Программа тренинговых занятий с педагогами «Вместе дружно мы живем»
материал

Работа с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trenning_s_pedagogami.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Программа тренинговых занятий с педагогами

«Вместе дружно мы живем»

                                 Составитель: педагог-психолог  МБДОУ

                                                                детского сада компенсирующего вида № 37 города Кузнецка

Тухова Е.В.

                        

Пояснительная записка.

В условиях современной жизни мы так часто слышим, что должны быть лучше других, что, в конце концов, приходим к убеждению, будто наличие соперничества является условием эффективной работы. Однако последние открытия в области педагогики и психологии показывают, что человек  достигает большего, когда ему «не дышат в спину».

Так сплоченная, дружная команда педагогов, работающая с единой целью, в которой каждый сотрудник готов придти на помощь коллеге (а не наличие конкуренции в коллективе) – это половина успеха любого дела. Но коллектив детского сада часто  сталкивается с проблемами в данной сфере: это, во-первых, разновозрастной коллектив, при этом делящийся на женщин предпенсионного или уже пенсионного возраста и молодых девочек, только что окончивших учебное заведение. Во-вторых, коллектив, как правило, разделён на тех, кто работает в ДОУ всю жизнь в должности воспитателя и тех, кто решил сменить свою профессию на воспитателя только недавно.

Исходя из вышесказанного, работа педагога-психолога с педагогическим коллективом ориентирована на сплочение, что, в свою очередь,  должно дать  возможность для команды педагогов стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. К тому же товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь должны помочь сформировать хороший социально-психологический климат в коллективе.

Программа работы с педагогами построена на моделировании ситуации, в которых участники за короткий срок могут почувствовать, чем хороша командная работа, что она из себя представляет, какие результаты приносит по сравнению с индивидуальной. Так же во время  тренинга участники смогут активно обучаться навыку работы в команде, взаимопомощи и поддержке.

Следует отметить тот факт, что люди проявляют себя на тренинге гораздо более активно и ярко, чем делают это на работе, таким образом можно разглядеть в коллегах новые грани, возможности, таланты. Так же можно увидеть, кто является лидером в коллективе, кто не боится брать на себя ответственность, кто незаметно вносит раздор, чья деятельность объединяет людей, а чья направлена на достижение исключительно своих целей, что является лучшей мотивацией и т.д.

Цель программы: сплочение педагогического коллектива ДОУ и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

-  формировать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе;

-  развивать коммуникативные навыки педагогов;

- воспитывать у членов педагогического коллектива доверие к себе и другим, умение действовать внимательно по отношению к окружающим;

-  расширять представления педагогов о себе и помогать им увидеть себя с другой стороны;

-  тренировать умение педагогов слушать и точно передавать послания;

-  обучать методам снятия мышечного напряжения и расслабления;

- развивать у педагогов способность к сплочению, сотрудничеству, взаимодействию;

- формировать у педагогов умения принимать совместные решения и находить подходящую стратегию для решения той или иной задачи.

Программа рассчитана на 11(15) часов. Занятия проводятся в течение учебного года по одному – два раза в месяц. Продолжительность занятий от 1 до 1,5 часов. Структура каждого занятия определяется тремя частями: вводной (ритуал приветствия), основной (игры и упражнения по теме) и заключительной (ритуал завершения).

В ходе работы используются игровые методы, арттерапевтические технологии, психогимнастические упражнения и элементы тренинга общения.

Данная программа составлена на основе работ Фопеля К., Поповой Л. Н., Киселёвой М. О., Лопатиной А., Скребцовой М.

Перспективный план

Тема

Дата проведения

Ответственный

   Вводное занятие

1. Зачем мне это надо? У меня нет проблем.

Сентябрь

Психолог

2. А он другой…

Октябрь

Психолог

3. Доверяй – не проверяй.

Ноябрь

Психолог

4. «Я» – индивид или «Я» - часть коллектива?

Декабрь

Психолог

5. Пойми меня.

Январь

Психолог

6. Мобилизируем энергию группы.

Февраль

Психолог

7. Как дела? – Спасибо, хорошо.

Март

Психолог

8. Родство душ.

Апрель

Психолог

9. Без труда.

Заключительное занятие.

Май

Психолог

Вводное занятие.

Цель: знакомство с членами педагогического коллектива, ознакомление с целями, задачами тренинга и формулирование основных правил работы по данной программе.

Оборудование: ватман, маркер.

Содержание занятия:

Перед началом работы по программе происходит знакомство: педагог-психолог представляется и рассказывает немного о себе и о целях и задачах тренинга, затем каждый из участников называет своё имя и немного говорит о себе. Для этой цели может быть использована любая игра на знакомство: «Меня зовут, я…», «Самопрезентация», «Магия нашего имени», «Встреча» и т. д.

 После знакомства обговариваются правила, они могут быть прописаны заранее педагогом-психологом, или же придумываться педагогическим коллективом совместно (этот вариант выбран для работы по данной программе). Правила могут быть любыми (не кричать друг на друга; выключить мобильные телефоны; слушать друг друга, не перебивая; говорить только от своего лица и т.д.).  Однако, следует учитывать тот факт, что если правила предлагаются всеми участниками, то педагог-психолог обязан спросить все ли согласны с этими правилами и только после того, как все согласятся, он записывает их (необходим ватман и маркер). С этого момента они вступают в силу.

Занятие №1

Зачем мне это надо? У меня нет проблем.

Цель: создание в группе педагогов спокойной атмосферы и мотивации к дальнейшей работе.

Содержание занятия:

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

Педагоги образуют круг. Педагог-психолог поворачивается к соседу справа и говорит ему комплимент. Сосед благодарит и поворачиваясь дальше делает комплимент следующему участнику. Упражнение продолжается до тех пор, пока комплименты не будут сказаны всем педагогам.

2. Упражнение «Медные трубы»

Участники образуют два круга, стоя лицом друг к другу и образуя пары. Один партнёр говорит комплимент своему коллеге. Тот отвечает: «Да, конечно, а я ещё…», называя то, что ценит в себе. Роли меняются. Затем участники делают шаг влево, образуя новую пару, и игра повторяется. Упражнение проводиться до тех пор, пока не будет сделан полный круг.

3. Упражнение «Измерим друг друга»

Участники делятся на две команды. Объясняются правила: команды должны встать так, чтобы имеющие наибольшее количество братьев и сестёр стояли впереди, а обладатели наименьшего количества – позади. Когда команда решит, что стоит правильно, её участники должны встать руки по швам и крикнуть: «Сделано!». Прежде, чем педагог-психолог объявит новый критерий построения, надо дать оставшейся команде время построиться. Необходимо проверить правильность построения первой команды.

4. Релаксационное упражнение «Уйти, чтобы остаться»

Педагог-психолог даёт следующую инструкцию: «Садитесь или ложитесь поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких выдоха. Вспомните момент, когда вы ощущали состояние полной удовлетворённости. Вспомните как вы тогда ощущали себя. Как двигались? Как дышали? Есть ли какая-нибудь поза, соответствующая этому состоянию? Примите эту позу и сделайте три глубоких вдоха, представив своё дыхание как три огромных волны, на гребне которых вы находитесь и, которые уносят вас глубоко в ваш внутренний мир…..

5. Ритуал прощания.

Педагоги садятся в круг и делятся своим мнением о проведённых упражнениях, а также чувствами и эмоциями, которые они испытали на занятии.

Занятие №2

А он другой…

Цель: развитие коммуникативных навыков у педагогов.

Оборудование: стеклянная бутылка.

Содержание занятия:

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

2. Упражнение «Тройки»

Педагог-психолог просит группу разбиться на микрогруппы по три человека в каждой. Участникам предлагается выбрать себе в партнёры кого-нибудь из тех, кого они не знают, но с кем хотели бы познакомиться поближе. Затем на протяжении пяти минут каждый участник рассказывает двум своим партнёрам  себе. При этом партнёры могут задавать говорящему вопросы. После того, как каждый в тройке рассказал о себе, каждому участнику придумывается прозвище, например, «Карл Смелый». Эти прозвища должны подчёркивать лучшие качества участников. Затем все смешиваются в одну группу и становятся в круг. Все участники поочерёдно делают шаг вперёд и громко называют своё прозвище. Остальные участники группы хором повторяют прозвища.

3. Игра «На вокзале»

Участники распределяют между собой роли. Педагог-психолог рассказывает историю. Каждый раз, когда в ней упоминается определённый персонаж, участник, который исполняет эту роль, должен произносить соответствующие звуки или слова.

