Отчет по самообразованию. По теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по направлению: развитие познавательной деятельности через экспериментирование у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Повысить уровень педагогического мастерства через:
Изучение научно-педагогической литературы по исследовательской деятельности и развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
План работы по самообразованию на учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
По теме:
«Экспериментирование как средство развития
познавательной активности дошкольников»
МДОУ «Детский сад № 4»
воспитателя Шведовой А.С.
г.Саратов 2018-2019 уч.год
План воспитателя МДОУ «Детский сад №4»Шведовой А.С. по самообразованию
на 2018-2019 учебный год.
Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.
Конфуций.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по направлению: развитие познавательной деятельности через экспериментирование у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
Повысить уровень педагогического мастерства через:
Изучение научно-педагогической литературы по исследовательской деятельности и развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Раздел плана | Сроки выполнения | Форма работы. Этапы работы | Практические результаты |
Изучение методической литературы и интернет ресурсов | Сентябрь | Самостоятельная детальность педагога. 1. изучение традиционных методик; 2.современный взгляд на проблему; 3.Опыт работы педагогов других ДОУ; | Изучила дополнительную литературу: 1.Рыжова Л.В.: Методика детского экспериментирования из-во: Детство-Пресс 2017г. 2. Дмитриева Е. А. : Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. Из-во: Сфера, 2018 г. 3. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006. 4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004 5. Горошилова, Шлык: Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников 3-7 лет. Перспективное планирование из-во: Детство-Пресс 2018г. |
Разработка плана внедрения изучаемой темы в педагогический процесс | Октябрь | Совместная работа с педагогом- напарником ,старшим воспитателем ,специалистами ДОУ 1.Выбор методов и приемов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. 2.Подбор пособий и наглядного материала, создание картотеки(дидактических, настольно-печатных игр и др.) 3.Разработка современного плана работы группы по месяцам (по теме самообразования) | 1.Выбрала методы работы с детьми: Словесный метод (Рассказ, беседа, инструктаж и др.) Практический метод Наглядный метод Провела диагностику детей (образовательная область «Познание») с целью выявления уровня познавательной активности. 2.Изготовила: - дидактические игры по познавательному развитию («из чего сделано?», «Где прячется вода?», «Волшебные рукавички»); - дидактические пособия: картотек опытов и экспериментов для старших дошкольников: -воздух -песок и глина -вода - алгоритм проведения опытов и экспериментов - правила безопасности при проведении опытов; |
ПЛАН РАБОТЫ НА НОЯБРЬ-МАЙ 2017 - 2018гг | |||
Ноябрь Декабрь Январь Февраль | Совместная работа педагога с детьми во всех видах деятельности; работа с родителями | Экспериментирование с водой Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме. Эксперименты и опыты
Изготовление цветных льдинок. Экспериментирование с воздухом Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Эксперименты и опыты
Чем пахнет воздух? Подготовила консультацию для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | |
Распространение опыта среди педагогов в ДОУ | Март апрель | Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Эксперименты и опыты
Притягивает - не притягивает | |
Анализ работы по самообразованию | Май | Отчет о результатах работы по самообразованию. | Экспериментирование с песком Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Эксперименты и опыты
Предоставила отчет |
Закрепление изученного материала в процессе самообразования. | Июнь-август | Совместная деятельность педагога с детьми (в летний период). | Продолжитла работу по познавательному развитию детей. Распространила опыт работы через интернет-сайты, статьи в периодических изданиях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-426243-1395851283.jpg)
Отчет по самообразованию на тему:"«Экспериментирование как средство познания окружающего мира»
В образовательном процессе необходимо обеспечить нарастание инициативной преобразующей активности дошкольника, развитие его познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме поис...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/15/picture-544110-1418671627.jpg)
Программа по самообразованию по теме:"Экспериментирование как средство развития творческой деятельности детей"
В программе подробно описано как можно работать по данной теме....
Самообразование по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Самообразование по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-622821-1459068216.jpg)
План по самообразованию на тему: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста"
Повышение профессиональной компетенции педагога по вопросу "Детское экспериментирование"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/02/picture-917142-1543771036.jpg)
План по самообразованию по теме "Экспериментирование, как средство познавательного развития ребёнка"
План по самообразованию по теме "Экспериментирование, как средство познавательного развития ребёнка"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/28/picture-1257310-1593353246.jpg)
Отчет по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучен...