Педагогический проект «Загадочный мир космоса» в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)
Педагогический проект «Загадочный мир космоса» в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_proekta.docx | 31.94 КБ |
kalendar_kosmicheskih_dat.docx | 15.16 КБ |
plan_tematicheskoy_nedeli_vsemirnaya_nedelya_kosmosa.docx | 32.64 КБ |
shema_realizatsii_proekta_zagadochnyy_mir_kosmosa.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап
Всероссийского профессионального конкурса
«Воспитатель года России» в 2019 году
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ
«МОЙ УСПЕШНЫЙ ПРОЕКТ»
Педагогический проект
«Загадочный мир космоса»
Холмова Юлия Владимировна,
Воспитатель МДОУ «Детский сад «Родничок»
г. Переславль-Залесский, 2018г.
Паспорт проекта:
Тема: «Загадочный мир космоса»
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий
Вид проекта: групповой
По содержанию: открытый, детско-взрослый, внутри группы; фронтальный (дети и семьи воспитанников)
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители, инструктор по физической культуре
Продолжительность: средней продолжительности (сентябрь-ноябрь)
Защита Проекта
Слайд 3 Актуальность
Космос- это огромный и таинственный мир. Дети постоянно задают себе вопросы : кто живёт в космосе? Если солнце упадёт на Землю, что тогда будет? Почему звёзды светят только ночью? Почему приходит ночь и куда она девается утром? Почему мы не падаем, раз Земля круглая? На других планетах кто-нибудь живёт? Почему в невесомости летают? И вообще, что такое космос – где он начинается и где заканчивается?
Можем ли мы взрослые, ответить на все эти вопросы? Иногда это вызывает затруднения.
В процессе бесед, чтения художественной литературы, просмотра иллюстраций у детей появился интерес к космосу и первому полёту человека в космос. Поэтому возникла необходимость в создании и реализации соответствующего проекта, в котором приняли участие педагоги, дети старшего дошкольного возраста и их родители. Это позволило детям и взрослым «заглянуть» в загадочный мир космоса.
Слайд 4 Проблема
- Для современных детей мечта стать космонавтом уже не актуальна. Тем не менее, герои их любимых мультфильмов - космические пираты, участники звёздных войн, инопланетные существа. Все эти персонажи дезинформируют детей, рассказывая о планетах, зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
- Вторая, проблема: Недостаточные знания детей о Вселенной и о праздничных датах, посвященные освоению космоса.
- И третья, не менее важная проблема заключается в том, что Формирование представлений о космосе сводится к проведению тематической недели, посвящённой Дню космонавтики, следовательно, недостаточно программно-методического обеспечения для формирования естественно-научных представлений у детей о космосе, о роли человека в космическом пространстве.
Слайд 5
Поэтому Целью проекта стало Формирование естественно-научных представлений у детей о космосе, о роли человека в космическом пространстве. В котором целью детей является Получить как можно больше сведений о космосе.
Слайд 6 Задачи проекта
Для себя я поставила следующие задачи:
- Создать условия для формирования естественно-научных представлений у детей о космосе, о роли человека в космическом пространстве через организацию предметно-развивающей среды.
- Разработать учебно-методическое обеспечение, предусматривающее формирование естественно-научных представлений у детей о космосе, о роли человека в космическом пространстве
- Научить дошкольников добывать информацию из различных источников и применять ее в различных видах детской деятельности.
- Способствовать формированию устойчивого интереса к познанию космического пространства через интеграцию образовательных областей в совместной деятельности детей и взрослых.
Слайд 7 План действий
Для достижения цели и решения поставленных задач был разработан следующий план действий, в котором отражена поэтапная работа над проектом
Этапы реализации проекта | Задачи и содержание деятельности |
На Организационно- Подготовительном этапе | - Я выявила первоначальные знания детей о космосе - Провела Анализ развивающей предметно-пространственной среды по теме космос и наметила план её пополнения - Составление перспективного плана тематических -Подбор и изучение познавательной литературы и информации по теме проекта. -Разработка учебно-методического обеспечения, предусматривающее формирование естественно-научных представлений у детей о космосе, о роли человека в космическом пространстве |
Основной этап включал в себя | -Создание в группе условий для реализации проекта -Деятельность в соответствии с планом проекта |
На Заключительном этапе была оформлена | - Выставка рисунков и поделок «Неизведанный космос» - Оформлены лэпбук и макет «Солнечная система» (в ходе совместной вечерней деятельности с родителями) - Организация совместного детско-родительского досуга «Космическое путешествие» - Данный проект был Презентован на педсовете и получил + оценку коллег. |
Слайд 8 Ресурсное обеспечение проекта
- Для реализации проекта были затрачены следующие ресурсы:
Мною были приобретены обучающие плакаты, справочная и детская литература - Для проведения досугов и комплексных занятий были привлечены специалисты: инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель
- Из оборудования понадобился ноутбук и мультимедийное оборудование
- Для продуктивных видов деятельности и изготовления пособий нам понадобились: цветные восковые мелки, картон, бумага для рисования, наборы строительных материалов, кубики, конструктор лего, бросовый материал для поделок
- Воспользовались услугами Ярославского мобильного планетария (просмотр космических сказок в куполе)
(детям предлагалось на Славиче посетить планетарий вместе с родителями, потом делились впечатлениями)
Слайд 9 Действия, обеспечивающие реализацию проекта
- Реализация проекта началась с составления календаря космических дат
- Далее была разработана схема, в которой чётко определены задачи по каждой образовательной области, содержание: (непосредственно те мероприятия, которые можно провести) и виды деятельности детей и взрослых . ( по познавательному развитию разработаны циклы бесед, картотеки опытов и игр, презентации, по речевому развитию можно организовать совместную деятельность с родителями по словотворчеству, интегрированные занятия и тд
- Эта схема является основой для составления плана тематической недели.
Схема периодически пополняется, тем самым предоставляет большой выбор мероприятий для составления плана тематической недели. При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, комплексное обучение, познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность.
Слайд 10,11,12
В ходе реализации проекта большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Мною созданы следующие условия для формирования естественно-научных представлений у детей о космосе, о роли человека в космическом пространстве:
- Создана предметно-развивающая среда:
- подобраны детская и методическая литература по теме «Космос»
- изготовлена интерактивная папка лэпбук «Солнечная система»
- создан макет солнечной системы
- оформлена выставка поделок космическая техника, космонавты.
- оформлены альбомы детских рисунков, (раскраски про космос, планеты и их спутники, животные в космосе, загадки про космос, игры о космосе, учёные-астрономы, космическая техника, космонавты).
- подобраны познавательные видеоролики и мультфильмы
Слайд 13
А так же Разработаны:
Цикл бесед с детьми: «Этот загадочный космос», «первый космонавт» и тд. Сюжетно-ролевые игры: «Мы космонавты», «Путешествие по вселенной», «Полёт», «Мы конструкторы»
Цикл занятий по формированию естественно-научных представлений: Планета Земля, Луна, планеты солнечной системы, космодром, Полёт в космос.
Цикл занятий для детского творчества
Картотека опытов и экспериментирования: «Что выше неба?», «Световой луч и тень», «Сколько звезд на небе?»
Картотека игр для формирования естественно-научных представлений:
Слайд 14
В итоге проведённой насыщенной совместной деятельности
Дети научились добывать информацию из различных источников и применять её в различных видах детской деятельности.
В начале проведения тематической недели мы обсудили с детьми: Что знаем? Что хотим узнать? Как это будем делать? Откуда брать информацию. Затем запланировали список дел в центрах группы с помощью модели «Паутинка» и назначили ответственных. В результате дети с лёгкостью справлялись со своими поручениями.
Слайд 15, 16,17
В конечном итоге, у дошкольников удалось сформировать интерес к познанию космического пространства через интеграцию образовательных областей в совместной деятельности детей и взрослых. О чем свидетельствует их увлечённость данной темой,
16 и результаты продуктивных видов деятельности.
