Беседа о лете (Из опыта работы)
материал (старшая группа)

Чеснокова Виктория Александровна

Беседа о лете. о летних растениях, о жизнедеятельности животных в это время года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_lete.docx760.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Беседа о лете».

Цель: обобщить и систематизировать представление о лете, о летних растениях и жизнедеятельности животных в это время года; уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом; развивать связную речь, умение говорить ясно; воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.

Оборудование: иллюстрации с изображениями летнего времени года, колокольчика, незабудки.

Ход.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Сколько месяцев длится лето?

- Первый летний месяц…. (июнь).

Пришел июнь.

"Июнь! Июнь!" -

В саду щебечут птицы.

На одуванчик только дунь -

И весь он разлетится. (С. Маршак)

- Существует очень много пословиц и поговорок об этом месяце:

- В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко;

- В июне есть нечего, да жить весело: цветы цветут и соловьи поют.

(беседа по содержанию)

- Июнь – это самые длинные дни и самые короткие ночи, это тепло и свет; это месяц рослых трав: пестреют луга, лесные опушки. И бывает ли краше краса, чем эти места: от травы зелёные, от ромашек белые, от колокольчиков сине-лиловые и голубые от незабудок. Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека они всегда были эталоном гармонии. Цветы одушевляли, им приписывали магическую силу.

- В начале июня на лужайках и полянках расцветают колокольчики. Их знают все, их ни с чем не спутаешь. Колокольчики – очень вежливые цветы, даже от лёгкого дуновения ветерка цветки раскачиваются на стебельках, нежно звенят, как бы приветствую нас. Своим звоном колокольчики прославляют солнце и небо, землю и лес (показ иллюстрации).

- Возле ручейков и болотинок, лесных речек и просто сыринок растёт один из самых маленьких и нежных цветов – незабудка. Говорят: «Незабудка весь мир в себе держит: в самой серединке жёлтые тычинки – солнце, а вокруг голубые лепестки – небо» (показ иллюстрации).

- В высоких травах стрекочут кузнечики; над цветущим лугом летают пчёлы и бабочки. В лесу много птиц, которые в июне месяце ожидают появление птенцов, поэтому в лесу надо вести себя как можно тише, чтобы не спугнуть их с гнёзд.

- Как называется второй летний месяц?

- Июль – грозник – это середина лета. Свет на убыли, жара на прибыли. То и дело духота разрешается грозами, по ним прозывался июль грозником. Вдруг ни с того ни с сего вздыбится тёмная туча. Сморгнёт синим веком – заблещет молния, пророкочет, приближаясь, гром.

- По устным календарям, июль – макушка лета, май ему – дедушка, июнь – батюшка. Не беда, что дни начали понемногу убывать, лето ещё угостит нас и щедрым солнцем, и лесными дарами. В полях отцветают хлеба, но ещё цветёт гречиха и подсолнечник, на лугах идёт сенокос (показ иллюстраций).

- Июль ещё называют сладкоежкой. Как вы думаете, почему? В лесу и в саду поспевают ягоды и грибы. В садах и огородах много работы: прополка, окучивание, полив.

Физкультминутка

(имитация движений по содержанию)

К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись:

Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс, одной, другой – кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.

- Наконец, наступает третий летний месяц. Как он называется? (август)

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит.

И подсолнух зернами

Черными набит. (С. Маршак)

- Август – хлебосол, припасиха. Почему? Каким трудом люди занимаются в этом месяце в садах и огородах?

Беседа по пословицам:

- на зимний стол август ставит разносол;

- в августе до обеда – лето, а после обеда – осень;

- на смену пышному разнотравью пришло изобилие овощей, фруктов, ягод.

- Русский народ дал августу свои имена. Август – густарь (всего в избытке, густо едят).

- Август – малиновое лето, его венец и закат, пора лёта семян и паутин, преддверие и предвестник золотой осени. Август вплетает берёзам в листву первые золотые пряди, раскидывает по полянам белёсые облака утренних и вечерних туманов, гонит по перелескам серебристые нити паутины, проливает первые, уже по-осеннему затяжные дожди. Но август зато и щедро распахивает свои кладовые, приглашая в лес за грибами и ягодами. Животные начинают готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки запасают орешки в зимних кладовках. Медведь усиленно питается и накапливает жир. Готовятся к отлёту и птицы: ласточки, грачи, журавли. Вот и заканчивается лето.

Падают яблоки

В нашем саду,

Падают звезды,

Я спать не иду.

Бабушка вышла,

Закуталась в шаль:

- Вот и кончается лето.

А жаль. (Е. Жданова)

  - А ещё, ребята, я знаю несколько народных примет про явления, которые происходят летом.

Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.

Лягушки расквакались – к непогоде.

Ласточки низко летают – перед дождём.

Сильная роса – к ясному дню.

Радуга вечером – к хорошей погоде.

Радуга утром – к дождю.

- Ребята, давайте с вами вспомним, что нового вы узнали об июне?

- За что июль называют грозником?

- Как называют август в народе? За что?

Рисование – «Каким мы себе представляем лето».

Предложить детям нарисовать лето таким, каким они его себе представляют. Перед детьми  поставить мольберт с несколькими картинками с летними сюжетами, дети фломастерами рисуют свои впечатления и представления о лете.

Выставка детских рисунков.

Вместе с детьми рассмотреть работы детей, оценить каждую работу, предложить рассказать, что они нарисовали.

Картинки по запросу картинки колокольчика

Картинки по запросу картинки незабудки цветы

Картинки по запросу картинки подсолнуха

Картинки по запросу как цветет гречиха картинки

Картинки по запросу сенокос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа с детьми среднего возраста «Моя мама». (из опыта работы)

Цели: дать детям представление о семье, об особой роли мамы в семье. Воспитывать доброе, внимательное отношение к маме, стремление помогать ей, не огорчать её.Педагог предлагает детям послушать расска...

Сообщение из опыта работы "Труд дошкольников летом на воздухе"

Сообщение из опыта работы "Труд дошкольников летом на воздухе"...

Беседа "Кто умеет помогать взрослым" (из опыта работы)

Стихотворение А. Шибаева "Дед и внук"; стихотворение З. Александровой "Весной, стихотворение М. Ивенсона "Всегда найдется дело"....

Беседа "Хороший товарищ" (из опыта работы)

Рассказ В.Сухомлинского "Как Белочка дятла спасла"; рассказ Ч. Янчарского "Простая мысль"; рассказ И. Турчиной "дружба"; стихотворение С. Маршака "Хорошие товарищи"....

Роль бесед в формировнии у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры (из опыта работы).

Роль бесед в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры (из опыта работы)....

Беседы с детьми старшего дошкольного возраста по ОБЖ (из опыта работы)

Беседы с детьми о правилах поведения на улице и дома...

Экологические беседы (из опыта работы)

Экологические беседы (из опыта работы) Анна Климочкина Экологическое образование является одним из направлений в работе дошкольных учреждений. А один из путей повышения эффективности этого образования...