и интереса к ней детей и педагогов. По завершении каждой ситуации проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста. Каждая ситуация месяца открывается зачином.
Проблемная педагогическая ситуация: цель: самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
Дети – волонтеры: необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь младшим или научить младших. Составляется график. У детей есть паспорт волонтера, определенная символика в одежде.
Социальная акция: направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» — есть современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса. Проводится ежемесячно и всегда за пределами детского сада. Напрямую связана с «Ситуацией месяца» тематически и методически.
Волшебный телефон:— это телефон доверия для детей, который даёт им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых. Педагогическая технология «Волшебный телефон» позволяет решать следующие задачи: - развивать у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли; развивать социальную активность; - понять, что глубинно волнует ребёнка, в какой помощи он нуждается, над чем необходимо работать с ребёнком воспитателю, психологу или родителю; - определять степень эффективности усвоения ребёнком той или иной технологии или программы. Про то, что рассказал, ребенок родителям не рассказывают.
Рефлексивный круг: позволяет решать следующие задачи: • сплочение детского коллектива; • формирование умения слушать и понимать друг друга; • формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе; • обсуждение планов на день, неделю, месяц; • развитие умения выражать свои чувства и переживания публично; • привлечение родителей к жизни детей в ДОО. Каждый круг заканчивается вопросом для родителей.
Развивающие общение: этой технологии принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп. Конфликты — неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научаемся разрешать их в детстве, будет зависеть, как будем разрешать их и во взрослой жизни. Ребенку важно, чтобы его чувствовали.
Таким образом, используя данные технологии, ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей! У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности. Воспитатель, работающий по таким технологиям, неизбежно становится творческой личностью. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_n.p.grishaevoy.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологий Н. П. Гришаевой в ДОУ.
Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Н. П. Гришаева указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников.
Задачами социального развития дошкольников являются:
1. Освоение норм и правил общения детей с взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
2. Развивать умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;
3. Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива», «Я - мальчик или девочка», «Я – житель России» и др.;
4. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.
Технологии Н. П. Гришаевой позволят изменить образовательный процесс, сформировать и развивать у ребенка – дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе и соответствуют ФГОС. Овладение этими технологиями дает возможность педагогам реализовывать принципы преемственности между ДОО и школой, создать коллектив единомышленников среди воспитателей, учителей, родителей и детей. Данные технологии можно использовать в нашем детском саду, реализующем образовательная модель «Сад детских инициатив». Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. Инновационные технологии Н. П. Гришаевой направлены на социально – коммуникативное развитие. Предлагаемая система социализации включает 9 технологий, которые мы сможем использовать как все вместе, так и отдельно:
Клубный час, ситуация месяца, проблемная ситуация, дети – волонтеры, социальная акция, волшебный телефон, рефлексивный круг, развивающее обучение, технология включения родителей в образовательный процесс.
Клубный час: позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится. Цели клубного часа: - воспитывать у детей самостоятельность и ответственность - учить детей ориентироваться в пространстве - воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим. Для реализации данной педагогической технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Заранее предварительно обсуждаются и определяются: тематика «Клубных часов», перспективный тематический план клубного часа на полугодие; определяются правила поведения детей во время «Клубного часа»; разрабатываются организационные моменты проведения клубного часа; определяется порядок начала программы клубного часа.
Ситуация месяца: позволяет детям освоить социальные роли (я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин). Каждую ситуацию дети всех возрастных групп проживают в течение одного месяца, иногда и более, в зависимости от её сложности и интереса к ней детей и педагогов. По завершении каждой ситуации проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста. Каждая ситуация месяца открывается зачином.
Проблемная педагогическая ситуация: цель: самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
Дети – волонтеры: необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь младшим или научить младших. Составляется график. У детей есть паспорт волонтера, определенная символика в одежде.
Социальная акция: направлена, прежде всего, на консолидацию усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» — есть современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса. Проводится ежемесячно и всегда за пределами детского сада. Напрямую связана с «Ситуацией месяца» тематически и методически.
Волшебный телефон:— это телефон доверия для детей, который даёт им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых. Педагогическая технология «Волшебный телефон» позволяет решать следующие задачи: - развивать у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли; развивать социальную активность; - понять, что глубинно волнует ребёнка, в какой помощи он нуждается, над чем необходимо работать с ребёнком воспитателю, психологу или родителю; - определять степень эффективности усвоения ребёнком той или иной технологии или программы. Про то, что рассказал, ребенок родителям не рассказывают.
Рефлексивный круг: позволяет решать следующие задачи: • сплочение детского коллектива; • формирование умения слушать и понимать друг друга; • формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе; • обсуждение планов на день, неделю, месяц; • развитие умения выражать свои чувства и переживания публично; • привлечение родителей к жизни детей в ДОО. Каждый круг заканчивается вопросом для родителей.
Развивающие общение: этой технологии принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп. Конфликты — неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научаемся разрешать их в детстве, будет зависеть, как будем разрешать их и во взрослой жизни. Ребенку важно, чтобы его чувствовали.
Таким образом, используя данные технологии, ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей! У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности. Воспитатель, работающий по таким технологиям, неизбежно становится творческой личностью. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека словесных игр по технологии Н,П,Гришаевой "Внедрение эффективной социализации".
Картотека словесных игр по технологии Н.П.Гришаевой "Внедрение эффективной социализации"....
семинар "Использование технологии Н.П. Гришаевой "Дети-волонтёры" в работе с дошкольниками"
Использование технологии "Дети-волонтёры"...
Доклад на тему "Использование технологии круг рефлексивного общения Н.П. Гришаевой"
Доклад «Использование технологии круг рефлексивного общения Н.П. Гришаевой» Добрый день, уважаемые коллеги Слайд 1 Сегодня я хочу познакомить Вас с техн...
"Использование технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой "Дети-волонтеры" в рамках проекта "Большие и маленькие"
Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориент...
Презентация "Использование технологии "Дети-волонтёры"Н.П.Гришаевой в работе с дошкольниками".
Детское волонтёрство, по мнению Н.П.Гришаевой,предпологает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. А так же общение детей, семьи и воспитателя, направленное на форми...
План по самообразованию. Тема: «Использование технологии «Ежедневный рефлексивный круг» в социализации детей подготовительной группы» (автор – Н.П.Гришаева)
Актуальность: Технология «Ежедневный рефлексивный круг» способствует сплочению детского коллектива, формирует умения слушать и понимать друг друга, способствует формированию общей позиции ...
Консультация для педагогов. Тема: «Использование авторской педагогической технологии Н.П.Гришаевой «Рефлексивный круг» («Утренний круг» и «Вечерний круг») для успешной социальной адаптации детей дошкольного возраста»
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед воспитателями ДОУ– это помочь...