программа "Развиваем пальчики"
методическая разработка

Киреева Ангелина Ивановна

методические разработки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvivaem_palchiki.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

МБДОУ детского сада №1        

Протокол №1 от 31.08.2018 г.

 

   УТВЕРЖДАЮ

   Заведующий МБДОУ

   детским садом №1

   _____________ Л.А. Артеменкова

   Приказ №123 от 03.09.2018 года

                             МБДОУ детский сад №1

г. Ярцево  Смоленской области

             

Программа

развития творческих

способностей детей

«Развиваем пальчики»

                                           Автор: Киреева А.И.

     

2018 г.

Содержание

№п/п

Разделы

стр.

I

Целевой раздел

3-6

1

Пояснительная записка

3-4

1.1

Введение

3-5

1.2

Цели и задачи реализации программы по обучению детей чтению

4

1.3

Принципы и подходы к реализации программы

4-5

2.

Планируемые результаты освоения  воспитанниками программы  по обучению чтению.

5

2.1.

Целевые ориентиры возможных достижений ребенка, сформулированные на основе ФГОС ДО.

5

2.2.

Система мониторинга.

5 - 6

II

Содержательный раздел

6-15

1.

Образовательная деятельность в соответствии  с программой, с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания данной программы.

Содержание образовательного процесса.

Связь с другими образовательными областями.

Содержание программы.

6

8-15

2.

3.

Формы реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Особенности взаимодействия с семьей

6 – 7

7

III

Организационный раздел

15 - 18

1.

2.

Материально-техническое обеспечение программы.

Перечень пособий

15

16

3.

Краткая презентация программы дополнительного образования «Развиваем пальчики»

17 - 18

Программа развития творческих способностей детей

                              «Развиваем пальчики»

I. Целевой раздел

1 Пояснительная записка

1.1. Введение


                                                                         
«… Чем больше мастерства в детской руке,

                                                                                  тем умнее ребёнок».
                                                                                         
(В. А. Сухомлинский)

В исследованиях современных ученых отмечается, что моторное развитие детей на сегодняшний день остается актуальной проблемой. Растет число детей с нарушением мелкой моторики. 
Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.    От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму» работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым: позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

               Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

               Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникация с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов» служит одним из важнейших, источников при подготовке детей к начальному школьному обучению: Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой: моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики: должна начаться задолго до поступления в школу.

               Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения вниманий. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально - волевой сферы и мелкой моторики.      

Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, и следовательно работа происходит естественноне возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.  
Программа кружка «Развиваем пальчики» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики у детей 4 - 5 лет.


Цель:  развитие и укрепление мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формирование практических умений и навыков;
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Принципы обучения.

1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л. Рубинштейну).


2. 
Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.


3. 
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.


4. 
Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
Образовательная деятельность проводится с подгруппой детей (8 человек), один раз в неделю, с октября по май месяц, во второй половине дня.

Методы и приемы:

  • Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
  • Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
  • Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
  • Игровые (различные дидактические игры)

Для развития моторики рук используются следующие приемы:

  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
  • рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание)


Ожидаемые результаты:

По завершению срока реализации программы, с помощью мониторинга, разработанного в соответствии с программными требованиями (программа "От рождения до школы" под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) планируется выявить повышение общего уровня развития мелкой моторики.


К концу учебного года у детей улучшится: внимание, память, мышление, координация, воображение, речь. Обогатится словарный запас. Дети научатся работать с бумагой и пластилином в разных техниках, правильно, держать карандаш, кисть. Движения рук, кистей, пальцев станут более активными, гибкими, послушными, действия точными. Работы детей приобретут осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Они научатся самостоятельно и творчески работать.

Мониторинг

Мониторинг, разработанный в соответствии с программными требованиями (Программа "От рождения до школы" Под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). 

Уровень развития навыков и умений мелкой моторики.

Ф.И.

ребёнка

возраст

Кисти
рук имеют хорошую подвижность, гибкость, скованности движений нет

Владеет навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании, в аппликации)

Развита координация обеих рук, зрительный контроль

Связно объясняет свои действия. Быстро запоминает стихи, потешки и чётко их произносит

Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение)


1 – низкий (испытывает затруднения по всем критериям развития мелкой моторики)

2 – средний (затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль)

3 – высокий (владеет навыками и умениямипроявляет интерес к практической деятельности)

 II. Содержательный раздел

1. Образовательная деятельность в соответствии  с  образовательной областью «Речевое развитие»    с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию содержания данной программы.