Работник перрона: «Назад!»

Продавец мороженного: «Шоколадное мороженное!»

Мужчина с чемоданом: «Всего хорошего!»

Вокзальные часы: «Тик-так!» и т. д.

Ролей должно быть столько, чтобы были задействованы все участники.

4. Упражнение «Бутылочка»

Вся группа садиться в круг, в центр которого педагог-психолог кладёт стеклянную бутылочку. Один из участников выходит в центр круга и говорит задание: «Тот, на кого сейчас укажет булка, должен будет нам рассказать, каким было его первое впечатление обо мне» (чем он особенно гордиться, кто мешает ему своим присутствием, пришёл ли он сюда по собственному желанию и т. д.). задания могут включать в себя не только просьбы рассказать, но и показать.

5. Ритуал прощания.

Занятие №3

Доверяй – не проверяй.

Цель: воспитание у членов педагогического коллектива доверия к себе и другим, умения действовать внимательно по отношению к окружающим;

Оборудование: повязки на глаза на каждого участника занятия, мякиши в количестве равном количеству присутствующих педагогов.

Содержание занятия:

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

2. Упражнение «Всадники и кони»

Педагоги разбиваются на пары и договариваются, кто из них будет конь, а кто всадник. «Кони» закрывают глаза, а всадники встают позади них, держа за локти своих «коней» и управляют ими так, чтобы не произошло столкновения.

3. Упражнение «Оберегающий круг»

Водящий стоит в центре круга, который образуют участники, стоя на расстоянии 2-х метров друг от друга. Стоящий в центре закрывает глаза, три раза поворачивается вокруг своей оси и затем бежит с закрытыми глазами в любом направлении. Игроки в круге пытаются поймать его и мягко остановить, развернуть и направить по другому пути, где он опять наткнётся на другого ловца. Необходимо объяснить участникам, что группа в целом отвечает за безопасность водящего игрока. Все должны постоянно следить за ним и вовремя останавливать. Важно, чтобы возможность побегать была у всех участников.

4. Упражнение «Артобстрел»

Участники разбиваются на пары. Один из партнёров надевает на глаза повязку и берёт в руки два метательных снаряда. Другой партнёр становиться его тренером, но ему запрещено прикасаться к снарядам. «Слепой» должен бросать снаряды, подбирать их и при этом стараться, чтобы в него не попали. Тренер не может прикасаться к своему партнёру, но может разговаривать с ним, указывая ему направление броска и давая советы. «Слепой» также может разговаривать. У каждой пары есть цель – поразить «слепого» из другой команды. Если снаряд попадает в тренера, это засчитывается как недочёт стрелявшей команде.

5. Ритуал прощания.

Занятие №4

«Я» – индивид или «Я» - часть коллектива?

Цель: расширение представлений педагогов о себе и развитие у них способности  увидеть себя с другой стороны;

Оборудование: листы бумаги на каждого участника занятия, цветные карандаши, фломастеры, пастель.

Содержание занятия:

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

2. Упражнение «Дерево жизни»

Педагог-психолог предлагает педагогам нарисовать дерево своей жизни по следующей схеме:

  • корень – цель и смысл вашей жизни;
  • ствол – ваше представление о себе;
  • ветви – качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты и желания;
  • плоды – качества, которые вы уже имеете, исполненные мечты и желания.

Обсуждение «деревьев жизни» с выявлением общих тенденций.

3. Упражнение «Поиск сходства»

Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Упражнение эффективно, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение: Педагог-психолог должен постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

4. Упражнение «Рисуем друг друга»

Педагог-психолог предлагает участникам занятия нарисовать кого-либо из группы. Это может быть ассоциация с цветком, растением, животным, насекомым и т. д. Главное правило: рисунок должен отражать самые яркие черты характера рисуемого. Затем по рисункам друг друга педагоги пытаются угадать, кто именно нарисован на том или ином рисунке.

5. Ритуал прощания.

Занятие №5

  Пойми меня.

Цель: развитие невербальных средств общения и понятия существующих трудностей в общении у некоторых людей.

Оборудование: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Содержание занятия:

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

2. Упражнение «Толстое стекло»

Участники делятся на группы по 2-3 человека. Им предлагается представить, что они общаются друг с другом через толстое стекло, т. е. они видят друг друга, но не слышат. С помощью мимики и жестов каждой группе необходимо донести некую информацию до всех участников, например:

* «Вчера посадила на даче картошку, а сегодня георгины»;

* «Я скоро поеду в Париж. Что тебе купить?»;

* «Объелась клубники, не могу пошевелиться»;

* «Ты пойдёшь на дискотеку в субботу?» и т. д.

3. Упражнение «Вавилонская башня»

Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание, которые кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, и обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение.

5. Ритуал прощания.

Занятие №6

Мобилизируем энергию группы.

Цель: обучение методам снятия мышечного напряжения и расслабления. Мобилизация энергии группы.

Оборудование: ёмкости с водой и песком на каждого участника занятия, полотенца бумажные, аромолампа, релаксационная музыка, крем или мыло.

Содержание занятия:

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

2. Игра «Красная кнопка»

Участники распределяются по игровой площадке, и каждый кладёт руку чуть ниже спины ладонью наружу. Эта рука будет символизировать «красную кнопку», при нажатии на которую «отключается» нижняя половина тела. Каждый старается коснуться «красной кнопки» любого другого игрока и одновременно следит, чтобы этого не произошло с ним самим. Когда на «красную кнопку» нажали, то это означает, что теперь данный игрок больше не может ходить и должен стоять на месте. Однако, теперь он может действовать обеими руками и вращаться на месте, по-прежнему пытаясь осалить других участников игры. Игра заканчивается, когда почти все игроки оказались осаленными.

3. Работа с песком и водой + самомассаж кистей рук.

Педагоги выполняют все инструкции педагога-психолога. Сначала идёт работа с водой и самомассаж кистей рук, затем работа с песком. Все задания направлены на снятие мышечного и эмоционального напряжения.

4. Медитация «Небо и земля»

Педагог-психолог предлагает участникам сесть поудобнее, закрыть глаза и сделать три глубоких выдоха. Пусть каждый попытается расслабиться и направить своё внимание внутрь себя. «Почувствуй свою собственную энергию. Как ты ощущаешь её в своём теле? Как ты чувствуешь себя в этом помещении и с этими людьми? Ты чувствуешь себя уставшим или полным сил?.........»

«Сделай три глубоких выдоха, пошевелись и открой глаза, будь снова здесь, освежённый и отдохнувший.».

5. Ритуал прощания.

Занятие №7

Как дела? – Спасибо, хорошо.

Цель: развитие у педагогов способности к сплочению, сотрудничеству, взаимодействию;

Оборудование: ткань, воздушные шарики, белые листы бумаги, соответствующие количеству участников занятия, цветные карандаши или пастель.

Содержание занятия:

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

2. Упражнение «Веселый счет»

Педагог-психолог называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться. Упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Обсуждение.

3. Игра «Почётный караул»

На полу разложена ткань, в центре которой лежат надутые воздушные шары. Педагог-психолог предлагает участникам встать вокруг ткани и одновременно поднять её правой рукой. При этом надо следить, чтобы ни один шарик не упал с ткани. Далее психолог начинает давать различные задания: «в быстром темпе передавать друг другу свободной рукой мяч и т. д.».

Обсуждение.

4. Упражнение «Работаем вместе»

Психолог делит педагогов на несколько групп и раздаёт каждой из них цветные карандаши (ровно такое количество, сколько человек в подгруппе). Затем просит нарисовать участников игры  рисунки. При этом у каждого члена группы рисунок должен быть свой и в этом рисунке он должен использовать все цвета, выданные на подгруппу. Психолог уточняет, что взять любой карандаш можно только с согласия группы, если один и тот же карандаш понадобился одновременно нескольким членам группы необходимо договориться, найти компромиссное решение, которое устроит всех, так как побеждает та команда, которая выполнит задание первой.

5. Ритуал прощания.

Занятие №8

  Родство душ

Цель: тренировка умений педагогов понимать членов группы с «полуслова», слушать и слышать собеседника.

Содержание занятия:

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

2. Упражнение «Сердце и душа»

Участники разбиваются по двое и парами садятся друг напротив друга. Один из них будет называть любимый цвет, только очень-очень медленно. А его партнёр в это же время пытается произнести то же самое. Очень хорошо если он будет следить не только за губами партнёра, но и представит себя его двойником, связанным в этот момент с ним, с его мыслями и чувствами. Во втором круге роли меняются. Через некоторое время психолог может ввести новые категории: имена, города и страны, названия цветов  и т. д.