17 Дети проявили большой интерес к теме космоса,: вместе с родителями находили информацию по теме, рассказывали и делились своими знаниями с другими детьми в детском саду. Дети из дома приносили свою литературу для чтения, самостоятельно рисовали рисунки о космосе, а также с родителями изготавливали из конструктора лего летательные аппараты
От реализации проекта получили удовольствие и узнали много нового и интересного, не только дети, но и все участники проекта.
Слайд 18
Итоговым мероприятием Всемирной недели космоса стал совместный детско-родительский досуг «Космическое путешествие».
Слайд 19
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего детского сада и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Данный проект как я уже говорила, периодически пополняется методическими разработками, и в перспективе, я планирую провести ещё одну тематическую неделю, посвящённую Дню космонавтики в апреле.
А ещё я думаю, что этот проект может стать основой для разработки авторской программы по формированию естественно-научных представлений у детей о космосе.
Предварительный просмотр:
Календарь космических дат
Дата | Название |
С 4 октября по 10 октября | Всемирная неделя космоса (ВНК) — ежегодный праздник, отмечаемый в различных частях всего мира. Цель Всемирной недели космоса — отмечать вклад космической науки и техники в современное общество, в улучшение благосостояния человека. |
4 октября | День космических войск, приурочен к запуску первого искусственного спутника Земли 4.10.1957 Указ Президента РФ № 549 от 31.05.2006 |
12 апреля | День космонавтики в России. Этот день самый важный в истории космонавтики не только России, но и всего мира, ведь именно 12 апреля 1961 года в космосе побывал первый космонавт планеты — Юрий Гагарин. (Установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года в честь первого в мире полета человека в космос.) |
21 мая | Международный день Космоса. В 1998 году его объявил прямо из космического пространства американский астронавт. Эндрю Томас оповестил всю Землю о том, что 21 мая будет считаться Международным днем Космоса. Такое в истории случилось впервые, ведь только спустя много времени стало возможным передавать из Вселенной приветы, пожелания, а также транслировать в прямом эфире различные действия астронавтов. Но в ту пору это выглядело крайне необычно и, надо признать, было в диковинку. |
Предварительный просмотр:
План тематической недели, посвящённой Всемирной неделе космоса
Дата, день недели | Тема мероприятия | Организация РППС для поддержки детской инициативы | Взаимодействие с родителями |
01.10.18 Понедельник | Утро Утреннее приветствие детей «Здравствуй планета Земля» – создать положительный настрой. Беседа «Что такое космос». Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопрос. НОД Познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Зачем летают в космос?» Цель: Систематизировать и расширить представления детей о космонавтике, познакомить с искусственными спутниками земли. Аппликация (Т.С.Комарова «Занятия по ИЗО деятельности, стр 88): Тема: «Космические корабли» Цель: Учить передавать форму ракеты, применяя прием вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, чтобы правая и левая стороны изображения получились одинаковыми; располагать ракету на листе так, чтобы было понятно, куда она летит. Прогулка Наблюдение: за солнцем- уточнить знания детей о том, в каком месте поднимается солнце, и где оно прячется. организация ПИ «Ждут нас быстрые ракеты Вечер Чтение художественной литературы. В. Степанов «Юрий Гагарин». Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность ОД в режиме Подвижная игра «Море волнуется» (жители неизвестной планеты). Игра "Сложи ракету из геометрических фигур". Закреплять название геом. фигур. | Подбор предметных, сюжетных картинок, иллюстраций, детских книг, дидактических игр, атрибутов к с/р играм и т. д. по теме. Внести в группу альбомы: «Космос», «Солнечная система». Иллюстрации о космосе и космонавтах. Книги с произведениями о космосе и космонавтах. Атласы и энциклопедии. Активизировать внимание детей на предстоящую тему -рассматривание карты звездного неба, глобуса – макета Земли, иллюстраций с космонавтами, космическими кораблями, космической станцией; фото из космоса. | Информация в родительском уголке о начале работы над проектом. Приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми. Активное участие в подборе книг, иллюстраций, энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе. |