- Содержание образовательного процесса соответствует основным положениям ФГОС ДО, возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста

Основное назначение программы:

-предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений с различными материалами, которые помогут усвоить программу;

- подготовить детей к школе, способствуя:

                      развитию мелкой моторики и навыков, которые

                      станут базой для дальнейшего обучения в школе;

                      овладению мыслительными операциями (анализ, синтез,

                      сравнение, обобщение);

                      развитию способности к саморегуляции поведения и

                      проявлению волевых усилий для выполнения поставленных

                      задач;

                      овладению навыков речевого общения;

                      развитию мелкой моторики и зрительно- двигательной

                      координации.


2.  Формы реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Содержание образовательного процесса

Содержание образовательного процесса осуществляется в трёх формах работы:

Совместной образовательной деятельности;

Самостоятельной деятельности детей.

Совместная деятельность с семьёй

Совместная образовательная деятельность

Самостоятельная

деятельность детей.

Совместная деятельность с семьёй

НОД

Игры с сыпучими материалами, лепка,  

рисование и раскрашивание альбомов, выкладывание по контуру пуговицами и фасолью

Тематические консультации,

открытые занятия, выставки работ

Основной формой работы с детьми является /занятие/, продолжительность

которого соответствует возрастным нормам детей:

1 раз в неделю по 20 минут.

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям

расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые

части.

Итоговые занятия проводятся по каждому из разделов программы.

3. Особенности взаимодействия   с семьями воспитанников.

Важнейшим условием обеспечения эффективного   развития ребенка является  конструктивное взаимодействие с семьей.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития  компетентности родителей в вопросах обучения детей грамоте развития.

  задачи:

-Знакомить родителей с возможностями детского сада по организации  дополнительного образования детей.

-Систематически оформлять наглядную информацию для родителей в родительском уголке.

- приглашать родителей на занятия кружка.

 В основу совместной деятельности семьи и педагога заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость форм и методов  воспитания в ДОУ для родителей;
  • уважение, взаимное доверие и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье.

Тематическое планирование

Октябрь

 1. Тема: «Овощи с огорода»
Цель: 1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.
3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.
4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.
5. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения
1. Самомассаж шариками «Су- Джок».
2. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».
3. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.
4. «Морковка» - раскрась по образцу.

2. Тема «Деревья»
Цель: 1. Развивать мелкую моторику.
2. Формировать умение координировать речь и движения.
3. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.
4. Стимулировать тактильные ощущения.
5. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

Упражнения
1. Самомассаж каштанами.
2. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».
3. Упражнение «Сухой бассейн» - найти мелкие игрушки.

4. «Осенние деревья» - рисование ладошками. 

3. Тема: «Дикие животные»
Цель: 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.
3. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.
4. Учить наклеивать бумагу на изображенные силуэты животных (обрывание).

Упражнения
1.Самомассаж гранеными карандашами.
2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».
3. Упражнение «Нарви зайке травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.
4. «Спрячь зайку» - аппликация (обрывание). 

4. Тема: «Птицы»

Цель: 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.
3. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать их в комочки.
4. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.

Упражнения
1. Самомассаж еловыми шишками.
2. Пальчиковая гимнастика «Полетаем».
3. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.
4. Упражнение «Накорми птичку» - отрывать кусочки бумаги и скомкать ее в маленькие комочки.

ноябрь

1 . Тема: «Дом»
Цель: 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Упражнять в умении рисовать на манке. 
4.Учить технике последовательного наклеивания элементов. 
5. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому. 

Упражнения
1. Самомассаж гранеными карандашами.
2. П/г. «Мы похлопаем в ладоши» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.
3. «Домик для мишутки» - рисуем на манке.
4. «Дом для ежика» - аппликация.
 

2. Тема: «Одежда»
Цель:1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо или громко по сигналу.
3. Воспитывать бережное отношение к одежде.
4.  Учить технике последовательного наклеивания элементов.

