программа "Развиваем пальчики"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: Педагогическим советом МБДОУ детского сада №1 Протокол №1 от 31.08.2018 г.
| УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ детским садом №1 _____________ Л.А. Артеменкова Приказ №123 от 03.09.2018 года |
МБДОУ детский сад №1
г. Ярцево Смоленской области
Программа
развития творческих
способностей детей
«Развиваем пальчики»
Автор: Киреева А.И.
2018 г.
Содержание
№п/п | Разделы | стр. |
I | Целевой раздел | 3-6 |
1 | Пояснительная записка | 3-4 |
1.1 | Введение | 3-5 |
1.2 | Цели и задачи реализации программы по обучению детей чтению | 4 |
1.3 | Принципы и подходы к реализации программы | 4-5 |
2. | Планируемые результаты освоения воспитанниками программы по обучению чтению. | 5 |
2.1. | Целевые ориентиры возможных достижений ребенка, сформулированные на основе ФГОС ДО. | 5 |
2.2. | Система мониторинга. | 5 - 6 |
II | Содержательный раздел | 6-15 |
1. | Образовательная деятельность в соответствии с программой, с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания данной программы. Содержание образовательного процесса. Связь с другими образовательными областями. Содержание программы. | 6 8-15 |
2. 3. | Формы реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Особенности взаимодействия с семьей | 6 – 7 7 |
III | Организационный раздел | 15 - 18 |
1. 2. | Материально-техническое обеспечение программы. Перечень пособий | 15 16 |
3. | Краткая презентация программы дополнительного образования «Развиваем пальчики» | 17 - 18 |
Программа развития творческих способностей детей
«Развиваем пальчики»
I. Целевой раздел
1 Пояснительная записка
1.1. Введение
«… Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок».
(В. А. Сухомлинский)
В исследованиях современных ученых отмечается, что моторное развитие детей на сегодняшний день остается актуальной проблемой. Растет число детей с нарушением мелкой моторики.
Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму» работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым: позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникация с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов» служит одним из важнейших, источников при подготовке детей к начальному школьному обучению: Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой: моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики: должна начаться задолго до поступления в школу.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения вниманий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.
Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, и следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Программа кружка «Развиваем пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики у детей 4 - 5 лет.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формирование практических умений и навыков;
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Принципы обучения.
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л. Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Образовательная деятельность проводится с подгруппой детей (8 человек), один раз в неделю, с октября по май месяц, во второй половине дня.
Методы и приемы:
- Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
- Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
- Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
- Игровые (различные дидактические игры)
Для развития моторики рук используются следующие приемы:
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание)
Ожидаемые результаты:
По завершению срока реализации программы, с помощью мониторинга, разработанного в соответствии с программными требованиями (программа "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) планируется выявить повышение общего уровня развития мелкой моторики.
К концу учебного года у детей улучшится: внимание, память, мышление, координация, воображение, речь. Обогатится словарный запас. Дети научатся работать с бумагой и пластилином в разных техниках, правильно, держать карандаш, кисть. Движения рук, кистей, пальцев станут более активными, гибкими, послушными, действия точными. Работы детей приобретут осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Они научатся самостоятельно и творчески работать.
Мониторинг
Мониторинг, разработанный в соответствии с программными требованиями (Программа "От рождения до школы" Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Уровень развития навыков и умений мелкой моторики.
№ | Ф.И. | возраст | Кисти | Владеет навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании, в аппликации) | Развита координация обеих рук, зрительный контроль | Связно объясняет свои действия. Быстро запоминает стихи, потешки и чётко их произносит | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) |
1 – низкий (испытывает затруднения по всем критериям развития мелкой моторики)
2 – средний (затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль)
3 – высокий (владеет навыками и умениями, проявляет интерес к практической деятельности)
II. Содержательный раздел
1. Образовательная деятельность в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания данной программы.
- Содержание образовательного процесса соответствует основным положениям ФГОС ДО, возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста
Основное назначение программы:
-предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений с различными материалами, которые помогут усвоить программу;
- подготовить детей к школе, способствуя:
развитию мелкой моторики и навыков, которые
станут базой для дальнейшего обучения в школе;
овладению мыслительными операциями (анализ, синтез,
сравнение, обобщение);
развитию способности к саморегуляции поведения и
проявлению волевых усилий для выполнения поставленных
задач;
овладению навыков речевого общения;
развитию мелкой моторики и зрительно- двигательной
координации.
