статья "Из опыта по организации работы с родителями в ДОУ"
статья
Одна из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике - идея сотрудничества. Её суть заключается во взаимодействии дошкольного учреждения и всех членов семьи ради достижения общей цели: воспитания здоровых и счастливых детей, наделенных чувством долга, любящих родителей и других членов семьи, уважающих окружающих.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, существующие в практике формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является организация клубного сообщества «Мир дошкольного детства» в пространстве родитель - ребёнок - детский сад - социальные партнёры. Данная форма работы на протяжении более 5 лет (с сентября 2012 года) успешно развивается администрацией и педагогическим коллективом МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья из опыта работы с родителями в ДОУ | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта по организации работы с родителями в ДОУ
Одна из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике - идея сотрудничества. Её суть заключается во взаимодействии дошкольного учреждения и всех членов семьи ради достижения общей цели: воспитания здоровых и счастливых детей, наделенных чувством долга, любящих родителей и других членов семьи, уважающих окружающих. Семья - это первый социальный институт каждого ребёнка, который может обеспечить его полноценное индивидуальное развитие и дальнейшую социализацию в обществе (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Новые задачи, встающие перед дошкольным образовательным учреждением (ДОУ, детский сад), предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему, а именно:
- педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива; - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, существующие в практике формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является организация клубного сообщества «Мир дошкольного детства» в пространстве родитель - ребёнок - детский сад - социальные партнёры. Данная форма работы на протяжении более 5 лет (с сентября 2012 года) успешно развивается администрацией и педагогическим коллективом МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» .
Мы убеждены, что описываемая практика по праву, может считаться одной из лучших, так как вовлечение родителей, социальных партнёров в единое пространство детского развития в МДОУ идёт в следующих направлениях: психолого - педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, помощь отдельным семьям в воспитании детей, взаимодействие родителей с общественными организациями города.
На сегодняшний день МДОУ располагает педагогическими, методическими и материальными возможностями для развития трёх клубов, в рамках клубного сообщества «Мир дошкольного детства»:
- детско-родительский клуб « Гармония»;
детско-родительский клуб «Вместе с папой»;
- клуб семейного общения для старшего поколения «Сударыня-барыня».
Клубное сообщество в пространстве родитель – ребёнок - детский сад -социальные партнёры, решает поставленные задачи в работе МДОУ:
создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
активизация и обобщение педагогических знаний и умений родителей;
повышение правовой культуры родителей для формирования осознанного отношения к воспитанию детей;
повышение психолого-педагогической культуры родителей;
развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
обогащение опыта семейного воспитания на основе возрождения народных традиций.
В качестве основных форм работы в рамках клубной деятельности МДОУ были выбраны:
беседы, дискуссии, диспуты;
мастер-классы, круглые столы;
участие в представлениях, спектаклях, праздниках, концертах, викторинах, экскурсиях; выступления (учащихся и педагогов музыкальных школ; воспитанников ДОУ);
организация выставок, фотовыставок, конкурсов;
изготовление совместных печатных изданий: газет, буклетов, открыток, информационных бюллетеней;
чайные посиделки; обмен опытом; просмотр видеозаписей.
Систематичность проведения клубных сообществ: 1-2 раза в квартал), в соответствии с календарно-тематическим планом работы.
Клубное сообщество «Мир дошкольного детства» является составной частью институционального проекта работы с родительской общественностью, социальными партнёрами в рамках образовательной организации МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» и группы организаций социальных партнёров: МБУК «Надымская районная клубная система»,МОУ ДОД «Детская школа искусств №1 г. Надыма», Филиал МБУК «Надымская районная клубная система»- Центр национальных культур и др.
Реализация данной образовательной практики осуществляется в соответствии с запланированным алгоритмом действий, в котором предусмотрены:
- разработка и корректировка нормативно - правовой базы, регламентирующей деятельность клубов (приказ; положение);
- календарно-тематическое планирование;
- заключение договоров, необходимых для ведения совместной с социальными партнерами образовательной деятельности;
- самообразование и курсы повышения квалификации педагогов.
Связь поколений - важный аспект воспитания дошкольников. К сожалению, сегодня близким людям зачастую не хватает времени на элементарное общение друг с другом, не говоря о полноценном участии в жизни ребёнка. Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи эмоционально обедняет родственные связи, приводит к утрате семейных традиций. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств формирования культа семьи, ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.
С целью создания благоприятных условий для сотрудничества всех членов семьи и педагогов ДОУ в вопросах воспитания детей, а также интересного и содержательного общения дошкольников с близкими родственниками разных поколений в МДОУ "Детский сад «Родничок»" г. Надыма» в рамках клубного сообщества с сентября 2014 года был организован клуб бабушек "Сударыня-барыня». Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
привлечение всех членов семьи к активному участию в жизни ДОУ;
- обеспечение преемственности методов и приемов воспитания в семье и ДОУ, сохранение и укрепление внутрисемейных и межсемейных связей разных поколений;
- распространение передового опыта семейного воспитания, старинных традиций;
- воспитание уважения к старшему поколению.
