статья
статья (подготовительная группа)
Создание условий для поддержки детской инициативы и возможности самостоятельного выбора
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание условий для поддержки детской инициативы и возможности самостоятельного выбора.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
И задача каждого воспитателя – найти способы и средства, которые побуждают ребенка активно применять свои знания и умения, нацеливают на поиск новых творческих решений, т. е. поддерживают детскую инициативу.
Основным условием для поддержки детской инициативы и самостоятельности - это признание ребенка полноценным субъектом образования. Поэтому, я стараюсь создать в группе такие условия, в которых дети чувствуют себя полноценными хозяевами своей группы. Они участвуют в оформлении предметно-развивающей среды, сами выбирают игры в течении дня и самостоятельно формулируют правила поведения в группе.
В своей группе предметно-развивающую среду строю в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Предметно-игровую среду организую так, чтобы дети могли участвовать в многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, театральных, народных и других, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Созданная среда позволяет детям развивать познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.
В группе создаю партнерские отношения с каждым ребенком. Дети видят, что каждого из них принимают и уважают, они ведут себя свободно, в соответствии со своими интересами, делают выбор и проявляют инициативу. Стараюсь заинтересовать детей, если они затрудняются, задаю наводящие вопросы, нацеливаю на поиск нескольких вариантов решения проблемных ситуаций, вызываю у детей чувство радости от успешных действий.
Чтобы поддержать детскую инициативу, необходимо создать условия к принятию детьми решений и выражения своих чувств. Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является «детский совет». Детский совет обеспечивает эмоциональное благополучие детей на целый день. Мы обмениваемся новостями, планируем индивидуальную и совместную деятельность. Дети на экране выбора фиксируют каждый своим значком, в какой центр активности он пойдет и чем будет там заниматься.
В своей работе применяю методику проектной деятельности. В проектной деятельности инициатива и самостоятельность проявляются с различной степенью выраженности. Инициатива выражается в том, чтобы ребенок не только захотел сделать что-либо самостоятельно, но и мог предложить оригинальную идею или изменить идею другого ребенка.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающей среде, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно - образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители.
Я считаю, что основной целью проектного метода, является развитие свободной творческой личности, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В процессе использования проектной деятельности развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело.
Эффективной формой развития детской самостоятельности и инициативы является работа с лэпбуком. Лэпбук - тематическая папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях или просто подойти и просмотреть всё её содержимое. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет пройденное, рассматривает сделанную своими руками книжку, самостоятельно собирает информацию и может выбрать задание с учетом своих возможностей и интересов.
В настоящее время используем набор карточек Л.В. Свирской. Карточки предлагаются на выбор, дети работают с карточками разного содержания, выполняя разные виды деятельности с учетом своих интересов и возможностей. При работе с карточками ребенку предоставляется выбор возможностей для выполнения задания. Л.В. Свирская пишет, что по каждой теме целесообразно готовить от 30 до 50 карточек – из расчета по 2–3 на каждого ребенка. При таком количестве карточек, во-первых, обеспечивается реальная возможность выбора, во-вторых, комплексность содержания и максимальное разнообразие заданий.
Свободная деятельность детей, в условиях созданной мной предметно-развивающей среды, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет взаимодействовать со сверстниками индивидуально. Самостоятельная деятельность детей наполняется содержанием за счет созданной мной предметно-развивающей среды - материалы для игры, рисования, лепки, конструирования, исследования и экспериментирования. Это обеспечивает выбор по интересам, позволяет ребенку включиться во взаимодействие со сверстниками.
В течение дня дети могут самостоятельно определить вид своей дальнейшей деятельности и показать, чем бы он хотел заняться с помощью «экрана выбора». Это помогает мне отследить, какой центр в группе востребован больше, а какой необходимо пополнить материалами для детей.
В своей группе организую выставки продуктов детского творчества. У детей развивается чувство гордости за свой труд.
Для меня тема создание условий для поддержки детской инициативы современна и актуальна. Наше будущее за самостоятельными и инициативными детьми.
Литература:
1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
2. Воронова В. Я., «Творческие игры старших дошкольников». М.: 1983.
3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., «Организация сюжетной игры в детском саду» М.: 2000.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
5.Свирская Л.В., Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...