Упражнения
1. Самомассаж желудями.
2. П/г. «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.
3. Д/игра «Сортировка» – игры с пуговицами (с ножками и без).
4. «Нарядим куклу на праздник» - аппликация.

3 . Тема: «Игрушки»
Цель: 1. Совершенствовать мелкую моторику.
2. Продолжать учить координировать движения с речью.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Закреплять у детей умение работать с бумагой - разглаживание смятой в комочек бумаги.
5. Учить детей работать пластилином способом размазывания на листе.

Упражнения
1. Самомассаж мячиками («Су-Джок»).
2. П/г «Лошадка».
3. Упражнение «Что спряталось в комочке?» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
4. «Мой весёлый, звонкий мяч» - пластилинография.

 4 . Тема: «Транспорт»
Цель: 1. Совершенствовать мелкую моторику.
2. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.
3. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.
4.  Учить аккуратно, наклеивать детали.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

Упражнения

1. Самомассаж бигуди.
2. Упражнение «Топай - хлопай».
3. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.
4. «Грузовик» - аппликация.

декабрь

1.Тема «Зима. Признаки зимы»
Цель: 1. Развивать мелкую моторику.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.
4. Учить аккуратно, наклеивать детали.

Упражнения
1. Самомассаж еловыми шишками.
2. Пальчиковая гимнастика «Погреемся».
3. «Лыжник» - шагаем пальчиками, с одетыми на них бутылочными крышками.
4. «Снеговичок » - аппликация.

2. Тема: «Домашние животные»
Цель:
1. Развивать мелкую моторики.
2. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Обучать детей ритмичному нанесению мазков из пластилина.
5. Воспитывать любовь к животным.

Упражнения
1. Самомассаж мячиками («Су –Джок»).
2. П/г «Коготки и лапки».
3. Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.
4. «Клубочки для котенка» - пластилинография.

3. Тема «Новый год. Дед мороз»

Цель: 1. Совершенствовать мелкую моторику.
2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Учить рисовать пробками, прикладывая их к листу бумаги.
5. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук.

Упражнения
1. Самомассаж гранеными карандашами.
2. Пальчиковая гимнастика «Елочка».
3. П\Упражнение «Сосульки»- работа с прищепками.
4. «Украсим рукавичку Деду Морозу» - рисование.

4. Тема: «Новый год. Елка»

Цель: 1. Развивать мелкую моторику. 
2. Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.
3. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
4. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

Упражнения
1. Самомассаж крупными пуговицами.
2. Упражнение «Выложи по образцу» - выкладывание ёлки по образцу из треугольников.
3. П\упр.-«Сортировка новогодних шариков по цвету»
4. «Наряжаем ёлку»- рисуем пластилином ёлочные игрушки.

январь

1. Тема «Снег идет»
Цель: 1. Развивать мелкую моторику.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
3.Закреплять умение работать с бумагой. 
4. Продолжать учить работать с бумагой (техника обрывания).
5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Упражнения
1. Самомассаж гранеными карандашами.
2. П/г. «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.
3. П\Упражнение «Снежки».
4. «Снежные комочки» - аппликация.
 

2.Тема: «Одежда»

Цель: 1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4.  Продолжать учить аккуратно, наклеивать детали.

Упражнение
1. Самомассаж кончиков пальцев прищепками.
2. Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».
3. Упражнение «Помогаем маме» - развесить белье на веревку и закрепить его прищепками.
4. «Шарфик для куклы Кати»» - аппликация. 

3. Тема: «Птицы»

Цель: 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.
3. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
4. Продолжать учить рисовать ладошками и пальчиком.

Упражнения
1. Самомассаж еловыми шишками.
2. П/г «Полетаем»
3. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.
4. «Воробей» - рисование ладошкой.

февраль

1. Тема «Дикие животные»
Цель: 1. Развивать мелкую моторику.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
3. Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания.
4. Воспитывать любовь к природе.

Упражнения
1. Самомассаж мячиками «Су-Джок».
2. П/г «Апельсин».
3. П.Упр. «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки).
4. «Веселый ежик» - аппликация (обрывание).