02.10.18 Вторник | Утро: Беседа: «Солнце и планеты Солнечной системы» из альбома «Раз планета, два комета…» НОД Развитие речи Ситуативный разговор и речевая ситуация: «Если бы я был космонавтом… » Рассказы по картинкам «На чем люди летают в космос». Художественно - эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Этот Загадочный космос» Цель: Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста, побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтении литературы о космосе. (восковое мелки и акварельные краски) Прогулка ПИ «Звездные ловишки» Общение: «Космическая столовая». Что едят космонавты на космической станции? Вечер Выучить с детьми считалку «Светит Солнце, а вокруг есть планеты, девять штук.» Индивидуальная и групповая работа: - развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе). Опыт: «Почему кажется, что звезды движутся по кругу» Цель. Установить, почему звезды движутся по кругу. ОД в режиме Беседа «Кого принимают в космонавты». Закрепить представления о необходимости заботиться о своём здоровье с детства. Уточнить какие физ. качества нужны космонавтам. | Изготовление лэпбука и макета «Солнечная система» Подготовить презентацию «Солнечная система» Раскраски на космическую тематику Бумага для рисования, трафареты, восковое мелки и акварельные краски | Чтение родителей с детьми произведений (на выбор)
Консультация для родителей «Рассказать детям о космосе». |
03.10.18 Среда | Утро Чтение художественной литературы. Тема: Чтение отрывка из книги В.П. Бороздина «Звездолетчики», рассказ - «Первый в космосе» Цель: учить внимательно слушать, помочь осмыслить содержание рассказа. НОД Конструирование/ (оригами) Тема: «Ракета» Цель: Вызвать интерес к конструированию кораблей из бумаги; развивать мелкую моторику рук. Просмотр видеоролика «Путешествие в космос». Прогулка Игровое упражнение * «Невесомость» (равновесие) Вечер Строительная игра «Космодром» Цель: Продолжать учить самостоятельно находить новые конструктивные решения при выполнении задания по условию и в соответствии с общим замыслом, закрепление у детей умения обыгрывать постройки с использованием мелких игрушек. ОД в режиме Словесные д/и и упражнения: «Закончи предложение», «Подбери слова-действия. | Создавать условия и помогать организовывать сюжетно ролевые игры: «Полёт на луну», «Космическое путешествие» (космонавты собираются в полет, тренируются, изучают карту звездного неба. в полете наблюдают за звездами и планетами, ведут бортовой журнал. Возвращаются на землю, докладывают о результатах космического путешествия руководителю полета). Создание условий для самостоятельной деятельности: в уголке художественного творчества для работы. Предложить детям пластилин, раскраски про космос. | Просмотр с родителями и детьми мультфильмов:
«Незнайка на Луне» Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Мы космонавты». |
04.10.18 Четверг | Утро Беседа о Всемирной неделе космоса. Продолжать знакомить с российскими праздниками, День космических войск Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями. Беседа с детьми на тему «Какая она, луна? НОД Рисование Цель: учить детей изображать ракету, используя вытянутую треугольную форму или овальную, наносить на нее мелкие части (иллюминатор - окно, антенны); а также звездное космическое небо приемами "печатание", "набрызг". Расширять познания детей об окружающем нас мире техники. Развивать творческое воображение Д/и «Строим ракеты» - закрепить геометрические фигуры, из которых можно построить ракету, упражнять в умении строить ракеты из счетных палочек. Вечер Графический диктант «Ракета»- (инд. работа с Мишей Алисой, Артем) упражнять в ориентировке на листе бумаги. | Альбомы с космической техникой, Модель спутника Презентация о спутниках Земли Конструктивные игры: Складывание созвездий из мозаики. | Вместе с детьми найти новую поговорку, стихотворение, загадку и разучить Изготовить их конструктора лего летательные аппараты |
05.10.18 Пятница | Утро Беседа «Что случится с нашей планетой, если…». Расширять представление детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать желание беречь свою планету. НОД Экология/ окружающий мир. Тема: «Космос». (О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением», стр 53) Цель: расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса- ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и др. героях космоса. Прогулка ПИ «Космонавты» Вечер Познавательно-исследовательская деятельность: Можно ли увидеть воздух? Опыт «Обнаружим невидимку». Игра с воздушными шарами: «Как воздух играть помогает?» Дидактические игры | Развивающие интеллектуальные игры: «Сложи узор» («Ракета» - кубики Никитина), «Танграмм» (космические корабли, жители неизвестной планеты) - развивать мышление и зрительное восприятие. Создание условий для самостоятельной деятельности в книжном уголке. Выбрать книги для чтения и рассматривания: О звёздах и планетах», «Мифы звёздного неба». | Папка-передвижка для родителей «КОСМОС» - сборник идей для совместных игр и занятий с детьми дома Помощь в изготовлении атрибутов для игр (элементы костюмов, бросовый материал). |
