Театрализованная деятельность в работе логопеда
материал (старшая группа)

Овчинникова Татьяна Васильевна

« Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б.М.Теплов)                                                                                                                                Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
   Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминология); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.
   Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Исходя из основной цели  были выделены следующие задачи:
- развитие речи детей и коррекция ее нарушений;
- развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;
- обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;
- развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
- развитие эстетических способностей.

   Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на коррекционных занятиях мною  используются речевые игры и упражнения, направленные на:
- развитие дыхание и свободы речевого аппарата,
-умение владеть правильной артикуляцией,
-четкой дикцией,
-разнообразной интонацией,
-логикой,
-игры со словом, развивающие связную речь,
-творческую фантазию,
-умение сочинять небольшие рассказы и сказки,
-подбирать простейшие рифмы.
  В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
  Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
     Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим раз­нообразный дидактический ма­териал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевоз­можные иллюстрации.
На занятиях  используются сле­дующее оборудование:

  • настольная и напольная ширмы:

  • плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;

  • декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.);

  • наборы кукол для пальчи­ковых игр;

  • рукавички с изображени­ем мордочек животных:

  • костюмы персонажей ска­зок;

  • игрушечные персонажи.

    Театрализованные игры про­ходят поэтапно.

  На первом этапе систематически выполняют­ся игровые упражнения, направ­ленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переклю­чаться с одного движения па дру­гое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений друго­го человека.
  На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого ап­парата, правильной артикуля­ции, четкой дикции, разнообраз­ной интонации.
  На третьем этапе следует переходить к драматизации сти­хов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, за­тем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый те­атр.
На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду де­ятельности — драматизации рас­сказов и сказок. Дети мо­гут разыгрывать текст как акте­ры.                                                                                                                                                                       
 Те­атрализованная игра всегда приносит ребенку большую радость и удивление. Театральная игра в детском саду может включаться практически во все занятия – в совместную деятельность детей и взрослых, в свободное время, в самостоятельную деятельность, в работу кружков, в проведение праздников и развлечений. Я работаю учителем-логопедом в детском саду и в своих занятиях нередко обращаюсь к разным видам театрализованных игр, я использую игры с куклами и другими игрушками.
       Те­атрализованная игра всегда приносит ребенку большую радость и удивление.                                                                                                                                                                  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Элементы театрализованной деятельности в работе логопеда"

Доклад предназначен для практической деятельности учителей-логопедов. В нем определяются цели, задачи, этапы проведения театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми старшего дошкольно...

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

В статье описывается важность использования элементов театрализации, импровизации  в работе логопеда, как средства коррекции речевых нарушений в условиях детского сада....

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда

Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Данный материал содержит опыт работы учителя...

Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самостоя...

Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед  должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...

Театрализованная деятельность в работе логопеда Кружок «Зеркало»

laquo;Зеркало» - упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы;Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализова...