статья "Из опыта по организации работы с родителями в ДОУ"
статья

Шульц Светлана Ивановна, Надым, ЯНАО

Одна из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике - идея сотрудничества. Её суть заключается во взаимодействии дошкольного учреждения и всех членов семьи ради достижения общей цели: воспитания здоровых и счастливых детей, наделенных чувством долга, любящих родителей и других членов семьи, уважающих окружающих. 

Проанализировав сложившуюся ситуацию,  существующие в практике  формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является организация    клубного сообщества «Мир дошкольного детства» в  пространстве родитель - ребёнок - детский сад - социальные партнёры.  Данная форма работы  на протяжении более 5 лет  (с сентября 2012 года) успешно  развивается  администрацией  и  педагогическим   коллективом МДОУ «Детский сад «Родничок»  г. Надыма» .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта по организации работы с родителями в ДОУ

Одна из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике - идея сотрудничества. Её суть заключается во взаимодействии дошкольного учреждения и всех членов семьи ради достижения общей цели: воспитания здоровых и счастливых детей, наделенных чувством долга, любящих родителей и других членов семьи, уважающих окружающих.  Семья - это первый социальный институт каждого ребёнка, который  может обеспечить его полноценное индивидуальное развитие  и дальнейшую социализацию в обществе (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

        Новые задачи, встающие перед дошкольным образовательным учреждением (ДОУ, детский сад), предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему, а именно:

- педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива;  - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

        Проанализировав сложившуюся ситуацию,  существующие в практике  формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой сотрудничества с родителями является организация    клубного сообщества «Мир дошкольного детства» в  пространстве родитель - ребёнок - детский сад - социальные партнёры.  Данная форма работы  на протяжении более 5 лет  (с сентября 2012 года) успешно  развивается  администрацией  и  педагогическим   коллективом МДОУ «Детский сад «Родничок»  г. Надыма» .

        Мы убеждены, что описываемая практика по праву, может считаться одной из лучших, так как вовлечение родителей, социальных партнёров  в единое пространство детского развития в МДОУ идёт в следующих направлениях:  психолого - педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, помощь отдельным семьям в воспитании детей,  взаимодействие родителей  с общественными организациями  города.

        На сегодняшний день   МДОУ располагает    педагогическими, методическими и  материальными  возможностями  для развития трёх клубов, в рамках клубного сообщества «Мир дошкольного детства»:

-  детско-родительский клуб « Гармония»;

детско-родительский клуб «Вместе с папой»;

- клуб семейного общения для старшего поколения «Сударыня-барыня».

        Клубное сообщество в пространстве родитель – ребёнок - детский сад -социальные партнёры, решает поставленные  задачи в работе  МДОУ:

создание положительной эмоциональной среды  общения между детьми, родителями и педагогами;

активизация и обобщение педагогических знаний и умений родителей;

повышение правовой культуры родителей для формирования осознанного отношения к воспитанию детей;

повышение психолого-педагогической  культуры родителей;

развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;

обогащение  опыта семейного воспитания на основе возрождения народных   традиций. 

        В качестве основных форм работы в рамках клубной  деятельности  МДОУ были выбраны: 

беседы, дискуссии, диспуты;

мастер-классы, круглые столы;

участие в представлениях, спектаклях, праздниках, концертах, викторинах, экскурсиях; выступления (учащихся и педагогов музыкальных школ; воспитанников ДОУ);

организация выставок,  фотовыставок, конкурсов;

изготовление совместных печатных изданий: газет, буклетов, открыток, информационных бюллетеней;

чайные посиделки; обмен опытом; просмотр видеозаписей.

        Систематичность проведения клубных сообществ: 1-2 раза в квартал),  в соответствии с календарно-тематическим  планом работы.

        Клубное сообщество  «Мир дошкольного детства»  является составной частью институционального проекта работы с родительской общественностью, социальными партнёрами в рамках образовательной организации  МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» и группы организаций социальных партнёров: МБУК «Надымская районная клубная система»,МОУ ДОД «Детская школа искусств №1 г. Надыма», Филиал МБУК «Надымская районная клубная система»- Центр национальных культур и др.

        Реализация  данной образовательной практики  осуществляется в соответствии с запланированным алгоритмом действий, в котором предусмотрены:

- разработка и корректировка нормативно - правовой базы, регламентирующей деятельность клубов (приказ; положение);

- календарно-тематическое планирование;

- заключение договоров, необходимых для ведения совместной с социальными партнерами образовательной деятельности;

- самообразование и курсы повышения квалификации педагогов.

        Связь поколений - важный аспект воспитания дошкольников. К сожалению, сегодня близким людям зачастую не хватает времени на элементарное общение друг с другом, не говоря о полноценном участии в жизни ребёнка. Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи эмоционально обедняет родственные связи, приводит к утрате семейных традиций. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств формирования культа семьи, ценностного отношения  к  представителям   старшего  поколения,  повышения  их  активности в вопросах воспитания.