2. Тема «Конец зимы»

Цель: 1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Продолжать учить создавать несложную композицию из прищепок.
4. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Упражнения
1. Самомассаж гранеными карандашами.
2. Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
3.П\ Упражнение «Солнечный денек» - прищепки.
4. «Грибочки» - аппликация.


3. Тема «Семья»

Цель: 1. Совершенствовать мелкую моторику.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Учить аккуратно, наклеивать детали, создавать красивую композицию.

Упражнения
1. Самомассаж еловыми шишками.
2. П\г «Месим тесто».
3. Игра «Тесто» - имитация замешивания теста в сухом бассейне.
4. «Кораблик» - аппликация.

4. Тема «Защитники отечества»

Цель: 1. Совершенствовать мелкую моторику.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Упражнять в умении составлять узор и последовательно их наклеивать.
4. Развивать чувство формы, цвета и композиции.
5. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

Упражнения
1. Самомассаж гранёными карандашами.
2. Пальчиковая гимнастика «Фонарики».
3. Д/и «Сортировка» - игры с пуговицами (с ножками и без).
4. «Украсим папе галстук» - аппликация.

март

1. Тема: «Мамин праздник»
Цель: 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. Стимулирование тактильных ощущений.
3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.
4. Тренировать умение создавать узор по образцу.
5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.
6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

Упражнения
1. Самомассаж косточками фруктов.
2. П/г «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.
3. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.
4. «Цветочек на ладошках» - аппликация.

2. Тема: «Домашние животные»
Цель:1. Развивать мелкую моторику.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую с помощью ложки.
4. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

Упражнения
1. Самомассаж мячиками «Су-Джок».
2. Упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне.
3. П\упражнение «Котик хочет молочка».
4. «Котенок» - рисование (тычком).


3. Тема: «Домашние птицы»
Цель: 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. 
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Продолжать учить работать с бумагой в технике (обрывание).
4. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.

Упражнения
1. Самомассаж фруктовыми косточками.
2. Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча).
3. П\упр. «Накорми цыпленка».
4. «Цыплёнок» - аппликация (обрывание).

4. Тема «Народная игрушка»
Цель: 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. Стимулирование тактильных ощущений.
3. Учить работать с бумагой, смятой в комочек.
4. Продолжать аккуратно, наклеивать детали по образцу.

Упражнения
1. Самомассаж мячиками («Су- Джок»).
2. П/г «Похлопаем».
3. Упражнение «Что спряталось в комочке?» разглаживание трафаретов народных игрушек из бумаги, смятой в комочки.
4. «Неваляшка» - аппликация. 

апрель

1. Тема «Весна»
Цель: 1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. Стимулирование тактильных ощущений.
3. Учить детей работать с бумагой.
4. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.
5. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.

Упражнения
1. Самомассаж каштанами.
2. П/И «Весенний цветок».
3. П.упр. «Бумажные комочки».
4. «Весенние цветы» - рисование бумажными комочками

2. Тема «Звонкая капель»
Цель:1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Продолжать учить пользоваться губкой для переноса жидкости из одной емкости в другую.
4. Продолжать учить детей работать с пластилином.

Упражнения
1. Самомассаж еловыми шишками.
2. П/И «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок.
3. П\упр. «Волшебная губка».
4. «Пушистая тучка» - пластилинография. 

3. Тема "Весеннее солнышко"
Цель: 1. Развивать мелкую моторику.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Продолжать учить создавать композицию с помощью прищепок.
4. Продолжать учить аккуратно, наклеивать детали.

Упражнения
1. Самомассаж гранеными карандашами.
2. П\Упражнение «Солнечный денёк».
3. «Весеннее солнышко» - аппликация.


4. Тема «Дождь»
Цель:1. Развивать мелкую моторику.
2. Продолжать учить работать с пипеткой и ситом.
3. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.
4. Стимулирование тактильных ощущений.
5..Продолжать учить аккуратно, наклеивать детали.
6. Развивать усидчивость, целенаправленность.

Упражнения
1. Самомассаж мячиками («Су-Джок»).
2. «Дождь» - рисуем на манке.
3. Заштрихуй тучку по образцу.
4. Упражнение «Весёлая переливайка» (пипеткой, резиновой грушей).
5. Аппликация «Зонтик».