08.10.18 понедельник | Утро НОД Лепка Пластилинография «Планеты Солнечной системы». Прогулка Наблюдение за облаками. Вечер Организация совместного детско-родительского досуга «Космическое путешествие» | Создание условий для самостоятельной деятельности в уголке творчества: Пластилин, картон, ножницы, трафареты. Подготовить атрибуты для эстафет и конкурсов к досуговому мероприятию | Совместное участие в досуге. Создание призов. |
Предварительный просмотр:
Схема реализации проекта «Этот загадочный мир космоса»
Разделы программы | Задачи | Содержание работы | Виды детской деятельности |
Познавательное развитие | Создать условия для: - расширения кругозора детей о космосе, названиях планет Солнечной системы, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики, профессии космонавта, первооткрывателях космоса, космическом корабле, космодроме,; - развития наблюдательности, любознательности, мышления, памяти, речи, познавательной активности; - поддержки интереса к решению проблемных задач - развития поисково-познавательных способностей. |
«Солнце-самая большая звезда», «Красный Марс» | - Познавательно-исследовательская - Коммуникативная - Экспериментирование - Совместная деятельность с воспитателем - Игровая -Совместная деятельность детей и родителей |
Речевое развитие | Создать условия для: - поддержки инициативы детей высказываться, делиться впечатлениями, участвовать в дискуссии; - активизирования и обогащения словаря детей. |
| - Коммуникативная - Восприятие художественной литературы - Изобразительная деятельность - Совместная деятельность со взрослым |
Социально-коммуникативное | Создать условия для: - развития свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов; - закрепления навыков взаимодействия в коллективе -развития духовно-нравственной личности: воспитания чувства патриотизма через знакомство с первым советским космонавтом Ю. Гагариным, праздником Днём космонавтики. - формирования эмоционального, ценностного отношения к людям, работа которых связана с освоением космоса; |
| - Коммуникативная - Игровая - Совместная деятельность со взрослым |
Физическое развитие | Создать условия для: - формирования первоначальных знаний о здоровом образе жизни, о полезных и вредных продуктах, о роли физической подготовки для космонавтов |
| - Двигательная - Игровая - Совместная деятельность со взрослым |
Художественно-эстетическое развитие | Создать условия для: - проявления положительных эмоциональных чувств и бережного отношения к природе через чтение художественной литературы и беседы на экологические темы по охране нашей планеты - совершенствование умения передачи образа разными средствами ИЗО - развития творческого потенциала и становления субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности. |
| - Восприятие художественной литературы - Совместная деятельность со взрослым -Театральная -Музыкальная -Конструирование из различных материалов и художественный труд -Изобразительная деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сказки « Дюймовочка» к проекту «Загадочный мир насекомых» в старшей группе
Конспект сказки « Дюймовочка» к проекту «Загадочный мир насекомых» в старшей группе...
Проект «Загадочная пыль» (познавательно-исследовательский) старшая группа
В природе всё взаимосвязано. Раз пыль есть, значит, для чего-то она нужна. Мы предполагаем, что пыль играет как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека. Перед нами встали в...
Педагогический проект на тему "Космос" в старшей группе
12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. 57 лет назад (12 апреля 1961 года) Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль «Восток». Длительность полёта состав...
Проект "Загадочный мир насекомых" в старшей группе
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, мура...
Проект «Этот загадочный мир — Космос» в старшей группе ДОУ
Космические приключения и путешествия на далёкие и неизвестные планеты Солнечной системы увлекают и захватывают всё внимание детей. Поэтому рассказывать об устройстве звёздного мира, важности изучения...
Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...
Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»
Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...