2. Формы реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Содержание образовательного процесса
Содержание образовательного процесса осуществляется в трёх формах работы:
Совместной образовательной деятельности;
Самостоятельной деятельности детей.
Совместная деятельность с семьёй
Совместная образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей. | Совместная деятельность с семьёй |
НОД | Игры с сыпучими материалами, лепка, рисование и раскрашивание альбомов, выкладывание по контуру пуговицами и фасолью | Тематические консультации, открытые занятия, выставки работ |
Основной формой работы с детьми является /занятие/, продолжительность
которого соответствует возрастным нормам детей:
1 раз в неделю по 20 минут.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям
расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые
части.
Итоговые занятия проводятся по каждому из разделов программы.
3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Важнейшим условием обеспечения эффективного развития ребенка является конструктивное взаимодействие с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей в вопросах обучения детей грамоте развития.
задачи:
-Знакомить родителей с возможностями детского сада по организации дополнительного образования детей.
-Систематически оформлять наглядную информацию для родителей в родительском уголке.
- приглашать родителей на занятия кружка.
В основу совместной деятельности семьи и педагога заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость форм и методов воспитания в ДОУ для родителей;
- уважение, взаимное доверие и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье.
Тематическое планирование
Октябрь | 1. Тема: «Овощи с огорода» 2. Тема «Деревья» 4. «Осенние деревья» - рисование ладошками. 3. Тема: «Дикие животные» 4. Тема: «Птицы» Цель: 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. |
ноябрь | 1 . Тема: «Дом» 2. Тема: «Одежда» 3 . Тема: «Игрушки» 4 . Тема: «Транспорт» |
декабрь | 1.Тема «Зима. Признаки зимы» 2. Тема: «Домашние животные» 3. Тема «Новый год. Дед мороз» 4. Тема: «Новый год. Елка» |
январь | 1. Тема «Снег идет» 2.Тема: «Одежда» 3. Тема: «Птицы» |
февраль | 1. Тема «Дикие животные» 2. Тема «Конец зимы»
4. Тема «Защитники отечества» |
март | 1. Тема: «Мамин праздник»
4. Тема «Народная игрушка» |
апрель | 1. Тема «Весна» 2. Тема «Звонкая капель»
|
май | 1. Тема: «Рыбы» 2. Тема: «Цветы» 3. Тема: «Насекомые»
|
III. Организационный раздел
1.Материально-техническое обеспечение программы.
Материалы и оборудование:
- резиновые игрушки, мячики (ежи);
- пластилин, соленое тесто;
- бусы, нитки, мозаика, прищепки, счетные палочки, шишки, спички;
- различные материалы: пластичные, сыпучие (крупы, макароны, бобовые, песок, орехи);
- бумага, цветные карандаши, клей, пальчиковые краски;
- фигурки животных, муляжи овощей;
- картотека пальчиковых игр
Список литературы.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с..
- Волынкин В.И. «Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие». Р /Д: «Феникс», 2007 г.
- Ермакова И.А. Развиваем моторику у малышей. – СПБ: 2007.-66с.
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста.
- Колдина Д.Н. «Аппликация» «Мозаика – Синтез» 2007г.
- Комарова Т.С. Программа и методические рекомендации «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, Мозаика – Синтез 2008 г.
- Лыкова Л.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ТЦ Сфера 2007г.
- Программа «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, 2010 г.)
- Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2007.-217с.
- Фадеева А.А. «Рисуем без кисточки», Академия развития 2026 г.
Краткая презентация программы
1. Возрастные и иные категории детей, на которые ориентирована Программа.
Программу по развитию творческих способностей МБДОУ детского сада №1 осваивают воспитанники за счет средств бюджета города Ярцево.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (русском языке), воспитание и обучение в детском саду носит светский, общедоступный характер.
Рабочая программа разработана воспитателем и приведена в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре образовательной программы и ее объему.
Содержание рабочей программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, посещающих подготовительную группу.
Цели и задачи реализации программы
Деятельность воспитателя по реализации рабочей программы определяются целями ФГОС дошкольного образования, которые обеспечивают государственные гарантии уровня и качества дошкольного образования и равные возможности для каждого ребенка в его получении.
Ведущая цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
2. Характеристика взаимодействия воспитателя с семьями детей
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия воспитателя группы с семьей.
Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада и группы.
Основные задачи взаимодействия воспитателя с семьей:
- изучение отношения родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в группе;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей младшего возраста и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в группе условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего конструктивному взаимодействию педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с содержанием работы группы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности, на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...