3. Упражнение «Три действия за три минуты»

Игрок 1 на некоторое время выходит из комнаты. Остальная группа в это время придумывает три действия, которые он должен совершить после своего возвращения. Действия могут быть совершенно простыми: чихнуть, лечь спать и т. д. Игрок 1 возвращается в комнату и игрок 2 должен за три минуты объяснить первому какие действия он должен проделать. Но  2 игрок не может прямо сказать, что требуется от 1-го. Он может делать это только при помощи намёков: «Ты не разу мне не говорил, что у тебя аллергия на цветочную пыльцу».

4. Упражнение «Говорящие руки»

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Психолог дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре: поздороваться с помощью рук, побороться руками, помириться руками, пожалеть руками, выразить радость, попрощаться руками и т. п. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Инструкции повторяются.

Обсуждение.

5. Ритуал прощания.

Занятие №9

    Без труда.

        Цель: формирование у педагогов умения принимать совместные решения и находить подходящую стратегию для решения той или иной задачи.

Оборудование: листы бумаги на каждого члена группы, ручки или простые карандаши.

Содержание занятия:

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

2. Игра «Остров».

Педагоги делятся на равные по количеству участников команды  и представляют, что они попали на необитаемый остров, на котором есть все условия для жизни (животные, пресная вода, деревья), но с собой у них нет абсолютно ничего, кроме одежды в которой они находятся. Исследуя остров, они обнаружили в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы, но каждый можем взять себе лишь 10 предметов, при этом советоваться с другими участниками команды нельзя. Поделиться или обменяться предметами с другими участниками, потом тоже будет нельзя. Каждый участник на отдельном листке бумаги записывает десять предметов, которые он возьмет с собой. После выполнения всеми этой части упражнения, психолог говорит о том, что хоть у каждого участника и есть по 10 предметов, но ситуация такова, что всей группе можно унести из пещеры только 10 предметов. После этого группа совещается и составляет один общегрупповой список.

Обсуждение.

 

3. Упражнение «Ремейк»

 Участники делятся на три группы, теперь каждая из них – это отдельная киностудия, и сотрудники должны «снять» фильм по мотивам сказки «Красная шапочка».

 Первая группа – это американская киностудия, поставившая фильм ужасов. Вторая – французская, она представляет мелодраму, нежную романтическую историю. Третья киностудия – итальянская, предлагающая детективный вариант «Красной шапочки». Каждая группа готовит свой «фильм» (на демонстрацию которого будет отведено 3-5 минут), согласно теме постановки.

Обсуждение.

4. Ритуал прощания.

Заключительное занятие.

Цель: подведение итогов работы и закрепление полученных навыков по сплочению педагогического коллектива.

1. Ритуал приветствия « Комплимент»

2. Упражнение «Подарок»

Педагог-психолог произносит: «Давайте подумаем, что вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

3. Психолог подводит итоги всех занятий: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы  узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?.. (обсуждение).

Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

4. Ритуал прощания.

 

Список используемой литературы:

  1. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002.
  2. Детско-родительский клуб «Весёлая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  3. Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. – М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002.
  4. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах – М.: «Амрита-Русь», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий для педагогов ДОУ "ВВЕРХ по РАДУГЕ"

Профилактика профессионального выгорания педагогов через сплочение коллектива и снятие психоэмоционального напряжения....

Программа тренинговых занятий "Психологическое сопровождение педагогов в ДОУ"

Целью психолого-педагогического сопровождения педагога является обеспечение психологической поддержки инновационной деятельности и развитие психологической готовности педагога к инновационной деятельн...

Игровое занятие по адаптации "Вот как дружно мы живем"

Занятие направлено на помощь в адаптации к детскому саду малышей первой младшей группы...

конспект занятия "Вместе дружно мы живем"

ознакомление детей с родной страной...

Воспитательно-образовательный проект: «Эколого-психологические тренинговые занятия, как средство воспитания эмоциональной отзывчивости детей к живой природе»

         Новые требования к системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и орга...

Программа тренинговых занятий «Профилактика и коррекция профессионального выгорания педагогов ДОУ»

Профессиональная деятельность занимает существенное место в жизненном пространстве человека. При этом, профессиональная деятельность может оказывать на личность как позитивное воздействие, предоставля...