май

1. Тема: «Рыбы»
Цель: 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Продолжать развивать орудийные действия (работа с ситом и крупой).
4. Учить аккуратно, наклеивать детали, создавать красивую композицию. 
5. Воспитывать фантазию, чувства прекрасного, любовь к природе.

Упражнения
1. Самомассаж гранеными карандашами.
2. И\упр. «Веселая рыбалка».
3. «Рыбки плавают в воде» - аппликация.

2. Тема: «Цветы»
Цель: 1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Закреплять умение работать с бумагой в технике обрывания.
5. Закреплять умение аккуратно, наклеивать детали.

Упражнения
1. Самомассаж фруктовыми косточками.
2. Пальчиковая игра «Цветы».
3. П \Упр. «Нарви мелко бумагу».
4. «Одуванчики» - аппликация.

3. Тема: «Насекомые»
Цель: 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Стимулирование тактильных ощущений.
3. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие.
4. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.
5. Продолжать учить работать с пластилином.

Упражнения
1. Самомассаж гранеными карандашами.
2. Упражнение «Насекомые на листочке» - упражнение в шнуровке.
3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.
4. «Улитка»- пластилинография.


4. Тема: «Лето»
Цель: 1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Учить аккуратно, наклеивать детали, создавать красивую композицию.
4. Воспитывать фантазию, любовь к природе.

Упражнения
1. Самомассаж мячиками («Су-Джок»).
2. Пальчиковая игра «Цветы».
3. П\Упр. «Нарви бумагу».
4. «Украсим бабочке крылышки» - аппликация.

                  III. Организационный раздел

1.Материально-техническое обеспечение программы.

Материалы и оборудование:

- резиновые игрушки, мячики (ежи);

- пластилин, соленое тесто;

- бусы, нитки, мозаика, прищепки, счетные палочки, шишки, спички;

- различные материалы: пластичные, сыпучие (крупы, макароны, бобовые, песок, орехи);

- бумага, цветные карандаши, клей, пальчиковые краски;

- фигурки животных, муляжи овощей;

- картотека пальчиковых  игр


Список литературы.

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с.. 
  2. Волынкин В.И. «Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие». Р /Д: «Феникс», 2007 г.
  3. Ермакова И.А. Развиваем моторику у малышей. – СПБ: 2007.-66с. 
  4. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. 
  5. Колдина Д.Н. «Аппликация» «Мозаика – Синтез» 2007г.
  6. Комарова Т.С. Программа и методические рекомендации «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, Мозаика – Синтез 2008 г. 
  7. Лыкова Л.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ТЦ Сфера 2007г.
  8. Программа «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, 2010 г.)
  9. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2007.-217с.
  10. Фадеева А.А. «Рисуем без кисточки», Академия развития 2026 г.

Краткая презентация программы  

1. Возрастные и иные категории детей, на которые ориентирована Программа.

 Программу по развитию творческих способностей  МБДОУ детского сада №1 осваивают  воспитанники за счет средств бюджета города Ярцево.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (русском языке),  воспитание и обучение в детском саду носит светский, общедоступный характер.

Рабочая программа разработана воспитателем и  приведена в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре образовательной программы и ее объему.

Содержание рабочей программы учитывает возрастные и  индивидуальные особенности воспитанников, посещающих подготовительную группу.

Цели и задачи реализации программы

Деятельность воспитателя по реализации рабочей программы определяются целями ФГОС дошкольного образования, которые обеспечивают государственные гарантии уровня и качества дошкольного образования и равные возможности для каждого ребенка в его получении.  

 Ведущая цель  программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,  обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

        

2. Характеристика взаимодействия воспитателя с семьями детей

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия воспитателя группы с семьей.

Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, развития компетентности родителей; обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада и группы.

Основные задачи взаимодействия воспитателя с семьей:

  • изучение отношения  родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в группе;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей младшего возраста и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  •  создание в группе условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего конструктивному взаимодействию педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях.

Система  взаимодействия  с родителями  включает:

  • ознакомление родителей с содержанием работы группы, направленной на физическое, психическое и социальное  развитие ребенка;
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности, на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...