Участниками клуба стали дети дошкольного возраста, бабушки и родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, инструктор по физическому воспитанию.
При создании данного клуба были изучены особенности семей воспитанников, характер взаимоотношений со старшим поколением, определена степень участия бабушек в воспитании детей.
Первая встреча прошла 30 сентября в праздничной обстановке, так как на следующий день в России отмечался праздник – День пожилого человека. Воспитанники детского сада приготовили для своих любимых бабушек и дедушек музыкально-хореографическую композицию и праздничные сувениры. Приятным сюрпризом для членов клуба и гостей было выступление воспитанников фольклорного отделения - МОУ ДОД «Детская школа искусств №2 г. Надыма», наших социальных партнеров. (Приложение №3)
За время деятельности клуба планируется выпустить:
накопительную папку с колыбельными, пестушками, уговорушками;
буклеты и памятки по воспитанию детей. Также в рамках деятельности клуба были организованы выставки и совместные развлекательно - игровые программы.
Детско - родительский клуб «Гармония» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Основными целями создания детско - родительского клуба «Гармония» являются:
- выявление потребностей родителей в области воспитания и развития собственного ребенка;
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- формирование партнерских отношений между специалистами дошкольного образовательного учреждения и родителями, педагогическое просвещение родителей.
На пути к достижению поставленной цели мы решаем ряд сопутствующих задач:
- установление контакта с семьей, оказание помощи родителям в преодолении барьера недоверия к дошкольному учреждению;
- расширение знания родителей в вопросах педагогики, возрастной психологии и педиатрии в различных мероприятиях (лектории, дискуссии, игры, упражнения, конкурсы, праздники и др.);
- вовлечение родителей в совместный воспитательно – образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения;
- популяризация деятельности дошкольного образовательного учреждения среди населения микрорайона;
- обобщение опыта семейного воспитания.
Вся деятельность клуба осуществляется на добровольных началах, методический контроль над деятельностью клуба осуществляется заведующим МДОУ, практическое руководство деятельностью клуба возложено на социального педагога, педагог-психолог реализует психологическое сопровождение деятельности клуба, девиз клуба «Ты расти, а мы поможем».
Клуб посещают на постоянной основе 12 семей, постепенно число семей увеличилось до 19, периодически посещают клуб 14 семей. В клуб вместе с детьми приходили не только родители, но и бабушки, тёти, старшие братья и сёстры. У каждой семьи есть своя накопительная папка, в которую собираются работы по продуктивной деятельности.
Тематика встреч была различной:
- «Мудрые заповеди народной педагогики
- «Формирование правильной осанки – одна из важнейших задач физического воспитания детей»
- «Защитим детей от…»
- «Талант и личность
За период функционирования клубного сообщества «Мир дошкольного детства» самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.
В целях повышения активности родителей в работе клубного сообщества большая роль отводится наглядной информации. Ежемесячно оформляются папки-передвижки, информирующие о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются в рамках клубного сообщества. Проводится анкетирование родителей «Пожелание и потребности родителей воспитанников в работе семейного клуба». Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика заседаний может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей, каждый родитель имеет возможность в письменном виде высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как организации и содержания работы клубного сообщества, так и особенностей психологического воспитания ребенка в семье. Созданы и растиражированы: рекомендации для педагогов и родителей: «Зависимости между родительским влиянием и качеством воспитания детей», памятки: «Нарушение осанки. 10 советов родителям»; «Заповеди отцовства»; «Как создать благоприятную семейную атмосферу»; «Доверительные письма родителям по воспитанию ребенка в семье»; «Кодекс семьи».
В результате работы клубного сообщества в МДОУ:
повысилось регулярное участие родителей в планировании образовательного процесса – на 7%;
повысился уровень участия в организации образовательной деятельности – на 5 %,
участие в оценке результатов педагогической деятельности учреждения 100%.
посещение родительских собраний, участие в праздниках и развлечениях, проектной деятельности – 100 %.
снизилось число родителей – наблюдателей – на 12 %;
повысилось количества родителей – лидеров – на 5 %;
повысилось количества родителей – исполнителей – на 15 %.
Взаимодействие трёх структурных подразделений клубного сообщества «Мир дошкольного детства» способствует созданию инновационного образовательного пространства. Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Освещение реализации проекта ведется во всех СМИ: организованы публикации в прессе, участие в тематических передачах Надымской студии телевидения, размещена информация на Интернет-сайтах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями в современном ДОУ(из опыта работы)
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...
Организация работы с родителями в современном ДОУ(из опыта работы)
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...
Организация работы с родителями в МБДОУ «Детский сад «Искорка» (из опыта работы)
Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагог...
Презентация "Организация работы с родителями в ДОУ (из опыта работы)"
Презентация "Организация работы с родителями в ДОУ" направлена на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия детского сада и семьи....
Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)
Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».
Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...
Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».
Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...