        С целью создания благоприятных условий для сотрудничества всех членов семьи и педагогов ДОУ в вопросах воспитания детей, а также интересного и содержательного общения дошкольников с близкими родственниками разных поколений в МДОУ "Детский сад «Родничок»" г. Надыма» в рамках  клубного сообщества с сентября 2014 года был организован клуб бабушек "Сударыня-барыня».             Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи: 

привлечение всех членов семьи к активному участию в жизни ДОУ;

  • обеспечение преемственности методов и приемов воспитания в семье и ДОУ, сохранение и укрепление внутрисемейных и межсемейных связей  разных поколений;
  • распространение передового опыта семейного воспитания, старинных традиций;
  • воспитание уважения к старшему поколению.

        Участниками клуба стали дети дошкольного возраста, бабушки и родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, инструктор по физическому воспитанию. 
При создании данного клуба были изучены особенности семей воспитанников, характер взаимоотношений со старшим поколением, определена степень участия бабушек в воспитании детей.

        Первая встреча прошла  30 сентября в праздничной обстановке, так как на следующий день в России отмечался праздник – День пожилого человека.  Воспитанники детского сада приготовили для своих любимых бабушек и дедушек музыкально-хореографическую композицию и праздничные сувениры.  Приятным сюрпризом для членов клуба и гостей  было выступление воспитанников фольклорного отделения - МОУ ДОД «Детская школа искусств №2 г. Надыма», наших социальных партнеров. (Приложение №3)

        За время деятельности клуба планируется  выпустить: 

накопительную папку с колыбельными, пестушками, уговорушками;

буклеты и памятки по воспитанию детей.     Также в рамках деятельности клуба были  организованы выставки и совместные развлекательно - игровые программы.

        Детско - родительский клуб «Гармония» – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

        Основными  целями создания детско - родительского клуба «Гармония» являются:

  • выявление потребностей родителей в области воспитания и развития собственного ребенка;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного  возраста;
  • формирование партнерских отношений между специалистами дошкольного образовательного учреждения и родителями, педагогическое просвещение родителей.

        На пути к достижению поставленной цели мы решаем ряд сопутствующих задач:

- установление контакта с семьей, оказание помощи родителям в преодолении барьера недоверия к дошкольному учреждению;

- расширение знания родителей в вопросах педагогики, возрастной психологии и педиатрии в различных мероприятиях (лектории, дискуссии, игры, упражнения, конкурсы, праздники и др.);

- вовлечение родителей в совместный воспитательно – образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения;

- популяризация деятельности дошкольного образовательного учреждения среди населения микрорайона;

- обобщение опыта семейного воспитания.

        Вся деятельность клуба  осуществляется на добровольных началах, методический контроль над деятельностью клуба осуществляется заведующим МДОУ,  практическое руководство деятельностью клуба возложено на   социального педагога, педагог-психолог реализует психологическое сопровождение деятельности клуба, девиз клуба «Ты расти, а мы поможем».

        Клуб посещают на постоянной основе 12 семей, постепенно число семей увеличилось  до 19, периодически  посещают клуб  14 семей.  В клуб вместе с детьми приходили  не только родители, но и бабушки, тёти, старшие братья и сёстры.  У каждой семьи есть своя накопительная папка, в которую собираются работы по продуктивной деятельности.

        Тематика встреч была различной:

-  «Мудрые заповеди народной педагогики

- «Формирование правильной осанки – одна из важнейших задач физического воспитания детей»

- «Защитим детей от…»

- «Талант и личность

        За период функционирования клубного сообщества «Мир дошкольного детства» самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.

        В целях повышения активности родителей в работе клубного сообщества большая роль отводится наглядной информации. Ежемесячно оформляются папки-передвижки,  информирующие о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются в рамках клубного сообщества.  Проводится анкетирование родителей «Пожелание и потребности родителей воспитанников в работе семейного клуба». Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика заседаний может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей,  каждый родитель имеет возможность в письменном виде высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как организации и содержания работы клубного сообщества, так и особенностей психологического воспитания ребенка в семье. Созданы и растиражированы: рекомендации для педагогов и родителей: «Зависимости между родительским влиянием и качеством воспитания детей», памятки: «Нарушение осанки. 10 советов родителям»;  «Заповеди отцовства»; «Как создать благоприятную семейную атмосферу»; «Доверительные письма родителям по воспитанию ребенка в семье»; «Кодекс семьи».

        В результате работы клубного сообщества в МДОУ:

повысилось регулярное участие родителей в планировании образовательного процесса – на 7%;

повысился уровень участия в организации образовательной деятельности – на 5 %,

участие в оценке результатов педагогической деятельности учреждения 100%.

посещение родительских собраний, участие в праздниках и развлечениях, проектной деятельности – 100 %.

снизилось число родителей – наблюдателей – на 12 %;  

повысилось количества родителей – лидеров – на 5 %;

повысилось количества родителей – исполнителей – на 15 %.

        Взаимодействие  трёх структурных подразделений клубного сообщества «Мир дошкольного детства»  способствует созданию инновационного образовательного пространства. Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

        Освещение реализации проекта ведется во всех СМИ: организованы публикации в прессе, участие в тематических передачах Надымской студии телевидения, размещена информация на Интернет-сайтах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителями в современном ДОУ(из опыта работы)

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...

Организация работы с родителями в современном ДОУ(из опыта работы)

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...

Организация работы с родителями в МБДОУ «Детский сад «Искорка» (из опыта работы)

Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагог...

Презентация "Организация работы с родителями в ДОУ (из опыта работы)"

Презентация "Организация работы с родителями в ДОУ" направлена на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия детского сада и семьи....

Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)

Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...